Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пока несут сакэ…

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   30.09.2008

Я далеко-далеко не в первый раз возвращаюсь из-за бугра в родную деревню Гадюкино, - однако никогда еще моя депрессия, вызванная этим событием, не была так глубока и беспросветна.

Я далеко-далеко не в первый раз возвращаюсь из-за бугра в родную деревню Гадюкино, - однако никогда еще моя депрессия, вызванная этим событием, не была так глубока и беспросветна. Никогда я еще столь ясно не ощущал, что отстали мы "нафсекта", как проезжая (из аэропорта) мимо лужковских бизнес-небоскребов, - это-то после шэньчженьских, гонконгских и токийских. Нет, я отнюдь не полагаю, что народ наш не способен на взлет, подобный японскому, - просто так почему-то (веками!) получается, что на ногах (на крыльях?) его энергичной, остроумной, предприимчивой части вечно висит тяжелейшими гирями часть косная, государственническая, чиновная. Да просто, что называется, большинство, безусловным выразителем воли которого и являются наши власти. А как пойдешь против большинства? Оно ведь, в который раз пытающееся вернуть на площадь железного Феликса, в свое время и в Гражданской войне победило: вот он, подлинный референдум. Vox populi.

 

Впрочем, довольно этого горького культур-повидла, как сказал бы коллега Голубицкий, перейдем к сути. В начале сентября московская Epson вывезла группу журналистов, интересующихся проекторными технологиями (по какому поводу попал туда и я), далеко на восток. Целями были завод по производству проекторов в Шэньчжене (осо­­бая экономическая зона Китая), предприятие, где, собственно, эпсоновские проекторы разрабатываются и где делают некоторые тончайшие их детали - неподалеку от Мацумото (Япония), а также пара токийских салонов Hi-Fi- и Hi-End-электроники, один из которых располагается в знаменитой Акихабаре: японской "Горбушке", примерно так же относящейся к нашей, как токийские небоскребы (в массе) к лужковским. Ну а поскольку Шэньчжень находится от Гонконга в каких-нибудь сорока-пятидесяти километрах (хотя оба принадлежат одному и тому же Китаю, визы нужно брать разные и границу с таможней проходить покруче, чем когда едешь в Китай из, скажем, России), - поселили нас на первые пару дней как раз в Гонконге. Уж не знаю: то ли чтобы добавить немного экскурсионно-по­з­на­ва­тельной составляющей, то ли - чтобы гарантировать ту самую "возвращальную" депрессию.

В Гонконге я побывал уже в третий раз, и всегда, когда в него возвращаешься, обнаруживаешь новый рекордный небоскреб: на сей раз его достраивают на материковой части, на Коулуне, и, пока верх достраивают, в нижней половине уже вовсю кипит жизнь. Гонконг вообще-то традиционно перерабатывает деньги, поэтому его жизнь с жизнью Токио, их производя­ще­го, не сравнить. Да и его небоскребный облик как бы является некой ре­к­ламной заставкой, завлекалкой, - не случайно идет такая борьба лейблов и платятся такие суммы за право поместить на том или ином островном небоскребе свой логотип, чтобы он хорошо был виден при взгляде с Коулуна, с набережной Звезд: эдакие сцена и зрительный зал. Выше всех, вот уже который год, красуется Philips; Epson’у тоже нашлось достойное место неподалеку, а где-то внизу появился и Samsung. Выглядит все это невероятно эффектно, особенно ночью, под лазерное шоу, - тем не менее, если бы впереди не было Токио, моя депрессия не была бы столь глубока или даже ее вообще бы не было. Так сказать, две провинции: Гонконг и Москва. Ну, одна - побогаче и погламурнее.

Впрочем, довольно Гонконга, поехали в Шэньчжень. У него тоже есть свой эффектный занавес из небоскребов, особенно выгодно представля­ю­щийся со спе­циальной смотровой площадки, расположенной на Новых территориях Гонконга и сделанной, похоже, исключительно для туристов и китайцев-эмигрантов. Помните, у Вертинского: "Ах, как сладко, как больно сквозь слезы хоть взглянуть на родную страну…"? Когда же попадаешь за кулисы, очень мно­гое вокруг начинает напоминать промышленные задворки Москвы: и разбитые до­ро­ги, и непонятные заборы, и не то склады, не то свалки чего-то низко­тех­но­ло­гического… Но при этом не стоит забывать, что, в отличие от Москвы, Шэньчжень вырос на совершенно пустом месте всего каких-то лет сорок назад. Впрочем, завод Epson расположен за Шэньчженем, в полях, среди зелени ухоженных, прямо-таки английских, газонов и чистеньких шарообразных кустов. Построен он совсем недавно, но уже работает на полную, невообразимую, мощность, так что в Японии сейчас производится всего 0,3% проекторов, остальные - здесь.

