Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
04.11.2008

Окно в небо - Знание - сила! - Лучше один раз услышать - Быстрее пули - БГ запрягает тройку - Космос по Джону Кармаку - Взлом на переменке - Загадки скотча - Развод по-самурайски - PlayStation ‘58 - Самое черное кино - Искусство забывать - Летающие линзы - Музыка идей - Не надо усложнять - Новости подготовили

Окно в небо

На прошедшей в конце октября Professional Developers Conference 2008 Microsoft приоткрыла завесу тайны над новой платформой Windows Azure, ранее известной под кодовым названием Windows Cloud. Презентацию провел Рэй Оззи (Ray Ozzie), главный архитектор программного обеспечения корпорации.

Azure - это реализация концепции "вычислительных облаков": платформа будет функционировать на базе аппаратных ресурсов, доступ к которым пользователи смогут получить через Интернет. Вся система будет работать на основе распределенной сети дата-центров Microsoft, процессорное время и дисковое пространство которых разработчикам предложат арендовать за определенную плату.

Создателям веб-приложений и сервисов платформа предоставит фактически полную свободу действий. Программисты смогут использовать как решения самой Microsoft, вроде .NET Framework и Visual Studio, так и сторонние инструменты - коммерческие или с открытым кодом. Аналогично тому, как клиентские версии Windows являются базой для запуска локальных приложений, Azure должна превратиться в масштабируемую платформу для хостируемых сервисов. Таким образом, малые и средние компании получат возможность экономить на аппаратном оснащении своих дата-центров и услугах специалистов, поскольку функционирование их онлайновых приложений и служб будет поддерживаться "вычислительным облаком" от Microsoft.

Сейчас доступ к Azure ограничен, поскольку работа над системой еще не завершена. Редмондцы не спешат называть дату официального запуска продукта, однако тянуть не в интересах корпорации, ведь промедление с выводом платформы на рынок будет автоматически означать отставание от конкурентов в области "вычислительных облаков", популярность которых стремительно растет.

Другим важным событием на PDC 2008 стала демонстрация ранней сборки ОС Windows 7. Первое, что бросилось в глаза, - отменная производительность платформы. В ходе презентации система без особых проблем работала на нетбуке с одним гигабайтом RAM и относительно слабеньким процессором Intel Atom. Это позволяет предположить, что по крайней мере на текущем этапе операционная система гораздо менее требовательна к аппаратным ресурсам, нежели Vista. Впрочем, официально об аппетитах продукта редмондцы пока не говорят.

Windows 7 базируется на той же архитектуре, что и предшественница, а потому унаследует от нее множество особенностей. Вместе с тем Microsoft дала понять, что "семерка" - это все-таки новая платформа. Изменения включают в себя повышенную безопасность и стабильность, усовершенствованную систему управления учетными записями, расширенные возможности ОС по работе с онлайновыми приложениями и более эффективные средства поиска. Редмондцы также постарались сделать процесс интеграции компьютера с Windows 7 в домашнюю сеть как можно более простым. Кстати, по заявлениям Microsoft, большинство приложений и устройств, совместимых с Вистой, будут работать и с новыми "окнами".

Графический интерфейс тоже претерпит изменения, в основном косметические. В частности, система получит обновленное меню "Пуск" и панель задач, с помощью которой можно будет быстро взглянуть на окна запущенного приложения, просто подведя курсор к его заголовку на таскбаре. Как и было обещано, Windows 7 получит поддержку мультитач-интерфейса для эффективной работы с сенсорными дисплеями. Интересной фичей станут так называемые Jump Lists - меню с перечнем недавно открытых файлов и часто выполняемых действий. Например, щелкнув по иконке Media Player, юзер сможет быстро выбрать любимый плей-лист или композицию, не тратя время на раскрытие окна приложения и путешествие по менюшкам. Первую бета-версию "семерки" обещано представить уже в начале следующего года.

Нельзя оставить без внимания и еще одно событие конференции: софтверный гигант наконец подтвердил, что ведет работы над онлайновой версией своего офисного пакета. Взаимодействовать с текстовым редактором, электронными таблицами и прочими приложениями юзеры вскоре смогут при помощи браузера через сервис Office Live. Пользователям обещаны гибкие средства синхронизации и коллективной работы. Онлайновый набор офисного софта Microsoft намерена выпустить в одно время с релизом Office 14, то есть ориентировочно в 2010 году. ВГ

Знание - сила!

Семантический веб обещает стать важнейшим этапом в эволюции Интернета. И пионеры этого направления уже вовсю делят участки: в октябре из закрытого тестирования выпорхнул сервис Twine (www.twine.com), использующий смысловой анализ для автоматической классификации документов.

Основой сервиса служат собираемые пользователями коллекции материалов, так называемые твайны. Каждый из них посвящен какой-либо теме и в простейшем случае содержит несколько ссылок на веб-страницы, но может также включать файлы офисных форматов, фотографии, музыку и видео. Особенность Twine в том, что сервис самостоятельно извлекает из текста максимум характеризующей его информации. Когда документ построен с учетом требований семантического веба, процесс индексации проходит быстрее всего. Если же семантические теги отсутствуют, в дело вступают алгоритмы анализа естественного языка. Так или иначе, в результате Twine получает не просто набор слов, а знания. К примеру, сервис осведомлен, что NASA - это название организации, Шотландия - страна, а Джордж Буш - человек.

