Робогонки. Часть 2. "Бесчеловечные" вездеходы
АрхивДостиженияDARPA объявила правила ралли роботов с призом в миллион долларов
Как было обещано ранее, рассказ пойдет о программе Агентства передовых оборонных разработок США (DARPA) по разработке безлюдного наземного транспорта. Программе уже больше двух лет, и в ней уже пройдено три конкурсных этапа, которые отсеяли двух лидеров из числа 11 претендентов. В июле этого года были названы две группы разработчиков, каждая из которых получила финансирование в размере 5,5 млн. долларов на ближайшие полтора года. Группы будут независимо друг от друга разрабатывать две модели телеуправляемых вездеходов каждая своего класса. В первой группе генеральным подрядчиком является одно из подразделений корпорации Lockheed Martin. Корпорация эта имеет долгий опыт сотрудничества с оборонным ведомством, что, вероятно, отразилось и на повышенной секретности, которой она окружает свои разработки. Каких-либо данный о проекте Retarius очень мало, поэтому придется ограничиться лишь кратким описанием из пресс-релиза DARPA. Транспортное средство массой в три четверти тонны должно нести 150 килограмм полезной нагрузки. Каждое из шести колес вездехода имеет свой тяговый электродвигатель и закреплено на рычаге подвески, который может вращаться на 360 градусов. Среди других подрядчиков по созданию Retarius значатся Sandia National Laboratories, BAE Systems и Rod Millen Special Vehicles.
Второй проекта, отобранный DARPA, носит название Spinner. Это машина более тяжелого класса —шеститонный вездеход с полезной нагрузкой в полторы тонны. Разработкой руководит коллектив из National Robotics Engineering Consortium входящий в Университет Карнеги Мэллона. Другими крупными участниками проекта являются Timoney Engineering, Boeing, и компания PEI.
В конструкции применен ряд инженерных решений, которые были бы просто невозможны, будь на борту экипаж. Достаточно сказать, что вездеход способен продолжать движение при опрокидывании на 180 градусов. Корпус и подвеска устроена таким образом, что он может практически без ограничений продолжать движение «на спине». Даже герметичный грузовой контейнер объемов в 2 кубических метра может вращаться вокруг своей оси, чтобы сохранить ориентировку груза или установленного оборудования.
Основным источником энергии является турбина, которая отличается небольшими размерами и низким уровнем шума. Через генератор она питает шесть тяговых электродвигателей, установленных непосредственно в колесах. За счет жидкостного охлаждения удалось добиться высокого крутящего момента на валу тяговых электродвигателей. В момент пиковых нагрузок, когда не хватает мощности турбины, в ход может идти энергия, запасенная в батареях литий-ионных аккумуляторов. Аккумуляторы могут использоваться и при форсировании водных преград, когда все входные отверстия на корпусе перекрываются, и вездеход может передвигаться по дну.
Диаметр колес Spinner-а 1,2 метра, высота корпуса еще меньше. Конструкция проектировалась в расчете на переброску вездеходов по воздуху, и они даже могут укладываться в штабели один на другой без посторонней помощи. Spinner способен выдержать не только опрокидывания, но и сильные столкновения. С боков колеса и подвеску закрывают откидывающиеся пластины, лобовая часть снабжена мощным бампером клиновидной формы. Естественно, конструкция имеет высокую ремонтопригодность на уровне замены отдельных агрегатов.
Хотя Spinner и Retarius не будут иметь на борту экипажа, в этих проектах не предусмотрено создание системы автоматического управления, руководство ими будут осуществлять операторы. В то же время, DARPA ведет работы и направленные на создание полностью автономных транспортных средств. О них в продолжении.