Как Мозиллу прокатили
АрхивКомментарий дняInternet Explorer, Mozilla и Opera, казалось бы, покрывают все мыслимые требования, которые только можно предъявить к инструменту для веб-серфинга. Тем не менее, компания Apple предпочла создать свой собственный браузер. Safari: зачем и кому он нужен?
О главной новинке, представленной компанией Apple на выставке MacWorld, что состоялась на прошлой неделе в Сан-Франциско, хотя бы краем уха слышал, наверное, каждый. Веб-браузер Safari - продукт, создание которого потребовало формирования отдельной группы внутри Apple и более года напряжённой работы. Зачем понадобились такие жертвы - ведь, казалось бы, на браузерном рынке есть из чего выбрать? Internet Explorer, Opera, наконец, Mozilla покрывают собой все мыслимые требования, которые только можно предъявить к инструменту для веб-сёрфинга. Тем более, что версии этих продуктов для платформы Mac уже есть. Apple, однако, решила пойти своим путём - и причины этого решения, которые по сей день не прояснены, можно извлечь прежде всего из сравнения нового браузера с его конкурентами.
Safari, в первую очередь, претендент на звание лидера по скорости работы. Табличка, демонстрирующая его почти троекратное превосходство в скорости перед Internet Explorer и примерно двукратное перед Chimera (вариант Mozilla для Mac) удерживается как при загрузке страниц, так и при исполнении Javascript-программ, и даже просто при запуске. Кроме этого, Safari претендует на лидерство в минималистичности. Это относится и к его размерам (инсталляционный файл немногим менее семи мегабайт), и к дизайну: даже индикатор процесса загрузки совмещён с адресной строкой, оставляя максимум рабочего пространства экрана для отображения веб-страниц. Плюс ко всему, Safari - большой оригинал: он включает как минимум один совершенно новый технический элемент (кнопка Snapback, позволяющая вернуться не на страничку назад, а к той странице, адрес которой пользователь последний раз ввёл в URL-строке или выбрал из закладок). Выпуская свой браузер, Apple пытается привлечь внимание к своей продукции в целом, но кроме того получает возможность начать развитие собственных сетевых сервисов, которые будут тесно увязаны с интерфейсом Safari.
А теперь давайте определим, какие из вышеозначенных пунктов было бы невозможно реализовать с помощью уже существующих на рынке решений. Internet Explorer, как коммерческий продукт, принадлежащий другой компании, отпадает сразу же: его размеры и скорость работы могут быть изменены лишь Microsoft, но не Apple. Opera быстра и невелика (кстати, Apple не привела сравнения Safari с этим браузером), но также принадлежит другой компании. Но вот с "Мозиллой" всё обстоит совершенно иначе. Это платформа, в основе которой лежит скоростной, маленький и мультиплатформенный "движок" Gecko, платформа, обладающая поддержкой - корректной поддержкой! - всех мыслимых веб-стандартов, это, наконец, совершенно свободное решение, не принадлежащее никому. Тем не менее, Apple предпочла просто нанять людей из команды разработчиков Mozilla (над Safari работали, в частности, Don Melton, в своё время помогший открыть код Netscape, и David Hyatt, стоявший у истоков проекта Chimera), а в качестве основы для своего браузера использовать наработки много менее известного независимого проекта Konqueror.
Отказ Apple от Mozilla впервые поднял вопрос о качестве кода этого проекта, причём актуальность его не зависит от того, чью точку зрения принять - самой Apple или сторонников Mozilla. Причины отказа, озвученные разработчиками Safari, заключаются в исключительной сложности мозилловского кода: библиотеки Konqueror включали год назад менее 140 тыс. строк кода, обеспечивая приемлемый уровень поддержки стандартов и скорость работы. Причины отказа, озвученные сторонними комментаторами - некоторая несвобода Mozilla, ключевых разработчиков которой спонсирует AOL. Стал ли отказ Apple констатацией бесперспективности Mozilla? Стоит ли воспринимать действия Apple как оскорбление Mozilla (как это сделал кое-кто из сторонников последней)? Какое будущее ждёт Safari и сможет ли этот браузер потеснить своих конкурентов, в конечном счёте, повлияв на Интернет в целом? Поучаствуйте в дискуссии!