Новости
АрхивДорога ложка к обеду. - Без фотоаппарата вам не уйти! - Я, наверное, самый дешевый… - Бойтесь данайцев. - Краденая личность. - Ваша карта бита. - Квест в кармане. - Смертельный бой перед Рождеством. - Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! - Как слышимость?
Дорога ложка к обеду
Компания Intel объявила о намерении резко повысить отпускную цену на производимые ею чипы флэш-памяти с 1 января будущего года. Повышение, размеры которого составят до 40% от нынешней цены, обусловлено одним-единственным фактором: хорошим спросом на флэш-память со стороны производителей мобильных цифровых устройств (в частности, новых моделей сотовых телефонов с расширенной функциональностью и большими объемами памяти). Аналогичные планы вынашивают и конкуренты Intel: руководство AMD также заявило о пересмотре ценовой политики на флэш-память, скорее всего не останется в стороне и еще один крупный игрок - Atmel.
Эти известия сразу же отразились на бирже. Ввиду того, что в последние два года цены на чипы флэш-памяти неуклонно снижались, а приходящаяся на них доля доходов микропроцессорных фирм немала (до 10% объемов продаж у Intel и 30% у AMD), курс акций компаний заметно подскочил: у AMD, например, - на 16%. Вместе с тем некоторые аналитики (в частности, из Investec) предупреждают, что высокий рыночный спрос на сами телефоны и прочие жадные до памяти устройства отнюдь не гарантирован. - Е.З.
Без фотоаппарата вам не уйти!
Прямая печать фотографий с цифровых фотоаппаратов на принтере, до сих обычно возможная лишь для принтеров и камер от одного и того же производителя, в скором будущем обещает обрести универсальность. Шесть крупнейших компаний-производителей печатного и фотооборудования (Canon, Fuji Film, Hewlett-Packard, Olympus, Seiko Epson и Sony) объявили о намерении выработать единый стандарт передачи данных, получивший предварительное название DPS (сокращение от «direct print standard»).
Стандарт, спецификации которого к настоящему моменту уже частично разработаны силами Canon, HP, Epson и Sony, представляет собой протокол для интерфейса USB, позволяющий пересылать данные непосредственно с фотоаппарата на принтер и управлять процессом печати без посредничества персонального компьютера. По заявлению разработчиков, первая версия стандарта увидит свет уже в феврале будущего года, а использующие его продукты появятся ближе к концу года.
Появление DPS обещает еще больше активизировать рынок недорогих цифровых фотокамер, который, по прогнозам аналитиков, ожидает настоящий всплеск в ближайшем будущем из-за резкого падения цен: IDC предвещает снижение розничных цен на двухмегапиксельные камеры в США до стодолларовой отметки в течение пары месяцев. - Е.З.
Я, наверное, самый дешевый…
Масла в огонь давнего спора между сторонниками открытого и проприетарного программного обеспечения добавили исследователи из компании IDC, опубликовавшие результаты сравнения стоимости владения серверами на основе операционных систем Linux и Windows 2000. Разделив спектр возможных применений таких машин на пять сегментов, аналитики пришли к выводу, что в четырех из пяти случаев Windows-сервер обойдется дешевле, нежели аналогичное решение на Linux.
Опрос ИТ-менеджеров 104 средних и крупных американских компаний, проведенный IDC, показал, что на временном отрезке в пять лет при использовании сервера для поддержания сетевой инфраструктуры, хранения файлов, печати и обеспечения безопасности, на Win2K-решение в среднем тратится на 11-22% меньше. Единственным исключением стал веб-сервер: в этом случае преимущество в 6% приходится на Linux-систему.
Как отмечают исследователи, разница в пользу Windows обусловлена главным образом необходимостью содержать больший штат системных администраторов для обслуживания Linux-серверов. Впрочем, учитывая разницу в зарплате системщиков, к российским реалиям выводы IDC наверняка неприменимы. Есть к тому же одна закавыка, которая не позволяет поставить в дискуссии жирную точку, - исследование проводилось по заказу Microsoft. - Е.З.
Бойтесь данайцев
Трогательную заботу о министерстве обороны США проявила организация Initiative for Software Choice, у истоков которой стоят такие мощные IT-корпорации, как Microsoft, Cisco и Intel.
Подготовленный одним из подрядчиков министерства отчет о повышении роли бесплатного и свободного программного обеспечения в военных разработках (www.egovos.org/pdf/dodfoss.pdf) недолго оставался без ответа - комментарии от Initiative for Software Choice появились буквально через несколько дней.
Вышеупомянутый отчет свидетельствует о том, что уже сегодня свободное ПО активно используется в «оборонке» и запрет на его применение мог бы основательно подкосить эффективность работы министерства. Кроме того, отмечается, что многие свободно распространяемые программные продукты способны как минимум на равных конкурировать с коммерческими. Всего в недрах министерства обороны было обнаружено 115 «открытых» программ и более 250 применений для них. Ответ «коммерческих» разработчиков сводится к тому, что Пентагон - как и любая другая государственная служба - должен два раза подумать, прежде чем использовать свободно распространяемое ПО, поскольку это тот самый случай, когда скупой платит дважды.
Чьи аргументы перевесят, покажет будущее. Американское министерство обороны не одиноко в своих симпатиях к открытому софту, еще более сильную тягу к «халяве» проявляют государственные структуры других стран. Дело тут, конечно, не в желании сэкономить (хотя и это нельзя сбрасывать со счетов - многие европейские правительства предпочитают платить «своим» разработчикам за доработку открытого ПО, чем перечислять деньги за океан). Скорее, речь идет о желании не зависеть от коммерческих разработчиков программного обеспечения, базирующихся, как правило, в США. Гораздо лучше и безопаснее использовать ПО, код которого - написанный тысячами программистов со всего мира - можно при желании основательно изучить и переработать. - В.Г.
Краденая личность
В конце ноября в Нью-Йорке было раскрыто одно из самых громких за всю историю дел из категории так называемых identity theft - краж личных данных, номеров банковских карт и кредитных историй.
Центральной фигурой аферы, общее количество жертв которой превысило 30 тысяч человек, потерявших как минимум 2,7 млн. долларов, стал бывший сотрудник компьютерной фирмы Teledata Communications Inc. (TCI) Филипп Каммингс (Philip Cummings, на фото). TCI поставляет банкам и компаниям программное обеспечение, позволяющее им подключаться к базам данных трех крупных кредитных бюро - Equifax, TransUnion и Experian и получать информацию о кредитоспособности своих потенциальных клиентов.
33-летний подданный Британской короны Каммингс, работавший в службе поддержки TCI с мая 1999-го по март 2000 года, умудрился за это время собрать богатую коллекцию паролей корпоративных клиентов кредитных бюро (в их числе Ford Motor Credit, Dollar Bank, Washington Mutual Finance и др.). Используя эти пароли, Каммингс с 2000 года выуживал данные о банковских счетах американцев и продавал сообщникам по 30 долларов за штуку. Те же, в свою очередь, перепродавали информацию на черном рынке вдвое дороже.
