Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Золотая сеть: Golden Wi-Fi вышел на финишную прямую

Архив
автор : Родион Насакин   15.02.2007

1 февраля компания "Голден Телеком" запустила в коммерческую эксплуатацию свою WiFi-сеть. На сегодняшний день это самый крупный проект такого рода в Европе. Открытию предшествовала трехмесячная "маркетинговая обработка" потенциальных пользователей.

1 февраля компания "Голден Телеком" запустила в коммерческую эксплуатацию свою WiFi-сеть. На сегодняшний день это самый крупный проект такого рода в Европе. Открытию предшествовала трехмесячная "маркетинговая обработка" потенциальных пользователей.

Плакаты с призывами подключаться с Golden Wi-Fi развесили по московским улицам и по вагонам столичного метро, а к самому сервису можно было подключиться бесплатно, зарегистрировавшись на сайте проекта. Теперь, правда, тестирование, совмещенное с маркетинговой кампанией, благополучно завершилось. Назначенные владельцами сети расценки оказались неожиданно низкими, вызвав легкое волнение среди участников московского рынка интернет-доступа, причем не только WiFi-операторов, но и "проводных" провайдеров.

Самые горячие головы начали поговаривать о "перевороте" на отечественном рынке Wi-Fi, но это выглядит явным преувеличением, хотя бы потому, что этого рынка как такового пока не существует. Действительно, в Москве (на которую приходится половина всех точек доступа в стране) за последний год существенно выросло количество хот-спотов, обслуживающих пользователей в различных общественных местах. В городе WiFi-доступом, по разным оценкам, пользуются 15-20% интернетчиков. А J’son & Partners отметили и резкий рост числа точек в регионах. Но беспроводной доступ все же остается в большей степени имиджевой услугой, нередко предоставляемой бесплатно, с целью привлечения народа в заведения, и большого дохода провайдерам, как правило, не приносит. Помимо "Голден Телекома" на WiFi-ниве работают "Яндекс Wi-Fi" (порядка 200 точек доступа), "Комстар-ОТС" (около сотни), "МТС-Таском" (80), "Москомнет" (40) и Art Communications (30).

Беспроводной бизнес

У истоков

Технология Wi-Fi была разработана в 1991 году голландской компанией NCR (ныне Lucent) и изначально рассчитана на нишевое использование - для связи в системах кассового оборудования. Первые устройства обеспечивали скорость передачи данных от 1 до 2 Мбит/с.

В настоящее время российские провайдеры WiFi-доступа активно ищут бизнес-модели, которые позволили бы извлекать более или менее ощутимые доходы. В своем январском отчете J’son & Partners выделяет несколько жизнеспособных схем заработка на Wi-Fi. Причем "Голден Телеком" выбрала самую затратную, но и, видимо, самую перспективную - предоставление домашнего широкополосного доступа по подписке посредством радиоканала. Помимо этого различают условно бесплатный доступ (Интернет входит в пакет услуг, который необходимо покупать целиком: проживание в отеле, обед в кафе и т. п.), успешно приживающийся в Москве, а также менее распространенную на отечественных просторах рекламную модель, подразумевающую бесплатный доступ в обмен на просмотр баннеров. Обычно в рамках последней схемы за отдельную плату предлагается апдейт пользовательского аккаунта на более высокоскоростной и/или свободный от рекламы.

Работа над проектом Golden Wi-Fi началась в марте прошлого года. "Голден Телеком" заключил соглашение с крупным вендором телеком-оборудования Nortel о создании 5 тысяч хот-спотов в столице с возможным увеличением их количества. Затраты составили около $10 млн. Помимо впечатляющего числа точек, от проектов других компаний этот сервис отличает нацеленность на домашних пользователей. Тогда же провайдер заявил, что оценивает потенциальную аудиторию столицы в 3,9 млн. семей. Напомню, что наполеоновские планы в сфере беспроводного доступа компания начала вынашивать из-за резкого сокращения дохода от дайлап-услуг, которые "Голден Телеком" оказывает через принадлежащего ей оператора РОЛ.

7 ноября компания объявила о предоставлении бесплатного тестового доступа всем желающим. Призыв был услышан. Сейчас количество зарегистрированных пользователей Golden Wi-Fi превышает 50 тысяч человек, а количество раскиданных по Москве хот-спотов составляет около 6700. К концу года компания обещает доступ каждой квартире, но пока более или менее плотное покрытие наблюдается только в пределах третьего кольца. Если верить "Голден Телекому", всего охвачено около 800 тысяч домохозяйств [Всего в Москве около 3,9 млн. квартир]. В спальных районах говорить о массовом доступе не приходится. Понятно, что с переходом на коммерческую эксплуатацию темпы роста численности пользователей снизятся, и это уже будет далеко не 6 тысяч ежедневных новичков, как в январе.

