Налог на общение
АрхивКомментарий дняЛюбая крупная неоднозначная инициатива, будь то налог на SMS-сообщения или балаган на сцене академического театра, требует обязательной подготовки общественного мнения через средства массовой информации. Только так можно избежать обвинений в жадности или бездарности.
Начать сегодняшнюю колонку позвольте издалека. С рассказа о своём походе в театр пару дней назад, чудесным субботним вечером. Лёгкий морозец, любимая девушка (по случаю и желанию устроившая два билета), замечательный театр (академический, все дела - Екатеринбург всё ж таки не такая уж и деревня), отличный спектакль - "Ромео и Джульетта". Единственное тяготившее обстоятельство - о спектакле я знал только то, как он называется. Ни имени режиссёра, ни отзывов критиков/комментаторов - полная беспристрастность. Тут ещё надо заметить, что к модерну на сцене я отношусь сравнительно спокойно, и ставшие в последнее время модными разного рода радикальные авторские интерпретации в виде, к примеру, простите, сношающейся на обеденном столе Анны Карениной, общего впечатления от действа не портят. Короче, ничто не предвещало бури.
Неприятности начались с того момента, как мы попали в зал: полный аншлаг, по два человека на каждом стуле - устроители продали больше билетов, чем было мест. Пробираться в середину, к собственным местам и ругаться с посидельцами было себе дороже, тем более, что администраторша, бывшая здесь же, в проходе, притаранила скамеечку и пообещала полностью возместить цену билетов в антракте. А потом… Потом началось это. Шекспир - маленький портрет которого (для порядка, очевидно) был повешан на стенке - отдыхал: разодетые в джинсу и рваные майки актёры, бросаясь свеклой и ножами, залив пыльную сцену водой и забрызгав ею первые ряды, исполняли нечто такое, догадаться о сути чего, не зная темы, было ну совершенно невозможно. Справедливости ради надо заметить, что иной раз знакомые по бумажной версии произведения фразы всё же проскакивали, но тут же забывались - забитые факами, тягомотными музыкальными вставками, слюнявыми фантиками на лбу и сценами катания на тазиках по мокрому полу. Попытавшись тихонько прокомментировать подруге, что деется в углу сцены в один из моментов (каждому из нас сцену было видно лишь частично - проход, где мы сидели, был достаточно узок) - а там ползал некий пропойского вида дядька - я получил от сидевшей рядом женщины комментарий, произнесённый буквально благоговейным шёпотом: это сам Коляда! Стоит ли говорить, что попытка припомнить персонажа с таким именем у Шекспира ни к чему не привела, но к тому моменту балаганом, творившимся на сцене, я был сыт уже настолько, что выяснять подробности творческого замысла не стал, решив терпеливо дождаться антракта и незаметно смотаться.
В антракте, оставив разборки с администраторшей (которая к тому моменту почему-то решила отдать вместо полной стоимости лишь половину) подруге, я застрял возле огромного щита, на котором висело с десяток газетных вырезок, на все лады превозносивших… того самого Коляду. Именно здесь я и узнал впервые, на спектакль какого гиганта мысли мне посчастливилось попасть и сколь консервативны были мои представления о театре вообще и авторских трактовках классики в частности. Оказывается, небритый дядька - известный режиссёр-постановщик, творениями которого восхищается вся продвинутая Рассея. Народ, вытекавший из зала, был поистине в экстазе. Впрочем, они-то были в курсе того, на что шли и - самое главное - знали заранее, кто это ставил… Мысленно поблагодарив себя за свою непросвещённость и подхватив под руку подругу (к тому моменту уже получившую обратно наши две сотни - слава аллаху, администраторша, не иначе, собиравшая деньги на банкет великому режиссёру, ломалась недолго), я двинулся к гардеробу. Балаган - штука веселая, но и цена у него должна быть соответствующая…
Впрочем, довольно эмоций. Теперь - непосредственно к теме. На прошлой неделе президент Филиппин Глория Арройо (Gloria Arroyo) обрадовала своих верноподданных, известив о намерении в скором времени ввести на территории страны налог на… SMS-сообщения. Тут необходимо заметить, что Филиппины сегодня - настоящая Мекка SMS: каждый из 14 миллионов здешних пользователей мобильных телефонов отправляет в среднем по 10 текстовых сообщений в день. Эти огромные объёмы обусловлены простым фактом: общение посредством эсэмэсок здесь много дешевле, нежели обычные разговоры по телефону. Пару недель назад на Филиппинах закончила работу группа экспертов из Международного валютного фонда, которая как раз и порекомендовала обложить налогом столь развитой сегмент рынка.
Говоря точнее, предложение специалистов МВФ сводится к тому, чтобы взимать за отсылку каждого SMS-сообщения некую небольшую сумму в государственную казну. Судя по тем цифрам, что опубликованы филиппинской прессой, общая сумма, которую планируется собрать за год, составит около 1.4 млрд. долл. Согласитесь, цифра порядочная, особенно учитывая общий объём дефицита бюджета, что несколько превышает четыре миллиарда долларов. И именно она вызвала живейшие протесты как на самих Филиппинах, так и за её пределами: в самом деле, порой кажется, правительства готовы обложить налогом всё, что только можно. Применительно же к Филиппинам - довольно бедной стране - это означает утерю гражданами единственного удобного способа удалённого общения со своими близкими.
Изюминка происходящего в том, что хорошее в общем предложение, будучи высказано правительством, не было качественно аргументировано - и тем спровоцировало всплеск неприязни. Ситуация эта с точностью до наборот повторяет ситуацию с театром, описанную выше: если там положительное отношение к спектаклю формировалось ещё до его просмотра, то здесь негативное отношение сформировалось до введения новой налоговой схемы. Между тем совсем несложно прикинуть, что при вышеупомянутых 10 сообщениях в день и 14 млн. пользователей, запланированные президентом 1.4 миллиарда за год будут собраны простым увеличением цены каждого SMS-сообщения всего на 2.8 цента. Способны ли эти крохи повлиять на популярность текстового общения в стране? Вероятно, да. Но навряд ли сильно.