Домашняя фотопечать
АрхивНе знаю, как вам, уважаемый читатель, но мне появление доступной (да что там доступной - дармовой!)
Не знаю, как вам, уважаемый читатель, но мне появление доступной (да что там доступной - дармовой!)Домашней цветной печати позволило вернуться к своему давнему увлечению - фотографии.
В СВОЕ ВРЕМЯ мне хватало терпения заниматься ручной черно-белой серебряной печатью (дома, в темной ванной комнате), но с появлением на прилавках недорогой кодаковской пленки (и особенно минилабов) терпение сначала заметно поубавилось, а потом и вовсе сошло на нет - слишком просто было пойти в ближайший магазин, сдать пленку и через деньдва получить фотокарточки 10х15 в любом количестве. Просто настолько, что противиться было почти невозможно. Однако за простоту пришлось пожертвовать возможностью хоть как-то управлять проявкой и печатью. Фактически минилабы были классическими черными ящиками, на вход которых подавалась отснятая фотокассета, а на выходе получались готовые отпечатки и порезанная на "дольки" пленка. Сама же передаточная функция черного ящика минилаба имела такое количество неизвестных переменных, что полностью исключала возможность предсказать конечный результат. Так, автор не единожды получал пленку, порезанную посредине кадра, проявленную давно отработанным раствором химии (один из стандартных способов экономии владельцев минилаба, особенно на жарком юге родного отечества), получал чужие кадры вместо своих, получал ночные снимки, отпечатанные как дневные (о правильном балансе белого я вообще молчу), и так далее и тому подобное. Причем эти фотолаборатории вовсе не прятались в подворотнях - наоборот, во многих случаях это были вполне раскрученные сети (за давностью лет обойдемся без имен).
Частично восстановить творческие порывы удалось после приобретения пленочного сканера, позволившего не печатать фотографии, а только делать негативы. Остальные же операции производились на экране компьютера. Однако фотографии получались цифровыми, то есть - бесплотными. Разумеется, цифровые минилабы тоже никуда не исчезли, но результаты их труда были не всегда идеальными - далеко не все лаборатории предлагали пользователям цветовые профили своих машин, да и точная калибровка оптической системы могла быть проведена довольно давно и именно на вашем файле выдать не самый лучший результат. Особенно заметно это было на черно-белых снимках, которые получались каких угодно оттенков, кроме истинного серого.
Конечно, домашние цветные принтеры уже были в продаже, вот только те модели, качество которых меня устраивало, стоили совершенно неподъемных денег, а дешевые годились лишь для печати диаграмм и графиков.
Но время идет, технологии совершенствуются, электроника стремительно дешевеет, а качество (в том числе и у цветных принтеров) повышается. И за последние три года оно выросло настолько, что практически полностью стерло грань между домашней и минилабовской печатью - разницу в отпечатках можно увидеть, только если знать, куда смотреть.
Увы, расходные материалы дешевеют очень неохотно, в результате чего цена собственно фотопринтера стала сравнима с ценой двух-трех комплектов картриджей! За примерами далеко ходить не надо - не самая старая модель моего домашнего Epson R270 стоит в среднем 4000 рублей, а комплект картриджей к нему (причем Economy Pack) - 2200! А если приплюсовать сюда стоимость 80 листов (примерно столько удается напечатать на одном комплекте) хорошей фотобумаги формата А4 (конкретно - Lomond Satin, 280 г/м2, стоит около 1000 рублей), то становится ясно, что принтер отнюдь не самая дорогая часть домашней лаборатории.
Разумеется, это мало кого устраивает. А раз так, неизбежно появляются способы решения проблемы. Один из самых прстых и очевидных - приобретение чернил у стороннего производителя и самостоятельная заправка опустевших картриджей. Однако эту довольно грязную процедуру производители принтеров стараются пресекать на корню, устанавливая в картриджи чипы, не только посылающие принтеру сигнал "свой-чужой", но и контролирующие расход чернил. Посему китайские умельцы пошли в лобовую атаку - они не стали заново заправлять картриджи, а заменили их так называемой системой непрерывной подачи чернил (сокращенно СНПЧ).
Принцип работы этой системы заключается в следующем.
Вместо стандартных чернильниц "копеечного" объема (от 4 до 15 мл) в принтер устанавливаются специальные чернильницы (в том числе со специальными чипами, "обманывающими" принтер), соединенные гибкими трубочками с чернильными емкостями существенно большего объема - от 100 мл. Теоретически эти трубочки можно опустить хоть в ведро с чернилами и печатать до посинения.
Разумеется, в самой СНПЧ нет ничего нового - производители давно освоили подобный фокус, правда, только в широкоформатных плоттерах (ибо емкость картриджей в них нередко превышает 500 мл - на печатающую головку такую "грушу" уже не поставишь).
Подозреваю, что многие, ранее не слышавшие об этих системах, в предвкушении потирают руки от неслыханной экономии (некоторые производители СНПЧ обещают аж двадцатикратное снижение себестоимости), однако я предлагаю не спешить и познакомиться с обширным сообществом любителей экономной печати[www.resetters.ru.]. На мой сугубо личный взгляд[ Впрочем, судя по форумам, многие думают точно так же.], СНПЧ есть смысл покупать и устанавливать тем из нас, кто собирается печатать в масштабах, близких к промышленным, когда стоимость принтера, расходников да и самой СНПЧ окупается за две-три недели. В случае же спорадической печати (как у меня - три-четыре месяца вообще не подходил к принтеру, а на днях потребовалось сделать сразу сотню фотографий формата А4) приобретать СНПЧ бессмысленно.
Другая сторона этой халявы - наличие некоторых проблем с чернилами. Если картинки (не важно какие - схемы, визитки, фотографии…) печатаются для "чужого дяди", можно легко закрыть глаза на некоторое несоответствие цветов, однако если фотографии печатаются для себя (например, делается собственное портфолио), то обычно бьются за качество до последнего. И тут оказывается (ну надо же!), что родныето чернила качеством получше будут! Впрочем, это опять мое личное ИМХО.
Еще одна проблема - засорение печатающих головок (изза чего на отпечатке появляются полосы). Однажды компания Epson возила нас, коллег-журналистов из разных изданий, на свой завод по производству картриджей в Телфорде (Англия).
И там не только детально рассказывали и показывали устройство собственно картриджей, но и объясняли, почему фирменные изделия для принтеров лучше (давайте, кидайте в меня камень). В двух словах - даже в самых что ни на есть фирменных картриджах могут оказаться пузырьки воздуха или частички мусора (которые чаще всего и забивают сопла), однако каждый "родной" картридж оснащен системой сетчатых фильтров, препятствующих попаданию мусора и воздуха в головки.
А насколько надежна такая система в СНПЧ (и есть ли она вообще) - неизвестно. И ежели гибель недорогого R270 по карману не ударит, то выход из строя головок принтера R2400, за который вы отвалили 30 тысяч целковых, обернется весьма ощутимыми тратами - цена ремонта может оказаться сопоставимой с ценой нового аппарата.
Зато в выигрыше оказываются "канонисты" и "хепешники" - у профессиональных моделей принтеров Canon и Hewlett-Packard печатающие головки не только отделены от картриджей, но и в случае выхода их из строя пользователю вполне по силам покупка новых "голов" и самостоятельная замена, благо сия операция является штатной (подробнее об этом можно прочитать в статье Юрия Ревича).