Счета, данные о которых оказывались в руках преступников, опустошались, а по кредитным картам покупалась масса товаров. В США, где банковские карты являются действительно «кредитными», владелец хорошей кредитной истории (своевременно оплачивающий счета) может приобретать товары даже в отсутствие денег на карте. Благодаря тому, что у всех украденных счетов были идеальные кредитные истории, мошенники без проблем приобретали товары в кредит, не только опустошая счет, но и загоняя его владельца в долговую яму.
В прокуратуре считают, что количество жертв мошенников и нанесенный ущерб могут быть намного большими, чем установлено, поскольку не все пострадавшие обращаются в полицию, иногда даже не подозревая о том, что их обчистили. Пока у правоохранительных органов США нет эффективных средств для борьбы с identity theft, поэтому гражданам рекомендуется внимательнее относиться к своим счетам, при малейшем подозрении обращаясь в полицию. Ежегодно жертвами подобных преступлений становятся, по приблизительным оценкам, около полумиллиона американцев. - Т.Б.
Ваша карта бита
Французская полиция поймала шайку воришек, промышлявших подделкой кредитных карт с использованием весьма хитроумной электронной техники.
Преступники специализировались на круглосуточно работающих банкоматах, расположенных в запертых помещениях. Чтобы войти внутрь, клиент должен вставить кредитку в считывающее устройство на двери. Именно там мошенники и помещали самодельный миниатюрный считыватель, который снимал всю информацию с карты. Кроме того, на банкомате пряталась крохотная видеокамера, с помощью которой определялся пин-код. Полученная информация передавалась по радио в припаркованный неподалеку автомобиль преступников, оснащенный специальным оборудованием для создания копий банковских карт (такие устройства доступны на массовом рынке уже довольно давно - см. «КТ» #406).
Изготовив копию, воришки снимали со счета все средства. Таким образом им удалось украсть несколько сотен тысяч евро с полутора сотен кредиток. Полиция умалчивает об остальных деталях техники, использовавшейся великими комбинаторами, сообщив лишь, что идейным вдохновителем был 27-летний «компьютерный гений», уже успевший отсидеть за похожие проделки. - Е.З.
Квест в кармане
Вселенная сетевой ролевой игры EverQuest, уже сейчас приносящая компании Sony пять миллионов долларов в месяц, обрастает все новыми воплощениями. Еще в апреле фирма объявила о создании EverQuest для PlayStation 2 (EverQuest Online Adventures), а недавно на прилавках появилась и вовсе неожиданная версия для Pocket PC.
Неожиданная прежде всего потому, что не предполагает многопользовательского режима и подключения к Интернету - непонятно, кого может заинтересовать столь сильно урезанная версия онлайнового развлечения. В Sony надеются, что основной аудиторией игрушки станут новички, которые, если им понравится портативный вариант, подключатся и к «большому» EverQuest.
Что касается EverQuest Online Adventures для PS2 (cобственно, в данном случае речь идет даже не о портировании, а скорее о новой игре: даже сюжетная линия в EverQuest Online Adventures своя - по фабуле это приквел EverQuest), то она должна выйти только следующей весной. Особой необходимости в спешке нет - все равно подавляющая часть консолей, которые имеются сегодня на руках у игроков, не оснащена ни сетевыми адаптерами, ни модемами для подключения к Интернету. Специфика сетевых ролевых игр такова, что пользователям приходится посылать сообщения друг другу. Да и уточнить непонятные вещи игрок может главным образом онлайн - участвуя в форумах или беседуя с «коллегами» в чате. При проектировании EverQuest Online Adventures не удалось обойтись без этой опции - в итоге тем, кто хочет поиграть в EverQuest на Playstation, придется покупать еще и клавиатуру. В настоящее время игра проходит открытое бета-тестирование.
Параллельно идет разработка второй части «обычной» EverQuest. Предполагается, что она поступит в продажу в конце 2003 года. Игра будет совершенно независима от первой части - перенести из оригинальной версии героев или снаряжение невозможно. В какую сумму обойдется игрокам подключение к новому виртуальному миру, тоже пока неизвестно (оригинальный EverQuest стоит 13 долларов в месяц). - В.Г.
Смертельный бой перед Рождеством
Уже четыре года прошло с тех времен, когда геймеры всего мира старательно вырывали друг у друга позвоночники, сердца, насаживали друг друга на колья, замораживали и воровали души в честном (и не всегда) поединке один на один. Речь идет о последней части игры-файтинга Mortal Kombat, по которой были сняты полнометражный фильм и аж два сериала - мультипликационный и игровой.
В ноябре геймерам в очередной раз показали, что игровая консоль - всему голова. Новая часть Mortal Kombat: Deadly Alliance вышла (как и последняя серия Grand Theft Auto) только на приставках - PlayStation 2, Xbox и GameCube.
Deadly Alliance возвращает поклонников мордобоя в кровавый мир, где бойцы сражаются за первое место в смертельном поединке. Ринг теперь полностью трехмерен, а количество бойцов и их суперударов исчисляется сотнями. Каждый претендент имеет по три стиля борьбы, которые можно использовать попеременно. Внутриигровая система вознаграждений - бонус очков «kombat kurrency» дает возможность получить доступ к секретным аренам, бойцам и т.д. Смертельных ходов, завершающих битву (fatality и пр.), стало столько, что все комбинации сможет выучить только настоящий MK-маньяк. В общем, Fight! - Т.Б.
Компания JVC начинает на японском рынке продажи уникального радиоприемника, который облегчает понимание речи диктора.
Устройство разработано в сотрудничестве со специалистами NHK Science & Technical Research Laboratories. Аппарат предназначен для пожилых людей и тех, кто не настолько владеет японским, чтобы хорошо понимать беглую речь в радиопередачах. В отличие от обычных приемников, новинка способна растягивать во времени первую часть каждого предложения, продляя звучание вступительного слога без изменения тональности - тем самым облегчая восприятие речи. Реализовано это с помощью специальной схемы, которая в реальном времени ведет запись радиопередачи, отлавливает голосовой сигнал и обрабатывает его, выводя на динамик уже модифицированный вариант. Замедлив начало, приемник «произносит» остатки предложения в нормальном темпе, а некоторую потерю времени компенсирует уменьшением пауз между словами и предложениями, благодаря чему общая длительность передачи остается неизменной. Новинка также способна автоматически увеличивать громкость воспроизведения голоса относительно фона.
Как считают создатели, их разработка существенно облегчит прослушивание новостей, ток-шоу и спортивных репортажей. Хотя аппарат стоит намного дороже обычных приемников (более 300 долларов), недостатка в заказах пока нет. - Е.З.
