Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мат в 16 ходов

Архив
автор : Сергей Леонов   25.12.2002

Помню времена, когда можно было взять BIOS от одной платы и спокойно вставить в другую, причем даже с другим процессором: если она и не работало как надо, то хотя бы ДОС загружалась. На современном «железе» такие фокусы проходят редко.

 

Помню времена, когда можно было взять BIOS от одной платы и спокойно вставить в другую, причем даже с другим процессором: если она и не работало как надо, то хотя бы ДОС загружалась. На современном «железе» такие фокусы проходят редко.

История эта началась больше года назад с очередного апгрейда моего компьютера — в нем появилась плата от Microstar с чипсетом VIA KT266A и последний на то время «Атлон». После чего, как обычно и бывает, нормальная эксплуатация перемежалась с попытками улучшить что-нибудь еще.

Первая версия BIOS была почти сразу заменена второй, вторая — третьей и так далее, пока я не заметил, что чем больше ошибок исправляет Microstar, тем хуже работает компьютер: к шестой версии он перестал перезагружаться после нажатия Reset, а требовал выключения питания; при перезагрузке терял SCSI-адаптер Tekram DC390F, периодически наглухо зависал и вообще вел себя очень странно. Недолго думая, я вернулся к самой первой версии BIOS: странности исчезли, но из небытия вернулось неправильное определение моего «Атлона» при старте — не такая уж и большая проблема.

Тот, кто любит искать приключения на свою… голову, их, разумеется, находит. Случайно попал ко мне в руки процессор Athlon XP2100+, с историей, покрытой мраком, по слухам — сгоревший от перегрева. По запекшимся и потемневшим остаткам термопасты возле кристалла можно было предположить, что слухи действительности соответствуют. Воткнул — не работает. Греется, но признаков жизни — никаких. Полагая, что покойнику уже все равно, я снял с него кулер, дабы на ощупь понять, насколько же сильно он греется. Приложил палец, включил питание… Через секунду со всей мочи дул на палец, а другой рукой выдергивал сетевой провод из розетки (штатная кнопка выключения сработала бы только через четыре секунды) — процессор уже дымился. Прямоугольной формы ожогу не хватало только логотипа «Athlon» — видимо, прижимать палец надо было сильнее.

Порадовавшись тому, что красивый зеленый чип можно использовать не только для вычесывания домашних кошек (возьмите на заметку, уважаемые любители животных: никакие специальные щеточки не сравнятся в этом деле с обычным «Пентиумом», а тем более — с «Атлоном»), но и в качестве электроплитки, логично было бы проверить, за какое время «Атлон» нагревает, к примеру, турку с кофе. Но идти за туркой было лень, потому я просто поставил на процессор радиатор с неподключенным вентилятором и снова воткнул сетевой провод в розетку. Вместо того чтобы молча греть радиатор, компьютер привычно сказал «пи-и», и на экране появилась строчка «CPU: Athlon XP 1500+». «Хм-м», — сказал я, забыл про кофе и полез подключать питание вентилятора.

Ни один тест не выявил никаких проблем: процессор пахал как сумасшедший, забыв о том, что полчаса назад был трупом (с подобными фокусами я сталкивался и ранее: прогрев транзистора или микросхемы паяльником иногда восстанавливает их работоспособность, но не всегда надолго). Огорчало лишь, что первая версия BIOS, несмотря на правильные установки, упорно говорила, что никакой это не 2100+, а только 1500+ (естественно, имея в виду PR rating, а не реальную частоту). В результате я забрался на сайт Microstar и, к своему удовольствию, обнаружил там очередную, седьмую версию BIOS.