Сервис способен автоматически предлагать документы, содержащие не только сведения на выбранную тему, но и близкие по смыслу, так что поиск интересных материалов требует лишь пары кликов. Вдобавок поверх семантического движка навешаны привычные социальные функции. Каждый твайн может быть коллективным, в этом случае другие пользователи смогут просматривать его, обсуждать и добавлять новые документы, тем самым пополняя копилку знаний системы.

В настоящий момент ресурс объединяет примерно 50 тысяч активных пользователей, силами которых создано и поддерживается 20 тысяч тематических твайнов. Это число в ближайшее время должно увеличиться многократно, ведь Twine - один из самых ожидаемых интернет-стартапов, возделывающих ниву веб-семантики. Однако главной его проблемой остается низкое проникновение идей семантического веба и несовершенство соответствующих стандартов в сегодняшней Сети. Пока лишь незначительная часть документов на просторах Интернета содержит теги, облегчающие машинное извлечение информации. Автоматический же анализ простого текста обеспечивает весьма скудный ручеек знаний. В результате Twine частенько не в состоянии справиться с корректным получением сведений из документов. Кроме того, оставляет желать лучшего пользовательский интерфейс, требующий тщательной проработки с учетом новизны идеи.

Впрочем, лиха беда начало: после некоторого затишья семантический веб вновь становится горячей темой. Летом Microsoft прибрала к рукам поисковую систему Powerset, которая работает с поисковыми запросами, сформулированными на разговорном языке (см. "КТ" #735). Twine тоже не страдает от отсутствия внимания. А в ближайших планах создавшей его компании Radar Networks - апгрейд системы извлечения данных из документов, а также открытие API для связи сервиса с классическими и веб-приложениями. ЕЗ

Лучше один раз услышать

Похоже, именно такого мнения придерживается двадцати­двухлетний выпускник британского Университета Ковентри Крис Риджен (Chris Ridgeon), запустивший недавно социальную сеть Internet Shout. В отличие от множества существующих сервисов, общение через которые осуществляется преимущественно с помощью текстовых сообщений, подписчикам новой службы предлагается заявить о себе во весь голос.

Главная страница ресурса Internet Shout (www.internetshout.com) разбита на несколько разделов: здесь присутствуют ссылки на тематические категории, перечень актуальных на данный момент обсуждений, а также список новых членов сообщества, пополнивших ряды "болтунов". Посетитель волен присоединиться к уже идущей дискуссии по заинтересовавшему его вопросу либо начать новую беседу. Как и в любой другой социальной сети, юзеры могут формировать списки друзей, вести конфиденциальные разговоры тет-а-тет, а также блокировать сообщения от нежелательных пользователей. Кроме того, имеется система уведомлений, оповещающая подписчиков об обновлениях в выбранных голосовых лентах, и секция "музыкальная арена", куда желающие могут выкладывать свои оригинальные аудиопроизведения.

Internet Shout создан с применением Java и Flash. Для работы со службой потребуется только современный браузер, микрофон и колонки. Прослушивать беседы на сайте можно без регис­трации, а вот для того, чтобы оставить собственный голосовой комментарий, необходимо завести аккаунт.

Крис Риджен говорит, что задумал проект три года назад, будучи еще студентом. Он считает, что полностью голосовая социальная сеть сделает общение между пользователями Интернета более живым и естественным. В планы Риджена входит реализация дополнительных функций, которые позволят работать с ресурсом людям с нарушениями зрения и ограниченными физическими возможностями. Поддерживать работоспособность службы Крис намерен за счет рекламы. Юный предприниматель надеется, что необычность сервиса привлечет большое количество посетителей и вызовет интерес у рекламодателей. О том, оправдаются ли эти надежды, он, наверное, поведает сам - на собственноручно созданном сайте. ВГ

Быстрее пули

Нынешний рекорд скорости на суше был установлен еще в 1997 году: тогда пилот британских королевских ВВС Энди Грин (Andy Green) в автомобиле Thrust SSC с двумя реактивными двигателями разогнался до 1228 км/час, преодолев звуковой барьер (о чем и свидетельствует аббревиатура в названии, расшифровывающаяся как Super Sonic Car). Теперь Грин рассчитывает побить собственное достижение за рулем скоростного сухопутного монстра, проектируемого в Великобритании в рамках проекта Bloodhound SSC.

Идею создания автомобиля Bloodhound, способного разогнаться до 1600 км/час, горячо поддерживает британский министр науки лорд Пол Дрейсон (Paul Drayson). Работа над концептом идет последние полтора года. К разработке аппарата, существующего пока только в чертежах и моделях, будут подключены десятки компаний и научно-исследовательских организаций. Строительство болида обойдется примерно в 16 млн. долларов, а рекордный заезд намечен на 2011 год.