Как слышимость?
Израильский стартап SpeechView в содружестве с крупнейшим провайдером мобильной связи Израиля Cellcom предлагает решение, которое способно помочь людям с нарушениями слуха общаться по сотовому телефону.
Все гениальное просто. Вместо того чтобы преобразовывать речь в текст (эта задача пока не поддается решению), израильские разработчики ограничились фонетическим распознаванием и переводят речь в движения губ компьютерного персонажа на экране. Благодаря такому подходу удается, во-первых, упростить программное обеспечение, а во-вторых, гарантировать лингвистическую независимость приложения - слова в разных языках разные, но речевой аппарат для произнесения звуков используется один и тот же (за некоторым исключением - с китайским, например, так просто вопрос не решится, поскольку этот язык является тональным).
Идея переводить текст в движения губ пришла в голову Нахсону Маргалиоту, ИТ-специалисту, который некоторое время работал в колледже для людей с нарушениями слуха. По словам изобретателя, он был сильно удивлен тем, что телекоммуникационные компании проигнорировали такое количество потенциальных клиентов - известно, что те или иные нарушения слуха имеются примерно у 10% населения.
Разумеется, без ограничений также не обошлось. Пока что плохо слышащим людям придется подключать мобильник к персональному компьютеру, на который установлено специальное программное обеспечение LipCcell (стоимость комплекта - 125 долларов). Однако со временем разработчики планируют портировать пакет на КПК и мобильные телефоны. Как утверждают создатели LipCcell, после недолгого периода «привыкания» к анимированному лицу на экране пользователи начинают понимать до 85% речи собеседника, что, согласитесь, совсем немало. Непонятные моменты всегда можно уточнить или догадаться об их содержании по контексту.
Сегодня SpeechView ведет переговоры с операторами мобильной связи в Великобритании, Бельгии и Голландии. Собственно, компания и существует на голландские деньги - ее основным инвестором и акционером является голландский бизнесмен Пол Баан (Paul Baan).
Немного смущает, что указанный процент понятого «слушателем» текста кажется многим, знакомым с проблемой глухоты не понаслышке, подозрительно высоким - даже живого собеседника по губам понять бывает непросто. Возможно, оптимистичные заявления SpeechView объясняются тем, что анимированное лицо не просто копирует человеческую мимику - некоторые звуки оно «произносит» более явно, что, вероятно, облегчает понимание при определенной сноровке. Впрочем, известно, что как минимум один из бета-тестеров системы так и не научился толком разбирать мимику аватара.
В общем, читать по губам можно, но губы при этом особенно раскатывать не стоит. - В.Г.
Записной телефон
Оригинальную модель мобильного телефона выпустила компания Samsung. Одна из ее последних разработок - SCH-X730 понимает рукописный (символьный) текст, введенный с помощью стилоса на сенсорном экране.
Распознанный текст можно послать по SMS или, если это телефонный номер, позвонить по нему. Довольно удобно - ведь часто бывает, что по телефону сообщают какую-то важную информацию, а ручки и бумаги (или КПК) под рукой нет. Система распознавания текста понимает и английские буквы, и корейские иероглифы. Если кому-то тяжело выучить значки граффити, то всегда можно прибегнуть к помощи виртуальной клавиатуры или даже небольшой механической QWERTY-клавиатуры (нужно покупать отдельно). Экран с STN-матрицей размером 128х160 пикселов позволяет отображать 65 тысяч цветов.
К сожалению, в Россию этот телефон поставляться не будет - изделие предназначено исключительно для корейского рынка. Впрочем, толку от него у нас было бы немного - аппарат работает в стандарте CDMA2000 1x. Цена пока неизвестна, несмотря на то что телефон вовсю рекламируется корейским оператором SK Telecom. - В.Г.
Не подмажешь - не поедешь
Японская компания Digital Vox представила Bulkhead PC (другое название Pay PC) - «публичный компьютер», работающий подобно таксофону, принимающему монеты, банкноты или предоплаченные карты.
Аппаратами планируется оснащать отели, аэропорты, школы и другие общественные места. Стандартный перечень установленных на Pay PC приложений включает браузер, текстовый процессор, редактор электронных таблиц и т.п., но владелец «таксокомпа» может дополнить список программ по собственному усмотрению (например, можно предоставлять услуги видеоконференций и IP-телефонии). Размещенный в том же конструктиве принтер (производства Minolta) позволяет распечатать нужные документы. Под управлением какой операционной системы работает Pay PC, ее создатели не уточняют, но известно, что для защиты машины от атак извне используется автономный аппаратный Linux-файрвол.
В отличие от предоставляющих те же услуги Интернет-кафе и компьютерных клубов, терминалы Pay PC не требуют постоянного присутствия обслуживающего персонала - один системный администратор может следить из центра управления за функционированием нескольких сотен машин. Соответственно эксплуатация таксокомпа обходится значительно дешевле, правда, сам Bulkhead PC будет подороже средней персоналки - 400 тысяч йен (примерно 3300 долларов). В дальнейшем компания планирует вывести свое изделие на рынки Европы и США. - Е.З.
Персональный сериал
Отрада домохозяек и пенсионеров - «мыльная опера» - в скором времени обещает просочиться с телеэкранов в Интернет. Так решила киностудия Sony Pictures Digital Entertainment, которая готовит к запуску на своем сайте, посвященном телевизионным сериалам, проект SoapCity Download.
Этот сервис, начало пробной эксплуатации которого запланировано на март будущего года, во многом напоминает Movielink («КТ» #470): подписчики, заплатив десять долларов, получают право в течение месяца ежедневно скачивать очередной эпизод любимого сериала (а за пару долларов можно заказать отдельно и несколько пропущенных серий). Передача ведется в формате RealVideo; полученную цифровую копию можно записать на CD и смотреть на другом компьютере, но воспроизведение возможно лишь в течение тридцати дней.
Создатели сервиса ориентируются прежде всего на работающих женщин, не всегда успевающих домой к началу очередной серии. Чтобы подзадорить потенциальных подписчиков, веб-зрителям планируется предоставить небольшое преимущество перед теми, кто смотрит сериалы по телевизору: выложенную на сайт очередную серию покажут по ТВ лишь двенадцать часов спустя. Кроме того, клиенты SoapCity Download получат неограниченный доступ к фотогалереям и прочим бонусным материалам, посвященным их любимым героям. - Е.З.
Секрет вечной молодости
Роберт Земекис, кинорежиссер, снявший ставшие классикой компьютерного кинематографа фильмы «Кто подставил кролика Роджера» и «Форрест Гамп», работает над очередным, не менее увлекательным проектом. Новая лента, получившая предварительное название «Полярный экспресс» («The Polar Express»), основана на одноименной книге Криса ван Олсбурга (Chris Van Allsburg, автор «Джуманджи») и повествует о фантастическом путешествии мальчика, вопреки насмешкам друзей верившего в Санта Клауса - и как-то раз под Рождество унесшегося с товарищами на сказочном поезде к Северному полюсу.
