Теле-теле-тесто
Архив15 июля 2002 года случилось довольно яркое событие - впервые в отечественной истории учредителем телеканала стала Интернет-компания. На фоне пессимистических прогнозов о финансовой состоятельности Интернет-компаний факт довольно примечательный.
Многострадальное здание завода «Динамо» на Ленинской Слободе, 26, менее всего предназначено для показа слабонервным инвесторам. Пока идешь по коридорам, часть которых слово «разруха» описывает так точно, что кажется придуманным именно здесь, в этих стенах, к российским интернетчикам проникаешься уважением и сочувствием одновременно. Курить можно на лестнице. На лестнице хорошо, только холодно. О том, что это место для курения догадываешься по художественно разбросанным окуркам - сразу видно, что здесь уже не завод, а пристанище для людей творческих профессий. Какой-то особенно творческий человек решил, вероятно, бороться с разрухой силой воображения - на двери с выбитым замком висит табличка с надписью «дверь закрыта». Чуть ниже этой надписи некая не менее творческая личность шариковой ручкой уточнила, на какую именно часть тела закрыта дверь. Пикантности добавляет то, что дверь в курилке на самом деле никуда не ведет. Она просто прислонена к стене и ждет, когда ее уберут. Именно здесь делается пусть не львиная, но внушительная доля значимых российских Интернет-ресурсов. Здесь генерится трафик. Здесь - Лента.ру, Медмедиа.ру, Звуки.ру… И сам Rambler. В Рамблере чисто, уютно и современно. Там, за дверью, ремонт, а здесь ремонт уже закончен, и все внимание сосредоточено на других задачах. В частности, на развитии телекомпании Rambler-Телесеть, по поводу которой, собственно, мы и потревожили заместителя генерального директора Рамблера Дениса Калинина, попросив ответить его на несколько вопросов. Однако для начала немножко истории. 15 июля 2002 года случилось довольно яркое событие - впервые в отечественной истории 1 учредителем телеканала стала Интернет-компания. На фоне пессимистических прогнозов о финансовой состоятельности Интернет-компаний факт довольно примечательный. За короткое время - всего-то полгода - Рамблеру удалось организовать настоящую сеть региональных партнеров, результатом деятельности которой уже стали трансляции примерно в трехстах городах России. Отступать некуда - впереди Москва. С Москвой, правда, пока не повезло - частоту, освобожденную Дарьял-ТВ, получить не удалось, однако, как утверждает Денис Калинин, это не трагедия: 1 (обратно к тексту) - По большому счету, впервые в мире - если не брать в расчет слияние AOL и Time Warner. |
Запустились мы 15 июля, а чтобы запуститься в Москве - и с этим все соглашаются - нужно обычно около двух лет. Мы думаем, что у нас получится быстрее. Проблема, в общем-то, не в частоте. Есть просто некая процедура, которую надо пройти.
Частот, как известно, в Москве просто нет. И чтобы кто-то получил частоту, нужно, чтобы у кого-то ее забрали. Однако я не думаю, что получение частоты это решающий момент. Дело в том - и это даже немногие москвичи знают - что порядка 70 процентов жителей столицы получают сигнал не с эфирной антенны, а с кабельной системы Мостелекома. Грубо говоря, что пустили в кабельную сеть, то на экране и появилось.
Поэтому Москва - отдельный разговор. Нельзя думать, что все упирается в частоту - и если мы ее не получили, то нас здесь не будет. Мы работаем над этим. В настоящее время уже ведутся переговоры с одними кабельными сетями, начинаем переговоры с другими… Вероятно, раньше мы появимся не в эфире, а в московских сетях. И потихоньку будем работать над получением частоты.
А в регионах у нас все нормально - даже карту могу показать. У нас уже более трехсот партнеров, среди них и эфирные сети, и «кабели». То есть почти в трехстах городах нас смотрят. Среди них такие города как Санкт-Петербург, Екатеринбург… В Петербурге мы идем в эфире, весь город нас видит. Я сам неделю назад ездил, смотрел.
