Архивы: по дате | по разделам | по авторам

ГОСТы в ассортименте

Архив
автор : Родион Насакин   27.07.2007

Уже почти два года Санкт-Петербургский институт развития свободы информации (ИРСИ) пытается в судебном порядке и призывая на помощь общество добиться передачи национальных стандартов в открытый доступ. Пока его попытки не назовешь успешными, ведь, по сути, ситуация так и не изменилась.

Уже почти два года Санкт-Петербургский институт развития свободы информации (ИРСИ) пытается в судебном порядке и призывая на помощь общество добиться передачи национальных стандартов в открытый доступ. Пока его попытки не назовешь успешными, ведь, по сути, ситуация так и не изменилась. Найти тот или иной ГОСТ в Интернете - задача, как правило, нетривиальная. Однако в конце мая ИРСИ объявил о начале второго раунда борьбы. Институт намерен, инициируя многочисленные обращения сочувствующих в администрацию президента и прочие инстанции, а также подавая все новые и новые судебные иски, заставить-таки чиновников выложить стандарты в Сеть.

Ситуация

С этой проблемой я впервые столкнулся, будучи студентом и занимаясь вечерами дома курсовым проектом. Как-то раз, забыв в вузе распечатки необходимых для дальнейшей работы госстандартов, описывающих свойства и режим термообработки определенной марки стали, я решил добыть нужные сведения в Сети и с удивлением обнаружил, что их там нет. Зато наткнулся на несколько сайтов, предлагающих приобрести искомое за определенную плату.

Однако есть немало людей, которым идея торговли ГОСТами кажется на редкость неудачной на том простом основании, что речь идет о регламентирующих документах и ограничения на их публикацию в онлайне не более уместны, чем продажа текстов кодексов или федеральных законов. Понятно, что свято тайну госстандартов никто не блюдет и, хорошенько покопавшись в вебе, иногда можно найти искомый текст, но борцов за справедливость возмущает отсутствие централизованной публикации и необходимость легальной покупки (в большинстве случаев речь идет о довольно скромных для юридического лица суммах, но важен сам факт) для использования, например, в производстве.

Подобные сетования в форумах встречались давно, но активные действия против сложившейся практики начались только после того, как за дело взялся ИРСИ, который четко сформулировал, чем плоха нынешняя ситуация с ГОСТами. С точки зрения противников закрытости стандартов, последние являются нормативными документами, устанавливающими обязательные технические требования к качеству и безопасности продукции/услуг. Возможность узнать об этих требованиях - неотъемлемое право потребителя, а потому тексты ГОСТов должны официально публиковаться на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования), то есть бывшего Госстандарта.

Торговля

Это ведомство (www.gost.ru) занимается разработкой стандартов и ведет федеральный информационный фонд ГОСТов. Юристы ИРСИ представляют сложившуюся ситуацию следующим образом. По закону Ростехрегулирование обязано размещать на своем официальном сайте все госстандарты качества продукции, произведенной и распространяемой на территории РФ. Тем не менее, когда потребитель, который сомневается в качестве какого-либо продукта, обращается в это ведомство, ему, по сути, отказывают и перенаправляют в организацию, занимающуюся продажей ГОСТов.

Отдельно в обращении ИРСИ к общественности отмечается, что этот орган финансируется из федерального бюджета, то есть живет за счет налогоплательщиков. Получается, что при предоставлении платного доступа ведомство заставляет вторично оплачивать свои услуги. Жаль, что Ростехрегулирование отказалось рассказать ИРСИ о размерах выручки от продажи стандартов. По сей день так и не понятно, о каких суммах идет речь и насколько важно для чиновников защитить этот рынок.

Торговля ГОСТами идет через два интернет-магазина - ФГУП "Стандартинформ" и фирмы "Интерстандарт", ссылки на которые расположены на сайте госведомства. Там же можно купить тексты стандартов ISO на языке оригинала. Причем коммерческая сторона дела поставлена довольно коряво, хотя возможно, что сложность процедуры заказа обусловлена спецификой товара. Чтобы заказать ГОСТ, покупатель должен зарегистрироваться, указав название организации, а также точный юридический и почтовый адреса.

В магазине предусмотрена скидка постоянным клиентам. Для этого имеется два режима работы - по абонементу и с разовыми заказами. В первом случае пользователь получает льготную цену, "приоритетное обслуживание" (что это означает на практике - не проверял) и расширенную библиографическую базу данных. Минимальная стоимость абонемента - 590 рублей с НДС за десять документов. От покупателей требуется также согласиться с положением о нераспространении полученной документации. Странно, как госведомство может требовать конфиденциальности в отношении информации, обязательной к опубликованию. Но вот озвученная противниками торговли цифра в 500 рублей за страницу вызывает недоумение. В интернет-магазинах указывается, что цена одной страницы для абонентов составляет 10 рублей без НДС. Для прочих покупателей цена зависит от объема заказа, но все равно получается ненамного дороже.

Оплата производится только путем перечисления средств на сбербанковский счет продавца. "Отгрузка" в виде файлов TIFF или PDF по e-mail (можно заказать и на CD) осуществляется в течение дня после получения денег или факса с копией платежного поручения с банковской отметкой. В правилах интернет-магазина подчеркивается, что распространяемые им нормативные документы имеют официальный статус в соответствии с положением правительства о федеральном фонде технических регламентов и стандартов (от 15 августа 2003 года, №500).

