Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Консервы холодной войны

Архив
автор : Михаил Ваннах   16.09.2008

Война - всего лишь один из способов общения людей.

Война - всего лишь один из способов общения людей. Способ, конечно, своеобразный, выживания собеседника он не предполагает. Эта особенность определяет появление инструментов войны, которыми являются системы оружия, в не меньшей мере, чем технологии. Так было и с истребителем F-22 Raptor.

История F-22 Raptor началась еще в 1981-м, когда в СССР подходило к концу правление Брежнева, а в США только-только начался первый срок Рейгана. Именно тогда ВВС США приняли программу разработки Advanced Tactical Fighter (ATF) - перспективного истребителя, на который возлагалось завоевание превосходства в воздухе. Эта машина должна была обеспечить американцам радикальные преимущества над создаваемыми тогда в Советском Союзе истребителями четвертого поколения, такими как Су-27.

Преимущества планировалось получить за счет применения технологий невидимости Stealth, новых сплавов и композитных материалов, цифровых систем управления и двигателей большой мощности.

Возможные подрядчики ринулись в бой за контракт. К октябрю 1986 года сформировались две наиболее мощные группировки - Lockheed/Boeing/ Ge neral Dynamics и Northrop/ Mc Donnell Douglas, которые и получили по заказу на постройку прототипов для летных испытаний YF-22 и YF-23 соответственно. 23 апреля 1991 года авиаторы завершили испытания и объявили победителя. Им оказался YF-22 от Lockheed. Однако эту ложку меда для фирмы сопровождала увесистая бочка дегтя - заказ на производство намеченных 650 машин не последовал. Почему? А взгляните на дату - Варшавский договор к тому времени испустил дух, а через несколько месяцев в Беловежской пуще скончался и Советский Союз с его танковыми и воздушными армиями.

Но время шло, стоящие на действительной службе истребители F-15 Eagle неумолимо старели, а геополитическая обстановка понемногу менялась.

Да и нет никаких оснований считать, что сенаторы "от Lockheed " зря ели свой хлеб на Капитолийском холме. В результате первый полет (maiden flight, как говорят янки)[Что показывает - даже в политкорректном обществе и даже в сфере хайтека живут глубочайшие архетипы, некогда заставлявшие троглодитов вручать невинную девицу вождю или жрецу племени для надлежащих процедур.] F-22 совершил лишь 7 июля 1997 года. А серийные машины поступили на базу ВВС Nellis в Неваде 14 января 2003 года. К концу 2004 года в строю была 51 машина, 29 августа 2007-го шумным шоу отметили поставку сотого "Раптора". К середине лета текущего года в строю находилось 122 самолета.[www.flightglobal.com/articles/2008/07/15/225436/farnborough-2008-raptor-rocks-theshowbut-doubts.html.]Генеральным подрядчиком по машине является Lockheed Martin Aeronautics. Он же изготавливает основную часть фюзеляжа, системы вооружения и производит общую сборку. Субподрядчик Boeing Integrated Defense Systems изготавливает крылья, кормовую часть фюзеляжа и авионику, а также делает симуляторы для тренировки пилотов и техников.

Производство каждой машины обходилось налогоплательщикам США в $137,5 млн. И это только производство, а общие затраты на программу составили $62 млрд. Если учесть и их, то каждая из запланированных к производству 183 машин отольется казне где-то в $350 млн.![The Financial Times, 17 July 2008.] Так что лоббисты "Локхида" имеют в распоряжении весомый аргумент - каждая дополнительная машина будет обходиться все дешевле и дешевле. Кроме того, если еще в июле автор Financial Times Джон Гэппер сомневался, нужны ли американцам, ведущим войну с афганскими талибами и иракскими смертникамибомбистами, столь дорогие истребители-невидимки, то с наступлением осени, когда на горизонте замаячила Cold War 2.0 Limited Edition, такие вопросы вряд ли сохранят актуальность. Здесь же, пожалуй, следует отметить, что помочь "Локхиду" решить свои финансовые проблемы путем экспорта F-22 правительство США не склонно. Слишком уж много в машине технологических новинок, чтобы доверить их даже таким привилегированным союзникам и клиентам, как Британия и Израиль.

