Онлайн и его жертвы
АрхивКомментарий дняПопуляризация Интернет во многом схожа с атомным взрывом: достижение критической массы пользователей приводит к запуску цепной реакции и вовлечению в Сеть огромного числа новых участников. Как свидетельствуют последние исследования, где-то (США) взрыв уже произошёл, где-то (Россия) он ещё только предстоит.
Несмотря на некоторый оптимизм, проглянувший нынешней осенью на высокотехнологичном рынке, глобальный кризис, потрясавший планету последние пару лет, отнюдь не пройден - о чём неумолимо свидетельствуют предельно осторожные прогнозы руководителей крупнейших компаний на ближайшее будущее. И тем любопытней звучат результаты последнего исследования на тему популярности Сети среди взрослого населения планеты, проведённого компанией Ipsos-Reid. Отчёт о работе, известной под названием The Face of the Web, опубликованный неделю назад, основан на опросе шести с половиной тысяч человек в 12 странах мира - и демонстрирует картину по меньшей мере удивительную: взгляните, на диаграмме нет ни одной (!) страны, где прошедший год был бы отмечен отсутствием роста в популярности использования Интернет.
Неожиданно, правда? Чахнущая ИТ-индустрия - и вдруг столь стабильный прирост. О причинах феномена можно (и обязательно будут!) спорить долго и - бесполезно: очень может быть, то, что мы видим, есть признак наметившейся реанимации массовых высокотехнологичных отраслей промышленности, очень может быть, что это - всего лишь отголосок дот-ком бума, с огромной задержкой, наконец, повлиявшего на обывательские массы и выразившегося в притоке в Сеть нового пользовательского контингента. Но лучше оставить споры о причинах роста аналитикам и экспертам: ведь самое интересное в наблюдаемой нами картине отнюдь не то, что её обусловило, а то, что из неё следует. В самом деле, семь человек, появлявшихся в онлайне за предшествовавший опросу месяц, из каждого десятка граждан страны (такова диспозиция в США, самой осетенённой на сегодняшний день стране мира) - это что-то значит!
Всем нам ещё со школы известно понятие критической массы (радиоактивного вещества, необходимого для запуска цепной реакции ядерного распада). Параллели реального мира с виртуальным не так уж и часты, но в данном случае, применительно к Интернет, это понятие не просто имеет смысл, оно чрезвычайно важно для понимания тех процессов, что происходят на наших глазах. Сеть, пока ею пользуется сравнительно узкая группа профессионалов, оказывает исчезающе малое воздействие на повседневную жизнь. Но с ростом числа пользователей запускается и цепная реакция взрывного проникновения Сети в повседневность, превращение её в часть массового рынка и, как следствие, привлечение в неё новых пользователей. К сожалению, точно определить процентное соотношение (ту самую критическую массу), при котором запускается цепная реакция популяризации Интернет, сложно. Для этого как минимум нужны наблюдения за происходящим, которые, если кем-то на Западе и велись, к настоящему моменту безнадёжно утонули в виртуальной бездне (возможно, их видели вы?). В России же, где проникновение Сети в жизнь обывателя ещё в зачаточном состоянии (последний пункт диаграммы Ipsos - это самые что ни на есть мы), все события только ещё предстоят.
Впрочем, помимо отсутствующей статистической конкретики, существует общее описание этих процессов в родившейся ещё в преддоткомбумовские времена теории, авторство которой давно утеряно. Суть её, в общих чертах, сводится к разделению популяризации глобальной информационной сети на четыре этапа. Первый уже пройден подавляющим большинством стран мира - и представляет из себя этап, на котором Сетью пользуются лишь учёные и узкие специалисты. На втором к ним присоединяется любопытствующая молодёжь. Сразу вслед за этим следует третий этап, на котором в Интернет приходят молодые предприниматели. Именно здесь, на стыке второго и третьего этапов, рождается электронная коммерция в данном локальном сегменте Сети. Наконец, четвёртый - и последний, описываемый существующей теорией - этап характеризуется массовым вовлечением в Сеть обывателей: здесь Интернет становится насущной необходимостью для большинства (и снова обратите внимание на Штаты, где - как считают в Ipsos - этот этап уже наступил), представляя широчайшие возможности своего использования, не только с помощью компьютерной техники, но и через всевозможные мобильные и стационарные цифровые устройства.
Самое занятно, что чем дальше заходят попытки объяснения процессов популяризации Сети, тем больше рождается новых вопросов. К примеру, можно ли искусственно стимулировать заинтересованность невовлечённых в онлайн масс к работе через Интернет? И если да, то нельзя ли применить это к России, которая - при огромном своём интеллектуальном потенциале (совсем недавно кто-то из правительства сетовал на огромное число студентов…) - никак не может его задействовать?