 

Внутри огромного стильного параллелепипеда на обширных производственных пространствах стоят сотни китаянок и делают свое дело, с которым в доброй половине случаев легко справился бы и автомат. Даже не робот, а вот именно - автомат; говорю как инженер прошлой жизни, поработавший на разных заводах. Если б меня к этому процессу как-нибудь принудили, я бы не прожил и недели. Впрочем, у работниц на лицах написано безмятежное довольство, и складывается ощущение, что им не трудно, а напротив - сильно повезло. Тем не менее я задал вопрос по поводу стояния работниц и неавтоматизированности мелких рутинных процессов (вроде насаживания на стержень проекторной лампы зеркального шарика-отражателя). Мне ответили, что проекторы - в отличие, например, от принтеров или картриджей - очень разнятся и переделывать производственную линию под каждую новую модель слишком накладно (по крайней мере - пока). А вот подумать над тем, чтоб посадить работниц на стулья, - пообещали.

Но если оставить в стороне детали, общее впечатление от производства проекторов - просто потрясение. Только тут видно, из каких многих и совершенно разных частей состоит давным-давно привычная нам про­екторная коробочка, некоторые модели которых уже продают дешевле средних мобильников: и лампы, и оптика, и тончайшая световодно-свето­де­лительная призменная система, и сложнейшая электроника, для сборки которых потребовались даже освещенные желтым светом "чистые комнаты". И как непросто все это свести в одно: едва ли не четверть рабочих площадей (ну, так мне показалось) была занята внимательными, вдумчивыми людьми, юстирующими готовые проекторы на специальных экранах…

Ну а результаты этой работы мы увидели уже в Японии, на предприятии под Мацумото. Мацумото, старый и, кажется, не рвущийся к модернизации городок, неподалеку от которого Эпсон, собственно, и зародился (там по-прежнему расположена его штаб-квартира; не в Мацумото, а в этом "неподалеку", название которого я запамятовал, да оно не так и важно), - Мацумото лежит где-то на середине пути от Нагои до Токио, и полетели мы из Гонконга в Нагою. Рейс был с посадкой на Тайване, где нас продержали в самолете добрых лишних полтора часа, - как выяснилось, сбился внутренний компьютер, и его перезагружали и настраивали. Неужели Windows? Гостиница, где мы жили в Мацумото, - традиционно японская, без мебели в номерах, с постелями, расстилаемыми прямо на татами, зато и с настоящей японской кухней: по двадцать разных блюд за еду. Не пожив пару дней в Мацумото, можно было бы принять за японскую пищу то, чем кормили нас позже в Токио, - теперь же становилось понятным, что Токио - это вполне мировой город, так что всякие там японс­кие своеобразия превратились в стилизации, мало отличающиеся от японс­ких стилизаций Лос-Анджелеса, Парижа или, скажем, даже Москвы. В про­ш­лой, восемь лет назад, поездке в Японию (организованной той же Epson) нас завозили в Киото, эдакий японский Питер, - и по сравнению с киотскими настоящими гейшами и майко легко можно было понять, что токийские "гейко" - это дом народного творчества и художественная самодеятельность для иностранцев - впрочем, весьма милая и приятная.

Но оставим этнографию и вернемся к проекторам. На предприятии под Мацумото нам показали новую модель Hi-End-проектора, EH-TW5000. О его предшественниках, EMP TW1000 и EMP TW2000, я уже писал в "Огородах" "Shiny Black" (www.computerra.ru/think/ogorod/321848) и "Перестройка прожектора" (www.computerra.ru/think/ogo­rod/346686), так что напомню только, что EMP TW2000 потряс меня по всем (кроме цены) параметрам и стал первым (опять же для меня) цифровым устройством отоб­ра­жения изображения, никак не уступающим по качеству хорошему ЭЛТ-ди­сплею: потрясающий черный, удивительная детализация, высокий конт­раст. По качеству картинки EH-TW5000 оказался довольно близок к EMP TW2000: и то сказать, куда уж улучшать и так совершенный аппарат? - все, что там изменили, - это поставили лампу помощнее из новой генерации да, кажется, поколдовали еще немного над поляризационными фильтрами и обновили встроенный процессор HQV, который обеспечивает 12-битную обработку видеосигнала и имеет функцию интерполяции кадров, благодаря чему (среди прочих ухищрений) и достигается черный цвет невероятной глубины и особая "плавность" картинки. В результате увеличилось значение контрастности (до 75000:1), - но это может иметь смысл только для очень немногих покупателей, которые готовы разогнать диагональ проекци­онного экрана до максимума, - в реальных же условиях даже простор­ной и дорогой квартиры с большим запасом хватает параметров и EMP TW2000. Впрочем, нам сказали, что и цена EH-TW5000 будет отличаться от цены EMP TW2000 на сущие копейки. Да, чуть не забыл: и шумит 5000-й меньше 2000-го, хотя и последний в процессе демонстрации фильма услышать было практически невозможно.