Здесь надо сделать небольшое лирическое отступление. О том, что компания выпустила несколько плат с обозначением MS-6380: MS-6380, MS-6380E, MS-6380LE, MS-6380 ver. 2.0 и MS-6380E ver. 2.0, причем они используют разные версии BIOS. На сайте, специально для непонятливых, написано: точное обозначение платы посмотрите между PCI-разъемами. На всякий случай я туда посмотрел, но понятнее не стало: на плате было написано «K7T-266 Pro2 Ver.2.0». Я довольно долго ждал плату с новейшей тогда версией чипсета VIA KT266A (платы с KT266 без буквы A к тому времени давно продавались), а значит, сделал я вывод, у меня либо «ver. 2.0», либо «E ver. 2.0». Разумеется, приятнее было думать, что у меня самая последняя модификация, а именно «E», прошивка для которой и перекочевала на мой диск.

 

Возвращаясь к напечатанному

В «КТ» #39 вышла статья Сергея Леонова «Карманный термометр со встроенным телефоном», посвященная недокументированным функциям Siemens SL. 45. Те из моих знакомых, которые прочли статью и являются обладателями упомянутых трубок, сразу же кинулись проверить справедливость изложенного… некоторые играются до сих пор и по-своему счастливы. Меньше повезло владельцам других аппаратов. С нетерпением они ждали следующего номера, однако описания скрытой начинки иных телефонов не последовало. Попытаюсь восполнить этот пробел.

В одном из последних фильмов о Джеймсе Бонде мы видим его с новеньким телефоном Ericsson, в который встроено все, что только смог представить сценарист. В продаже подобных нет, но и о серийных моделях далеко не все написано в инструкции. Рассмотрим Ericsson Т68 (названия клавиш приводятся в фигурных скобках) 1.

Начинать эксперимент надо, когда телефон находится в режиме ожидания (то есть вы по нему не разговариваете, а на экране высвечена основная страница с индикаторной информацией и логотипом оператора).

Нажмите клавишу {>}. На экране появится меню, а курсор будет под пиктограммой телефонной книги. Затем {*}. После этого дважды нажмите {<}. Курсор появится под иконкой «Соединение». Потом вновь {*} и однократно {<}. Курсор будет под картинкой органайзера. Нажав {*}, после этой замысловатой комбинации вы увидите на экране сервисное (инженерное) меню. В нем будут такие полезные пункты, как номер версии прошивки и дата ее создания. Нажимая клавишу {Yes}, вы сможете последовательно пролистать всю имеющуюся информацию. К примеру, перед покупкой телефона вы можете узнать его реальный «возраст».

Сервисная информация:

  • Версия прошивки.
  • Наличие/отсутствие SIM-блокировки.
  • Конфигурация.

Настройки:

  • Контрастность.

Тестирование:

  • Экран.
  • Проверка всех светодиодов (пригодится под Новый год и на дискотеке).
  • Клавиатура.
  • Зуммер.
  • Вибратор (можно использовать как… массажер, к примеру).
  • Наушник.
  • Микрофон.
  • Часы реального времени.
  • Счетчик движений джойстика.

Показания счетчика движений джойстика также говорят о том, как долго пользовались телефоном. У нового аппарата это значение или равно нулю, или пренебрежимо мало (могли быть демонстрации, тестирования etc.).


1 (обратно к тексту) - Я проверил эту информацию на аппарате Sony Ericsson T68i — действительно, все так, как описано. — С.Л.

Андрей Васильков [angstroem@hotbox.ru]


Экран-отморозок (-9ºС)

Обновление BIOS — процедура тривиальная. Загрузка в DOS, запуск программы, два раза ответ «Yes», перезагрузка и… Тишина. «Недолго музыка играла», — подумал я и полез менять процессор на старый. Поменял. Тишина. Вернее, не совсем: есть щелчок в колонках. Если изъять микросхему BIOS, щелчок исчезает. Значит, это была все-таки не «E», — догадался Штирлиц.

Ничего страшного — есть BootBlock. При удержании Ctrl+Home в момент включения питания компьютер должен молча загрузиться с дискеты, взять там же файл прошивки и заменить BIOS. Если бы… Тот же щелчок в колонках — и никаких обращений к дискете. Приехали.

