Огород для форрестгампов
АрхивСегодня мы будем вольготно топтаться на сопредельной территории и разыгрывать commedia del’arte имени товарища Антонелло. Уверен, парнокопытный камрад не обидится - уж больно разнятся наши целевые аудитории.
Сегодня мы будем вольготно топтаться на сопредельной территории и разыгрывать commedia del’arte имени товарища Антонелло. Уверен, парнокопытный камрад не обидится - уж больно разнятся наши целевые аудитории. Читатель "Огородов" - дотошный старпер, предпочитающий медленно спускаться с гор и портить корову за коровой, предварительно подвергая каждую всестороннему осмотру с характерным цоканьем языком и причмокиванием ("Вах-вах-вах, какой компонентный кабель за 250 долларов!"), в то время как читатель "Голубятен" - поверхностный got-no-timer, безответственный hater учебных курв, не лишенный при этом шарма перфекционизма. Именно для такого читателя раз за разом я готовлю микроциклы колонок, посвященных решению насущных проблем в приземленном житейском ключе: "Тактильная сага", "За стеклом", "Софт для мозгов", "Glasperlenspiel".
Грядущая серия - "Огород для форрестгампов" - призвана быстро, надежно и легко разрешить одну актуальнейшую проблему современного выпендрежа, которая лучше всего формулируется бытовой зарисовкой. Представьте, что вы отправились с близкими друзьями на пикничок, захватив цифровую видеокамеру (полагаю, в околоайтишной среде она давно уже не роскошь, а повседневный атрибут). На пикничке вы наснимали позорной (с точки зрения профессионала, разумеется) мути минут на тридцать - во всех фасах и анфасах жену друга, ребенка друга, собаку/хомяка друга и самого друга. Вернулись всей компанией домой и - оба-на! Тут самая неприятка и приключилась: "Хотым! - слаженным хором возопил целиковый кагал близких друзей. - Очень хотым! Сейчас! Здесь и сразу! А домой уйдем только с DVD-болванкой подмышкой!"
Случалось с вами такое? Нет? Значит у вас еще нет цифровой камеры, которая подобна автомобилю: не успели купить, как уже превратились в бесплатного шофера для ближних и дальних родственников, а также ближних и дальних друзей-приятелей, которым постоянно требуется что-то перевозить, отвозить, а то и просто покататься. По крайней мере в моей жизни родственно-дружеское "заламывание рук" случается сплошь и рядом на уровне как автомобиля, так и цифровой камеры.
Итак, формулируем проблему, решение которой попытаюсь дать в ближайших двух-трех колонках: "Как за час выдать под ключ прожженную болванку с готовым DVD-фильмом, причем сделать это с нулевой учебной курвой". То бишь - не читая пятисотстраничных мануалов, не разменивая сутко-ночи на изучение совершенно непостижимых и сложнейших на уровне нюансов программ нелинейного монтажа и DVD-авторинга, а также не забивая голову мусором альтернатив и бесконечных споров на тему "что лучше - Adobe Premiere или Ulead Mediastudio". При этом, разумеется, желательно использовать не позорное штатное сусло Windows Movie Maker, а серьезные инструменты, за которые не придется краснеть перед собой даже самому изощренному перфекционисту (коих, надеюсь, большинство среди читателей "Голубятен").
На уровне теории ответ на поставленную задачу очевиден: избежать учебной курвы можно только за счет жесткого (безальтернативного) алгоритма, которого и надлежит придерживаться во всех случаях жизни. На уровне практики алгоритм создается методом множественных проб и ошибок и интенсивного тестирования альтернатив - чем, собственно, я и занимался последние три года (с момента обретения цифровой камеры). Десятки конкурирующих программ, вариаций на тему капчеринга и кодирования, а также дюжина конфузных ситуаций, когда публичные демонстрации перед знакомыми оборачивались тотальным парафином, заставили меня в конце концов отказаться от дальнейших поисков Св. Грааля, отлить в окончательную бронзу жесткий алгоритм работы и безоговорочно прикипеть к нему всеми фибрами души.
В основании моего алгоритма лежит глубокое философское откровение, кое от души желаю как можно скорее пережить и всем своим читателям. Откровение звучит так: "Я не Пазолини". Осознание любительства в определенной творческой области (в нашем случае - в документальной кинематографии) заключается не в оценке глубины состояния неПазолини и не в мере ламерства, а в констатации самого факта, а именно: сколько бы я ни пыхтел, сколько бы ни пыжился, ни лез из кожи вон, ни читал умных книжек, ни занимался подражательством и эпигонством, никогда в жизни мне не удастся вырвать образцы своего творчества из мертвой хватки дилетантства и провинциализма. Осознав это, вы сразу же совершаете гигантский скачок в сторону Стиля и Вкуса, поскольку нет на свете более жалкого зрелища, чем караоке, программа "Сам себе режиссер" и прочие формы тошнотворного навязывания окружающим своего воинственно-любительского убожества. Уверяю вас: за свою безответственную фразу о "десяти минутах славы" Энди Уорхолла варят черти в аду!