А Москва… Как показала практика наличие московской аудитории для наших рекламодателей важно, но не критично. И без Москвы можно получать рекламу, развиваться, зарабатывать… Просто доход будет меньше во сколько-то раз.
В этом месте Калинин заразительно смеется. Почему - непонятно. Возможно, думает о тех доходах, которые у телеканала впереди. Возможно, просто радуется тому, что все идет, как задумано. Надо признать, что старт у Rambler-Телесеть получился довольно резкий. Единственная (не очень большая) неприятность - с частотой в Москве пока не получилось. |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Что представляет собой ваш канал по содержанию? Вы производите собственные программы или показываете чужой контент?
Еще раз повторю, что мы запустились 15 июля 2002 года. Понятно, что сейчас у нас идет закупленный контент. В основном это советские фильмы, которые, кстати, в регионах пользуются очень большим спросом и зарубежные картины. Вообще же мы планируем сделать познавательный канал. Поэтому в ближайшее время собираемся вставлять блоки типа Discovery, какую-то научно-техническую информацию, научно-популярные фильмы и так далее.
А новости?
Новости - отдельная вещь. Они, конечно, будут, потому что любой канал в конце концов делает себе новости. Но мы не считаем, что это наша первостепенная задача. Основная задача, которую мы ставим, это просвещение в области высоких технологий.
20 января в эфире Rambler ТВ вышла первая передача, снятая в собственной студии - ТОП-Ньюс. Это блок развлекательных новостей, посвященных туризму, отдыху и путешествиям. В целом же концепция канала была публично раскрыта во время борьбы за частоту Дарьял-ТВ. Rambler ТВ - информационно-познавательный канал, структуру вещания которого можно условно разделить на четыре блока. Более трети вещания будет отведено кинематографу, пятая часть эфирного времени достанется познавательным программам и научно-популярным фильмам, 10 процентов будут занимать разнообразные развлекательные программы и 5 процентов останется на информационное вещание, то есть те же новости. Если говорить о научно-популярном блоке, то известно, что в этом году телезрители увидят сериалы Science Workshop, Timeslot и Robots Among Us. Информационное вещание планируется сделать на базе расположившейся по соседству Ленты.ру 2. 2 (обратно к тексту) - Лента.ру входит в состав холдинга Rambler. |
ИНТЕРНЕТ
Как родилась идея телекомпании? Ведь это далековато от Интернет-проекта…
Любому Интернет-проекту тоже надо как-то развиваться. Мы о себе думаем как о русскоязычном Интернет-портале. Как о портале, который создан для русскоязычного населения. Это более 120 миллионов человек внутри России и 120 миллионов за границей. Всего - почти 250 миллионов человек русскоязычного населения. Для владельцев Интернет-проекта нет особой проблемы в получении статистики, рассказывающей, откуда на его проект приходят люди, и мы четко видим это распределение.
Однако, к сожалению, Интернет-рынок ограничен не столько деньгами, сколько распространенностью услуги в России на данный момент. Она чрезвычайно низкая. Причем это ни в коем случае не упирается в деньги. Потому что у потребителей, как показывает практика, находятся деньги на автомобили, сотовые телефоны, на все, что угодно, кроме Интернета. По нашим оценкам, Интернетом в России пользуется порядка восьми миллионов человек и по сравнению с оставшимися десятками миллионов человек это, в общем-то, немного.
У Интернет-проекта может быть две модели получения дохода. Первая модель - рекламная, вторая же базируется на взимании платы за услуги. Мы хотели сделать платные сервисы еще год назад, все для этого подготовили, однако пришли к выводу, что рынок для этого еще не готов, получить деньги с потенциальных потребителей будет очень сложно.
Что означает «рынок не готов»? Потребители не готовы платить психологически или дело в неудобных платежных системах?
