Проза жизни
АрхивПервое, что вам обязательно нужно знать и постоянно помнить, - никаких денег вам никто и никогда не даст "просто так". Стряхните макароны с ушей.
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Первое, что вам обязательно нужно знать и постоянно помнить, - никаких денег вам никто и никогда не даст «просто так». Стряхните макароны с ушей.
Предположим, вы автор бизнес-идеи, для осуществления которой вам вообще не требуется финансирование. Прекрасно! Однако такое бывает редко, деньги все-таки чаще всего нужны, и вот тут-то и проверяется, готовы ли вы согласиться с тем, что к вам в бизнес придет партнер, который привнесет отсутствующие у вас ресурсы 1, а взамен получит не только долю будущей прибыли, но и право влиять на ход событий, вместе с вами (а иногда и вместо вас) вырабатывать стратегические решения по управлению бизнесом (уже не персонально вашим). Если все сказанное вызывает в вас внутренний протест, глухое недовольство - знайте, вам нужен не инвестор, а кредитор. Поверьте, моральные и материальные потери от разрыва неудачного партнерства многократно превышают «неудобства» от общения с банком в случае просрочки уплаты процентов по займу или его возврата не в срок. Впрочем, на слово верить не требую.
Вернемся к вашей бизнес-идее. Осуществление ее - не самоцель 2. В конечном счете, вы хотите заработать. Уверены ли вы, что продукт, произведенный на базе этой идеи, будет пользоваться спросом, потеснит конкурентов, обеспечит объемы реализации, достаточные для продолжения, не говоря уже о расширении вашего дела? Если уверены - опять же, знайте, вам нужен не инвестор, а кредитор.
Но вот если такой уверенности нет, иными словами, наличествует риск, тогда, конечно же, целесообразно поискать партнера, с которым этот риск можно разделить. Нужно понимать, что инвестор тем и отличается от кредитора, что, вступая с вами в деловые отношения, готов принять на себя часть рисков предприятия. Но только часть! Если вы надеетесь найти инвестора, который бы «вошел в долю» и взял на себя всю ответственность за любые ваши «проколы» - значит, ваши ушные раковины не полностью освобождены от макаронных изделий. Такого не бывает!
С другой стороны, если «инвестор» с энтузиазмом сообщает, что готов иметь с вами дело за …дцать процентов от прибыли и не намерен вмешиваться в ваши руководящие функции, но при этом настаивает на включении в договор залоговых обязательств на ваше имущество, недвижимость и/или вашу долю в совместном бизнесе - берегитесь новой порции макарон. Перед вами не инвестор, а замаскированный кредитор - попросту говоря, ростовщик, «прикидывающийся» инвестором, дабы прикрыть банковские операции, запрещенные ему законодательством. Дело в том, что прибыльность инвестиций почти всегда значительно выше, чем процентные ставки по кредитам в условиях более или менее стабильной экономики. В общем, задачка на сообразительность…
Я сознательно ухожу от упоминания такой формы привлечения инвестиций, как выпуск акций. По двум причинам. Во-первых, процессы акционирования редко бывают характерными для начинающих бизнесов. Последние, как правило, нуждаются в сравнительно небольших вложениях, да и то по большей части не в виде денег, а в форме материальных инвестиций - оборудованием, сырьем, помещениями, или даже нематериальных - в форме предоставления прав пользования теми или иными ресурсами инвестора, например сбытовыми структурами, транспортными или коммуникационными возможностями.
Во-вторых, публичный выпуск акций абсолютно не означает, что к вам потекут реки денег от желающих эти акции приобрести. Вам нужно сначала стать крупным, масштаба если не страны, то хотя бы региона, предприятием, продукция которого ежедневно мелькает перед глазами не менее чем десяти процентов населения того же региона. Закрытое же акционирование зачастую связано со своеобразными процессами передела собственности, к которым вы как начинающий бизнесмен скорее всего причастны не будете. Ну а если уже причастны, то все, что я мог бы вам сообщить, вы и так знаете.