По замыслу инженеров, в движение Bloodhound будет приводить сложный агрегат, построенный на основе реактивного двигателя EJ200 от истребителя Eurofighter Typhoon и гибридной ракетной установки. Интересно, что в недрах почти 13-метрового фюзеляжа Bloodhound SSC будет скрыт и 800-сильный двигатель внутреннего сгорания - он обеспечит работу мощного топливного насоса. Согласно проекту, сперва заработает реактивный двигатель, а на скорости 480 км/час запустится ракета, которая и разгонит махину весом в 6,4 т до 1600 км/час. Весь процесс должен занять каких-то 40 секунд.

Конечно, помимо силовой установки придется тщательно продумать и все прочие детали конструкции болида. Например, традиционные колеса с покрышками уступят место титановым дискам, которые смогут выдержать колоссальные нагрузки, делая больше 10 тысяч оборотов в минуту. Естественно, понадобится и эффективная тормозная система: на большой скорости замедление обеспечат аэродинамические щитки, затем автомобиль выпустит парашюты, и наконец за дело возьмутся собственно тормоза. К финишу Bloodhound доберется "похудевшим" на две тонны - именно столько топлива сгорит во время поездки.

Примечательно, что установление нового рекорда скорости на суше не единственная цель авторов проекта. Показав, что автомобиль фактически может обогнать пулю, они надеются пробудить у молодежи интерес к науке. ВГ

БГ запрягает тройку

"Слухи о моей пенсии сильно преувеличены", - так, перефразируя Марка Твена, экс-глава Microsoft мог бы парировать высказывания о своем окончательном уходе на покой. В разгар нынешнего кризиса, когда даже воротилы Уолл-стрита предпочитают сворачивать лавочку, пережидая шторм на твердом берегу, неугомонный Билл спустил на воду новую ладью - таинственную компанию под лаконичным именем bgC3.

Пока что счастливый "отец" явно не спешит пропагандировать свое детище: на заглавной странице сайта bgc3.com в одиночестве расположился бесхитростный логотип, сплетающий третью букву английского алфавита с "тройкой". Впрочем, "шила в мешке не утаишь": о рождении новой компании миру поведали пронырливые сетевые репортеры. Как удалось выяснить редактору новостного портала TechFlash Тодду Бишопу (Todd Bishop), компанию, "в девичестве" носившую имя Carillon Holdings, Гейтс зарегистрировал еще в марте. При этом в заявке на торговую марку bgС3 вкратце характеризовалась как "научный центр" ("think tank"). Судя по всему, новый НИИ расположится в городке Киркланд, что неподалеку от Сиэтла, а персонал на первых порах будет невелик: стены нового офиса рассчитаны на 40–60 человек.

Над какими конкретно инновациями суждено биться новым подчиненным Гейтса, пока остается лишь догадываться. В отсутствие надежных сведений наполнять информационный вакуум принялись блоггеры, уже нагадавшие bgС3 завидную судьбу "мирового лидера в области нано-, био- и даже космических разработок". Впрочем, успевший побывать в новых стенах журналист Wall Street Journal смотрит на вещи куда более скептически: по его мнению, фирма представляет собой лишь аппендикс к Microsoft, призванный заниматься благотворительностью. К тому же компании-крошки, заточенные под конкретные задачи, Гейтс создавал уже не раз: так, одна из них курирует его личные дела, другая - финансовые накопления его семьи.

И все же внимание к новорожденной не ослабевает, о чем свидетельствует хотя бы шквал расшифровок загадочной аббревиатуры. Среди предложенных вариантов - "третья компания Билла Гейтса", "катализатор бизнес-идей третьего порядка", а также координаты клетки шахматной доски, простреливаемой белым конем. Что ж, умения делать подобные ходы в бизнесе старине БГ и впрямь не занимать: как-никак, в довесок к крупнейшему мировому софтмейкеру в послужном списке Гейтса значится богатейший в мире благотворительный фонд. Так что эмблема его новой конторы отнюдь не случайно напоминает приклеившийся к куску железа магнит: ведь по части притяжения внимания общественности Билл не знает равных. ДК

Космос по Джону Кармаку

Среди частных компаний, проектирующих собственные космические корабли, наметился еще один фаворит. Вслед за Scaled Composites, отправившей в суборбитальный полет челнок SpaceShipOne ("КТ" #549), и SpaceX, добравшейся до низких околоземных орбит на ракете Falcon 1 ("КТ" #754), небольшая американская компания Armadillo Aerospace выиграла приз в конкурсе Northrop Grumman Lunar Lander Challenge.

Armadillo известна прежде всего благодаря Джону Кармаку, сооснователю id Software, принимавшему непосредственное участие в создании Doom, Quake и прочих игровых шедевров компании. Восемь лет назад неравнодушный к космосу Кармак дал жизнь новой компании. В Armadillo Aerospace он принес деньги, дух компьютерного озорства (разработанные там аппараты названы Pixel и Texel, а талисман фирмы - броненосец - наречен Widget) и принцип максимальной экономии (по словам Джона, к весне этого года потрачено всего 3,5 млн. долларов). Сегодня Кармак числится главным инженером Armadillo Aerospace, а созданный под его руководством прототип "лунолета" Pixel считается самым дешевым проектом в своем классе.