Изюминка проекта в том, что фильм целиком и полностью будет снят цифровыми камерами на белом фоне. Позже изображения актеров с помощью компьютеров поместят в виртуальное пространство сказочных интерьеров. Дабы облегчить эту задачу, на каждого актера будет надето множество датчиков, которые предоставят всю необходимую аниматорам информацию.
Другим любопытным моментом станет наличие в ленте виртуальных персонажей, ничем не отличающихся от настоящих людей. Именно таким будет и главный герой фильма - молодой… Том Хэнкс. По сведениям, просочившимся в прессу, работа по созданию аватара «юного Хэнкса», длившаяся на протяжении года, почти завершена. Аниматоры, составив детальную карту мышц тела и лица актера, в ближайшее время займутся «навешиванием» на нее настоящих фотографий Тома в молодости, чтобы создать его юного виртуального двойника.
«Полярный экспресс» должен выйти на широкий экран в 2004-05 гг., а потратить на «съемки» планируется не больше 150 млн. долларов. Комментаторы, однако, не исключают того, что бюджет картины может распухнуть, а сроки сместятся: некоторых компьютерных инструментов, необходимых для завершения проекта, еще попросту не существует. - Е.З.
У богатых свои причуды
…и это правило замечательно подтвердил кинорежиссер Кевин Смит, отблагодаривший только что обручившихся Дженифер Лопес и Бена Афлека за съемки в своем последнем фильме («Jersey Girl») весьма оригинальным образом - заказав компьютерную игру с их участием!
Игрушка, созданная программистами техасской Powerhouse Animation Studios, называется «Jen Saves Ben» («Дженни спасает Бена») и представляет собой типичную аркаду. Цель игрока - вырвать товарища из лап похитителей. Изюминка - в персонажах: главный герой - сама Дженифер, похищенный друг - Афлек, в роли похитителя выступает лично Смит с лучевым пистолетом, а помогает ему злобный робот Мэтт Деймон (известный киноактер и друг Афлека со школьной скамьи). В неравной борьбе с силами зла героиня обходится без оружия, полагаясь лишь на приемы каратэ (не иначе, сказывается опыт, приобретенный в ходе съемок зубодробительной ленты «С меня хватит»), а все действо происходит под песни Лопес. - Е.З.
CIH.1106: вирус, убивающий нервные клетки
В начале декабря некоторые антивирусные компании поспешили оповестить мир о новом великом и ужасном компьютерном вирусе. Монстр под устрашающим названием CIH.1106 был объявлен опасностью номер один.
Объяснять мало-мальски знакомому с компьютером человеку, что такое вирус CIH (он же «Чернобыль»), не надо: хоть и много лет утекло со времени его появления, коллективная память Интернет-сообщества хранит информацию о миллионах безвозвратно утерянных файлов и испорченных прошивок BIOS. Узнав про новый CIH, некоторые впечатлительные пользователи впали в отчаяние, переходящее в истерику. Тысячи запросов и подозрительных файлов посыпались в антивирусные компании. Малейший сбой в компьютере принимался за проявление коварного вируса.
На самом деле CIH.1106 - банальная модификация старого вируса, обнаруженная еще в середине ноября и не вызвавшая ни одного зарегистрированного заражения. К слову сказать, сейчас известно более тридцати разновидностей CIH, каждый из которых - перепевка старого мотива, и антивирусами все они вылавливаются, как правило, даже без обновления баз. Шумиха же вокруг CIH.1106 скорее всего - чей-то маркетинговый ход. - С.Н.
А болтливых - отключать!
Задавшись целью отыскать универсальный способ борьбы с эпидемиями компьютерных вирусов, исследователь из компании Hewlett-Packard Мэтью Уильямсон (Matthew Williamson) предложил оригинальное решение этой актуальнейшей проблемы.
Как известно, функционирование Интернет-червей обязательно сопровождается активной сетевой деятельностью: заразив очередную жертву, вирус начинает «стучаться» на другие компьютеры, доступные по Сети, пытаясь обнаружить в них какую-нибудь брешь, или рассылает e-mail сразу по множеству адресов. Так или иначе, сетевая активность зараженной машины резко увеличивается. Соответственно, Уильямсон предложил отказаться от хитроумных анализаторов кода и просто-напросто ограничить число сетевых соединений, которые может создать компьютер в определенный короткий промежуток времени. Это позволит не только воспрепятствовать эпидемическому всплеску, в несколько раз затормозив темпы распространения инфекции, но и максимально быстро диагностировать заражение компьютера. Проверяя свою модель на вирусе Nimda, исследователь показал возможность регистрации заражения машины менее, чем за секунду (впрочем, если антивирусные компании возьмут идею Уильямсона на вооружение, вирусописатели, конечно, тоже модернизируют свои творения, так чтобы те работали помедленнее и не слишком «светились»). - Е.З.
Эпистолярный кошмар
Новое исследование, призванное выяснить эффективность существующих спам-фильтров, продемонстрировало удручающую картину. Оказывается, по вине антиспамовых фильтров 11,7% электронных посланий просто не доходят до адресата. При этом 6% помещаются в папки со спамом, а остальное удаляется.
Автор исследования Джордж Билбри (George Bilbrey) использовал несложную технику. Он зарегистрировал по несколько почтовых адресов у крупнейших американских провайдеров - Earthlink, MSN и AOL - и добровольно подписался на двадцать рассылок. Мониторинг почты в течение трех месяцев привел его к неутешительному выводу: каждое восьмое письмо пропадало. Конечно, к статистике, полученной Билбри, нужно относиться осторожно - Джордж вовсе не постороннее лицо, он руководит компанией Assurance Systems, которая предлагает услугу отслеживания доставки почты получателю. Однако проблема существует, и с ней наверняка сталкивался каждый из наших читателей. - В.Г.
Владелец австралийской телекоммуникационной компании Apple Communications Дэниел Ченг (Daniel Cheng), наверное, уже не раз проклял тот день, когда окрестил свое детище именно так. По его словам, «яблочное» название было выбрано с целью бросить вызов местному оператору мобильной связи Orange. К несчастью, на этот маркетинговый ход отреагировал не «апельсиновый» провайдер, а заокеанский компьютерный гигант, вчинивший австралийцу иск за незаконное использование своей торговой марки. По заявлению юристов, уже около двадцати лет американская Apple Computers Inc. владеет эксклюзивным правом на «яблочное» имя, делая послабления лишь для компаний, торгующих фруктами.