Мув-ё-бади №1: Захват
Домашние DVD-фильмы, которые никто добровольно кроме вас и фигурирующих в сюжете лиц смотреть никогда не будет, изготавливаются в четыре телодвижения (новояз культур-повидла: "в четыре мув-ё-бади" [От "Move-your-body" на языке-прародителе]):
1) захват содержимого кассеты mini-DV на компьютер;
2) циркумцизия и беспощадный покоц материала в редакторе нелинейного монтажа;
3) кодирование в MPEG-2;
4) сборка DVD-диска и прожиг болванки.
Начинаем с захвата. Практически во все современные взрослые программы нелинейного монтажа встроен собственный модуль для капчеринга (от capturing) и все эти модули дерьмовые. Одни периодически отказываются работать с какой-то камерой (капчеринг Premiere так никогда и не распознал мой Canon MVX100i), другие безбожно теряют фреймы (капчеринг MediaStudio). Борьбе с потерей фреймов путем апгрейда компьютерного железа и твикинга ОС Великий Гуру Нелинейного Монтажа Сергей Блохнин из Сплайна регулярно посвящает по главе в каждой новой своей книге, мой же алгоритм исповедует менее радикальный метод удаления гланд: забудьте про встроенные модули капчеринга и пользуйтесь отдельной программой, которая никогда не сбоит - ScenalyzerLive Андреаса Винтера. В сети бродит много различных версий - можете брать любую: и 2.1, и 3, и 4 - для наших задач никакой практической разницы не существует.
Запускаем ScenalyzerLive и первым делом удостоверяемся, что программа полноценно зарегистрирована (рис. 1).
При правильной регистрации в левом нижнем углу основного экрана программы появится приветственная надпись красного цвета типа "Welcome, sgolub". Если регистрации нет, то в процессе капчеринга через определенные интервалы времени ScenalyzerLive будет вставлять в видеоряд паразитарные кадры с предложением позолотить автору ручку, приведя, тем самым, материалы в непригодное состояние.
ScenalyzerLive также сообщает, что камера не подключена - исправляем положение с помощью кабеля 1394 (Firewire) и переключения камеры в режим Play (не Record!) (рис. 2).
Как видите, ScenalyzerLive сразу же обнаружил ваше устройство (в окне Input появилась надпись Microsoft DV Camera and VCR) и теперь предлагает произвести захват. Выбираем место, в котором мы будем хранить на жестком диске исходные материалы, и жмем кнопку Capture - процесс пошел (рис. 3).
Важный нюанс: бывают камеры, над которыми ScenalyzerLive теряет полноценный контроль и не может управлять проигрыванием и перемоткой. Не теряйте самообладания и не расстраивайтесь! Перемотайте пленку в кассете mini-DV на начало с помощью кнопок управления на самой камере, там же нажмите на Play, а затем на кнопку Capture уже в программе ScenalyzerLive - гарантирую, что теперь захват пойдет как по маслу.
Во все время захвата вы можете заниматься другими делами - мой опыт подсказывает, что ScenalyzerLive не теряет фреймов даже при интенсивной сторонней активности (браузинг в Интернете, получение почты, редактирование в Ворде, захват скриншотов). Попробовали бы вы многоручничать с капчерными модулями Adobe или Ulead! Единственное, за чем надлежит следить краем глаза, так это за размером свободного места на диске (указано в правом углу статусной строки в нижней части экрана). Для ориентира привожу хрестоматийные цифры:
- 1 час видео в DV-формате занимает 12 гигабайт на жестком диске;
- 1 минута видео в DV-формате занимает 210 мегабайт на жестком диске;
- 1 гигабайт видео в DV-формате соответствует 4 минутам 45 секундам.
После окончания захвата, нажмите Stop в ScenalyzerLive и, если потребуется, то и на самой камере, перемотайте кассету на начало (для вторичного использования), а можете и не перематывать, если предпочитаете хранить архив на пленке (как я, например), выключите камеру, закройте ScenalyzerLive и приготовьтесь ко второму мув-ё-бади - циркумцизионному покоцу.
Мув-ё-бади №2: Нелинейный монтаж
Для обработки видеосырья в нашем жестоком алгоритме используется программа Ulead MediaStudio Pro 8. Читатель помнит о былых метаниях между предыдущей версией этой программы, Adobe Premiere и экстравагашками типа Pinnacle Liquid. Слава богу, все кануло в Лету, оставшись в эпохе пазоллиньевских иллюзий. После облома рогов гордыне лучшую шапку Сеньке удалось пошить именно из последней - восьмой - версии Ulead MediaStudio Pro, которая к тому же, проделав замысловатый карьерный вираж, стала удивительно походить на Premiere 2.0, впитав в себя самые эргономичные и удобные элементы последней (например, использование одной видеодорожки для общего видеоряда, а не двух - как в предыдущей версии 7.5).
Устанавливаем программу, запускаем модуль Video Editor 8.0 и тупо глядим в сложносоставное окно - то самое, из-за которого у всех нормальных людей навеки отпадает желание заниматься монтажом ("Ексель-моксель, сколько же тут изучать придется!"). Не пугайтесь, мы эту Харибду засциллим в два счета. Следим за руками: счет раз - настройка свойств нашего будущего DVD-проекта.
Упс! Метраж вышел - продолжим через неделю.