Хроника конфликта

Началом затянувшейся борьбы ИРСИ за информационную открытость властей можно считать обращение в 2005 году одного из юристов института в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. В заявлении ряд госведомств обвинялись в бездействии и неисполнении требований законодательства, согласно которым они должны открыть свои сайты и обеспечить их должным контентом. Суд со справедливостью требований согласился и обязал принять соответствующие меры ФСО и Главное управление спецпрограмм президента. Другие упомянутые в жалобе ведомства, среди которых ФСВТС, Рособоронзаказ, Росфиннадзор и ФССП, завели ресурсы (правда, информативностью они не отличались) в процессе рассмотрения дела.

В том же году ИРСИ обратился с аналогичными претензиями к Ростехрегулированию. Но на сей раз все так спокойно не прошло, что, в общем-то, логично, если учесть, что от чиновников требовали не просто завести сайт или добавить на него информацию, а, по сути, ликвидировать бизнес. Рассмотрение дела несколько раз переносилось из-за неявки представителей Ростехрегулирования, так что юристы ИРСИ даже начали упрекать судью в намеренном затягивании дела в пользу госоргана. Но как бы то ни было, аргументация у истцов была довольно сильной и практически повторяла соответствующие слова правительственного постановления, а потому в феврале прошлого года Ростехрегулированию решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга предписывалось обеспечить свободный и бесплатный доступ ко всем ГОСТам в Интернете.

Во время рассмотрения этого дела сотрудникам ИРСИ пришлось столкнуться с откровенно криминальными выходками. На директора института Ивана Павлова напали и избили, так что он получил черепно-мозговую травму и провел некоторое время в больнице. В тот же день неизвестные попытались вломиться в офис организации, правда, безуспешно - помогли двойные металлические двери и оконные решетки. Хотя в ИРСИ эти инциденты связывают с иском к Ростехрегулированию, подоплека преступлений могла быть и иной. У института обширная судебная практика, так что в недоброжелателях недостатка нет.
После того как решение было вынесено, госведомство незамедлительно подало кассационную жалобу, однако исполнительное производство в отношении Ростехрегулирования все же началось. Судебный пристав в июле 2006-го обязал ведомство выполнить судебное предписание под угрозой административного наказания. Ростехрегулирование через пару месяцев отправила приставу, а также в администрацию президента и генпрокуратуру письма, в которых уведомляла о выполнении решения суда.

В письме указывалось, что тексты доступны на сайте в разделе "Деятельность/Стандартизация/Опубликование стандартов". Причем пользователя по-прежнему предупреждают: загружая стандарт, он соглашается с тем, что размещенные на сайте ГОСТы предназначены исключительно для просмотра и "не подлежат тиражированию и дальнейшему распространению" (в общем-то, необходимость регистрации и заключения соглашения о нераспространении плохо сочетается с обязательством предоставить свободный доступ). Но даже если пользователь дает согласие, ознакомиться со всеми стандартами он не сможет. На www.gost.ru выкладываются в свободный доступ ГОСТы, появившиеся в течение последнего месяца. Остальная база закрыта. В списке стандартов - одни лишь заголовки без ссылок. Предприимчивые чиновники Ростехрегулирования заявили, что действовали строго по закону, который предусматривает официальное опубликование вновь принимаемых документов с размещением их текстов на время, необходимое для ознакомления. Причем срок на знакомство не регламентирован. Так что вместо месяца мог быть и день.

Впрочем, если верить сотрудникам ИРСИ, бесплатный доступ к ГОСТам закрыт лишь пользователям, пытающимся ознакомиться с ними, так сказать, на общих основаниях. Для некоторых делаются исключения. Если участник рынка заключает некое "Соглашение о распространении национальных стандартов РФ" (схема приобщения остается загадкой), администратор сайта выдает ему логин и пароль, с которыми ГОСТы становятся доступными прямо на www.gost.ru.

Когда в ИРСИ узнали, как на практике реализовано решение суда, то немедля составили новую жалобу, в которой, правда, обвинялось не само Ростехрегулирование, а действия судебного пристава, посчитавшего свои обязанности по отношению к этому делу выполненными. Но институту отказали в удовлетворении жалобы, после чего Иван Павлов заявил о намерении ставить вопрос в высших судах России, а если понадобится, то и в Европейском суде Страсбурга. В общем, путь к информационной открытости в стране обещает быть весьма тернистым.

Рейтинг информационной открытости госведомств от ИРСИ

Институт учитывал такие индикаторы для оценки официальных сайтов госорганов, как наличие/отсутствие тех или иных данных и сервисов (максимум - удовлетворение 82 критериям), степень развернутости (от 1 до 3 баллов), давность обновления (1–4 балла), актуальность данных и их доступность. Под актуальностью понимается достоверность информации. Если соответствующий показатель меньше единицы, это означает, что на сайте находится устаревшая информация, причем пользователи об этом не предупреждаются. Доступностью разработчики рейтинга называют легкость нахождения материалов с помощью ссылок, оглавления, поиска и карты сайта. Значения, выделенные красным, являются, по мнению составителей, условно допустимыми. С полной таблицей рейтинга можно ознакомиться на www.svobodainfo.org.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.