 

Выигранный компанией Lunar Lander Challenge (LLC) - это конкурс, финансируемый NASA, который проводится третий год подряд. Его цель - стимулировать создание аппарата, способного доставлять грузы и пассажиров с лунной орбиты на ее поверхность и обратно. Конкурсные задания включают вертикальный взлет минимум на 50-метровую высоту, горизонтальный полет на полсотни метров с вертикальной посадкой в заданном районе, дозаправку и возвращение в исходную точку. Маневры ограничены по времени; кроме того, норматив поделен на два уровня: первый, облегченный, проходит на ровной поверхности; второй предполагает действия на поверхности, имитирующей лунный ландшафт. Главный приз за прохождение первого уровня составляет 350 тысяч, второго - один миллион долларов.

Несмотря на кажущуюся простоту, единственной компанией, сумевшей выставить свои аппараты на стартовую площадку в первые два года была Armadillo, но оба раза команду постигала неудача. В этом году компании предстояло встретиться с оппонентом в лице коллектива TrueZer0, чей летательный аппарат, впрочем, сошел с дистанции вскоре после старта. А вот Pixel на сей раз оказался в буквальном смысле на высоте, со второй попытки взяв приз "первого уровня". Закрепить успех и выиграть дополнительный миллион долларов помешали технические неполадки.

Победа в конкурсе LLC пока остается единственным заметным достижением Armadillo Aerospace. Однако эти наработки нужны компании для достижения главной цели - постройки суборбитального модульного челнока для космических туристов. В отличие от конкурентов-частников по космической гонке, Armadillo не намеревается возить туристов самостоятельно, планируя только строить корабли и лицензировать свои разработки. По оценке Кармака, на воплощение задумок потребуется еще два миллиона долларов и около года работы. Точные сроки, по заведенной им же в id Software традиции, не называются: "полетим, когда будем готовы!" ЕЗ

Взлом на переменке

Помнится, одно время популярностью пользовались истории о "благородных хакерах", проникающих в информационные системы с целью обратить внимание обслуживающего персонала на бреши в защите. Однако робингудство иногда может выйти боком. Недавний инцидент из этой серии заслуживает упоминания из-за своей несуразности.

Итак, согласно сообщению сайта окружного образовательного ведомства в штате Нью-Йорк, в один прекрасный день директор местной школы получил анонимное электронное послание с подписью "Ученик". Автор утверждал, что имеет доступ к персональным данным водителей школьных автобусов. Вызванная тут же полиция без промедления начала поиски отправителя. Стражи порядка выяснили, что к файлу обращался учащийся старших классов, причем делал он это из внутренней сети школы, войдя в систему под обычным паролем. Оказалось, что из-за кривой настройки сервера файл с конфиденциальной информацией о работниках стал доступен владельцам всех аккаунтов, включая ученические. Школьное начальство обещало впредь зорко следить за правами доступа к важным папкам. Как говорится, пока гром не грянет…

Информации на сайте достаточно, чтобы невольно родился вопрос: а в чем, собственно, заключался взлом? Не иначе как сетевой администратор не доглядел, а пронырливый школяр случайно или намеренно зашел через открытую дверь, мимо которой, к слову, ходили другие потенциальные "преступники". Теперь "взломщику", уже отстраненному от занятий, светит судебное разбирательство: ему инкриминируется незаконный доступ к чужим персональным данным.

Благодаря местным СМИ и Интернету, история получила широкую огласку и вызвала недоуменную реакцию общественности. В ответ представитель полиции поделился с прессой своим видением дела: "Парень совершил намеренный преступный акт, из которого собирался извлечь выгоду. К тому же он воспользовался чужим логином и паролем, чтобы не быть пойманным". А школьный чиновник, в свою очередь, заявил, что подозреваемым двигали вовсе не благие намерения: дескать, на файл он наткнулся не случайно, да и вообще за ним уже водились грешки. И хотя главному виновнику происшествия скорее всего удастся избежать тюрьмы, урок он получил на всю жизнь. ИК

Загадки скотча

Удивительные эксперименты провели физики из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. При разворачивании обыкновенного скотча ученые наблюдали нановспышки рентгеновских лучей с энергией пятнадцать килоэлектрон-вольт. Этого вполне достаточно, чтобы сделать рентгеновский снимок пальца.

Еще в тридцатые годы прошлого века было известно, что при разрыве двух контактирующих поверхностей можно наблюдать видимый свет, иногда даже невооруженным глазом. Этот удивительный эффект назвали триболюминесценцией. Дело в том, что энергия сцепления силами Ван-дер-Ваальса, обычно удерживающими две склеенные поверхности, в сто раз меньше энергии фотона видимого света. И эта "размазанная" по поверхности энергия механического сцепления должна каким-то образом концентрироваться, для того чтобы излучился фотон.