Реальных вариантов восстановления осталось два: акробатический трюк под народным названием Hot Swap и «дубовый» метод использования внешнего программатора. Для первого требуется плата с аналогичной по типу корпуса и объему микросхемой BIOS (не впаянной намертво, а на панельке), для второго — собственно программатор. И то и другое нашлось легко: первое — в редакционных залежах тестируемого для «Ферры» «железа» в виде платы ASUS A7V-333, второе — у меня дома в виде отечественного изделия под названием «Мастер» в комплекте со стареньким ноутбуком. Второй вариант не прошел сразу: программатор не поддерживал относительно новый чип флэш-памяти Winbond 49F002. Перебор всех флэшек соответствующей емкости тоже не дал результата: прошивка в какой-то момент прочиталась, но идентификатор чипа не определялся, а сам чип не стирался и не записывался — слишком уж «умными» стали в последнее время даже обычные ПЗУ. Пришлось перейти к акробатике.

В плате от ASUS чип оказался другим — SST 49LF002, но программа прошивки BIOS от AMI обе указанные микросхемы знает. Запускаем. Собственный чип опознался. Теперь Hot Swap. Не выключая компьютер и не завершая программы, вынимаем микросхему BIOS и ставим на ее место другую. Переопределение «железа»… Несмотря на то что эта самая программа прекрасно прошила чип от Winbond на моей плате, она же не опознала его на ASUS. Как не опознала и более старый чип Hyundai 29F002, который я обнаружил еще на одной плате в своих запасах. Вариантов не осталось, разве что искать еще одну плату MS-6380.

Однако на сайте разработчиков программатора нашлась свежая версия софта для него, а также информация о новых поддерживаемых типах флэшек, среди которых — и вышеперечисленные, кроме SST. Для поддержки новых чипов требовалось обновить еще и внутренний софт самого программатора, заодно с используемым там контроллером: 89С51 заменить на 89С52. В моих запасах этого контроллера не оказалось, пришлось ехать в «Чип и Дип», где я и обменял 79 рублей на нужную микросхему.
Теперь собственно процесс. Вставляем в программатор микроконтроллер 89С52 и записываем в него новую версию прошивки для программатора — ОК. Меняем контроллер на новый — ОК. Вставляем в программатор чип 49F002, читаем идентификатор — ОК. Читаем прошивку — ОК. Стирание — ОК. Запись — ОК. Сравнение — ошибка. Смотрим буфер: чип просто не стерся. Стираем еще раз, и еще… Нет, не стирается. Вполне допускаю: Winbond известен тем, что производит отличные микросхемы (от других). Вставляем чип 29F002, читаем идентификатор — ОК. Читаем прошивку — ОК. Сохраняем прошивку в файл. Стирание — ошибка. Считываем содержимое в буфер и смотрим глазами — чисто. Значит, все-таки стерся. Считаем ошибку ошибкой. Запись правильной прошивки от Microstar — ОК. Сравнение — ОК. Устанавливаем 29F002 в плату Microstar, включаем питание. Ура! Компьютер работает, хотя и не со своей микросхемой BIOS. Почему-то нет перезагрузки по Ctrl-Alt-Del, но спишем это на очередные глюки от Microstar. Загружаем все ту же программу-прошивалку от AMI. Снова Hot Swap: вынимаем 29F002 и вставляем 49F002 — ОК, не повисли. Переопределение чипа — ОК. Перезапись правильной версией — ОК. Перезагрузка… Тишина. Но это мы проходили: Reset — ОК. Все, можно считать, что MS6380 возвращена к жизни.

Осталось привести все в порядок. Чип 49LF002 вставляем в плату ASUS, 29F002 — обратно в программатор. Стирание — ошибка. Тоже проходили, запись — ОК. Сравнение — ОК. Возвращаем туда, где взяли. Вот теперь полный порядок.

Надеюсь, эта история лишний раз напомнит любителям приближать компьютер к идеалу, что современная техника стала на порядки сложнее, чем десять лет назад, и, прежде чем что-либо делать, лучше все же прочесть описание и не торопиться отвечать «Yes» на непонятные вопросы.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.