Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Full HDец: Вторая серия

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   21.10.2008

Итак, оба телевизора привезли, я их распаковал и расставил: "плазму" на место Grundig’а (вошла, только колонки пришлось капельку раздвинуть), ЖК - на пол, поближе к дивану, чтобы разницей в расстояниях как-то компенсировать разницу в диагоналях.

Итак, оба телевизора привезли, я их распаковал и расставил: "плазму" на место Grundig’а (вошла, только колонки пришлось капельку раздвинуть), ЖК - на пол, поближе к дивану, чтобы разницей в расстояниях как-то компенсировать разницу в диагоналях. Подключил проигрыватель, коим оказался, естественно, панасониковский же DMP-BD30 (кстати, на форумах его хвалят), развел сигнал от него - через сплиттер - на оба теле­ви­зора и всё включил. На всех шести блюрейных дисках, которые у меня наш­лись, картинка была в пропорции 2,35:1, так что сверху и снизу шли черные полосы. Ну, то есть не везде и не совсем черные. Если на "пла­з­ме" че­рнота была близка к абсолютной и даже, по памяти, почернее, чем на Gru­ndig’е, - на ЖК она была сизовато-серой, что рядом, при прямом сравнении, показалось просто невыносимым.

С другой стороны, ЖК демонстрировал заметно более сочную картинку, и когда, переподключившись на TViX, я запустил на оба телевизора целиком заполняющую экраны картинку 16:9 - то есть пропала тестовая чернота сверху/сни­зу, - ЖК вроде бы стал выигрывать, хотя, конечно, черные фрагме­н­ты картинки оставались сизыми. Я взялся играть с настрой­ка­ми и практически сравнял картинки и по "теплоте", и по сочности, - вот только у ЖК осталось еще много запаса в регулировках, а у "плазмы" они были выб­раны почти до упора.

Однако то, что на глянцевых демо-роли­ках предс­тавляется неоспоримым преимуществом, на серьезном фильме - скорее, недостатком, и когда я запустил с DMP-BD30 "Семь лет в Тибете", а установки и на "плазме", и на ЖК выс­та­вил в умолчальные, - благородная приглушенность тонов "пла­змы" показалась мне куда более уместной, чем выпя­чен­ные цвета ЖК. То есть "плазменная" картинка выглядела очень близко к ЭЛТшной, от Grundig’а. И не только по тонам, но и по самому характеру. Де­ло естественное: ведь и на ЭЛТ, и на "плазме" используется свечение люминофора, а на ЖК - свет лампы сквозь фантастически цветонасыщенные светофильтры. Что же касается "родовых" недостатков ЖК - сильной зависимости картинки от угла зрения и некоторой излишней инерционности, - я, как ни старался, их на телевизоре не обнаружил. Конечно, если смотреть на экран уж совсем искоса, конт­раст чуть снижается, но, во-первых, зачем смотреть искоса, а во-вторых - там такой запас контраста, что некоторое его понижение не критично.

Впрочем, давайте на минутку оторвемся от сравнения, чтобы передать живое ощущение от Full HD. Дома, в двух с половиной метрах от экрана, оно пот­ря­сает куда сильнее, чем на любой из выставок или в торговом зале. Причем для этих "метров" сорокадвухдюймовый экран оказался в самый раз: придвигаешься ближе - теряешь границы и начинаешь видеть какие-то несущественные артефакты. Наверное, еще придет пора разобраться в ра­знице между картинкой 1920х1080p и 1280х720p, между HDTV-рипом, HD DVD-рипом, BD-рипом и настоящей картинкой с двухслойного блюрей-ди­­ска, - пока же все это кажется в равной мере четко и качественно и разительно отличается от телевизионной картинки или картинки с DVD. Разница примерно такая же, как между картинкой с VHS-видеома­г­нитофона и с DVD-проигрывателя на обычном телевизоре. Или меж­ду звуком с компакт-диска и с диска SACD или DVD Audio, - но тут, во-пе­рвых, все-таки сравнивается разное; во-вторых, далеко не все имели случай эту звуковую разницу услышать. Что же касается добавочной (к при­­вычной, эмпежной) степени сжатия видеопотока, - ее результатов я, как ни старался, на экране не заметил, во всяком случае - на хороших источниках картинки, - то ли увеличение площади скрадывает эту разницу, то ли новые алгоритмы сильно превосходят старые.

