Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Желание продолжаться

Архив
автор : Виктор Шепелев   27.09.2007

В той разновидности геронтофилии, которой подвержены любители устаревших компьютерных игр, очевидно больше мистики, чем прагматизма.

В той разновидности геронтофилии [Нездоровое стремление к объектам существенно старшего возраста], которой подвержены любители устаревших компьютерных игр, очевидно больше мистики, чем прагматизма. Иногда кажется, что сами программы, со всеми своими пиксельными монстрами, незамысловатыми "квестами" и пищащей "музыкой", обладают собственной волей и собственным единственным желанием - любыми силами продолжаться…

Рассуждая логически, с позиций беспристрастной оценки рыночного качества и художественной ценности, трудно найти прелесть даже в играх пяти-семилетней давности, что уж говорить о более старых тайтлах. И все же некоторые игры до сих пор собирают вокруг себя сообщества, размеры и энтузиазм которых не объяснить иными причинами, кроме гипнотически-мистических [К примеру, popuw.com - огромное сообщество, посвященное Prince of Persia. Ниже мы не hfp возвращаемся к Принцу - это далеко не единственный пример, но наиболее милый автору]. Речь идет преимущественно об играх для персональных компьютеров (и преимущественно - PC-совместимых), периода от конца 80-х до середины 90-х, уже после "великого кризиса рынка компьютерных игр" (1983) и еще до четкого разделения игр по предназначению на "казуальные" (для скучающих офисных работников - убить час-неделю времени) и "хардкорные" (для "профессионалов", готовых к изучению тонкостей, "прокачке" персонажей и прочим серьезным тратам денег и времени).

Игры более раннего периода - все эти пэкмены, тетрисы, арканоиды, спейс-инвайдеры и прочая - ожидала совсем другая судьба. Их внешний вид и геймплей хоть и незамысловат, но столь привычен, что нынче стали в большей степени "общекультурным" достоянием, нежели свойствами самой игры [В западной литературе - художественной, а не специальной - образ того же Пэкмена используется в метафорах уже с начала восьмидесятых. "Несусь куда-то, точно Пэкмэн в своей виртуальной Галактике: сжираю черточку за черточкой проклятого пунктира - и потому выживаю. Зачем-то. И однажды непременно умру"]. Поиграть в "настоящий", оригинальный, стопроцентный Пэкмен (Тетрис) - желание так легко осуществимое, что оно уже и неинтересно; благо клоны этих игрушек существуют под все возможные платформы.

Игры для первых IBM PC, Atari, Apple II - дело иное. Казалось бы, и по увлекательности, и по визуальной эстетике какой-нибудь Donkey Kong недалеко ушел от Пэкмэна. А вот поди ж ты, давным-давно устаревший, устрашающе наивный - все ловит и ловит отголоски былой популярности. То история Фрая [Не Макс, а Филип Дж. Фрай, курьер, в первой сцене первой серии "Футурамы" играет именно в Donkey Kong] начнется с него, как с эпиграфа; а то - и совсем недавно - калифорнийские студенты превратят здоровенное офисное здание в точное изображение первого уровня старенькой игрушки.

А ведь Donkey Kong - только самое начало, почти что Пэкмэн с ножками. Дальше - больше: от Dangerous Dave через Prince of Persia к Wolfenstein 3D и Doom, от Dune к Civilization и Warсraft, от Simcity к Transport Tycoon. За каждым названием - шлейф ассоциаций, воспоминаний, эпигонов, фанатского творчества…

Можно, конечно можно, попытаться объяснить все логически. Например, искать в судьбах игр 80–90-х переплетение с судьбой самих платформ - первых персональных компьютеров, стремительно захватывающих умы и рынок и превращающих грядущую эру в "информационную". Тем паче, что на простор пост-СССР все это (персоналки и игры) хлынуло как-то разом, оставив от первых волн ощущение непрерывного фейерверка-калейдоскопа, и яркими элементами в нем были эти самые "Принцы" и Simcity. Можно упирать на естественное свойство памяти сегодняшних 25–30-летних, для коих игры 80–90-х с детства стали синонимом "компьютерной игры вообще". Можно говорить и о том, что резко изменившиеся средства и возможности написания игр заставили столбить границы новых жанров - и именно эти, жанроопределяющие игрушки и остаются жить.
Все можно…

Но я знаю точно - если тогда ты успел всерьез поиграть хоть бы и во все того же Prince, стоит сегодня усадить тебя за компьютер, где он запущен и работает, и всё… На пару часов ты человек пропащий. Несмотря на "наивность графики" и "линейность геймплея". И иначе, как внутренней магией, присущей некоторым тогдашним играм, я объяснить это не могу.

Их, эти старые игры, ведь тоже можно понять. Пространство, на котором они могут существовать, уменьшается с каждым днем. Стареет память бывших фанов, выходят из строя совместимые компьютеры, исчезают в никуда исходные коды… Когда в тебя (в смысле - в игру) вложено столько силы, столько желания быть, столько стремления вперед - нельзя не пытаться хоть немного продлить свое странное существование.

Они и пытаются - по-своему наивно (как и всё в них), но зачастую удивительно эффективно. По крайней мере, для целого поколения старых игр - тех, что были рождены в эпоху IBM PC286 - IBM PC 486, - для них платформа побеждена. Этому поспособствовало появление программы dosbox, специализированного эмулятора DOS, предназначенного именно для игр (дилетантски говоря, программа транслирует DOS’овские обращения к экрану, динамику-спикеру, клавиатуре и т. п. - в обращения к современным функциям ОС). Гипотетический "компьютер, на котором запущен Prince", сегодня вполне реален - причем хоть под Windows XP/Vista, хоть под Linux, хоть и вовсе на Palm OS. Существуют эмуляторы и многих других платформ, более простых, но и более экзотичных - вроде Atari или ZX Spectrum.