И то, и другое, и третье. И психологически многие не готовы. И отсутствие (подчеркиваю, не несовершенство, а именно отсутствие) платежных систем тоже играет свою роль. В настоящее время единственный универсальный способ для потребителя заплатить за какие-то услуги, предоставленные через Интернет, - это пойти в Сбербанк и перевести деньги. То есть встать со стула, надеть пальто и куда-то пойти, что, согласитесь, неудобно. Многие компании пытаются эту проблему решить, но пока достаточно локально: карточки предоплаты, которые мы тоже будем выпускать, еще какие-то решения… Но все это «заплатки», мы не можем решить эту проблему, пока нет нормальной банковской системы, пока люди оперируют наличными и т. п.
Но это не самая большая проблема. Самая большая проблема состоит в том, что огромная масса людей вообще пока слабо представляет себе, что такое Интернет и зачем это нужно. Причем, Интернет доступен практически во всех регионах России. Просто людям непонятно, зачем это. И хочется это как-то менять.
Тогда родилась идея (ну, и момент был довольно удобный, что уж тут скрывать), что неплохо было бы повлиять на потребителей посредством привычных для них методов. С помощью привычного средства доставки информации (то есть телевидения) и известного брэнда (типа Rambler) можно действительно добиться результата. Потихоньку попытаться продвигать оба направления - телевизионное и Интернет - вместе.
А конкретные результаты есть?
Практически все наши партнеры - а это около трехсот российских компаний - в ответ на наше письмо с предложением сотрудничества в области телевещания, прислали назад запрос с встречным предложением сотрудничать не только в области телевидения, но и в области Интернета.
А если говорить о притоке пользователей на портал… Мы не рассчитываем, что наша активность в этой области может действительно сильно повлиять на локальные показатели, потому что мы считаем, что сегодня любой Интернет-пользователь России хотя бы раз в месяц заходит на Rambler. То есть мы и так получаем всю аудиторию, и она не может ни вырасти, ни уменьшиться. Точнее, она сможет расти, если будет расти российская Интернет-аудитория в целом. Поэтому бессмысленно делать рекламную кампанию, которая приводила бы людей на Rambler. Мы даже не оцениваем этот параметр. Нас больше заботит другое - узнаваемость брэнда, удовлетворенность нашими услугами…
И в интервью председателя правления Rambler Телесеть Олега Радзинского, и в статьях, посвященных новому телеканалу, нет-нет да и промелькнет что-то об интерактивных форматах. Промелькнет и затихнет. В Рамблере об этом распространяться не любят - очевидно, что до практического внедрения еще довольно долго, а давать пищу для размышлений конкурентам ни один человек в здравом уме не хочет. |
ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Но, по большому счету, Rambler-ТВ это стандартный телевизионный проект. А что у вас с Интернет-телевидением?
Это интересно. Больше того, могу сказать, что мы сейчас ведем переговоры с одним из крупных провайдеров широкополосного доступа в Москве. И, может быть, запустим там свой канал именно в Интернет-вещании. В этом есть смысл. Загадочный, но есть. Все дело в том, что люди смотрят телевизор, вернувшись с работы. У нас есть идея изучить возможность того, насколько людям интересно смотреть телевизор, находясь на работе. В офисе, конечно, никто телевизор вешать не будет, но если передачи можно будет смотреть через Интернет, то это уже становится интересным.
А кто будет платить за трафик?
Ну, это зависит от компании, от договоренности с провайдером. Мы говорим о цифрах, которые сравнимы с трафиком электронной почты и веба - тот же видеопоток MPEG4 это поток данных порядка 400-500 кбит/с. И если системный администратор способен настроить мультикастовое вещание, то общий объем трафика увеличивается не так уж сильно - трафик не зависит от количества сотрудников, которые смотрят этот канал.
Делать Интернет-вещание в целом на Россию для нас неинтересно именно по причине «проблемы последней мили» - нет гарантий доставки сигнала. Мы сейчас пытаемся хоть как-то наладить хороший доступ к нашим региональным партнерам.
В любом случае, все наши сегодняшние инициативы в этой области это дочерние проекты по отношению к главному, телевизионному проекту. А запускать Интернет-вещание с нуля нерентабельно - из-за проблем с широкополосным доступом, из-за так называемой проблемы «последней мили» это просто нереально. Нежизнеспособно.
А домашние сети?
Думаю, это очень хорошо.