Подобная концентрация энергии встречается редко. Пожалуй, самый известный эффект - сонолюминесценция, при которой энергия звука в жидкости возрастает в триллион раз за счет возникновения и схлопывания пузырьков. Сонолюминесценцию пока безуспешно пытаются использовать для инициации процесса термоядерного синтеза. И это одна из причин, заставивших начать эксперименты со скотчем, в успех которых никто не верил.

Первыми излучение рентгена при отрыве пластика от стекла наблюдали советские ученые еще в 1953 году, но тогда эта работа осталась незамеченной. В новых экспериментах катушку обычного офисного скотча перематывали в вакуумной камере на цилиндр с помощью электромотора. Различные датчики регистрировали излучение света, рентгеновских лучей и испускание электронов. Кроме того, учитывалось неравномерное подергивание скотча при разматывании.

Электроны с пленки вылетают из-за того, что слой акрилового клея при отрыве заряжается положительно, а оставшиеся на пластике лишние электроны накапливаются и затем его покидают. По всей видимости, именно эти электроны, ускоренные полем быстро расходящихся при разматывании заряженных слоев клея и пластика, ответственны за короткие вспышки рентгена, которые напрямую взаимосвязаны с подергиванием скотча при разматывании.

Излучаемого рентгена оказалось достаточно, чтобы за несколько десятков секунд получить четкий снимок пальца. Так что вполне возможно, что в будущем громоздкие высоковольтные блоки рентгеновских аппаратов заменит маленький электромотор и перематываемое колечко липкой ленты. Но пока нет теории, рассчитывать на это и другие возможные приложения рентгеновской триболюминесценции, увы, не приходится. ГА

Развод по-самурайски

Если, прогуливаясь по виртуальной вселенной, вы неожиданно столкнетесь нос к носу с аватаром злейшего врага, не спешите распускать руки. Неровен час, вы нанесете своему визави столь тяжкие увечья, что оправдываться придется уже за решеткой. По крайней мере, прецедент уже есть: так, одну из жительниц Японии до цугундера довела жестокая размолвка со своим бывшим онлайновым кавалером.

43-летняя преподавательница игры на фортепиано, чье имя в интересах следствия не разглашается, коротала время в кущах MapleStory - весьма популярной в Азии многопользовательской забавы в стиле фэнтези. Помимо активной борьбы с бесчисленными монстрами, игроки здесь не забывают и о личной жизни, заключая не только военные, но и брачные союзы. Увы, как и в реале, онлайновые семейные лодки нередко садятся на мель - не повезло и нашей героине, чей 33-летний интернет-суженый в одностороннем порядке расторг брак, даже не соизволив известить об этом свою бывшую половину. Узнав о разводе задним числом, японка разгневалась и решила во что бы то ни стало отомстить вероломному сердцееду. Сказано - сделано: воспользовавшись паролем своего бывшего друга, она зашла на игровой сайт под его именем и, не моргнув глазом, аннулировала аккаунт, совершив таким образом "виртуальное убийство".

Быстро смекнув, чьих рук это дело, пострадавший решил поквитаться с ревнивицей с помощью полиции. Разумеется, жалоба на виртуальное убийство выглядела бы нелепо, так что хитрый самурай сделал ход конем, обвинив бывшую подругу… в незаконном доступе к личным данным, хранящимся в Сети! Вероломный геймер угодил в яблочко: в электронный век слово "хакер" для японских фараонов звучит столь зловеще, что против незадачливой "взломщицы" тут же возбудили уголовное дело. Взяв под стражу в родной префектуре Миядзаки, ее под конвоем провезли через всю страну на север в Саппоро, где живет пострадавший, - здесь, очевидно, и будет вынесен приговор. Не исключено, что минутный порыв аукнется строптивой интернетчице несколькими месяцами тюрьмы или штрафом в пять тысяч отнюдь не виртуальных долларов.

Как отразится этот скандал на демографии сетевой страны, пока сказать трудно. Но не исключено, что отныне, перед тем как с головой окунуться в омут семейной жизни, аватары самых предусмотрительных молодоженов будут подписывать брачный контракт. Думается, в этом документе найдется место и завещанию на случай безвременной кончины от руки ревнивого супруга. ДК

PlayStation ‘58

Миллиарды долларов, ежегодно вытрясаемые из карманов любителей компьютерных забав; игровые вселенные, в которые можно уйти и не вернуться; монструозные видеоприставки, затмевающие своей вычислительной мощью серверы… Пожалуй, среди всей этой круговерти трудно представить времена, когда слово "видеоигра" в словарях отсутствовало. Впрочем, и Москва не сразу строилась: в основании современного игрового мироздания лежат несколько древних "китов". Одним из них является "Теннис для двоих" (Tennis for Two) - первая в мире многопользовательская видеоигра, недавно справившая полувековой юбилей.

