Демшиза
АрхивТем, кто не следит за премьерами интеллектуальной телепродукции, настоящей сенсацией показался повторный (после годичного перерыва) показ по Первому государственному каналу фильма Виталия Правдивцева "НЛО. Подводные пришельцы".
Тем, кто не следит за премьерами интеллектуальной телепродукции, настоящей сенсацией показался повторный (после годичного перерыва) показ по Первому государственному каналу фильма Виталия Правдивцева "НЛО. Подводные пришельцы".
Слово "демшиза" я расшифровываю как "демонстрация безумного взгляда на действительность". Например, многие привыкли к тому, что в познавательном фильме о рыбах вам покажут рыб, о птицах - птиц, и т. д. А вот в фильме о подводных НЛО на экране чаще всего вдохновенный дядя в пиджаке или в военной форме. Например, часто появляется в кадре классик жанра Владимир Ажажа, автор уфологических бестселлеров 1970–80-х, передававшихся в списках из рук в руки и от сердца к сердцу. В те годы я случайно познакомился с несколькими активистами из группы Ажажи, и по молодости всерьез пытался осмыслить поставляемую ими обильную информацию. Но только до тех пор, пока они не сообщили, что в целом ряде академических и секретных ведомственных НИИ идут - очень секретные! - программы изучения НЛО. После этого интерес к группе у меня пропал: по совпадению, я сам в то время работал в одном из перечисленных "секретных ведомственных". Подобная программа могла бы там утаиться разве что в библиотеке, если бы речь шла о реферировании сообщений по НЛО в западной прессе (тогда у нас любили такие парадоксы: на всякий случай слегка засекретить что-нибудь взятое из общедоступных за границей журналов и газет).
Говорить о содержательной стороне сюжетов, предлагаемых в фильме - пустая потеря времени, в том числе из-за гомерических ляпов, которые там есть. Круче всего, конечно, комментарии ведущего по поводу изготовленного художником Хуаном Кабаной (Juan Cabana) "трупа русалки" - эта художественная акция-мистификация уже не раз обсуждалась. На фоне находимых Гуглом за пять минут фоток этого оригинального объекта закадровый голос с драматической интонацией сообщает, что "труп загадочного существа" (возможного источника загадочных же квакающих звуков, которые слышали подводники) был мгновенно куплен на аукционе (от себя добавлю - на eBay) - вероятно, представителем спецслужб. Что ж, если у "представителя" есть деньги - почему не купить? Хорошо, что хоть форумисты на сайте eBay (постинги легко найти) мистификацию всерьез не приняли - это вселяет надежду, что они пока еще не "ку-ку" (кстати, как ветеран поттеромании и изучения английского языка сообщаю, что из седьмой книги о Гарри Поттере с изумлением узнал, что по-английски легкое помешательство тоже насмешливо называют "ку-ку" - cuckoo; чудеса, ей-богу!). Кстати, на форуме Первого канала зрители обратили внимание на глюк с "русалкой" - еще при первом показе в прошлом году.
Но ведь это лишь частный случай использования той бесконечно тривиальной технологии, по которой сделаны и "Подводные пришельцы", и "Великая тайна воды", и масса всего другого, что регулярно гоняют по государственным общенациональным ТВ-каналам в качестве пищи для интеллекта. Из той же серии компьютерные анимации "атаки летающих тарелок" на наш крейсер и великой битвы аргентинского флота с НЛО (увы, далеко не все зрители, как видно из беглого просмотра откликов в Интернете, понимают, что это анимация, а не документальная съемка).
История с аргентинским флотом, кстати, наводит на совсем уж грустные размышления - если допустить, что там действительно всерьез рубились с подводными НЛО, и успешно прогнали их от родных берегов. Потому что против не инопланетного, а обычного британского флота в Фолклендском конфликте 1982 года Аргентина оказалась практически беспомощна. Серьезное отношение к борьбе с непостижимыми и бестелесными инопланетянами - типичная детская уловка, чтобы психологически спрятать от самого себя слабость против реальных угроз. Поэтому когда в фильме говорят о сверхсекретных программах изучения НЛО, реализуемых нашим флотом и его спецслужбами, - это звучит жутковато. К тому же, показали это кино накануне очередной годовщины гибели "Курска", и сразу после сафари на "Мирах" по дну Ледовитого океана с финансовым участием VIP-туристов. Там, кстати, не было встреч с русалками и НЛОнавтами. Может быть, их надо было оплачивать отдельно? Очень правильно, если так. Ведь за "ку-ку" в конечном счете всегда приходится платить самим же пациентам.