Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Непечатное издание

АрхивСудите сами
автор : Ярослав Бочарников   04.12.2002

Вопрос о том, можно ли считать сайты СМИ, до сих пор не урегулирован законодательно

Сегодня мало кто из юристов, да и простых обывателей, сомневается, что действующий Закон РФ “О средствах массовой информации” морально устарел. Дело в том, что в 1991 году, когда был создан этот нормативный акт, в России еще не задумывались о том, что такие категории как «интернет», «вебсайт» или «домен» когда-нибудь будут нуждаться в правовом регулировании.
Вопрос о том, является ли сайт средством массовой информации, не праздный, и возник он не сегодня, но законодательно не урегулирован до сих пор. Ответ на него очень важен, так как позволит решить множество проблем.

Приведем простой пример. Допустим, на каком-нибудь сайте www.vraki.ru опубликована статья о гражданине Н., в которой он назван «вором» и «взяточником». Гражданин Н., прочитав это, расстроился и решил подать в суд на обидчиков. Распространение через Сеть сведений, порочащих честь, деловую репутацию и достоинство лица конечно же неправомерно в силу общих положений о защите личных нематериальных прав. Но сможет ли гражданин Н. требовать опровержения порочащих его сведений на том же сайте, где они были размещены, если докажет, что они не соответствуют действительности, естественно. Если сайт не является средством массовой информации, то и нормы вышеупомянутого закона на него не распространяются, а значит посетители сайта www.vraki.ru никогда не узнают о том, что гражданин Н. ни разу в своей жизни не крал и не брал взяток. Следует отметить, что в данном случае возникает вопрос, возможно ли применение норм статьи 152 Гражданского Кодекса (Об опровержении сведений в СМИ) по аналогии закона.  Подобных примеров можно привести множество.

Закон определяет СМИ, как периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Итак, поскольку “периодическое распространение массовой информации” (в той или иной форме) является одной из основных целей многих сайтов, то вроде бы сайт можно признать СМИ. Но нельзя забывать о том, что данный закон регулирует публично-правовые отношения, а значит, его нельзя толковать расширительно. Чтобы признать сайт средством массовой информации нужно, чтобы в самом законе было прямое указание на это. Кроме того, термин «Периодическое распространение» требует определения. Вопрос  о периодичности вызывает большое сомнение. Периодичен ли сайт? Позволяют ли регулярные обновления говорить о периодичности? А если сайт уже длительное время не обновлялся? Перейдем к «распространению». Под распространением продукции СМИ понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Закон четко указывает, каким образом может распространяться средство массовой информации. Сайт не продается, не доставляется и не раздается.

Можно сделать вывод, что сайт не является средством массовой информации. Однако, закон содержит также статью 24 "Иные средства массовой информации", в соответствии с которой,

«Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное".

Получается, что законодательство о СМИ можно применять и к сайтам.
Впрочем, каждый владелец сайта может сам решить, будет его сайт электронным СМИ или нет. Чтобы сайту был присвоен статус средства массовой информации, его владельцам необходимо пройти процедуру регистрации. Впрочем, до сих пор непонятно, для чего это нужно, и дает ли такая регистрация какие-то преимущества взамен на потраченные время и деньги. Ясно одно – после регистрации будет существовать ни один гражданин Иванов, к примеру, а учредитель, редакция, издатель, распространитель, все эти взаимоотношения будут регулироваться Уставом редакции и рядом договоров.
Кроме проблем, связанных с регистрацией, ваш новый статус наложит на вас ряд запретов, связанных с тем, что теперь вы - СМИ, теперь вы несете повышенную ответственность.

Обратимся в статье 4 Закона «О СМИ»:
«Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».

Нарушение данных норм может привести к уголовной ответственности, причем, так как ваш сайт является сетевым СМИ, это будет являться квалифицирующим признаком в составах преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ. Соответственно, это повлечет более серьезное наказание.

Но, предположим, что на своем сайте вы ничем подобным не увлекаетесь, государственные тайны  вам не известны, и никого ни к чему призывать вы тоже не собираетесь. В таком случае, все же лучше будет зарегистрировать сайт. Это принесет вам привилегии, позволяющие более активно участвовать в общественной жизни (то есть, права сотрудников сетевых СМИ), и в том числе – возможность аккредитации своего издания. Кроме всего прочего, средство массовой информации - это статус. А за статус надо платить.


Об авторе: Ярослав Александрович Бочарников - юрист компании ОбъединенныеЮристы, специалист в праве интеллектуальной собственности e-mail: j_bocharnikov@ulc.ru, сайт www.ulc.ru
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.