Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Быть богатым или сильным?

Архив
автор : Юрий Романов   08.11.2006

Гуляя по дорожкам университетского сквера, густо засыпанным опавшей листвой, мы говорили о китайской электронике и китайском экономическом чуде.

Гуляя по дорожкам университетского сквера, густо засыпанным опавшей листвой, мы говорили о китайской электронике и китайском экономическом чуде. Мой собеседник Валентин Игоревич Сазонов, профессор, математик-экономист, все повторял: "Да какое там чудо? Чудес не бывает, вы же сами знаете… Но как объект изучения нынешний Китай, несомненно, очень интересен. Ведь главное не то, сколько и как китайцы заработают денег в период своей экспансии. Главное - в исторической перспективе - как он, Китай, как страна, ими распорядится".

Бедные страны… Богатые страны… Собственно, что имеется в виду под этими определениями? Обычно здесь смешиваются экономические оценки ресурсов государства и критерии уровня жизни населения. Можно сказать и по-другому: есть богатые страны с богатым населением, богатые страны, населенные бедняками, бедные страны с высоким уровнем жизни и, наконец, бедные страны с нищим населением. Россия, например, типичная богатая страна с бедным населением. Китай - пока тоже. Финляндия, Швеция, Дания - очень небогатые страны, но уровень жизни их населения чрезвычайно высок. Иногда путают понятия "богатая страна" и "экономически сильная страна" - конечно же, это далеко не одно и то же.

Богатство страны - это не совокупное достояние ее граждан. Правда, так иногда говорят, но с точки зрения динамики экономических процессов это все же нечто иное, а именно совокупность ее ресурсов, потенциал. Существует наглядная аналогия между понятием ресурса в экономике и энергией в физике. Подобно тому как в физике энергия бывает потенциальной и кинетической, в экономике ресурсы, говоря очень грубо, делятся на потенциало-подобные и кинетико-подобные.

Например, природные ресурсы: запасы углеводородов, металлы, почвы и гидрогеологические системы плюс климатические и географические факторы - это потенциало-подобные ресурсы, потенциал, который сам по себе ничего не гарантирует. Как и всякий потенциал, он лишь потенция движения, развития, экономической эволюции территории или государства.

Расходование потенциало-подобных ресурсов, включение их в хозяйственный оборот страны порождает ресурсы второго рода - кинетико-подобные, к числу которых в первую очередь относятся финансы. С момента появления в государстве финансового ресурса возникает ряд любопытных процессов, имеющих прямое отношение к разговору о бедности и богатстве. Из них самый важный, пожалуй, - диссипация, безвозвратная трата, рассеяние. Этот процесс, в частности, приводит к тому, что потенциало-подобный ресурс страны, расходуясь, "превращается" в эквивалентную денежную массу, которая тратится не на создание нового или возобновление прежнего потенциала, а на потребление населения либо на социальные программы. Проще говоря, это "сценарий проедания". Он характерен для богатых природными ресурсами стран, обеспечивая сравнительно высокий уровень жизни населения, но в исторической перспективе неизбежно приведет к обнищанию страны при сохранении богатого населения, которое либо справится с задачей создания новых типов государственных потенциало-подобных ресурсов, либо не справится. Тут, как говорится, одно из двух…

Вообще, все эти процессы напоминают движение маятника. Нормальная ситуация - когда маятник раскачивается со все возрастающей амплитудой или растет "масса маятника". Это модель успешно развивающейся экономики страны, где создаются новые производства, изыскиваются и включаются в оборот новые ресурсы. В конечном счете все это приводит к увеличению финансовых потоков, обеспечивающих через системы кредитования и инвестирования создание новых потенциало-подобных ресурсов.