А это жизнеспособно?
Да, это очень хорошо и жизнеспособно. А почему бы и нет? Проблема в том, что сейчас домашние сети - это полуподпольные структуры. Во многих случаях они даже никак юридически не оформлены - с точки зрения закона их не существует. Люди действуют на свой страх и риск.
Они, конечно, молодцы, однако таким образом они ограничивают некоторым образом свое развитие - их очень сложно находить, сложно общаться с ними. Мы бы с радостью дружили с какими-то организованными домашними сетями. Если это компании, если они что-то собой представляют, мы бы охотно с ними сотрудничали - мы можем дать им по приемлемым ценам тот же трафик. Можем сделать с ними проекты, в рамках которых они будут вещать наш телевизионный сигнал. Можем делать специальные проекты для них - например, первая страница Рамблера для их абонентов будет немножко другой, чем для остальных интернетчиков. Нам это интересно, мы стремимся к такому сотрудничеству. Мы можем и хотим улучшить функциональность Рамблера, предложить какие-то дополнительные услуги, но отдаем себе отчет, что оптимизировать основной сайт для широкополосного доступа не слишком мудро. Воспользоваться этими возможностями смогут немногие, поэтому мы не будем это делать. А вот создать точку входа для какой-то домашней сети мы не против.
Мы разработали сейчас концепцию совместно с несколькими операторами - с большим московским оператором широкополосного доступа и парой крупных домашних сетей. Мы им будем поставлять трафик, а они смогут сделать собственные включения в наш портал. Но смотреть пока не на что - ожидаем запуск реальных приложений где-то к лету.
С нашими телевизионными партнерами пытаемся сотрудничать в этом же направлении. Выясняем, какие в регионах Интернет-каналы, как их можно модернизировать и т.д.
А кто будет платить за телевизионный трафик, когда существует масса эфирных бесплатных каналов?
Конечно, плата какая-то предполагается, но не нужно сравнивать ее с оплатой Интернет-трафика. Это все-таки разные вещи. Мы стараемся минимизировать стоимость передачи данных, вплоть до того, что тянем отдельные каналы до этой широкополосной сети. И расценки будут совсем другие, как у нас с партнерами, так и у них с клиентами. Я вообще не вижу особых проблем, чтобы наш телеканал сделать полностью бесплатным. Но это уже не наш бизнес - на ценовую политику наших партнеров мы влиять не можем и не хотим.
А конкуренты? Вы отслеживаете их деятельность в этой области? Время от времени то здесь, то там появляются анонсы каких-то интерактивных проектов, попыток совместить функциональность Интернета и телевидения.
Все хотят совместить Интернет и телевидение. Это очень давно обсуждается…
А вообще есть потребность в интерактивном телевидении или это надуманная проблема?
Конечно, есть. Понятно, что рано или поздно Интернет и ТВ станут единым целым, просто пока наш технологический уровень не позволяет это сделать на данный момент. Это всем ясно и все понимают, что надо этим как-то заниматься. Человеку неинтересно смотреть кем-то запрограммированную штуку, человеку интересно выбирать программы, которые он хочет видеть. Самый простой способ реализации этого уже есть - например, видео по запросу. Кабельные телевещатели либо уже предоставляют подобный сервис, либо могут начать предоставлять эту услугу в любой момент. Любая более или менее новая студия кабельного вещания предполагает возможность включения этой услуги. Естественно, некоторые кабельные структуры заложены очень давно, десятки лет назад, и для того, чтобы они могли предоставлять некоторые современные услуги, требуется значительная их модернизация. Но это есть. «Комкор-ТВ», допустим, это предоставляет….
Если говорить об Интернете и телевидении, то кто играет активную роль в процессе слияния?
По-разному. Об этом много говорят… и есть примеры. Вот Масяня, например - чем не слияние Интернета и телевидения? Но с технологической точки зрения, интернетчики, конечно, активнее. Мы, например, первые в России, кто сигнал из монтажной до места трансляции на спутник гонит по Интернет-сетям, по IP. Телевизионщики «старой школы» с этим связываться побаиваются и вообще не верят в пакетную связь. Мы в этом плане достаточно свободные люди.
