О бедном норвежце замолвите слово
АрхивСудите самиМедиа-индустрия стремится максимально ограничить потребителей в свободе выбора того, как и где им смотреть фильмы и слушать музыку
В конце 1999 года 15-летний Йон Йохансен написал программу DeCSS, которая обходит систему шифрования Content Scrambling System, применяющуюся для защиты DVD-фильмов от копирования. Как утверждает сам Йон, свое «черное дело» он сделал для того, чтобы стал возможным просмотр DVD-фильмов под управлением операционной системы Linux, для которой не существует официального просмотрщика фильмов на DVD. Код DeCSS был позже выложен им в интернет, после чего программа моментально распространилась по сети, и стала универсальным средством для снятия защиты с DVD-дисков.
В январе 2000 года по требованию Американской ассоциации кинокомпаний в доме Йохансена был проведен обыск, в результате чего было доказано, что именно он автор программы, а значит - преступник. Началось судебное разбирательство. Одно время Йону угрожало даже тюремное заключение сроком на два года. Но к счастью, до этого не дошло. По решению суда, молодой человек не будет сидеть в тюрьме – он наказан лишь тремя месяцами лишения свободы условно. К тому же, ему предстоит заплатить штраф в 1400 долларов и лишиться всех своих компьютеров. Но даже такой сравнительно мягкий приговор слишком суров для фактически невиновного человека. Ведь защиту CSS не так уж сложно взломать, и если бы не Йон, так кто-то другой рано или поздно это бы сделал. Проблема заключается еще и в том, что DeCSS и подобные ей программы можно использовать и в легальных целях - например, для просмотра законно приобретенных DVD, или для создания резервных копий фильмов. Недавно компания 321 Studios представила собственное программное обеспечение для копирования DVD и утверждает, что не собирается облегчать жизнь пиратам. Действительно, согласно американским законам, владельцы DVD имеют право создавать резервные копии авторских материалов для личного использования, и доказать неправоту 321 Studios кинокомпаниям будет довольно сложно.
Между тем, программа DeCSS уже стала поводом не только для суда над ее автором, но и вызвала серию других судебных разбирательств, инициаторами которых были кинокомпании. Владельцы авторских прав на фильмы требовали у администраторов сайтов, распространяющих программу DeCSS, убрать ее из свободного доступа. В качестве главного “оружия” кинокомпании использовали спорный американский закон DMCA, под действие которого в прошлом году, попала компания российская “Элкомсофт” и программист Дмитрий Скляров. Закон DMCA запрещает распространения средств обхода существующих технологий защиты от копирования, а программа DeCSS как раз попадает в эту категорию. Большинство владельцев веб-сайтов были вынуждены убрать программу из свободного доступа, зачастую потому, что шансов выиграть судебное разбирательство было мало, а судебные издержки для многих небольших компаний слишком велики, чтобы ввязываться в борьбу с медиа-гигантами.
Побороться “за правду” с кинокомпаниями попытался американский хакерский журнал “2600”, который, совместно с адвокатами Фонда Электронного Фронтира (EFF), провел несколько судебных разбирательств, отстаивая свое право на распространение исходного кода программы DeCSS, утверждая, что ее использование в нелегальных целях целиком и полностью лежит на совести пользователей. Однако, суд решил дело не в пользу “2600”, а несколько высших судебных инстанций подтвердили это решение. Осенью текущего года представители хакерского журнала заявили, что не собираются продолжать борьбу, хотя еще существовала возможность подать апелляцию в верховный суд США.
Суд над Йохансеном - это, пожалуй, только начало борьбы медиа-компаний за полный контроль над тем, как потребитель использует приобретенную им копию авторского материала. Несмотря на существующее законодательство, кинокомпании хотят, чтобы пользователь не мог делать копии приобретенного им фильма, мог покупать фильм только тогда, когда он будет выпущен в конкретном регионе (имеется в виду, региональная защита DVD, которая дает кинокомпаниям возможность решать, когда и в каком регионе должен быть выпущена DVD-версия фильма и не допускать распространения фильмов на DVD, когда в какой-либо стране еще идет показ фильма в кинотеатрах). В идеале (такой вывод напрашивается сам собой, если проанализировать действия кинокомпаний), медиа-гиганты хотят, что потребитель платил за каждый просмотр фильма и ни в коем случае не смотрел его вместе с другим потребителем, который за просмотр не заплатил.
Чтобы достичь своей цели, кинокомпании активно лоббируют введение новых законов в США. Один из законов - акт CBDTPA, рассмотрение которого в Конгрессе США, скорее всего, состоится только в будущем году (хотя он был представлен летом этого года). Этот законопроект предусматривает обязательное внедрение средств защиты от копирования во все электронные устройства, способные воспроизводить авторские материалы. То есть, медиа-индустрия хочет максимально ограничить потребителей в свободе выбора того, как и где просматривать фильмы, прослушивать музыку и т.д. Например, в случае введения данного законопроекта, прослушивание музыкальных файлов, хранящихся на одном компьютере в домашней локальной сети, с другого компьютера, будет невозможно.
Что произойдет, если звукозаписывающие и кинокомпании смогут и дальше ограничивать потребителей в том, как они смотрят фильмы и слушают музыку, можно представить, прочитав статью на сайте FutureFeedForward.com. На этом сайте публикуются новости из будущего, описывающие тот мир, каким он будет, по мнению авторов. Этим летом там появилась статья о том, что в США принят закон, запрещающий потребителю не слушать рекламу. Закон (не стоит забывать, что статья все-таки сатирическая) называется “О праве на внимание потребителя”, в нем предусмотрено введения специальных средств слежения за человеком, которые будут постоянно следить за тем, внимательно ли он слушает то, что ему предлагается. Что же, возможно, это действительно то, что произойдет в будущем. По крайней мере, к этому есть все предпосылки. Хотя, все-таки, хочется надеяться, что здравый смысл окажется сильнее желания отдельных компаний заработать как можно больше денег.