Шаровары для венчурного капиталиста
АрхивКомментарий дняСоздание shareware-программы требует прежде всего времени и упорства. Но как быть, если необходимы еще и инвестиции в будущий продукт? Давайте рассмотрим живой пример российского shareware-проекта, выход которого на рынок требует привлечения стороннего капитала.
Сегодняшняя колонка - во многом опасна. Опасна настолько, что прежде, чем приступить к её проработке, я даже заручился поддержкой главного редактора КТ-онлайн, дабы не быть обвинённым в злоупотреблении служебным положением и не "полететь" за это со своей любимой работы :-) Впрочем, всё и на самом деле очень серьёзно. Речь сегодня пойдёт о shareware-бизнесе, а точнее - об одной из проблем, которая подстерегает разработчиков shareware-программ здесь, в России.
О "шароварах" написано много. Даже очень много. Только "Компьютерра" за последние четыре года посвятила проблемам и перспективам shareware три номера целиком (если не больше; см. ##239, 240, 472). Сколько мегабайт текста по этому вопросу доступно в Сети - и вовсе не перечесть. Но в общем и целом считается, что участие в шароварном бизнесе не требует больших финансовых затрат. Нужна лишь интересная идея, достаточно времени и упорства для воплощения её в код и дальнейшего выпуска обновок с учётом пожеланий пользователей, а также некоторое минимальное знакомство с тем, где выложить свой продукт и как получать деньги с его продажи. Увы, не всегда всё так просто.
Бывают случаи, когда идея не только интересна, но уникальна - и программных продуктов на её основе ещё не существует. Если обладатель такой идеи будет достаточно расторопен, он может небезуспешно попытаться захватить пустующий рынок у корня, облагодетельствовав тысячи страждущих пользователей. Хрестоматийный пример такого подхода (хоть к шароварам отношение имеющий далёкое) - Napster. Впрочем, количество не отражённых в коде интересных идей для персоналок сегодня крайне мало - сказываются два десятка лет эволюции. Иначе обстоит дело с наладонными компьютерами, среди которых есть совершеннейшие новички. Так, компьютеры под PalmOS - самой популярной операционной системы для наладонников, ей сегодня принадлежат около половины мирового рынка - только-только начали обзаводиться мощными процессорами. Вспомните Palm Tungsten T: построенный на 144 МГц ARM-совместимом процессоре, он был встречен аналитиками скептически - ибо ничего нового, кроме собственно увеличенной вычислительной мощи с собою не принёс. Тем не менее, насколько можно судить по количеству выкачиваемых мультимедийных shareware-приложений, продажи его идут неплохо: к примеру, аудиоплейеры к Тангстену расходятся десятками тысяч копий.
Но давайте ближе к сути вопроса. В силу своей молодости, ARM-совместимый Palm не обладает развитыми средствами разработки программ. Один мой хороший знакомый (кстати, призёр международного конкурса Palm-демомейкеров Mobile Wizardry PalmOS Demo Coding Competition 2002 и уже состоявшийся автор одного коммерчески успешного программного продукта, аудиоплейера для старых Palm), столкнулся с этим лично. У него - уникальная идея, реализаций которой для PalmOS-наладонников в настоящее время нет. Ничего секретного: это - программный эмулятор игрового компьютера ZX Spectrum, бывшего не так давно весьма популярным в Европе и России. Количество игр для Spectrum, доступных свободно, исчисляется тысячами - и эмулятор на раз смог бы превратить Palm в игровую приставку. Реализации его в виде законченного продукта для PalmOS до сих пор мешали два фактора: недостаточная вычислительная мощность Palm-устройств и несовпадение параметров экрана ZX Spectrum с экраном Palm, требовавшее больших затрат машинного времени на своё устранение. Мой знакомый сумел найти оригинальное техническое решение последней проблемы, так что эмулятор работает, хоть и в пару-тройку раз медленней, чем нужно. И сейчас самое бы время портировать код под быстрый Tungsten, вывести продукт на рынок и воспользоваться всеми преимуществами первооткрывателя. Но в этом-то и проблема: портировать код, используя лишь сырые инструменты разработки и не имея физического доступа к самой машине - очень и очень сложно. Да, мой знакомый - типичный шароварщик с Palm m105 в кармане: студент, для которого приобрести Tungsten стоимостью в 500 долл. невозможно.
Что сделал бы автор уникальной идеи, скажем, в Штатах? Нашёл бы инвестора, который поможет создать продукт, получив взамен право управлять стратегией его развития и, понятное дело, получать с этого некоторую прибыль. Вспомните: именно так была поставлена на ноги корпорация Napster. Представляете ли вы себе такое в российской глубинке (мой знакомый живёт в Екатеринбурге)?
Но, знаете, несмотря на всю безнадёжность ситуации (а может быть - благодаря ей), я всё же решил попробовать помочь. Возможно, среди читателей колонки (или ваших знакомых) найдётся человек, видящий себя в роли венчурного капиталиста? Письма можно адресовать мне, я переправлю их своему знакомому - с которым вы и обговорите все детали. Я же с удовольствием напишу и продолжение этой истории - в случае, если оно будет. Ну, и, конечно, приглашаю вас всех на форум - обсудить перспективы инвестиций в программные продукты в российских условиях. Стоит ли игра свеч? Каковы объёмы свободного капитала в России? Есть ли организации или сообщества, выделяющие деньги под проекты, ведомые одиночками? Можно ли обойтись вообще без привлечения стороннего капитала? Примите участие в дискуссии!