Конечно, это очень упрощенная модель. На самом деле, государство вовсе не один "маятник", а множество связанных друг с другом "маятников": "маятники" государственных ведомств, "маятники" частных корпораций, "маятники" физических лиц - населения… А еще в этой системе имеются "пружины" политических партий, общественных организаций и "демпферы" социальных институтов, силовых ведомств и армии. Очень кратко поясню: "пружины" накапливают энергию в своем собственном потенциале, который, не имея никакого отношения к потенциало-подобным ресурсам страны, тем не менее способен вызвать резкие "качки" системы в ту или иную сторону. Что мы частенько и наблюдаем… А "демпферы" - это понятно. Они нужны, конечно, но объективно работают на уменьшение потенциала и распыление финансов. Но, повторю, без них не обойтись.

Уже из этой грубой модели с маятниками (их десятки и сотни миллионов в общей связке плюс все "пружины" и "демпферы") ясно видна колоссальная сложность моделирования и расчета экономических моделей даже в рамках одной страны. А сегодня, когда так велики взаимовлияния экономик, в расчет нужно принять процессы расходования и создания потенциало-подобных ресурсов планеты и глобальные финансовые потоки.

Задачка на два действия: отнять и поделить

ФАКТ

С начала года по мере создания ряда предприятий с участием компании Intel в зоне переработки г. Чэнду и их сдачи в эксплуатацию импорт и экспорт микросхем провинции Сычуань достиг $270 млн. и $120 млн., что означает рост в 3,4 и 34,6 раза соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Очень болезнен вопрос об использовании так называемого национального достояния. Болезнен именно потому, что здесь речь идет о том, к чьему "маятнику" будет присоединен потенциало-подобный ресурс страны, обеспечивая возможность на следующем цикле колебания получить внушительный прирост кинетико-подобного ресурса в виде финансов. Вопрос классический: "как будем делить?".

Размышляя над этим вопросом, можно прийти к пониманию "иерархии маятников". Что это такое? А вот что: колебания главного, "государственного маятника" можно за более или менее короткий срок погасить, "перекачав" кинетико-подобный ресурс в колебания вторичных, прикрепленных "маятников" корпораций и частных лиц. Обратный процесс возможен лишь в условиях организации синхронных, когерентных колебаний вторичных "маятников" (проще - когда все начинают жить интересами государства). Согласитесь, маловероятный сценарий… Нелинейные процессы типа "сброса" вторичных "маятников" (сценарий национализации) мы тоже оставим без рассмотрения…

Тем не менее, продолжая анализировать описанную выше аналогию, можно увидеть, что существует, по меньшей мере, два сценария или стратегии управления движением системы "маятников", которые обеспечивают преимущественную "накачку" энергией главного, государственного "маятника". В свою очередь, это дает возможность реализовывать сверхзатратные технологические проекты, имеющие уже геополитическое значение. Но об этом чуть позже…

Итак, две стратегии управления. Первая основана на целенаправленном уменьшении до минимума оттока кинетико-подобного ресурса от главного "маятника" к вторичным, с одновременным уменьшением количества иерархических уровней (все ведомства и структуры - государственные). Понимая, что вторичные "маятники" - это, в том числе, и мы с вами, жители страны, легко увидеть, что именно такой сценарий был реализован в СССР. Более того, были созданы условия, напоминающие инверсные процессы в физике, когда в локальной области пространства и в течение непродолжительного времени энергия от холодных тел может переходить к более горячим. "Зоны инверсии" в нашей истории хорошо известны под аббревиатурами ГУЛАГ, Северстрой и подобными… Полученный результат нам известен - могучая сверхдержава, столь невероятно богатая, что без особого напряжения одновременно создает и мощнейшую технологическую базу для реализации имеющих глобальное значение ракетной и ядерной программ и тратит колоссальные ресурсы на влияние в геополитику. И все это на фоне создания промышленности, транспорта и могучей системы подготовки кадров. Разрушение системы управления, лишь благодаря которой могут протекать столь неустойчивые и неравновесные процессы, привело к переходу на "классическую" диссипативную траекторию движения, и буквально за пару-тройку лет колебания главного российского "маятника" сильно затормозились, с началом одновременной "болтанки" вразнобой огромного числа вновь возникших вторичных "колебательных звеньев". Увы… Но эту механику полезно себе представлять.

