Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Свой среди чужих

Архив
автор : Вадим Иванченко   02.12.2002

Работу журналиста в ИТ-отрасли можно назвать вполне комфортной. В том смысле, что при грамотной организации дела информация сама находит тебя. Сиди, фильтруй контент, пиши да уточняй детали…

Работу журналиста в ИТ-отрасли можно назвать вполне комфортной. В том смысле, что при грамотной организации дела информация сама находит тебя. Почтовый ящик ломится от пресс-релизов, новостных рассылок информационных агентств, приглашений на конференции, семинары и выставки, курьеры доставляют новинки издательств, представители компаний предлагают для тестирования технику, пресс-службы из кожи вон лезут, чтобы заинтересовать редакцию последними разработками своих компаний, настойчиво рекомендуя своих специалистов для дачи подробной информации (не факт, правда, что всегда с пользой для дела, но сейчас это не важно). Сиди, фильтруй контент, пиши да уточняй детали…

На самом деле все, конечно, сложнее, но этой упрощенной схемой я хотел показать только один из векторов взаимодействия отрасли и прессы, с помощью которого представители этих двух сторон помогают друг другу выстраивать свой бизнес. В общем, всё просто и все в той или иной степени удовлетворены: компании - тем, что продвигаемые продукты и решения продаются, пресса - популярностью изданий и привлекаемой рекламой, клиент - тем, что читать интересно и познавательно, а пользоваться последними техническими новинками - продуктивно…

Наука - тоже бизнес. Может быть, пока не в России, но в мире. И популяризация научных достижений есть бизнес (в том числе и издательский). Востребованность этой информации огромна, здесь наша страна не исключение. Но парадокс: взаимодействие науки и прессы в России держится только на энтузиазме отдельных ученых и отдельных журналистов. Научной журналистики, строго говоря, не существует, как не существует и работающих по законам бизнеса научно-популярных изданий, и не только подобных авторитетным «Nature» или «Scientific American», но и рассчитанных на массовую аудиторию как Popular Science.

При довольно высоком уровне развития и конкурентоспособности целого ряда областей российской науки и связанных с ней технологий (космонавтика, ядерная физика и т.д.) оказывается, что даже популяризация собственных достижений мирового уровня по большому счету не интересует ни академические, ни отраслевые институты (у них и так масса проблем по «основной» деятельности), ни производственные предприятия, не говоря уже об ответственных органах власти и управления. Не потому ли сюрпризом для общества оказалось присуждение Нобелевской премии академику Жоресу Алферову?.. Получается, что неоткуда сегодня российским людям узнать о своих ученых мирового класса и о том, какой вклад в науку вносят руководимые ими коллективы, - разве что из тех же западных журналов…

Работа журналиста по популяризации отечественной науки сегодня незавидна: инфраструктуры производства и распространения научно-популярной информации нет, некоторые ученые журналистов не жалуют (правда, иногда есть за что), информацию у специалистов часто приходится «клещами вытягивать», а убедить иного из них написать научно-популярную статью о предмете своих исследований порой не легче, чем убедить программиста написать полный комплект документации на разрабатываемый им программный продукт. Часто журналист в научной среде - свой среди чужих.

Наука, и отраслевая, и академическая, у нас не является бизнесом, но она должна им стать (об этом см., например, тему номера в «КТ» #470). У научных учреждений пока нет интереса рассказывать широкому кругу населения о своих разработках, практически нет занимающихся этим делом ученых, пресс-служб, информационных агентств. Вот и получается, что научно-популярному изданию единица новостной информации о достижении отечественной науки обходится гораздо дороже, чем информация с «западного фронта». Коммуникация отечественной науки и общества затруднена, и порой создается впечатление (не только у обывателя, но и у потенциального заказчика прикладных исследований и разработок), что и самой науки как бы и нет. Это, конечно, не так, да и не так все плохо. Индустрия научно-популярных знаний потихоньку возрождается (в нынешнем году появился целый ряд онлайновых и офлайновых изданий нового типа). Готовятся экономические реформы в хайтек-секторе, призванные обеспечить доведение до рынка достижений отечественной науки, - значит, скоро появятся и юридические лица, непосредственно заинтересованные в продвижении продуктов российских технологий, в том числе и в их популяризации. Так что, возможно, уже в недалеком будущем и во взаимоотношениях науки и прессы сложится та самая схема, которую я очертил в начале колонки. А выиграют от этого все…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.