Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Громкое дело

Архив
автор : Киви Берд   30.09.2008

Что может быть общего между ослаблением слуха, ростом потребления алкоголя в барах и ухудшением качества звука на аудио-CD? Оказывается, связь здесь прослеживается самая непосредственная и имя ей - громкая музыка.

Что может быть общего между ослаблением слуха, ростом потребления алкоголя в барах и ухудшением качества звука на аудио-CD? Оказывается, связь здесь прослеживается самая непосредственная и имя ей - громкая музыка.

О том, что громкая музыка причиняет непоправимый вред слуху, известно всем, однако сие вовсе не означает, что об этом не следует напоминать снова и снова, особенно людям молодым, наплевательски относящимся к своему здоровью. Как показал опрос Королевского национального института по изучению нарушений слуха (RNID, Британия), у 80% аудитории фестивалей современной музыки обнаруживаются признаки повреждения слуха.

Опрос проводился минувшим летом среди 2700 посетителей популярных рок-фестивалей в Гластонбери и Лидсе. На тамошних концертах уровень звука может превышать 110 децибел, что сравнимо с ревом двигателей взлетающего истребителя. Впрочем, как прокомментировал "открытие" врачей один из блоггеров, оглушительная музыка - это именно то, зачем люди и ходят на подобные мероприятия.
Чего не скажешь о барах, куда народ обычно заглядывает поболтать и подпортить себе здоровье несколько иным способом. Тем не менее и здесь громкая музыка играет далеко не последнюю роль. Когда дело движется к вечеру, почти во всех барах свет приглушают, а музыку врубают погромче. Как показывает практика, в подобных условиях посетители потребляют заметно больше алкоголя, тем самым увеличивая прибыль заведения.

Дабы лучше изучить эту закономерность, группа европейских ученых-медиков провела "полевые исследования" в ряде баров Франции, а результаты своей работы опубликовала в журнале Alcoholism: Clinical & Experimental Research.[dx.doi.org/10.1111/j.1530-0277.2008.00764.x] Суть научных наблюдений вкратце такова. Обычная дневная громкость музыки в баре составляет 72 дБ (шум оживленной улицы), вечером она возрастает до 88 дБ (шум вблизи газонокосилки). При относительно тихой музыке среднее время опустошения стакана емкостью 0,25 л равно 14,5 минуты, а при музыке громкой этот же интервал сокращается до 11,5 минуты. Это приводит к тому, что в среднем за вечер каждый посетитель выпивает примерно на стакан алкоголя больше.

Проще говоря, это означает, что при громкой музыке даже соседям, чтобы слышать друг друга, приходится почти кричать. Из-за этого вести разговор становится затруднительным, и посетители бара чаще прикладываются к выпивке. С известными последствиями на следующее утро…

Искусственно повышаемая громкость может негативно сказываться не только на здоровье слушателей, но и на репутации музыкантов. Причем, что парадоксально, это касается даже таких исполнителей, которые всю свою карьеру и славу, по сути, сделали на музыке не просто громкой, а оглушительной. Наглядным тому примером стал вышедший в сентябре альбом Death Magnetic группы Metallica.
В целом критики и поклонники группы остались довольны работой. Однако всех неприятно поразило качество звука на диске. К сожалению, чрезмерная плотность звукового ряда, приводящая к заметным искажениям, - вовсе не промахи звукоинженеров и продюсеров, а умышленное "вредительство" современной музыкальной индустрии.

Проблема, называемая "войной за громкость" (loudness war), длится уже не первый год и - к ужасу аудиофилов - уничтожает качественную звукозапись как класс. Ради того, чтобы всякий трек с нового CD звучал по радио или в MP3-плеере как минимум не тише, чем треки конкурентов, боссы звукозаписи велят делать плотность звуковой энергии максимальной. При этом сужается динамический диапазон аудиозаписи и, как следствие, теряются нюансы в тихих и громких моментах произведения. Иначе говоря, любой трек превращается в очень плотный и ровный поток звука, где амплитуда всех тихих участков искусственно увеличивается, а громких, соответственно, обрезается.

На диске Death Magnetic сей прискорбный факт стал особенно заметен по той причине, что практически одновременно с CD вышла версия компьютерной игры Guitar Hero с этим же альбомом, но с более развернутыми гитарными соло. Из-за несколько иных целей эта версия альбома не прошла положенное ныне для CD уплотнение и демонстрирует более качественное звучание с широким динамическим диапазоном. Что легко определяется на слух и наглядно подтверждается программами аудиоанализа. Расстроенные этим открытием фанаты группы начали сбор подписей под петицией, настойчиво призывающей сделать ремастеринг CD и переиздать альбом в качестве хотя бы не худшем, чем в Guitar Hero. В противном случае, говорится в петиции, люди перестанут покупать CD и станут скачивать нелегальные рипы композиций из игры.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.