 

В демонстрационном зале, куда нас потом повели, стояло довольно много проекторов (а если не хватало - доставляли новые, мгновенно подключаемые), сигнал на которые подавался с одного HD-источника, через HDMI-хаб, - так что были все возможности сравнить качество картинки, а если возникали подозрения в специально ухудшенных настройках у проекторов-конкурентов, - нам была предоставлена возможность играть с ними сколько душе угодно. Сравнивался EH-TW5000 как с проекторами, изготовленными другими производителями, но на базе того же LCD-чипа (дело в том, что практически все LCD-чипы для проекторов делает Epson, так что по-иному и быть не могло!), - так и с проекторами, сделанными по другим технологиям: зеркальной DLP и LCOS (жидкие кристаллы на кремнии).

Сразу скажу, что EH-TW5000 не проиграл ни одному, но что у сониевского LCOS-проектора картинка была - на мой взгляд - никак не хуже. То есть можно было бы вглядываться и спорить, но очевидного проигрыша сониевский проектор не имел. Во всех остальных случаях выигрыш EH-TW5000 был безусловен. В случаях LCD-проекторов других производителей разгадка ясна: поставляя чипы кому угодно, Epson придерживает исключительно для себя собственного производства лампы, новый процессор и множество фирменных технологий: Epson DeepBlack, Epson CinemaFilter… Естественно: электроника у производителя, лучше всех знающего особенности и возможности матрицы, и должна быть изыс­кан­нее. Поэтому, хоть картинка с эпсоновского проектора и с проекторов от других производителей сравнима и, не поставь экраны рядом, а разнеси их по месту и времени, может показаться неотличимой, - все-таки то в одном, то в другом Epson явно выигрывает.

Что касается DLP-ка­р­ти­нки, она, увы, заметно, что ли, грубее и выглядит вроде контратипа с пленки. Тут тоже причина ясна: поскольку сравниваются проекторы, близкие по цене, в эту категорию могут попасть только одноматричные DLP-проекторы, а значит, полноцветная картинка складывается не на экране, а в голове зрителя, - и это, хочешь не хочешь, - утомляет, а сам принцип разбивки колесом кадра на три-че­тыре по определению снижает его качество. Правда, не могу не отметить, что HD DLP-проектор (кажется, от Optoma), который показывали нам для сравнения, впервые в моей наблюдательской практике (совсем не малой) совершенно не давал эффекта радуги. Прогресс! Разумеется, если бы для сравнения был выставлен трехматричный DLP-проектор, результатов, надо полагать, можно было бы ждать никак не худших, чем у EH-TW5000 (не пишу лучших, поскольку кажется, что лучше просто уже некуда), но за один такой можно купить три-четыре трехматричных LCD, так что сравнение… ну, не совсем корректно или даже уместно.

 

Теперь о LCOS-проекторах. Меня очень давно заинтересовала эта технология, теоретически способная объединить козыри двух противоборствующих проекторных направлений: DLP и LCD, но вскользь говорить о ней не хочется, так что ограничусь врезкой, а при случае посвящу ей отдельный "Огород".

Для порядка не могу не добавить, что нам показывали не только EH-TW5000, но и несколько новых моделей домашних (кинотеатральных) попроще и разных би­знес-проекторов, что все они в той или иной мере несли завлекательную новизну. Например, так называемые проекторные центры, включающие в себя кроме собственно проектора - DVD-плеер и акустику. Или куда более доступные, чем EH-TW5000, кинотеатральные модели с разрешением 1080р, предлагающие различные сочетания основных параметров: яркости и контрастности. Были они - каждый в своем классе - завлекательно хороши и, что особенно приятно, не слишком дороги. Я вот ужасно порадовался специальному "пальчику", который вы вставляете в проектор, потом в ноутбук, - и между ними, сама собою, без никаких настроек, чудесным образом устанавливается WiFi-связь). Однако для домашнего кинотеатра лично я признаю только Hi-End-компоненты, а бизнес меня вообще интересует очень мало, - так что о них я, извините, смолчу.