Создателем пращура современных бродилок и стрелялок выпало стать Уильяму Хигинботему (William Higinbotham). В один прекрасный день утомленного возней с осциллографом сотрудника Брукхейвенской национальной лаборатории посетила мысль о том, как превратить набивший оскомину прибор в собрата по развлечениям. Результатом выкладок и бдений с паяльником стала видеозабава, в ходе которой яркая точка, прыгающая по круглому экрану, отражалась от "стен" и перелетала через нарисованный барьер, повинуясь сигналам на входе. Как и в "большом" теннисе, одновременно оттачивать мастерство здесь могли два партнера, при помощи пульта с кнопкой попеременно отбивающие "мяч" на половину поля противника. Несмотря на незатейливый сценарий, игра снискала популярность у сотрудников лаборатории, разменявших на геймы немало рабочих часов. Вскоре игру "попробовали на зуб" и посланцы большого мира: в день открытых дверей, проводившийся в лаборатории 18 октября 1958 года, новинка была презентована посетителям, став настоящим гвоздем программы. За несколько часов подержать в руках электронные "ракетки" вызвалось несколько сотен "спортсменов-любителей"!

Увы, оригиналом легендарной игры не может похвастаться ни один музей мира: меньше чем через год изобретатель недрогнувшей рукой разобрал свое пришедшее в негодность творение на запчасти. Лишь десять лет назад группа коллег и последователей Хигинботема восстановила его детище по чудом сохранившимся чертежам. Правда, элементную базу повторить в точности не удалось: управлявший игрой электроламповый вычислительный "шкаф" был списан еще во время президентства Кеннеди. В результате заведовать полетом мяча доверили современному процессору, тщательно защищенному от скачков напряжения (увы, к их проявлениям нынешние чипы куда чувствительнее своих предков). Зато на игроков, как и прежде, взирает круглый глаз осциллографа.

По традиции нынешней осенью брукхейвенцы вновь распахнули двери перед всеми желающими, заодно с помпой отпраздновав юбилей игры. Разумеется, веяние нового времени не могло не отразиться на техническом обеспечении мероприятия: на сей раз, помимо допотопного осциллографа, посетители могли попытать удачу в куда более современных версиях игры, портированных на консоли Nintendo, Sega и Atari. Впрочем, к какой из "видеоприставок" выстроилась самая длинная очередь, догадаться нетрудно. ДК

Самое черное кино

Любопытные результаты получили астрономы, впервые наблюдавшие две двойные системы (черная дыра + обычная звезда) одновременно в рентгеновском и видимом диапазонах. Оказывается, черная дыра поглощает вещество звезды-соседки столь замысловатым образом, что астрофизикам придется перекроить свои прежние теории.

Для наблюдений ученые использовали орбитальный рентгеновский телескоп Rossi X-ray Timing Explorer и расположенный в Чили Very Large Telescope, объединяющий четыре телескопа с зеркалами диаметром 8,2 метра. Там была установлена система ULTRACAM, позволяющая записывать до двадцати изображений в секунду. Это чуть медленнее, чем меняются кадры в обычном фильме, но наблюдать черные дыры с такой скоростью, используя "кинокамеру" подобных размеров, еще никому не доводилось.

В каждой из двойных систем Swift J1753.5-0127 и GX 339-4 обычная звезда располагается всего в нескольких миллионах километров от черной дыры с массой около десяти солнечных. Столь близкое соседство приводит к тому, что черная дыра буквально высасывает вещество из звезды, которое закручивается в тонкий диск, ускоряется, сильно разогревается и ионизируется, превращаясь в плазму и начиная излучать в видимом и рентгеновском диапазонах. Часть вещества при этом выбрасывается из полюсов черной дыры в виде быстрых тонких струй, разогнанных почти до скорости света. Здесь конкурируют мощные силы гравитации, магнитное поле объектов, вращающихся вокруг своих осей и друг друга, а также высокое давление горячей плазмы и ударных волн.

1

Все эти запутанные процессы приводят к тому, что свет от исследованных пар, подобно свету отсыревшей свечи на ветру, вспыхивает, искрит и брызжет замысловатым и порой хаотичным образом. Причем, несмотря на сходство двух систем, период вращения пары Swift J1753.5-0127 всего 3,2 часа - наименьший среди известных двойных систем с черной дырой. Для сравнения вторая пара оборачивается за 1,7 дня.

К удивлению астрономов, вариации видимого света оказались даже быстрее, чем в рентгеновском диапазоне. Кроме того, изменения яркости в двух диапазонах происходят не одновременно, хотя и следуют определенным повторяющимся закономерностям. Перед рентгеновской вспышкой видимый свет обычно гаснет, потом вспыхивает на доли секунды и вновь быстро затухает. Свет и рентгеновское излучение приходят не из самой черной дыры, а только из ее окрестности.

