Шанхайская магнитка
АрхивКомментарий дняВ первый день нового года в Китае будет пущена первая в мире высокоскоростная железная дорога с поездом на магнитной подвеске.
Поезда на магнитной подвеске, золотая тема научно-популярных журналов конца восьмидесятых годов, постепенно переходят из разряда фантастики в самую что ни на есть обыденную реальность. Говорить о свершившемся превращении в действительность пока рано, но успехи несомненны: начиная с 1-го января в Китае вступает в строй самая настоящая пассажирская железная дорога, возить людей по которой будет поезд, подвешенный на магнитах.
Впрочем, учитывая принцип транспортировки, правильней будет сказать не "возить", а "носить". Да и сама линия - не "железка", а скорее "магнитка". Планируемая к запуску в эксплуатацию линия будет иметь протяжённость в 30 км., соединив собою крупный международный аэропорт (Pudong International Airport) и деловой центр Шанхая. Строительством дороги занимались совместно китайская компания Maglev Transportation Corporation, на долю которой выпало возведение магистрали, и немецкая Transrapid - построившая собственно сам состав (отсюда, кстати, и название всего проекта: Transrapid 08). Принцип его работы незначительно отличается от того общего принципа действия магнитной подвески, что все вы, конечно, слышали: нижняя часть состава выполнена в виде дуги, охватывающей рельс, зазор между которыми обеспечивается с помощью отталкивающихся электромагнитов. Помимо этого, на всём протяжении состава установлены дополнительные электромагниты, обеспечивающие ускорение и торможение (любопытно, что при торможении кинетическая энергия поезда может быть преобразована в электрическую и быть собрана обратно в аккумуляторы, либо передана в общую сеть).
Максимальная скорость, достигнутая "локомотивом" во время тестовых испытаний, составила 443 км/ч. Однако, перевозить пассажиров планируется лишь со скоростью в 400 км/ч (одна треть скорости звука). Этого, впрочем, вполне достаточно, чтобы покрыть дистанцию в три десятка километров всего за семь минут.
Конечно, одними лишь скоростями сыт не будешь - но и с коммерческой стороной проекта у его организаторов, похоже, всё в порядке. Шанхайская магнитка, проектировать которую начали ещё в конце 1999-го года, обошлась Китаю в 1.57 млрд. долл. (строительство отняло полтора года). Проезд по ней в одно направление будет стоить чуть больше 6 долларов - что, конечно, дорого по сравнению с обычной железной дорогой и автомобилями, но вполне разумно, учитывая величину и важность соединяемых пунктов, и пассажирский контингент, который составят в основе своей небедные деловые люди. Таким образом дорога сможет окупить себя уже через несколько лет.
Смелости китайских предпринимателей можно только позавидовать: на сегодняшний день ещё нигде в мире не работает ничего подобного шанхайской магнитке. Любопытные эксперименты - есть: так, в Японии существует пара чисто экспериментальных линий (детище Railway Technology Research Institute), позволяющих достичь подобных китайской скоростей; в Европе работает коммерческая TGV - но это обычная электричка, позволяющая достигать скоростей в триста километров в час на некоторых участках пути. И всё. А в Китае уже строят планы на будущее: первая китайская магнитка послужит проверкой всей идеи коммерческих поездов на магнитной подвеске. В случае её коммерческого успеха, мастера Поднебесной планируют возвести ещё как минимум две аналогичных дороги - но уже гораздо более протяжённых: до Пекина (1300 км) и Ханьчжоу (192 км).