Есть еще один момент, которого хотелось бы коснуться. Если вы действительно начинающий бизнесмен, а не неудачливый по тем или иным причинам 3 владелец промышленной собственности, вам следует помнить, что на рынке инвестиций вы предлагаете своеобразный товар, который будет кем-то «куплен» лишь в том случае, если окажется нужен покупателю.
Поэтому советую: «причешите» свою идею под реальные потребности той структуры, которую вы хотели бы привлечь в качестве инвестора. Приведу пример из опыта работы нашей компании. Однажды некая инициативная группа попросила денег на раскрутку собственного CAD-проекта. Ознакомившись с представленными материалами, мы предложили руководителю группы следующий вариант: выделяем помещение, оборудование и гарантированно оплачиваем выполнение ряда работ на базе предлагаемой технологии в интересах одного из наших производств. Результат оказался весьма неплохим. Мы создали самостоятельное предприятие в рамках холдинга, которое в настоящее время постоянно загружено работой и развивается довольно динамично уже за счет собственных средств. Вряд ли мы пошли бы на сотрудничество с этими людьми, если б они настаивали на выделении денег под первоначальный бизнес-план и на полной самостоятельности.
Похожим образом создавалось предприятие по выпуску управляющих комплексов для химпроизводств. Честно скажу, у нас не было уверенности, что возникший «из ниоткуда» инженерный коллектив способен «потянуть» столь сложное дело. Технические решения, которые группа закладывала в свои разработки, обещали чрезвычайно низкую стоимость в сравнении с импортными аналогами. Неясен был вопрос с маркетингом, но нам самим нужны были такие системы! Мы вошли в дело, выделили деньги на перепроектирование схемных решений под элементную базу, которую посчитали более подходящей, выдали группе заказ на оснащение одного из предприятий холдинга, обеспечили финансовую поддержку программ испытаний и сертификации, а также взяли на себя ряд рекламных мероприятий. Сейчас эта группа - самостоятельное прибыльное предприятие.
Что я хотел сказать, описывая эти два эпизода? А вот что: нет более надежного и заинтересованного инвестора, чем тот, которому ваши идеи нужны для дела. Если его интересуют только деньги, то надежность ваших отношений, если можно так выразиться, будет ниже, переговоры продлятся дольше, кроме того, здесь частенько имеют место процессы «теневых торгов» за предоставленные инвестиции.
В заключение пару слов о бизнес-планировании. Многие мои собеседники искренне считали, что подготовка бизнес-плана есть некая условность, формальное требование инвестора, что-то вроде правил игры. Грустно, но мне почти никого не удалось убедить, что бизнес-план нужен в первую очередь именно соискателю инвестиций. Причем для подавляющего большинства малых проектов, не требующих больших денег, бизнес-план может представлять собой всего-навсего подробное описание будущего бизнеса, словно он уже существует. Опишите, кто, что и в какой срок делает. Где, кто, откуда и почем приобретает. Кто заказчик или покупатель. По какой цене готов покупать и сколько. Не знаете? Тогда не пишите, но учтите - это ваша недоработка. И максимум правды! Поверьте, любая выдумка, преследующая цель «подать товар лицом», очень скоро обернется срывом договорных обязательств, потерей доверия и другими неприятностями. А вам это ни к чему.
Как минимум написание бизнес-плана позволит вам самим ясно увидеть, что, в ваших замыслах представляет собой пока только идею, пусть даже очень соблазнительную (под идею денег не дают. Если думаете иначе, значит, снова пора заняться макаронами), а что, может быть темой делового разговора. Любопытно, что описание идей требует куда больше слов и эмоций, чем нужно для изложения сути реального делового предложения. Это - проверено.
* - Заместитель председателя совета директоров, главный инженер холдинга.
1 (обратно к тексту) - Вообще говоря, это не обязательно деньги, оборудование, недвижимость и пр.
2 (обратно к тексту) - Если вам просто очень хочется осуществить свой замысел, а там «будь что будет» - это опасный симптом. Советую ничего не предпринимать. Это не то настроение, с которым следует заниматься бизнесом.
3 (обратно к тексту) - На самом деле, все причины - в вас.