Вернемся к выбору, да сразу с ним уже и покончим. Итак, я не мог не отметить высочайшей сочности ЖК-картинки и отсутствия в ней существенных недостатков (что касается "благородства" - его всегда можно воспитать через настройки), - но для меня лично, с моим перфекционизмом, отсутствие черного оказалось совершенно неприемлемым: глядя на экран, что бы на нем ни показывалось, я видел одну только эту сизятину. Хотя я ле­г­ко могу представить себе даму (почему-то - именно даму), которая на этот самый нечерный черный и внимания не обратит, а по остальным показателям выберет именно ЖК, а не "плазму": чтобы повесить ее в гостиную и не сосредоточенно смотреть Высокое Кино, а так, между прочим, поглядывать, не обращая внимания на свет за окном: даже под яркими сол­нечными лучами, под которыми "плазма" несколько вянет и тускнеет, картинка на ЖК остается по-прежнему ясной и сочной. Кстати, тут же стоит заметить, что, если справляться с price.ru, цена на 42-дюй­мо­вую "плазму" окажется практически такой же, как на 37-дюймовый ЖК, то есть дюйм "плазмы" уже дешевле и стоит чуть больше тысячи рублей. А я, помнится, какие-нибудь три (ну, может, четыре) года назад, в своих публикациях про плаз­мен­ные панели, написал, что одна из их родительниц, фирма Fujitsu, пос­та­вила перед собой амбициозную цель: довести в ближай­шее время це­ну дюй­ма "плазмы" до ста долларов!

Осознав, что в данной реальной ситуации и на данном отрезке технологического времени выбора у меня, в сущности, кроме "плазмы", и нет (конечно, очень вкусным показался сониевский OLED-телевизор - вот там черный так черный! - однако две штуки баксов за дюймов, кажется, одиннадцать - это вроде дорого, а одиннадцать дюймов для домашнего кинотеатра явно маловато, будем ждать…), - я стал придирчиво к ней приглядываться и читать разные документы и форумы, чтобы понять, каким образом за минувшие три года удалось победить непобедимые, казалось, "родовые" недостатки и какие из них остались до сих пор непобежденными.

По поводу черного: выяснилось, что Panasonic’у удалось заметно умень­шить эмиссию предразряда ("система Real Black Drive") и поставить правильные фильтры ("специальный фильтр New Deep Black"). Результат меня впечатлил: когда я смотрю по моему (теперешнему!) телевизору фильм в пропорции 2,35:1, я порою не могу найти границу не только между черной пустой полосой наверху и внизу и черным фрагментом кадра, - я не вижу ее даже между этими полосами и черной лакированной рамой телевизора.

Следующий недостаток - недостаточная цветовая глубина - был пре­одолен, кажется, принципиально тем же путем: резким снижением уп­ра­­вляющего ячейками напряжения. В результате появились такие оправдан­ные по мощности возможности игры со скважностью, что градаций яркости каждой ячейки стало больше пяти тысяч (вместо шестнадцати у жидких кристаллов), а оттенков - миллиарды. Косвенным свидетельством этого снижения стала и резко уменьшившаяся толщина "плазмы" (она тоньше, чем вышеупомянутый ЖК), и очень слабый разогрев, с которым ле­гко справляются пять тихих вентиляторов на задней стенке: их не "почти не слышно", а не слышно совсем! Я помню, как те же три-четыре года назад был позван в гости Володей Каталовым (он только что приобрел самую на тот момент крутую "плазму" от Pioneer’а). Я приехал, и первое, что бросилось в глаза, - те самые разводы на градиентах, свидетельствующие о недостаточной цветовой глубине. Я указал на них Володе, он неприятно изумился, сказал, что это, наверное, такой источник, и полез за другим диском, за третьим… Градиентные границы не исчезали. Некоторое время спустя он написал мне горькое письмо, сетуя, что еще неделю назад был счастлив, а сейчас не знает, куда эту "плазму" сплавить: дескать, ничего, кроме градиентов, на ней уже не видит…

