Цена ошибки
АрхивКомментарий дняКрупнейший в истории космонавтики гражданский спутник связи Astra 1K, несмотря на все усилия по его спасению, может оказаться бесполезным. Космос не прощает ошибок.
Исследования ближнего космоса с помощью автоматических и пилотируемых человеком аппаратов за почти полувековую свою эволюцию так и не сумели хоть сколько-нибудь приблизиться по своей динамике к тому, что видим мы в кинолентах вроде "Звёздных войн". Средь кинорежиссёров, пожалуй, лишь Кубрик в своей "Космической Одиссее" сумел показать настоящий космос - его тишину, одиночество и абсолютное неприятие ошибок: длившаяся последние семь дней операция по спасению искусственного спутника Земли Astra 1K в очередной раз это продемонстрировала.
Началось всё 26-го ноября, когда новорожденная "Астра" стартовала на свою предварительную орбиту на хребте российской ракеты-носителя "Протон К". Astra 1K, весом в пять с небольшим тонн и длиною в 6 метров (37 метров если учесть развёрнутые панели солнечных батарей) - самый крупный гражданский спутник связи за всю историю космонавтивки. Задачи её просты: наделённая десятком антенн, она должна была влиться в спутниковую группировку Astra, принадлежащую европейской компании SES Astra и уже насчитывающую в своём составе 13 аппаратов, и заняться ретрансляцией на территорию объединённой Европы телевизионных и радиопередач, а также предоставлением услуг высокоскоростной цифровой связи (а это и доступ в Интернет, и видеоконференции и мн.др). Услугами спутников Astra сегодня пользуются 91 млн. человек - и тем важней была новая миссия: габариты и потенциал Astra 1K позволяли ей дублировать четыре других спутника своей группировки и заменить ещё три, которые должны были быть выведены из эксплуатации.
Увы, четвёртая (и последняя) ступень "Протона", которой предстояло перевести "Астру" с высоты в сотню километров на её постоянное место жительства, геостационарную орбиту высотой в 36 тыс. км., отработала некорректно, в результате чего аварийная система спутника подала команду на отсоединение от ракеты-носителя. И Astra 1K оказалась на вытянутой орбите высотой всего в 175 километров над Землёй. Анализ её параметров, проведённый специалистами объединённой команды, включившей конструкторов спутника, его владельцев, работников французского космического агентства и некоторых других организаций показал, что если не предпринять никаких мер, аппарат неизбежно сгорит в атмосфере уже через несколько дней.
А свободы манёвра уже не было: на борту "Астры" имеется лишь маломощная система коррекции курса, которая, несмотря на свою суперсовременность и экономичность (реактивную тягу она создаёт с помощью коротких выбросов плазмы), обладает явно недостаточной мощностью и ресурсом для перевода спутника на геостационарную орбиту. Она пригодна для исправления небольших колебаний положения спутника, но не для межорбитальных манёвров. Тем не менее, кое-что всё же было сделано. За три дня после старта, используя эту самую систему коррекции, специалисты сумели перевести "Астру" сперва на более высокую эллиптическую орбиту, а потом и скорректировать её до круговой. 29-го ноября Astra 1K вращалась вокруг Земли на постоянной высоте в 290 км - и, теоретически, сможет пробыть там многие годы. Однако, без всякой пользы для своих создателей.
Как предполагалось вначале, выведенная на стабильную низкую круговую орбиту "Астра" всё же сможет задействовать свои мощности и предоставлять хоть какие-то коммуникационные услуги. Но оптимистические предположения не оправдались: по словам пресс-секретаря SES Astra, параметры новой орбиты исключают любую возможность коммерческой эксплуатации спутника. Применение для его вывода на расчётную орбиту специальной спасательной миссии (вы наверняка уже слышали об этом - запустить "Шаттл", подцепить аппарат, протащить его три десятка тысяч километров и т.д.) тоже исключено: не считая того, что операций такого масштаба ещё никогда не проводилось, стоимость её окажется слишком большой. Поэтому самый вероятный исход - признание владельцами полной утери спутника и получение ими страховой компенсации. Конечно, сама "Астра" с орбиты никуда не денется, но гадать о её будущей судьбе пока не берётся вообще никто.