Прежде всего - это сама форма F-22 Raptor, обеспечивающая как полет на сверхзвуковых скоростях, так и рассеяние электромагнитных волн в сторону от облучающего самолет локатора, что резко снижает эквивалентную поверхность рассеяния и обеспечивает малозаметность. Здесь пересеклись результаты многолетних и крайне дорогостоящих изысканий в области сверхзвуковой аэродинамики и радиофизики, покоящиеся на мощном фундаменте вычислительной математики и технологий расчетов - именно суперкомпьютеры сделали реальным синтез таких форм, как у F-22 Raptor.

Дальше - материалы. Сплавы и композиты - результат исследований в физике твердого тела, воплощенных в технологические процессы. Они придают прочность в условиях перегрузок и высоких температур сверхзвукового полета (а крейсерская скорость у F-22 Raptor сверхзвуковая - 1963 км/час, 1,82 Маха![Ayton, Mark. "F-22 Raptor". Air Forces Monthly, August 2008, 19 July 2008, p. 75.]) и обеспечивают поглощение (или пропускание сквозь себя) радиоизлучения.

Теперь двигатели. На F-22 Raptor установлены два турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney F119-PW-100 с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги.

На форсаже они развивают 15800 кг каждый, что дает возможность разогнать машину до максимальной скорости в 2414 км/час (2,25 М). Расход топлива при таких режимах чудовищный, поэтому топливные баки "хищника" в полтора раза емче, нежели у F-15. Stealth сказала свое веское слово и в области двигателей - особая геометрия сопел резко снижает инфракрасное излучение, что затрудняет захват и сопровождение тепловыми головками самонаведения.

Система управления. Именно она и ее цифровые динамические фильтры придают F-22 превосходную маневренность в горизонтальной плоскости.

Но в первостепенный элемент ударной мощи ВВС США "Раптора" превращает авионика.

Она включает в себя приемник радарных сигналов AN/ALR-94, разработанный BAE Systems, и радар с активной фазированной антенной решеткой AN/ APG-77, созданный Northrop Grumman. Пассивная система AN/ALR-94 содержит более тридцати антенн, размещенных на крыльях и фюзеляже. Они обеспечивают прием радарных сигналов наземных станций и чужих самолетов, что позволяет, не обнаруживая себя, следить за происходящим в воздухе и готовить предварительные данные для работы радара AN/ APG-77. Бывший глава программы F-22 в "Локхиде" Том Барбэдж назвал пассивный радар "наиболее технологичным элементом самолета". Да, давно минули времена, когда барон фон Рихтгофен нарочито красил свой "фоккер" в красный цвет, готовясь к завоеванию превосходства в воздухе.

Ныне в почете скрытность!

Даже при конструировании активного радара AN/APG-77 скрытности было уделено главное внимание. На основе информации, полученной от пассивной системы, радар нашаривает цели узким лучом, где-то 2х2 градуса по азимуту и углу возвышения. Частота излучения меняется тысячу раз в секунду, дабы снизить вероятность обнаружения вражескими сенсорами. Обработка сигналов цифровая, два процессора от Raytheon выполняют 10,5 млрд.

операций в секунду и располагают 300 Мбайт оперативной памяти каждый. Объем программного обеспечения "Раптора" - 1,7 млн. строк кода, большая часть из которых ушла на обработку данных в радаре.

Весьма скромно по современным понятиям. Но вполне достаточно для обеспечения работы радара на дистанциях до 200 км (в перспективе до 400 км) и решения задач как управления огнем по воздушным и наземным целям, так и радиоэлектронной разведки и борьбы.

Именно в авионике заключена главная мощь "хищника", а вот вооружение его довольнотаки традиционно: 20-мм шестиствольная пушка M61 A2 Vulcan с 480 снарядами, шесть ракет AIM-120 AMRAAM и две AIM-9 Sidewinder (последние - полувековой давности!). Так что отметим: большая часть из вышеупомянутых 62 гигабаксов ушла военной ИТ-отрасли США.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.