Маятники "Поднебесной"

ПРИТЧА

Представим себе корабль, потерпевший крушение. Люди остались живы, им достались припасы и водка. Что следует делать? Осознать ситуацию. Пресечь мародерство. Помочь раненым, выставить часовых. Потом составить план и начать его воплощать. Или строить новый корабль, или всерьез обосноваться на этом острове. Что же делают наши потерпевшие? Проедают припасы, пьют водку, задешево отдают аборигенам то, что осталось от корабля, и никак не могут взяться за работу.
www.keldysh.ru/gordon/gordon.html

Второй сценарий сегодня реализуется в Китае. И об этом стоит поговорить подробнее. Нынешняя, столь напугавшая Запад экономическая экспансия Китая - в терминах нашей "маятниковой" модели - есть следствие централизованной синхронизации, "когерентизации" колебаний "маятников" второго, третьего и нижележащих по иерархии уровней с целью постепенной "раскачки" главного, государственного "маятника". Существенным здесь является отсутствие ограничений на "раскачку" отдельно взятых экономических структур страны, что на практике означает постепенный рост как их потенциалов (что, конечно же, неплохо), так и уровней потребления, уровня жизни. А вот с этим уже не все так просто…

Стратегия экономической экспансии Китая базируется на очень низких ценах отгрузки, позволяющих легко преодолевать защитные ограничения импортеров в виде ввозных пошлин и т. п. Реализовать сложное, высокотехнологическое производство со столь низкой себестоимостью можно лишь сделав его автоматическим (чего пока еще не достигнуто. Но это - пока…), либо уменьшив до минимума оплату труда и непроизводственные издержки (в том числе на выплаты государству).

Мы знаем, что выпуск высокотехнологической продукции осуществляется в городах. Расширение производства влечет за собой увеличение количества работающих - отсюда приток молодежи из сельских местностей в города. И в Китае, в том числе, ничего нового тут не изобрели… А стоимость жизни в городе объективно выше, чем "на деревне" и имеет тенденцию постоянно повышаться за счет действия положительной обратной связи (через систему бизнесов, связанных с досугом, товарами и услугами не первой необходимости, сферой платного образования и здравоохранения).

Что мы видим сегодня? Уровень потребления горожан в Китае за последние 20 лет, по некоторым оценкам, вырос в 17 раз. Это невероятно быстрый рост! Он, в частности, свидетельствует о беспрецедентной "перекачке" ресурса корпоративных "маятников" в сферу потребления. Вслед за оттоком населения в города неминуемо последует увеличение затрат на поддержание сельской инфраструктуры и рост цен на ее продукцию, что будет выравнивать, в какой-то мере, дисбаланс уровней потребления в городе и на селе. В итоге, если ситуация не изменится, за ближайшие 7–14 лет цены на китайские товары приблизятся к общемировому среднему уровню и "китайский вопрос" сам собой снимется с повестки дня. Но эти полтора десятка лет западным экономикам придется несладко.

Однако не в прогнозах суть. Главное, о чем хотелось бы сказать, - в результате проведения описанной выше стратегии происходит успешная "раскачка" государственного "маятника" с прохождением знакомого нам "маршрута": ядерное оружие, ракеты, космос, своя электроника… Вскоре настанет очень интересный период, который все экономисты мира наверняка будут с интересом наблюдать и изучать - период релаксации. При недостатке ресурсов сельского населения (даже в Китае!) продолжение экономической экспансии станет невозможным, если не предпринять каких-то шагов. Каких? Ну, например, найти внешнего врага и под кампанию "разоблачения приспешников" отправить половину населения на принудработы. Это мы проходили. Помогает на 100%. Правда, ненадолго. Или, к примеру, усилить идеологическую подоплеку сокращения личных потребностей. Тоже было, помним…

Пойти по пути сокращения издержек производства за счет автоматизации? Не пойдет! В нынешней структуре китайской экономики - не пойдет. Высвобождающиеся кадры создадут такую нагрузку на госфонды потребления ("демпфер" социальных институтов), что размахи "маятника" будут сильно тормозиться. В общем, не так страшен китайский черт…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.