Услуга Golden Wi-Fi предоставляется по двум тарифам. Те, кто пользуется беспроводным Интернетом от случая к случаю, могут выбрать стандартную повременную оплату - 100 руб./час (тариф "Иногда"). Но все же целевой аудиторией проекта являются люди, выбравшие Wi-Fi в качестве основного средства доступа. Им предлагается тариф "Всегда" - безлимитный интернет с максимальной скоростью 54 Мбит/с [Это предельно возможная скорость для используемого в сети оборудования стандартов 802.11a и g] за 500 рублей в месяц. Кроме того, в некоторых общественных заведениях Москвы оставили бесплатный доступ.

Для пополнения счета в новом проекте приспособили уже налаженную платежную инфраструктуру РОЛ: скретч-карты, терминалы e-port, "Элекснет" и ОСМП, система интернет-банкинга "Телебанк", ну и кредитки VISA, MasterCard и American Express. Причем можно настроить автоматическую оплату услуг Golden Wi-Fi с пластиковой карты.

WiFi-реформирование

Не за горой появление нового стандарта беспроводной связи 802.11n, который должен обеспечивать доступ со скоростью 320 Мбит/с при более высоком качестве соединения. Правда, будущее новых спецификаций тоже весьма туманно. Окончательная версия стандарта появится не раньше в 2008 года, но при этом некоторые вендоры уже наладили производство карт беспроводного доступа по свежей технологии, а вернее - с черновым вариантом стандарта, рассматриваемым в IEEE. Весьма вероятно, что в итоге 802.11n будет существенно отличаться от нынешних спецификаций (за время работы над стандартом уже внесено около 12 тысяч изменений) и уже выпущенные карты и оснащенные ими ноутбуки окажутся несовместимыми с оборудованием провайдера. Причем не факт, что продукцию можно будет модернизировать.

 

За и против

Приставки

Поддержка Wi-Fi в игровых консолях постепенно становится стандартом де-факто. По крайней мере возможность подключения уже реализована в premium-версии PS3, а также в миниатюрной PSP. Не отстает от прогресса и Nintendo, которая встроила WiFi-адаптеры в Wii и портативную DS. А вот к Microsoft Xbox 360 соответствующий аксессуар пока приходится покупать отдельно.

Конкурировать с такими тарифами действительно непросто. Не секрет, что тотальному падению спроса на услуги коммутируемого доступа в столице, то есть бывшего конька "Голден Телеком", способствовало массовое распространение "Стрима", дешевого ADSL-интернета от компании "Комстар-ОТС" (ранее известной как "МТУ-Интел"). Так что работу над Golden Wi-Fi можно рассматривать как подготовку к ответному удару и восстановлению позиций на рынке интернет-доступа. Причем с беспроводным проектом "Комстара" "Голден Телеком" конкурировать не будет, так как аудитория получается совсем разная. В первом случае все те же общественные места, во втором - офисы и квартиры. Цель владельцев Golden Wi-Fi – это в первую очередь пользователи "Стрима".
Речь идет о появлении у москвичей выбора не только на уровне компаний, но и технологий - между проводными сервисами и Wi-Fi. Последний привлекателен из-за расценок и несложной процедуры подключения. Однако легкой победы явно не получится. "Классические" провайдеры привлекают дополнительными сервисами (у "Стрима" это, например, "Стрим-ТВ"), у них уже есть солидная аудитория, которая вряд ли в массовом порядке бросится менять оператора. Разница в расценках и скорости доступа, конечно, ощутима, но все же она неспособна вызвать такой же ажиотаж, как в то время, когда речь шла о выборе между dial-up и ADSL. Да и уровень проникновения у проводных провайдеров несравнимо более высокий. Подключиться к "Стриму" или домовой сети сегодня может практически любая московская квартира.

Что же касается дополнительных услуг, то Golden Wi-Fi наверняка обзаведется в этом году рядом информационных сервисов. "Первая ласточка" уже есть. В конце января "Голден Телеком" заключила договор с "Евро-Адрес" о предоставлении своим пользователям доступа к электронному справочнику "Бизнес-справка" (адреса и телефоны компаний города) с географической привязкой к карте столицы. Но вряд ли такие приятные мелочи могут оказать существенное влияние на выбор пользователей.