Результаты наблюдений заставили отказаться от доминирующей сегодня точки зрения, что видимое излучение в системе вторично и возникает в результате разогрева плазмы рентгеном. По-видимому, важную роль в системе играют мощные магнитные поля черной дыры, которые постоянно перестраиваются и участвуют в формировании и изменении яркости источников рентгена и света вблизи черной дыры. Теперь теоретикам предстоит найти объяснение полученным данным. ГА

Искусство забывать

Механизмы работы человеческой памяти пока остаются загадкой. Но ученым удалось сделать очередной шаг на пути к контролю над уникальным хранилищем информации, спроектированным природой. Группа исследователей из США и Китая опубликовала результаты эксперимента, демонстрирующего возможность выборочного удаления воспоминаний - правда, пока только у мышей.

Главным "инструментом" в работе, выполненной под руководством Джо Циня (Joe Tsien), стал белок альфа-CaMKII. Этот фермент, иногда называемый "молекулой памяти", играет важную роль в работе головного мозга. Прибегнув к методам генной инженерии, группа Циня вывела мышей, мозг которых усиленно вырабатывает этот энзим. Сначала генетически модифицированным грызунам искусственно снижали концентрацию фермента до нормальной. Воспоминание, которое предстояло забыть, сформировали просто: особь помещали в специальную камеру, после чего лапы животного подвергались легкому удару током. Обработанная таким образом мышь, снова попав в "пыточную", замирала в ожидании болевого шока.

Затем исследователи временно прекращали давать подопытным грызунам ингибитор, подавляющий выработку альфа-CaMKII, из-за чего концентрация фермента в мозге особи поднималась выше нормы. Если после этого мышь вновь помещали в камеру, случалась удивительная метаморфоза: животное вело себя как ни в чем не бывало. Судя по тому, что и спустя две недели поведение мышей не менялось, память о неприятном событии стиралась безвозвратно, а не просто ослаблялась. Важно, что прочие воспоминания при этом оставались незатронутыми.

Экспериментаторы пока затрудняются объяснить, как именно очищается нужный участок памяти. Предположительно фермент ослабляет ряд нейронных связей при попытке вызвать ассоциированное с ними воспоминание. Исследователи честно предупреждают, что механизм "чистки" в том виде, в каком его испытывали на мышах, к человеку неприменим, поскольку требует вторжения в генетический код, а также из-за более сложного устройства головного мозга человека. Тем не менее полученный результат безусловно ценен для науки, так как проливает свет на принципы функционирования памяти у живых существ. И не исключено, что в один прекрасный день в аптеках появятся пилюли, помогающие навсегда избавиться от неприятных воспоминаний. Например, жертвам катастроф, пережившим сильнейшее потрясение, такое лекарство могло бы заметно облегчить жизнь. ЕЗ

Летающие линзы

Оригинальную технологию, обещающую продлить жизнь традиционной фотолитографии, предложили ученые из Калифорнийского университета в Беркли. Помимо изготовления чипов, ее можно использовать для записи информации с плотностью на порядок большей, чем у современных винчестеров.

Как известно, главным препятствием на пути дальнейшей миниатюризации компьютерных чипов является дифракционный предел, мешающий сфокусировать свет в пятнышко меньше половины длины волны. Он и определяет возможности технологического процесса, ограниченные сегодня 35 нанометрами. Ученые давно научились обходить дифракционный предел, используя так называемые нераспространяющиеся электромагнитные волны, быстро затухающие на расстоянии меньше длины волны от конца световода, плазмонного аналога оптической линзы или другого устройства, позволяющего их сфокусировать. Таким устройством может служить даже несколько щелей специальной формы в тонком слое хорошего проводника.

Но как поместить маску для нераспространяющихся волн всего в нескольких нанометрах от кремниевой пластины с фоторезистом, диаметр которой 20–30 см? Разумеется, это практически невозможно. Зато в современных винчестерах хорошо отработана технология головок, парящих на высоте нескольких десятков нанометров над быстро крутящимся диском. Ученые из Беркли решили объединить и усовершенствовать два этих подхода.

В качестве линз для нераспространяющихся волн были выбраны плазмонные линзы из нескольких концентрических кругов на тонком слое серебра с отверстием посередине. Массив из шестнадцати таких линз закрепили на конце устройства, напоминающего коромысло винчестера, и фокусировали на них луч ультрафиолета. В первых экспериментах скорость поверхности диска под головкой достигала 12 м/с, а сама головка парила на высоте 20 нм над его поверхностью и рисовала штрихи толщиной 80 нм. Это делает метод эффективнее альтернативных технологий вроде литографии электронным или ионным пучком. К тому же ничто не мешает, уверены изобретатели, достигнуть разрешения 5–10 нм, довести число параллельно работающих линз до нескольких тысяч и повысить скорость вращения диска.

Разумеется, придется подождать, пока такой "фотовинчестер" распишет поверхность вращающейся кремниевой пластины рисунком для травления очередного слоя чипа. Засветить все сразу гораздо быстрее. Но и цена оборудования на базе новой технологии, из-за сравнительно скромных требований к оптике, обещает быть гораздо меньше, чем у современной машины для фотолитографии. А удовольствие это не из дешевых: примерно 20 млн. долларов за технику и еще около миллиона за комплект масок для каждого нового чипа. ГА

Музыка идей

Оригинальный метод измерения спин-поляризованного тока предложили французские физики из Университета Луи Пастера в Страсбурге. Сравнительно простой и удобный способ, основанный на эффекте Доплера, будет полезен не только в спинтронике, но и при разработке разнообразных магнитных устройств.