Но у игр свои цели, а у тех, кто играет в игры, - свои. Почти всегда, почти в любой области находятся те, кому недостаточно "просто использовать это" для чувства приобщенности. Ради чувства приобщенности и понимания магии старых компьютерных игр, такой простой, такой загадочной, - ради этой магии Хомо Компьютерный выполняет множество престранных ритуалов.

Например, ритуал разборки. Зачастую цель этого ритуала - даже не пресловутое "посмотреть, как оно там устроено". В общем, и это соображение тоже присутствует, но есть еще и "демистификация", извлечение из игры всех ее "умопостижимых" частей - картинок, звуков, анимации, текстов, карт уровней. Вот - подробнейшее руководство-путеводитель по разборке Dangerous Dave. Вот - аккуратнейшим образом выполненная программа-разбиральщик Prince of Persia (работает для версий 1 и частично 2). А вот - целый комбайн, способный с горем пополам разбирать ажно сорок старинных тайтлов.

Может показаться, что единственная цель "разбирающих" - надежда попутно, в виде одного из "ресурсов", извлечь пресловутый дух игры. Впрочем, в большом числе случаев проекты по разборке преследуют более прагматичные цели - сборку обратно, то есть изменение внешнего вида уровней и персонажей или добавление новых уровней и "прошивка" изменений обратно в исходную игру. (Из перечисленных "разбиралок" это вполне реализовано лишь в PrinceEd.)

Столь же древняя человеческая привычка, как и "разобрать и посмотреть", - ритуал накопления, собирания огромных коллекций однородных вещей; касательно старых игр он превращается в коллекционирование все тех же их "демистифицированных кусочков". Хочешь - архив карт уровней, а хочешь - спрайтов (персонажей и их движений); можно найти архивы текстовых описаний прохождений и секретов - впрочем, это уже не совсем то…

Конечно же, "пробежка" по таким архивам не заменит самой игры - но наскоро потешить ностальгию позволит. Что за жизнь самой игре, в таком вот разобранном виде, разбросанной по всей Сети - мне представить трудно. Тем паче что отдельного архива, в котором собрали бы "мистическую компоненту" упокоившихся программ, человечество еще не создало и вряд ли создаст. Ближе всего к этой цели подошли создатели Abandonia, на которой собраны устаревшие игры со всеми своими потрохами (у Абандонии есть архив-"спутник", собирающий римейки классики) [www.abandonia.com  и www.reloaded.org  соответственно].

Совсем иное дело с экзистенциальной точки зрения - ритуал переделки. Участники развлечения, как правило, пытаются воссоздать игровой движок, который мог бы загружать ресурсы из старой игры (вот еще одна гипотетическая цель археологической разборки и накопления) с тем, чтобы игра становилась "как новенькая" - ну, в том смысле, что можно будет играть в нее на современных платформах (при обязательном сохранении прежней наивной графики и звука!). Тот, кто занимается переделкой, как правило, планирует запустить сначала старую игру, а затем на том же движке понаписать новых (поэтому и переписывание заново, а не просто эмуляция). Видимо, по этой причине основной энтузиазм направлен на игры не слишком устаревшие [Обширный список римейков есть в Википедии] - FreePrince и CloneKeen не выходят из перманентной "альфы", зато очень неплохо себя чувствует Wargus (ранее FreeCraft - движок Warcraft 2) и куча других стратегий (Free Command and Conquer, freeciv), а космическая леталка Oolite (оригинал: Elite) и вовсе стала хитом.

Правда, чем новее игра, тем сложнее "просто повторить ее" - больше логики (хотя и меньше магии, да-с…) "спрятано" в самом программном коде, то есть того, что нельзя извлечь простым редактором ресурсов. Ваш покорный слуга, повинуясь зову сердца, долго мучил Wargus - диагностировав ему несколько улучшенное по сравнению с оригиналом управление и безмерно тупой (проще сказать - отсутствующий) AI [Искусственный интеллект] соперника, при прохождении кампаний оказывающий лишь пассивное сопротивление. Впрочем, хорошее слышим о freeciv - опенсорсном клоне "Цивилизации"…

Наконец, говоря о возрождении "милого старья", нельзя не упомянуть ритуал повторения - более-менее точного воспроизведения геймплея двадцатилетней давности хита с кардинально обновленной графикой и звуком (я здесь не имею в виду сиквелов). Можно ли это считать продолжением жизни игр - тем, к чему сами они стремятся? Или же результат "воспроизводства" - нечто совершенно новое? Tower Toppler 1987 года выпуска, может быть, еще и способен узнать себя в обновленных одеждах [toppler.sourceforge.net - на страничке есть и "классические", и "обновленные" скриншоты]; но уже скриншоты свежевыпущенного Prince Classic для Xbox 360 вызывают смешанные чувства. Впрочем, Xbox у меня все равно никогда не будет.

P.S. Для тех, кто, как и автор, "переболел" Принцем Персии, маленький бонус: ссылка на PoP1 Total Pack, включающий саму игру, правильно настроенный dosbox и дружелюбный современный диалог настроек, позволяющий подключать различные "скины" и изменять параметры самой игры. А вот и ссылка: www.popuw.com/forum/viewtopic.php?t=1149. Наслаждайтесь!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.