Жест(о)кий романс
АрхивПроблема бракованных винчестеров Fujitsu на российском рынке существует, хотя крупные московские дистрибьюторы и отрицают это. Во всяком случае, письма отчаявшихся пользователей на тему "как вернуть бракованный накопитель, если гарантийный срок истек?" в редакцию приходят регулярно.
Поэтому защищайтесь, сударь, защищайтесь!
А. Дюма. «Три мушкетера»
Проблема бракованных винчестеров Fujitsu на российском рынке существует, хотя крупные московские дистрибьюторы и отрицают это. Во всяком случае, письма отчаявшихся пользователей на тему «как вернуть бракованный накопитель, если гарантийный срок истек?» в редакцию приходят регулярно.
И действительно, как потребитель может предъявить претензии японскому производителю, если официального офиса Fujitsu в России нет?
Напомним, что речь идет о партии 3,5-дюймовых IDE-дисков (в частности, серий MPG и MPF), выпущенной полтора-два года назад (см. «КТ» ##462, 470). По словам Марии Гурьяновой, единственного в России торгового представителя Fujitsu направления HDD & MODD, часть этой партии оказалась бракованной из-за неудачного изменения технологии производства микросхем, поставляемых субподрядчиком Fujitsu, компанией Cirrus Logic (был изменен химический состав вещества, используемого в качестве основы микросхемы). Нововведение привело к тому, что микросхема стала впитывать влагу и через какое-то время выходила из строя. В Fujitsu об этом узнали лишь спустя два месяца после начала производства и через месяц конвейер приостановили.
Но тремя месяцами дело, вероятно, не ограничилось. Во всяком случае, в свое время Fujitsu отозвала с японского рынка 10 миллионов жестких дисков, выпущенных с сентября 2000-го по сентябрь 2001 года. А это уже совсем другие масштабы. Какое количество бракованных дисков попало на российский рынок? Точных цифр сегодня, пожалуй, не знает никто. Мы располагаем лишь приблизительными данными.
Уровень «везения» у продавцов разный. Сергей Акимов из «Никса», например, не смог назвать примерный процент брака, однако «вспомнил», что проблемы с вышеупомянутыми дисками возникали периодически. Директор по маркетингу российского офиса Fujitsu-Siemens Computers Владимир Колин сказал следующее: «Согласно информации из штаб-квартиры, в мире был использован небольшой процент таких дисков. Сколько попало в Россию - неизвестно. Но большого шума и шквала жалоб не было. Серийных отказов тоже не было. Похоже, неудачных дисков мы получили немного, но все, которые сбоили, заменяли». По словам Александра Будилова, генерального менеджера компании ELKO Moscow - официального дистрибьютора Fujitsu, в последних партиях винчестеров Fujitsu процент брака был больше обычного - вместо нормальных десятых долей он достигал одного и более процентов, а в несчастливых сериях MPG и MPF доходил до 20%: «Незадолго до того, как Fujitsu прекратила производство 3,5-дюймовых IDE-дисков, к нам они стали поступать в очень малых количествах. Видимо, основная партия брака попала к неавторизованным партнерам». Возможно. Многие продавцы, имеющие торговые точки на Савеловском компьютерном рынке, говорили о 50-процентном возврате таких дисков.
Независимо от того, где был куплен диск, если он «полетел» в течение гарантийного срока, проблема снимается сама собой. Вопросы, как правило, возникают у тех, кто приобрел диск с «укороченной» одногодичной гарантией. Многие продавцы, дабы не возиться с обменом винчестеров, устанавливали свой гарантийный срок - год и меньше, вопреки трем годам гарантии Fujitsu (хотя дистрибьюторы настаивают, что к их реселлерам это не относится, ведь информация о гарантийных обязательствах производителя открытая). Вот типичное объяснение одного из них: «Как только услышали про бракованную партию, сразу сократили гарантию до года. Это в больших фирмах есть специальные люди, которые умеют «общаться» с пользователями, а у нас некому заниматься этими проблемами».
В некоторых странах под давлением обществ защиты прав потребителей удалось добиться от Fujitsu отзыва бракованных дисков. России, не имеющей с компанией официальных договоренностей о торговом сотрудничестве, это сделать сложнее. Весь бизнес в России фирма осуществляет через местных партнеров. Но это не означает, что простой российский пользователь не может защитить свои интересы.
Во-первых, не стоит прислушиваться к советам (встречающимся на некоторых конференциях в Сети) типа «если до истечения гарантийного срока на диск осталась пара месяцев, попробуй применить эту программку; твой винт помрет, и ты его заменишь по гарантии», - в сервисе винчестер почти наверняка оживят и менять не станут (за консультациями насчет самостоятельного усовершенствования диска лучше обратиться к специалистам Ferra.ru).
Во-вторых, есть гораздо более цивилизованный способ добиться справедливости, даже если вы имеете дело с продавцами «серых» дисков. В «Законе о защите прав потребителей» (ст. 19, п. 5.) читаем: «В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». В качестве доказательства от пострадавшего потребуется заключение технической экспертизы, расходы на которую должна будет возместить торговая организация, если, конечно, наличие изначального дефекта будет доказано.
Выход диска из строя после того, как закончится официальная трехлетняя гарантия, по мнению Марии Гурьяновой, маловероятен, однако она полагает, «что в некоторых частных случаях, по договоренности с Fujitsu, их можно будет обменять».