Переквалифицироваться в яблочные торговцы Apple Communications явно не планировала, так что по решению суда ей пришлось расстаться со своим звонким именем. Кроме того, ее руководству вчинен иск на сто тысяч «зеленых». «Скорее ад замерзнет», - заявил на это владелец свежеиспеченной Green Communications, твердо решивший потратить эту сумму на рекламу своего нового «зеленого» брэнда. Ответа на свой протест Ченг пока не получил.
Даже беглый рейд по телефонному бизнес-справочнику свидетельствует о том, что зеленый континент является настоящим раем для юристов из Америки: к яблокам в Австралии неравнодушны многие. Под именем Apple здесь известны крупная машиностроительная корпорация, сеть ателье и даже химчистка для ковров. Вполне возможно, что сразу по окончании тяжбы Apple Computers с конторой мистера Ченга карающий меч Фемиды вонзится в один из этих австралийских «фруктов». - Д.К.
Коммунизм в отдельно взятой стране…
…конечно, построить невозможно, а вот попытаться запретить IP-телефонию - легко! Власти Панамы в буквальном смысле объявили вне закона технологию VoIP, предписав всем национальным провайдерам заблокировать 24 UDP-порта. Интересно, что блокировка указанных портов не гарантирует неработоспособности VoIP-технологий на территории Панамы (хотя и значительно усложнит настройку ПО), зато обладает побочными эффектами, которые доставят провайдерам определенные неудобства.
Панамскому правительству есть на кого равняться. Афганские талибы, как известно, называли Интернет исчадием ада и считали совершенно ненужным мусульманину изобретением. А, скажем, власти штата Индиана в конце XIX века для простоты округлили число p до двух знаков после запятой. Впрочем, в данном случае все гораздо прозаичнее и не связано ни с вероисповеданием, ни с человеческой глупостью - высокие технологии просто отнимают хлеб у телефонистов, обслуживающих международные звонки.
Правда, панамскими этих телефонистов назвать сложно. В настоящее время международная связь в стране монополизирована британской корпорацией Cable & Wireless. Юридически все оформлено как совместное предприятие, образованное Cable & Wireless и панамским правительством. Поэтому запрещение VoIP на руку и британским телефонистам, и панамским чиновникам - в минусе, как обычно, оказались простые смертные.
Впрочем, ситуация в Панаме не является чем-то из ряда вон выходящим. В настоящее время VoIP фактически запрещена в ЮАР, Кении, Мексике, Аргентине, на Кубе, а также в некоторых странах Ближнего Востока. Если, не дай бог, об этом узнают наши чиновники, то и Россия может оказаться в славном списке. Пожалуйста, не показывайте им этот номер журнала. - В.Г.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы!
Китайское правительство инициировало беспрецедентный по масштабам проект поворота рек. Идея предусматривает создание на территории страны трех каналов, каждый протяженностью более тысячи километров, которые объединят Янцзы с реками Хайхэ, Хуайхэ и Хуанхэ. Общий объем перебрасываемой с юга на север водной массы составит 48 миллиардов кубометров ежегодно - что примерно равно объему, даваемому сегодня всей Хуанхэ. Цель рассчитанного на полстолетия проекта - обеспечение водой северных районов страны, регулярно страдающих от засухи: по подсчетам партийных стратегов, это обходится государству в 14,5 млрд. долларов ежегодно. Реализация первой части плана, предусматривающей построение двух восточных каналов за срок от пяти до десяти лет, начнется уже в этом году. Ее стоимость оценивается примерно в 19 млрд. долларов (сколько будет стоить весь проект - никто пока сказать не может).
Конечно, у грандиозного начинания есть и критики, ставящие под сомнение необходимость затопления огромных площадей и переселения живущих там людей. Но - партия сказала… Тем более что у Китая уже есть опыт в подобных делах: возведение «Плотины Трех Ущелий» потребовало переселения сотен тысяч человек. - Е.З.
Да будет дождь
Шотландский профессор Стивен Солтер (Stephen Salter) и группа его коллег по Эдинбургскому университету получили солидный правительственный грант в 105 тысяч фунтов стерлингов на разработку первой в мире «машины для изготовления дождя».
Предварительная модель установки будет представлять собой внушительной высоты (40-60 метров) турбину, которая под действием ветра засасывает воду из моря и через систему сопел превращает ее в мельчайший парообразный аэрозоль, распыляемый в атмосферу. Согласно описаниям, такая «турбина-дождевальня» будет выглядеть как гигантский миксер, установленный на катамаранах, плавающих у побережья засушливых земель. Впрочем, разработчики подчеркивают, что их систему можно будет применять лишь в той местности, где земля еще не абсолютно пересохла, иначе искусственные облака просто никогда не наберут критической массы.
Возглавляющий проект Солтер, которому сейчас 62 года, хорошо известен британцам своими экстравагантными изобретениями, в первую очередь - плавающими турбинами-электрогенераторами (использующими энергию морских волн), прославившими автора в 1970-е годы под именем «Утки Солтера» (Salter’s Ducks), но так и не получившими распространения из-за нехватки средств. Как и всякое новое дело, нынешний проект турбины-дождевальни не имеет недостатка в негативных оценках и скептических отзывах, прежде всего со стороны профессиональных метеорологов, сомневающихся в том, что даже армады подобных турбин хватит для создания дождевых облаков.
Однако сам Солтер полон оптимизма: «Сначала такие люди говорили, что нельзя делать корабли из стали. Потом - что радиоволны не смогут проникать за горизонт. Мнение влиятельных персон всегда оказывается неверным». Впрочем, изобретатель не собирается полагаться на авось: первым этапом нового проекта будет построение компьютерной модели системы, с помощью которой разработчики намерены продемонстрировать ее принципиальную работоспособность. - Б.К.
Совращение малолетних
Люди с солидным стажем совковой жизни наверняка помнят, как коммунистической идеологией утверждался в сознании образ «наших благородных разведчиков» и «ихних гнусных шпиенов». Запад в долгу, разумеется, не оставался и рисовал для своих обывателей образы коварных, беспредельно жестоких и опаснейших головорезов КГБ. Но поскольку свободы в мире наживы и чистогана было все-таки побольше, то досталось и «своим»: западные печать-пресса-кино обычно и «цэрэушников» показывала как скрытных, мрачных и неприятных дядек, постоянно плетущих заговоры, планирующих политические убийства и строящих прочие злонамеренные козни. Были, конечно, и редкие исключения в виде неотразимого, благородного суперагента Джеймса Бонда, но и тот работал на британскую, а не американскую разведку.