Несмотря на бурный расцвет спинтроники, в этой области еще много белых пятен. Даже измерение спин-поляризованного тока, в котором электроны имеют ту или иную преимущественную ориентацию спина, представляет серьезную проблему. Сегодня это делается весьма неудобными и дорогостоящими способами.

Идея нового метода сродни принципу работы ручных доплеровских радаров, с помощью которых измеряется скорость автотранспорта. Этот эффект можно наблюдать по нарастающей высоте гула движущейся навстречу машины. По мере ее приближения каждый следующий гребень звуковой волны достигает наших ушей быстрее, что эквивалентно повышению частоты звука. Тот же механизм, но в радиодиапазоне использует и радар, регистрирующий изменение частоты отраженных автомобилем радиоволн.

Оказывается, схожим методом можно измерять и величину тока. Ученые разместили две антенны по обе стороны тонкой (2 мкм) ленты пермаллоя (магнитного сплава железа и никеля). Высокочастотный радиосигнал, подаваемый на одну из антенн, возбуждал в пермаллое спиновые волны длиной 800 нм, которые принимались второй антенной. Если по образцу пропустить спин-поляризованный ток, он увлекает спиновые волны с собой и повышает частоту принимаемого сигнала. А уже по зарегистрированному сдвигу частоты можно без труда вычислить величину тока.

Специалисты высоко оценили перспективы и простоту нового метода. Помимо измерения тока он может помочь в решении многих важных проблем. Например, увеличивая частоту сигнала и уменьшая длину спиновой волны, можно "прощупать" квантовые эффекты взаимодействия спинов электронов с локальными изменениями намагниченности образцов. А без детального понимания магнитных свойств материалов сегодня уже невозможно ни совершенствование винчестеров, ни развитие новых магнитных запоминающих устройств, сулящих повышение емкости и скорости работы с данными. ГА

Не надо усложнять

К неожиданным выводам пришла команда британских и американских астрофизиков, координируемая из Кардиффского университета. Оказывается, галактики устроены гораздо проще, чем считалось, и все их свойства определяются одним-единственным параметром, например массой. Эти выводы противоречат доминирующей сегодня иерархической теории формирования галактик и ставят под сомнение факт существования темной материи.

Холодная темная материя, которая не участвует в электромагнитном взаимодействии, а проявляет себя лишь в гравитации, нужна астрофизикам не только для того, чтобы объяснить вращение звезд в галактиках и вращение самих галактик в их кластерах. Без нее сегодня не может обойтись ни одна теория образования галактик. По расчетам, электромагнитное излучение после Большого взрыва было так велико, что просто растолкало бы обычную, участвующую в электромагнитном взаимодействии материю в разные стороны, и та не успела бы собраться в облака и галактики. Только не подверженная давлению излучения темная материя могла сначала спонтанно образовать сгустки за счет гравитационного притяжения, которые потом притянули обычное вещество, постепенно сформировав звезды в видимой нам части Вселенной.

Но в столь сложном многоэтапном процессе галактики рож­да­лись бы самые разные, и их параметры, такие как масса, яр­кость и скорость вращения должны были принимать непредсказуемые значения. Однако астрономы давно заметили, что, несмотря на огромное разнообразие галактик, эти параметры взаимосвязаны и, зная, например, массу галактики нетрудно предсказать ее яркость.

В новом исследовании ученые с помощью австралийского радиотелескопа Parkes и расположенного в горах штата Нью-Мексико оптического телескопа Sloan Digital Sky Survey изучили две сотни галактик. Для них были независимо измерены шесть свойств: размеры по 50 и 90 процентам светимости, яркость, цвет по четырем длинам волн, масса нейтрального водорода в галактике и динамическая масса с учетом темной материи. После статистического анализа этих данных выяснилось, что все свойства взаимосвязаны друг с другом, то есть определяются лишь одним независимым параметром, в качестве которого можно выбрать любой из шести, например массу. А значит, и процесс формирования разных галактик должен быть примерно одинаковым и довольно простым.

Эти выводы плохо вписываются в сложную иерархическую теорию образования галактик, в их замысловатую динамику с центральной массивной черной дырой и гало из темной материи, запутанную эволюцию звезд, взрывы сверхновых и непростое взаимодействие галактик со своим окружением. Все это, по идее, должно заметно влиять на жизнь галактик и вносить в их свойства разнообразие. А его-то, оказывается, и нет.

Авторы работы предвидят острую критику коллег. Только дальнейшие тщательные наблюдения и построенная на их основе теория, способная заменить существующие, заставит ученых пересмотреть свои взгляды. ГА

Новости подготовили

Галактион Андреев
Александр Бумагин
Татьяна Василькова
Владимир Головинов
Евгений Золотов
Денис Коновальчик
Игорь Куксов
Павел Протасов
Жанна Сандаевская
Дмитрий Шабанов

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.