Сеть знает все
АрхивКомментарий дняМожет ли Интернет стать заменой обычному бумажному справочнику? Кто говорит - да, кто утверждает - нет. Истина, как и всегда, где-то там… В Сети.
Писать на тему, которой посвящена сегодняшняя колонка, чрезвычайно сложно. Нет, информации к размышлению предостаточно, страшно другое: отсутствие сколько-нибудь серьёзных (в смысле - масштабных, со стоящими за их спиной авторитетными именами из ИТ-индустрии) исследований, могущих подтвердить или опровергнуть одну из существующих точек зрения на предмет обсуждения. Одного из множества мнений скорее всего придерживаетесь и вы - ибо каждый из вас обязательно связан с тем, о чём сегодня пойдёт речь. Впрочем, довольно общих слов. Давайте поговорим об информационной ценности Сети - или, попросту, о том, сколь успешно можно использовать Интернет в качестве универсального справочника.
Идея колонки была подсказана читателем "Компьютерры", приславшим такой вот отзыв (публикуется, как принято говорить, с любезного разрешения автора) на прошлонедельную заметку "Онлайн и его жертвы", в которой разбирался механизм популяризации Сети:
From: Yurij D Sysoev
Евгений, вы безусловно написали интересно, но есть один прокол в вашей концепции - тутошний люд настолько привык к актуальной систематизированной информации, что просто жизни без нее не мыслит - всевозможные ПЕЧАТНЫЕ справочники, руководства етс. Все это компетентно, удобно и реально позволяет экономить время и деньги.
То, что видно в Сети - даже не видимая часть айсберга, много меньше и часто гораздо менее удобно - мне, например, надоело скрести по сетевым сусекам там и сям разбросанные крохи информации и я просто пошел и купил India Handbook (от Footprint) - с этим гидом Сеть просто рядом не лежала. Естественно, указанными там e-mail'ами рецептшенов и агенств я пользуюсь с удовольствием :-)
Но реконструкция всего динозавра по одному кусочку реберной кости - не есть хорошая идея :-)
Обрисованная в письме точка зрения на вопрос информационной наполненности Сети (информация, которую можно получить из Интернет, рассеяна по множеству веб-ресурсов, да к тому же ещё и неполна) - лишь одна из многих. Сколько людей - столько мнений, поэтому давайте рассмотрим и полярную точку зрения, носителем которой в данном случае является автор этой колонки. Единственное, о чём хотелось бы попросить - отнеситесь к выкладкам спокойно, поскольку, как уже упоминалось выше, иного пути рассмотрения и обсуждения проблемы, кроме как апелляция к личному опыту, в данном случае нет.
Для меня вопрос информационного наполнения Сети неразрывно связан с таким занятием, как Интернет-трейдинг - торговля ценными бумагами на бирже через Сеть. Увлечение трейдингом, бывшее сперва просто идеей, за пару лет переросшее в хобби и, постепенно, надеюсь, могущее превратиться в профессию, постоянно требовало новой пищи для размышлений - как, впрочем, и должно было быть: прежде чем набираться опыта, будущий трейдер должен обязательно получить некий минимум знаний. С этим-то как раз и связана проблема: объёмы изучаемых материалов в этой области деятельности огромны. Различные техники анализа, правила работы компаний, предоставляющих брокерские услуги, торговые стратегии и многое, многое другое. С того самого момента, как я занялся изучением темы серьёзно, надо мной нависала распространённая точка зрения: информация, доступная в Сети бесплатно, мало чего значит. Помыкавшись пару лет в свободном поиске, нынешней весной я поменял его на платный курс обучения в специализированной школе. И, оглядываясь назад с сегодняшних позиций (обучение моё ещё не закончено, но объёмы и наполнение всего курса представляю хорошо), могу с уверенностью сказать: почти всё то, что получено мной в платной школе, можно найти или было найдено в Сети.
Иначе говоря, я совершенно уверен в том, что проблемы информационного наполнения Сети не существует: обратившись к ресурсам Интернет, можно получить всю существующую на сегодняшний день по той или иной теме информацию. Проблема в другом - в отсутствии корректно расставленных акцентов, указывающих на сравнительную важность данных. И именно это заставило меня променять свободу Сети на школьные застенки. Причина отсутствия акцентов кроется в децентрализованности Сети. Будучи построенной усилиями сотен миллионов человек, она содержит и ресурсы с отдельными крупицами знаний, и ресурсы, систематизирующие эти крупицы, выстраивающие из них некое подобие единой конструкции (хороший пример такой систематизации - директории на Гугле). Но подавляющее большинство носителей отдельных крупиц стремятся придать именно своим знаниям наивысший приоритет - попросту, положить в основу всей конструкции именно свой кирпичик. Такой разнобой приводит к страшным последствиям: ведь новичок, желающий изучить какую-либо тему, не в состоянии самостоятельно расставить акценты, поняв, чему следует уделить внимание в первую очередь, а что может подождать. Больше того, значительная часть данных (не забывайте, Сеть включает в себя всё) вообще может оказаться фикцией, выдумкой мошенника или больного. Отделить зёрна от плевел помогают эксперты (руководитель школы в моём случае, авторы бумажного справочника в случае автора вышеприведённого письма) - люди, выстроившие собственную систему знаний в данной области. Но, понятное дело, чтобы взглянуть на неё, приходится платить.
Впрочем, платить или не платить - это, в конце концов, личное дело каждого и обсуждению не подлежит. Вместо этого хотелось бы задать вот какой вопрос: нельзя ли заменить эксперта некой автоматической (или автоматизированной) системой, способной самостоятельно расставлять акценты над отдельными элементами общего знания? Практическая ценность такой системы была бы огромна - ибо превратила бы Интернет в инструмент, позволяющий не только получать знания, но и связывать их в единую конструкцию, выделяя важные детали, игнорируя малозначащие. Основой для такой системы могла бы стать большая поисковая машина. Вопрос лишь в том, как это сделать. Оценивать ли важность отдельных документов по их популярности? Организовать ли группу добровольных экспертов, выполняющих многократную оценку одного и того же материала? Возможно ли вообще выделение знаний, несомненно важных для большинства? Если есть идеи - поделитесь ими в общей дискуссии!