Ныне времена совсем другие, однако забота идеологов о формировании образа разведчика с человеческим лицом вовсе не ослабла. Скорее наоборот, кадры стареют, а молодежь не слишком охотно идет «в шпионы». И вот великий вымышленный агент 007 превращен чуть ли не в национального героя Великобритании, и ему персонально посвящен здоровенный раздел на официальном сайте разведслужбы MI6 (www.mi6.co.uk/docs/stories/stories.html). В ЦРУ наверняка ревностно следят за этой эпопеей, поскольку равного по величию героя здесь произвести пока не удалось. Но зато недавно придуман «асимметричный ответ» - специализированный сайт «ЦРУ для детей» (www.odci.gov/cia/ciakids), где на фоне звездного неба юное поколение американцев приглашают войти в мир разведки бравого вида люди в длинных плащах (и на всякий случай без кинжалов). Как съехидничал один из наблюдателей, «формулой «бери их неопытными» издавна пользуются торгаши, проповедники, политики и педофилы - теперь тем же занялось ЦРУ». И слова эти трудно назвать несправедливыми: как ни смотри на разведку, а ее главной задачей всегда было и остается не слишком благовидное дело - кража чужих секретов. - Б.К.
Тату от Фредди
На проходившей в Вене выставке-ярмарке высоких технологий одним из самых забавных экспонатов оказался робот-татуировщик, созданный 25-летним австрийским инженером-электриком Ники Пассатом (Niki Passath). В основу робота, получившего имя Фредди, положен КПК Palm Pilot.
Об истории создания своего детища Пассат полушутливо говорит так: «Работа была тяжелой, поскольку единственным человеком, на котором имелась возможность протестировать устройство, был я сам… Но это же стало и хорошим стимулом сделать все правильно как можно быстрее». Программа компьютерного мозга Фредди постоянно совершенствуется, так как разработчик пытается разнообразить ассортимент татуировок. Правда, клиенты пока не могут заказывать любую понравившуюся им картинку, а выбирают лишь из имеющегося, довольно скромного набора. Но и при таком уровне сервиса у Фредди не было отбоя от желающих заполучить татуировку, тем более что услуги он оказывал совершенно бесплатно. - Б.К.
Долли с человеческим лицом
Первый клонированный человек появится на свет в январе 2003 года. С таким сенсационным заявлением на пресс-конференции в Риме выступил известный врач и ревностный сторонник клонирования человека Северино Антинори (Severino Antinori, на фото). По его словам, беременность протекает удачно, ультразвуковое обследование показало, что вес плода составляет около 2,6 кг, а сам ребенок абсолютно здоров. Антинори также утверждает, что еще две женщины, также вынашивающие детей-клонов, находятся на 27-й и 28-й неделях беременности.
Пока к словам доктора, известного своей любовью к псевдосенсациям (ранее он бездоказательно заявлял о своих удачных экспериментах по клонированию свиньи и примата), относятся с изрядной долей скептицизма. «Был ли мальчик», мы узнаем лишь в январе. - Т.Б.
Мышиная возня
Американские ученые всерьез задумались о том, что будет, если скрестить человека с мышью. Аргументы сторонников смелого эксперимента наталкиваются на возражения скептиков, которые считают такие исследования совершенно неэтичными.
Речь идет о внедрении человеческих стволовых клеток в мышиный эмбрион, находящийся на ранней стадии развития. Польза от такого эксперимента очевидна. Получившееся существо можно будет активно использовать при тестировании лекарственных средств, зная при этом, что реакция «гибрида» на них, вероятнее всего, будет схожа с реакцией человеческого организма. Вдобавок удастся расширить наши знания о стволовых клетках - не на людях же проводить подобные эксперименты?
Оппоненты же заявляют, что результаты таких опытов предсказать невозможно. И даже если все пройдет гладко - как относиться к получившейся химере? Что будет, если генетически модифицированные мыши дадут потомство? Предложенное направление исследований, как бы заманчиво оно ни было, оставляет слишком много вопросов. Причем часть из них не научного, а этического характера.
Впрочем, те, кто выступает за продолжение исследований, тоже осторожны в своих высказываниях. Так, доктор Ирвинг Вайссман (Irving Weissman) из Стэнфордского университета заявляет, что внедрение человеческих стволовых клеток в мышиный эмбрион может оказаться «чрезвычайно важным экспериментом», однако при небрежном отношении способно привести к «ужасным последствиям».
Возможно, имеет смысл эти исследования проводить, но с некоторыми ограничениями. Например, для того, чтобы не получилась мышь, способная вырабатывать совместимую с человеческими яйцеклетками сперму, или грызун с человекоподобным мозгом, следует определенным образом обработать человеческие стволовые клетки перед внедрением, удалив из них соответствующие участки генома. - В.Г.
Партизаны полной луны
Чтобы раз и навсегда положить конец слухам о фальсификации первой лунной экспедиции, в NASA решили было профинансировать написание и издание книги, в которой бы скрупулезно анализировались альтернативные точки зрения относительно пребывания человека на Луне. Впрочем, вскоре после этого объявления, оказалось, что подготовку книги NASA оплачивать не будет. По неофициальным данным, в агентстве пришли к мнению, будто публикация подобного труда в какой-то степени может служить доказательством серьезного отношения NASA к подобным россказням. Поэтому договор с Джеймсом Обергом (James Oberg), которому была поручена работа, аннулировали, сэкономив казне 15 тысяч долларов. Однако Оберг от своих планов не отказался и заявил, что продолжит писать книгу. Правда, издана она будет без помощи NASA.
Вкратце расскажем о том, из-за чего весь сыр-бор. Всегда находились те, кто не верил, будто человеком, сделавшим первые шаги по лунной поверхности, был Нил Армстронг. Почти сразу же после знаменитой прямой трансляции с Луны появились скептики, заявляющие, что все происходящее - достижение не столько американских астронавтов, сколько голливудских мастеров по спецэффектам. И чем дальше, тем популярнее становится эта версия. На американском канале Fox TV даже был показан фильм, посвященный этой проблеме. Страсти накалились до предела - дошло до того, что один из участников первой лунной экспедиции 72-летний Базз Олдрин (Buzz Aldrin) при встрече немного «подправил» физиономию автору фильма о «фальшивой экспедиции» Барту Зибрелю (Bart Sibrel), который почти вдвое моложе астронавта.
Надо сказать, что аргументы скептиков действительно впечатляют. Большая их часть основана на анализе фотоматериалов первой экспедиции. В частности, совершенно непонятно, почему в безвоздушном пространстве американский флаг развевается. Почему в разные стороны падают тени от объектов, почему на лунном небосклоне не видно звезд и так далее. На многие из этих вопросов представители NASA уже неоднократно отвечали, однако книга Оберга, если она выйдет, станет первым научно-популярным трудом, в котором будут объяснены все замеченные странности. - В.Г.