Кстати, в чем Володя был абсолютно прав - качество картинки очень зависит от ее источника: на ином плохом диске изначально заложено цветовое ограничение. Поэтому, не удовлетворившись демо-роликами и блюрей-фильмами, я решил испытать мою "плазму" на собственных фотог­ра­фи­ях, на которых градиентов - пруд пруди на каждой второй. Тут, кстати, уместно сделать два замечания: во-первых, и на ЖК, и на "пла­зме" у Panasonic’а[Вообще, и пульты у обоих телевизоров одинаковые, и дизайн, и система меню.]есть слот под SD-карточку, с которой можно непосредственно смотреть jpeg-картинки (фотки) и (говорят, еще не проверял, но собираюсь) HD-видео; во-вторых, оба телевизора масштабируют картинку совершенно фантастически, идеально, я такого нигде еще не видел: мои фо­т­ки сделаны разными аппаратами и с сильно разным разрешением, но они великолепно выглядят на весь экран, будто под него и сделаны[Тут я впервые понял смысл формата 16:9, который сегодня встраивается в некоторые фотоаппараты, а уж в панасониковские - непременно и всегда. И впрямь: заполняя весь экран, снимок выглядит просто фантастически эффектно.]. Итак, я записал на карточку свой портфолио и запустил просмотр. Ни на одном дне­вном небе, ни на одном закате, ни на одной гладкой воде не обнаружилось и следа градиентных границ, все было куда сочнее и глаже, чем даже на любимом ЭЛТ-мониторе Nokia (правда, жена, сев впритык к экрану, углядела, что при некоторых размерах карточки кое-где заметно подрагивание). Тут же поделюсь еще одним изумлением: мне никогда не доводилось видеть своих снимков на такой большой площади и с таким изумительным разрешением: раньше это был либо девятнадцатидюймовый монитор, либо отпечаток А3+, - а теперь некоторые из них я как бы снова для себя открыл!

И наконец, последний из "родовых" недостатков "плазм": выгорание и "запоминание"[Выгорание - понятно: если ячейка слишком долго горит достаточно ярко, люминофор на ней слабеет. Причем - навсегда. Запоминание - дефект временный. Ячейки, горящие постоянно, на одном и том же месте, как бы раскачиваются, и для их зажигания нужно меньшее напряжение, чем для других, - и вот мы можем порой наблюдать на экране эдакое "воспоминание" от лейбла канала.]. Его, кажется, пока что полностью победить не удалось, хотя и на этом поприще Panasonic явно поработал. Тем не менее на одной из первых же страниц "Руководства" написано: "Не отображайте неподвижное изображение в течение длительного времени. Это приводит к тому, что изображение остается на плазменном экране ("остаточное изо­б­ражение"). Это не относится к неисправности и не покрывается гарантией". А в меню телевизора есть опция "Боковая панель", с помощью которой, когда картинка на телевизоре - 4:3 или близка к этой пропорции, можно "пустые" места залить серым и таким образом предотвратить "остаточную рамку". И хотя можно выбрать из трех интенсивностей этой серой заливки, в "Руководстве" рекомендуется самая интенсивная. Оно, конечно, странновато смотреть традиционных пропорций кино в сером окай­млении (тут же начинаешь думать: не стоило бы сделать телевизору светло-серую, а то и белую раму, с ней и черный выглядел бы, кстати, еще контрастнее и эффектнее![Идея Сергея Леонова.]), - но привыкаешь к этому быстро, и оно даже начинает нравиться. Увы, черные полоски сверху-снизу при просмотре фильмов 2,35:1 (такие по преимуществу и выпускают на блюрей-дисках) серым фоном не заливаются, ибо являются частью оригинальной картинки. Еще для снижения риска появления "остаточных изображений" предусмотрена широкая палитра трансформации картинки, так что в большинстве случаев можно выб­рать режим наименьших потерь: что-то там в картинке слегка подрезается, что-то поджимается, - зато никаких черных рамок.

Поделиться собственными наблюдениями за этим недостатком пока не могу: слишком рано. Стараюсь телевизор не насиловать (но, разумеется, специально и не оберегать), а там поглядим, когда проявится, и проявится ли вообще. У меня есть подозрение, что к тому моменту, когда (если) проявится, технологии уже сделают очередной широкий шаг и моя "плазма" морально устареет и все равно потребует замены. Как это случилось с Grundig’ом.

Впечатлениями от источников HD-си­гналов, от upscaling’а, от режима 24p поделюсь в следующей серии.


Full HDец - Полный эйчдец (англ.)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.