Вместе с тем можно отметить несколько платных услуг, которые все чаще предлагаются в беспроводных сетях, и с большой долей вероятности появятся в Golden Wi-Fi. Это, во-первых, геопозиционирование, которое, кстати, самые "продвинутые" провайдеры, работающие по рекламной модели, уже приспособили для таргетинга. Во-вторых, IPTV, которое в случае появления в Golden Wi-Fi может болезненно ударить по "Стриму". Не секрет, что продажа интернет-доступа со скидкой в комплекте с интернет-телевидением - достаточно мощный маркетинговый ресурс "Комстара". И наконец, самое перспективное - это VoIP-связь. По прогнозу J’son & Partnerts, к концу 2008 года услуга IP-телефонии будет предлагаться в 80% хот-спотов в мире.

На распространении нового сервиса может негативно сказаться и технологическая специфика Wi-Fi. Так, встроенные адаптеры пока имеются далеко не во всех ноутбуках и тем более десктопах. То есть пользователям еще нужно будет купить PCMCIA- или PCI-карту соответственно. Но это, в общем-то, недорого, и при благоприятном для "Голден Телекома" развитии событий на это оборудование может даже возникнуть повышенный спрос. Другое дело, что тот же Ethernet-доступ выглядит гораздо более стабильным, чем Wi-Fi, и во многих случаях он гораздо быстрее. Ведь наверняка заявленная "Голден Телекомом" максимальная скорость в 54 Мит/с на практике будет достигаться очень редко. Хотя в компании говорят, что популярность услуги будет нарастать еще и по мере развития технологии Wi-Fi в целом.

Вице-президент и директор по работе с массовым рынком "Голден Телекома" Дмитрий Брагин не считает, что компании нужно стремиться довести стабильность беспроводного соединения до уровня, сравнимого с тем же Ethernet-доступом. Сам он оценивает сервис следующим образом: "Golden Wi-Fi вряд ли можно полностью сравнивать с услугами, предоставляемыми другими провайдерами домашнего интернет-доступа. Это совершенно новая услуга, со своими особенностями, плюсами и минусами.

Для того чтобы наглядно представить себе разницу между услугами, возьмем в качестве примера транспортные средства - велосипед, мотоцикл, автомобиль.

Велосипед – это dial-up, автомобиль - проводные варианты доступа, а мотоцикл - это и есть Golden Wi-Fi.

Мотоцикл в сравнении с велосипедом выигрывает в скорости, а в сравнении с автомобилем выигрывает в мобильности -с ним проще в городе: легче парковаться, можно объехать пробку, но он менее грузоподъемный, чем автомобиль, и, естественно, в непогоду на нем лучше не ездить. Можно найти еще много сравнений, но смысл такой - каждый выбирает транспортное средство по своим нуждам и возможностям. А некоторые выбирают два и используют их в зависимости от ситуации. Так же и с Интернет-доступом, кто-то доволен дайлапом, кто-то без стомегабитной сети жить не может, а многие будут довольны Golden Wi-Fi и не захотят ничего другого. К тому же многие пользователи широкополосного домашнего Интернета еще не выкинули модем для дайлапа (или он вообще встроен в ноутбук), держат его для подстраховки (если Интернет критичен для них). Тот же Golden Wi-Fi для таких пользователей может быть запасным вариантом для дома и основным вариантом для доступа в городе. Кроме того, в Москве есть такие районы, где (продолжая аналогию с транспортными средствами) полная "непроходимость" для широкополосного доступа, и тут Golden Wi-Fi может занять ведущие позиции.

В общем, для Golden Wi-Fi есть достаточное количество потребителей, чтобы сделать проект прибыльным".

WiFi-реформирование

Рыночный симбиоз VoIP-телефонии и Wi-Fi становится все более очевидным. Провайдеры настойчиво расхваливают пользователям сервисы друг друга. Один из наиболее масштабных альянсов состоялся осенью прошлого года. Компании Cloud и Skype заключили соглашение, в результате которого европейцы с 2007 года получили возможность пользоваться культовым голосовым IP-клиентом по льготным тарифам – за $13 в месяц, при условии подключения к сервису через хот-споты проекта Cloud Wi-Fi (по Европе раскидано более 8,5 тысячи точек доступа этого провайдера).

Впрочем, потенциальную востребованность предложения существенно снижает то, что для работы понадобится специальный телефон с поддержкой Skype, разработанный в SMC Networks. Стоит этот WiFi-мобильник около $270. В обозримом будущем Cloud обещал договориться и с другими производителями телефонов об использовании их продукции в сети провайдера. Тем более что подобных девайсов уже немало. На протяжении 2006-го ведущие компании отрасли регулярно рапортовали о выпуске новых "скайпофонов", и можно предположить, что в текущем году поток свежих моделей с поддержкой Wi-Fi будет только возрастет.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.