Полным драматизма оказался вывод на околоземную орбиту крупнейшего в истории космонавтики гражданского спутника связи Astra-1K. Стартовав с Байконура на ракете-носителе «Протон К» 26 ноября, этот европейский спутник вместо расчетной геостационарной орбиты высотой в 36 тыс. км оказался на вытянутой орбите высотой всего в 175 километров. Причина - некорректная работа верхней ступени ракеты-носителя, которая, судя по предварительной информации, так и не смогла обеспечить надлежащее ускорение. Сам спутник не пострадал: его даже удалось включить и развернуть часть панелей солнечных батарей, но через несколько дней пятитонный аппарат неминуемо должен был сгореть в атмосфере.
За спасательную операцию взялась объединенная команда специалистов, включавшая помимо создателей аппарата (Alcatel Space) несколько других организаций и компаний (SES ASTRA, CNES, NORAD). Используя бортовую систему орбитальной коррекции, удалось перевести спутник на более высокую эллиптическую орбиту, а к 29 ноября выровнять ее параметры до круговой, высотой в 290 км. Новая орбита устойчива, и теоретически владельцы спутника могут задействовать его ресурсы для каких-либо полезных целей или даже заказать спасательную миссию, подняв аппарат до нужной высоты. Но скорее всего его объявят утерянным, получив причитающуюся страховку, - тем более что «Астра» должна была стать лишь четырнадцатым по счету представителем одноименной спутниковой группировки и ее функции дублируются другими аппаратами.
Неприятности сопровождали и первый запуск новой ракеты-носителя Ariane 5 ESCA (на фото), построенной Европейским космическим агентством (ESA). Новая Ariane (эта версия обладает большей грузоподъемностью - до десяти тонн) прошла основную часть предстартовой подготовки, однако после того, как автоматическая система управления не получила сигнала об успешном окончании одного из этапов (прекращения подачи газа для охлаждения главного двигателя, которое на самом деле завершилось), пуск был прерван. До зажигания дело не дошло, поэтому все бортовое оборудование, включая и пару спутников связи, осталось в сохранности. Предварительные данные учиненного специалистами ESA расследования говорят о том, что приведшая к сбою ошибка - программная или аппаратная, скорее всего кроется в компьютерной системе наземного комплекса обслуживания. - Е.З.
Ураган в Сети
Ученые из Университета штата Огайо пришли к выводу, что американский Интернет весьма уязвим для стихийных бедствий и атак террористов.
Исследователи провели ряд вычислительных экспериментов, в которых смоделировали ситуацию, которая возникнет, если откажут крупнейшие узлы, собирающие и перераспределяющие большую часть сетевого трафика. Шесть крупнейших узлов расположены в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Атланте, Далласе, Чикаго и Вашингтоне. Оказалось, что в крупных городах Интернет хоть и существенно замедлит работу, но продолжит функционировать, зато в соединенных с этими узлами небольших и средних населенных пунктах он станет недоступным.
Как известно, децентрализованная сеть, из которой вырос Интернет, первоначально разрабатывалась военными так, чтобы оставаться работоспособной даже после массированной ядерной атаки. Однако коммерциализация Сети привела к тому, что структура системы, подстраиваясь под основные потоки информации, стала похожа на структуру американских авиалиний. Крупные узлы соединяются со множеством других городов. Если такой узел выйдет из строя, то оборвутся и его связи. Это может привести к волне отказов во всем Интернете. Сегодня в Америке более сорока провайдеров поддерживают главные каналы передачи информации. Как правило, они имеют соглашения друг с другом о передаче «чужого» трафика в случае возникновения каких-то проблем. Однако главные узлы этих компаний расположены в одних и тех же городах, что может привести к катастрофе, например, при отказе силовой электросети.
Полностью децентрализованная и более устойчивая сеть заметно дороже в прокладке и эксплуатации. Однако ученые призвали к децентрализации Интернета, поскольку его все большая интеграция в бизнес-процессы приведет к тяжким экономическим последствиям в случае крупных отказов. - Г.А.
Зигзаг удачи
Охотники не раз наблюдали, как голодная лиса ищет под снегом мышь, совершая на первый взгляд нерациональные зигзагообразные пробежки. Ученые из Чикагского университета и лаборатории Белла подсчитали, что движение зигзагом является оптимальной стратегией для поиска источника запаха на открытом воздухе.
Обнаружение утечек газа или заложенных мин с помощью оснащенных химическими сенсорами роботов осложняется тем, что движение воздуха у поверхности земли, как правило, турбулентно, то есть состоит из множества случайных вихрей разного размера и интенсивности. Если искусственный нос находится в одной точке, то поток воздуха приносит к нему запах случайным образом и с разных направлений. У робота практически нет возможности определить верное направление на источник.
Стратегия поиска, как считают исследователи, должна быть статистической. То есть робот должен перемещаться по поверхности, регистрировать множество направлений на источник запаха, и лишь набрав достаточную статистику, сужать область поиска. Проанализировав несколько возможных маршрутов движения, ученые обнаружили, что зигзагообразные перемещения как раз оптимальны. Именно так и движутся многие ориентирующиеся по запаху животные в поисках пищи или сексуального партнера. - Г.А.
Математика шнурков
Мы редко задумываемся над самыми обыденными вещами. Как нас в детстве научили шнуровать ботинки, так мы это и делаем. И детей своих так же учим. А вот математики из Университета Монаш в Австралии подошли к этому вопросу со всей ответственностью.
Оказалось, что выработанные опытом тысячелетий два самых популярных способа продевать шнурки - «крест-накрест» и «напрямую» являются и самыми крепкими, поскольку каждая дырочка притянута к другой стороне двумя тесемками. Способ «крест-накрест» лучше, если расстояние между рядами дырочек мало, а «напрямую» - если велико. Однако оба этих способа далеко не оптимальны с точки зрения экономии длины шнурков.
Кратчайшим способом шнуровки, который один раз использует каждую дырочку, является малоизвестная «бабочка». Если число пар дырочек (n) четно, то он единственный, а если нечетно, то существует ровно (n+1)/2 равноценных способов завязать шнурки бабочкой.
Шутки шутками, но если, скажем, шнурки порвались вдали от цивилизации, то «бабочка» может помочь зашнуровать ботинки коротким обрывком. - Г.А.
Старина Микки
Сенсационной находкой порадовали мир историки, изучавшие фрески в церкви австрийской деревушки Мальта (Malta). На одном из настенных изображений Святого Кристофера, исследователи с удивлением обнаружили рядом со святым… Микки Мауса. Учитывая то обстоятельство, что первый эскиз своего мышонка Уолт Дисней набросал лишь в 1928 году, а найденный австрийцами «портрет» датирован началом XIV века, местные жители тут же пришли к выводу, что разом «постаревший» лет на шестьсот Микки является их земляком.
Как считают эксперты, «канонизация» мышонка - чистой воды совпадение, вызванное тем, что святого Кристофера с давних пор принято изображать в окружении разнообразных диковинных тварей. Учитывая некоторый абстракционизм, присущий средневековым «имиджмейкерам», загадочная картинка вполне могла быть изображением какого-нибудь бобра или горностая. Впрочем, невзирая на доводы искусствоведов, местные бизнесмены удовлетворенно потирают руки в предвкушении прибылей от неожиданной находки.