ДОМАШНИЕ СЕТИ
Давайте поговорим о домашних сетях вне контекста возможного партнерства их с Рамблером. В настоящее время существует масса домашних сетей, в которых есть какое-никакое радиовещание, как минимум. Во многих сетях существуют общие хранилища видеофайлов, откуда любой абонент может качать фильмы, не оплачивая трафик. Кое-где есть попытки организовать телевещание. Как вы относитесь к подобным инициативам?
С чего-то же должно начинаться. Впоследствии такие сети должны как-то цивилизоваться, платить отчисления за использование контента, легализоваться, налаживать партнерские отношения с другими организациями. Стихийные сети - явление временное. Идет процесс становления медиаструктуры, и, в конечном счете, на плаву останутся лишь те, кто вовремя ухватил суть момента и начал развиваться. Кто раньше станет официальной структурой, те выиграют, кто позже - проиграют.
А откуда брать деньги на выплаты лицензионных отчислений?
Это не такие уж огромные деньги. Вот, допустим, рядышком с нами расположены Звуки.ру. Они платят за все композиции, которые размещены на их сайте. К тому же, существует возможность взаимных договоренностей - можно реально договариваться, отталкиваясь от объема аудитории. Ведь, на самом деле, стоимость показа зависит от того, сколько людей это реально увидит, поэтому это не те же деньги, которые платит ОРТ и РТР. Я не вижу тут особых каких-то сложностей.
То, что в Штатах закрылась масса радиостанций, когда встал вопрос о выплате авторских отчислений, говорит не о том, что Интернет-радио это плохая идея в целом, а о том, что у этих станций была неправильная бизнес-модель. Или вообще никакой не было.
А моделей всего две: либо абонентская плата, либо реклама. Те, кто это понимает, они это строят - с абонентской платой, правда, чуть сложнее, но тоже реально, особенно если запускает подобный сервис кабельная сеть, которой в любом случае нужно собирать абонентскую плату за пользование сервисом.
Отсутствие рекламодателей на Интернет-радио - явление временное. Когда-то вообще в Интернете не было никаких рекламодателей. Я помню времена, когда не было баннеров, например. Ну и что? Посмотрите, что сейчас происходит.
Наше государство как-то собирается контролировать процесс создания стихийных телекомпаний?
Да, и мы участвуем в этом процессе. Сейчас готовится Закон об СМИ и Закон о связи. Оба учитывают существование мультимедийных сетей.
Новые редакции законов, на самом деле, не предполагают ужесточения по отношению к «подпольным» сетям. Речь идет просто о регулировании. Существуют мультимедийные сети и государство хочет как-то поучаствовать в процессе их управления. Главное, чтобы все к этому потихоньку подключались - ведь либо мы получим правильный и хороший закон, который нас устраивает, либо будем жаловаться на несовершенство закона постфактум.
Зачем контролировать вещание в Интернете? Это новая среда, которая позволяет передавать и получать информацию. Понятно, что у государства есть свои интересы, и оно хочет регулировать эти отношения.
Забавно, но как раз с этого мы и начали разговор: в каком-то смысле Интернет и ТВ - одно и то же.
Телеканал Rambler-ТелеСеть - детище Интернет-холдинга Rambler и «Компании Олега Радзинского». В эфир телеканал вышел 15 июля 2002 года, а вещание по России официально началось с 1 января 2003 года. Сейчас потенциальная аудитория канала превышает 25 миллионов человек, а вещание ведется более чем в 250 городах. С 17 января началось тестовое вещание и в Москве - в Южном и частично в Северном Бутово. За три года на развитие канала будет инвестировано (с учетом реинвестиций) 46 миллионов долларов. Rambler - не единственная российская Интернет-компания, пытающаяся выйти на рынок телевидения. Свой канал создает и другой кит российского Интернета - компания РБК. Вещание нового «делового канала» должно начаться в этом году.Предполагается, что его аудитория к концу года достигнет 5 миллионов человек. |