Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Гражданское общество, определенное через логическое выражение

Архив
автор : Михаил Ваннах   15.02.2007

Давным-давно Владимир Иванович Даль дал в своем словаре определение "гражданского общества". Именно его! Хотя сам великий лексикограф и писатель бывал и в Третьем отделении.

Давным-давно Владимир Иванович Даль дал в своем словаре определение "гражданского общества". Именно его! Хотя сам великий лексикограф и писатель бывал и в Третьем отделении. Нет, не за шпионаж - обрусевший датчанин, выпускник Морского корпуса и Дерптского медицинского факультета был горячим патриотом.

В 1831 году в польском походе военный врач Даль, за неимением инженера, сам навел мост через Вислу у Юзефова и защищал его при переправе, за что и был награжден лично Николаем I. А к жандармским Владимира Ивановича сволокли по доносу Фаддея Булгарина за книгу "Русские сказки. Пяток первый", СПб. 1832. Народность-то еще не успела занять свое место в известной триаде графа Уварова.

Так что определение гражданского общества, данное Далем, весьма своеобразно. Оно определяется как часть общества, за исключением военных. Знакомые с символами булевой алгебры легко запишут это определение как логическое выражение.

А сегодня в Отечестве скандал. Судят школьного директора. За то, что на компьютерах в подведомственном ему учреждении обнаружился контрафактный софт. Кипят страсти. Народные витии Интернета требуют аж казни главы известной ИТ-фирмы. (Н-да, было бы это единственной угрозой жизни - жить бизнесмену дольше Дункана Маклауда…) ТВ веселит страну, показывая чиновников от образования, подставивших бедолагу-директора и поставивших ему системные блоки с предустановленным контрафактом, важно рассуждающих о том, что вопрос, является ли программа пиратской или не является, есть вопрос научный.
Научный вопрос… У Марка Твена есть превосходный рассказ "Science vs. Luck", "Наука или удача" в русском переводе. Как во времена сугубого пуританизма в штате Кентукки "семерку" исключили из списка азартных игр и стали рассматривать как игру научную и не подлежащую преследованию. Достигнут славный результат был благодаря судебному эксперименту: четыре дьякона и два школьных учителя, отстаивающих теорию, согласно которой выигрыш в игре зависит от сданных карт, в пух и прах проигрались шести поседевшим в боях ветеранам "семерки", защищавшим теорию о том, что игра является научной.

Но в целом общественное мнение склоняется к мысли о невиновности директора, ставшего жертвой российских чиновников и транснациональных бизнесменов. Бизнесмены в роскошных офисах, кстати, особенно старательно противопоставляются отечественными медиа замученным жизнью и начальством шкрабам [Шкраб, школьный работник, это такое погоняло для учителя времен Наробраза, Народного комиссариата образования], сеющим разумное, доброе и вечное.

Ну, чиновники, они чиновники и есть. Всегда и везде. Ничем они не отличаются от персонажей Николая Васильевича и Михаила Евграфовича. И ниоткуда не следует, что такое отличие возникнет в следующую пару веков. А вот невинные жертвы…

Профессия преподавателя во всех обществах традиционно предполагает как определенные моральные качества [В максимально редуцированном виде изложены в НФ-романе Р. Э. Хайнлайна "Звездный десант"] (осужденные за педофилию к данному ремеслу обычно не допускаются, а публикация в Сети фото слабоодетой училки с цветочком в зубах вызывает некоторый скандал, правда, кажется, не приводит к увольнению модели…), так и какие-никакие знания. Общего характера. Подход Шерлока Холмса, не осведомленного о теории Коперника, здесь неприемлем.

А вопрос об интеллектуальной собственности для современной цивилизации есть один из важнейших. Куда более важный, чем для века семнадцатого был вопрос о космологических теориях. От законов Кеплера зависела точность навигационных таблиц, которую на практике лихие капитаны компенсировали опросом местных жителей. От концепции интеллектуальной собственности сегодня зависят и целые отрасли, и триллионные инвестиции.

Подчеркнем - концепции есть различные. Средняя Европа. Старинный городок. И университет, и гимназии, и муниципалитет - все сторонники концепции свободного софта. Ее выводят из идей Просвещения, из свободы слова. И ей - следуют.

Средний Запад. Университет новый. Его руководство с гордостью называет попечителям и родителям абитуриентов суммы, потраченные на программные продукты. Правление Школьного округа, архаичной структуры самоуправления в тех краях, с осознанием необходимости выкладывают весомые (несмотря на скидки) деньги на учебный софт. За этим - другая концепция. В которой причудливо сочетаются и принципы Адама Смита, с общим благом, вытекающим из частных интересов, и более поздние подходы лорда Кейнса, согласно которым увеличение общественных расходов способствует подъему экономики. И принявшие эту концепцию тоже следуют ей.

Человек имеет право на выбор. Но преподавая детям информатику на основе коммерческих программ, необходимо и преподавать соответствующую концепцию и следовать законам защиты авторских и смежных прав. Альтернатива - есть!

Выбор навязан начальством? Но Янушу Корчаку не смогли навязать доктрину истребления неполноценных детей, и не потому, что он с ней был незнаком. А быть готовым преподавать мичуринскую биологию Лысенко, генетику, а затем Творение в шесть дней; марксизм и демократические ценности… Как писал Карел Чапек в побасенках от имени раба - "Я был бы на многое способен, если бы мне приказали".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.