Помимо платы за вход в средневековый «Диснейленд», у жителей австрийской деревеньки наклевывается еще один неплохой источник дохода. Совсем недавно менеджер одного из турагентств Мальты Зигги Нойшитцер (Siggi Neuschitzer) обратился к компании Disney с требованием передать копирайт на Микки-Мауса и выплатить авторские гонорары за все семьдесят с лишним лет его триумфального шествия по миру. Зигги настроен серьезно, он уже успел заручиться поддержкой законников из Вены, правда, официального ответа от самого «нарушителя авторских прав» пока не получил. Страшно подумать, что может произойти, если в один прекрасный день иск неистового «мальтийца» будет удовлетворен через международный суд. Глядишь, в одной из древних церквушек вдруг отыщется витраж, один в один копирующий логотип Windows. - Д.К.
Берегитесь крокодила
Какие только уловки не придумывают операторы сотовой связи для привлечения новой клиентуры. Одно из наиболее выдающихся изобретений последнего времени внедрено американской компанией Nextel. Оно представляет собой «комплект выживания» - особым образом оформленный мобильный телефон Motorola i90c в сочетании со знаменитым Victorinox, перочинным ножом с мини-фонариком и авторучкой. Телефон упакован в прозрачно-красный корпус и имеет красную же подсветку - наиболее уместную в экстремальных ситуациях.
В памяти мобильника зашиты специальные «программы выживания» - пособие «85 способов применения швейцарского армейского ножа» и руководство по оказанию первой помощи под названием «Сценарии наихудших ситуаций». Обладатели подобного комплекта не только будут четко представлять, как вести себя при землетрясении или нападении аллигатора, но и узнают, что чудо-нож можно использовать для подтяжки гаек на детских велосипедах или для извлечения фруктов, залитых свечным парафином, из праздничного пирога.
Для начала Nextel заказала партию из 50 тысяч таких спецкомплектов по немалой цене 250 долларов. Однако для абонентов, подписавшихся на годовое обслуживание, предусмотрена весомая скидка - 50%. - Б.К.
Невеликая (но о-очень древняя) китайская стена
Сотрудники Тайваньского института подводной археологии объявили об интересной находке на дне океана близ Пескадорских островов (по-китайски Пэнху Ли-дао). На глубине 25-30 метров к северо-западу от острова Тонь-цзи обнаружена стена, протяженностью 100 метров, высотой около метра и толщиной полметра. Правильная форма, по мнению археологов, свидетельствует об искусственном происхождении объекта. Утверждать, что это руины неизвестной цивилизации, ученые пока не решаются, так как над поверхностью воды этот участок дна мог находиться лишь очень давно, не менее шести-семи тысяч лет назад, а ограниченная видимость под водой и неблагоприятные для погружения условия пока препятствуют детальным изысканиям.
Впрочем, сомнений у археологов немного, поскольку проведенные в августе исследования региона с помощью сонара привели к открытию пяти фрагментов подобных стен, протянувшихся по дну. Повышенный интерес именно к этому району вызван тем, что еще в 1976 году аквалангисты-любители обнаружили неподалеку большой фрагмент крестообразного пересечения подводных стен высотой около трех метров и ориентированных по осям север - юг, восток - запад. По оценкам британских археологов, вероятный возраст этого объекта - от 7 до 12 тысяч лет.
Историкам ничего не известно о столь древней цивилизации в этом регионе, однако в тайваньских преданиях и мифах говорится о легендарной крепости с огромными красными стенами, когда-то давным-давно погрузившейся в воды Пэнху. Для организации широкомасштабного научного исследования подводных сооружений в Институте археологии сейчас формируют специальную группу и надеются на помощь государственных ведомств Тайваня. - Б.К.
Сообразили на троих
Представители компьютерных кафедр ведущих отечественных вузов азартно болели за своих воспитанников, съехавшихся в Санкт-Петербург, Барнаул и Тбилиси. В этих городах, связанных по университетской сети RunNET, 27 ноября проходил полуфинальный тур командного первенства мира по программированию под эгидой Международной ассоциации по компьютерной технике (Association for Computing Machinery); среди отечественных команд-участниц в рамках тура разыгрывалось также звание чемпионов России. Проводящееся на протяжении вот уже четверти века мировое первенство, нынешним спонсором которого является компания IBM, в мире программирования не знает себе равных по престижности и размаху.
На старт нынешнего состязания вышло 117 студенческих команд; каждая состояла из трех участников, «вооруженных» одним компьютером. Правда, это лишь «верхушка айсберга»: большинство россиян прошло через отборочное сито в девяти подрегионах. За пять часов участникам предстояло сдать автоматической системе проверки максимальное число из предложенных девяти задач, причем как можно быстрее. Следить за турнирными перипетиями мог любой желающий - результаты незамедлительно выдавались в онлайн (см. neerc.ifmo.ru). По традиции, жюри, для придания соревнованиям остроты, за час до финального свистка «заморозило» Интернет-табло. Впрочем, на сей раз интриги не получилось - за семь минут до «мертвого часа» команда Московского университета в составе мехматовцев Петра Митричева, Евгения Черепанова и Максима Бабенко (на фото) разделалась со своей последней задачей и покинула зал в ранге чемпионов России. Подобная скорострельность тем более впечатляет, что нынешний российский полуфинал стал рекордсменом по количеству задач, предложенных участникам.
Между тем воспитанники других российских университетов вступили в нешуточную борьбу за «серебро». Досталось оно нижегородцам, отставшим на одну задачу от лидеров. Еще одной задачей меньше в активе у саратовцев, сумевших вырвать «бронзу» у коллег из Питера, которые тоже решили семь задач, но показали худшее время. Помимо упомянутых команд, в заветную восьмерку вошли команды Санкт-Петербургского института точной механики и оптики, Белорусского университета, а также посланцы Вологодского педагогического и Самарского муниципального университетов. Им предстоит попытать счастья на мировом финале, который состоится в конце марта 2003 года в Беверли-Хиллз.
Не добившиеся призового места в студенческом соревновании питерцы взяли реванш на Третьей Всероссийской командной олимпиаде по программированию, проходившей в тот же день под эгидой Федерации Интернет-образования. Лучшей среди семидесяти школьных команд стала сборная Санкт-Петербурга, в которую вошли одиннадцатиклассники Роман Сатюкова Игорь Синев и Дмитрий Зинченко, готовившиеся к состязаниям в Центре подготовки одаренных программистов Института точной механики и оптики. «Серебро» досталось команде Барнаула, «бронза» - саратовцам, а москвичи пришли к финишу лишь девятыми.- Д.К.
Новости подготовили |
Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ], |