Окончание следует.

 

Проекторные технологии

На сегодняшний день на рынке реально существуют три проекторные технологии, и хотя я еще увидел в Акихабаре секондхэндный проектор от Barco на трех ЭЛТ-трубках, - будем считать, что эта, четвертая, навсегда ушла в залы политехнических музеев. Хотя каких-то лет пятнадцать-два­д­цать назад все курортные "кооперативные" видеосалоны были оснащены именно 3-ЭЛТ-проекторами.

LCD-проекторы, или, как предпочитает называть их родительница Epson, - проекторы с технологией 3LCD. Не уверен, что такое уточнение необходимо, поскольку про одноматричные LCD-проекторы я никогда не слы­шал и нигде не читал.

Суть технологии в том, что на три крохотные LCD-экрана подается раз­би­тая по цветам картинка. Свет единственной ла­м­­пы, что обеспечивает его односоставность, с помощью системы дихроичных зеркал разделяется на три цветовых потока: красный, зеленый и синий (стандартный RGB), - и эти, уже цветные, лучи пробивают каждый "свою" матрицу, после чего собираются вместе в призме и идут на экран. В этой технологии, как понятно из ее описания, напрочь отсутствует такой недостаток LCD-экранов, как ограниченный угол зрения (свет проходит сквозь матрицы строго под прямым углом), а глубокий черный цвет - в Hi-End-проекторах современных моделей достигается добавочным неорганическим выравнивающим слоем в матрицах и специальными поляризационными фильтрами. Главным недостатком LCD-проекторов принято считать так называемую "сетку от насекомых": заметную на экране инфраструктуру ма­трицы, - но при растущих разрешениях увидеть ее можно, только подойдя к экрану вплотную.

Следует отметить, что практически для всех LCD-проекторов, существующих сегодня на рынке под разными брэндами, сами матрицы делает Epson.

DLP-проекторы основываются на микрозеркальных чипах, состо­я­щих из невообразимого количества (в Full HD-моделях - более двух миллионов на матрицу!) крохотных зеркал. Под действием управляющего сигнала зеркальца могут поворачиваться в два положения. В первом они бросают падающий на них свет проекторной лампы в объектив, во втором - на черную ловушку. Яркость света регулируется скважностью импульсов (соотношением времени "включено-выключено"). По самому принципу работы между LCD- и DLP-проекторами приблизительно та же разница, как ме­ж­ду LCD- и плазменными телевизорами. В том смысле, что и зеркальце может быть повернуто только туда или сюда, и плазменный разряд - гореть или не гореть. Гореть ярче или слабее он не умеет, тогда как прозрачность жидких кристаллов регулируется постепенно, аналогово.

Микрозеркальные чипы заметно дороже LCD-чипов, поэтому зеркальные проекторы по цене LCD-про­ек­то­ров того же качества могут быть только одноматричными. Для привнесения в картинку цвета в них устанавливают быстро вращающиеся колеса со светофильтрами: при прохождении перед объективом фильтра того или иного цвета на матрицу подается соответствующая составляющая картинки.

В своей одноматричной ипостаси DLP-технология очевидно (во всяком случае - для меня) проигрывает 3LCD-технологии хотя бы потому, что заставляет складывать картинку воедино в мозгу зрителя, что не мо­жет не утомлять. Кроме того, на "быстрых" кадрах заме­тны артефакты (эффект радуги), вызванные тем, что колесо "не поспевает" за движением на экране. Трехматричные же DLP-проекторы вполне сравнимы по качеству с 3LCD, но слишком уж заметно проигрывают им в цене. Выигрыш же в контрасте и яркости, которыми козыряют DLP-фанаты, с развитием обеих технологий становится все менее заменен.

Чипы для DLP-проекторов выпускает только Texas Instruments.

LCOS-технология представляет собой своеобразное соединение двух вышеописанных: формируется картинка на LCD-матрице, но подается на экран не в сквозном, а в отраженном свете. Таким образом, исчезают проблемы падения яркости и сочности при просвечивании LCD, а также проблемы с черным и "сеткой от насекомых": всю инфраструктуру LCD-ма­­т­ри­цы удается спрятать под нее, на зеркальную силиконовую подложку. Относительно молодая LCOS-технология быстро развивается: еще три года назад, внимательно исследуя LCOS-проектор от Canon, я был разочарован банальностью его картинки, - но сегодня LCOS-проекторы, пионером в строительстве которых, пожалуй, следует признать фирму Sony, добились заметных успехов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.