Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Экспоненты в тени и на свету

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   28.06.2006

О феномене возникновения в нашей стране в последние годы множества быстрорастущих (радикально обгоняющих по скорости развития рынок в целом) компаний мы рассказывали в материалах "Зоопарк профессора Юданова" и  "Деньги нужно перемешивать".

О феномене возникновения в нашей стране в последние годы множества быстрорастущих (радикально обгоняющих по скорости развития рынок в целом) компаний мы рассказывали в материалах "Зоопарк профессора Юданова" ("КТ" #636) и "Деньги нужно перемешивать" ("КТ" #640). Сегодня, в продолжение этой интригующей темы, - дайджест личных впечатлений от обсуждения этого феномена на заседании Никитского клуба.

Никитский клуб, возглавляемый Сергеем Капицей, возник в июне 2000 года. По декларируемым задачам ("…создать авторитетный форум ответственных профессионалов для обмена мнениями по важнейшим вопросам жизни общества, оказывать влияние на формирование текущей политики страны посредством непредвзятого и независимого анализа ситуации…") он напоминает Римский клуб, только с ориентацией не на глобальные, а на российские проблемы и вызовы. На недавнем, последнем в этом сезоне совместном заседании клуба и Фондовой биржи ММВБ под девизом "Растущие компании и фондовый рынок" речь шла о создании "Сектора инновационных и растущих компаний ФБ ММВБ".

Заседание вели Сергей Капица и Александр Потемкин (президент ММВБ), проект представлял заместитель гендиректора ММВБ Геннадий Марголит. Однако обсуждение самого проекта было только частью дискуссии, причем частью, интересной в основном профессионалам фондового рынка. На мой не слишком искушенный в таких вопросах взгляд, обсуждение свелось к тому, создавать ли для работы с такими компаниями именно сектор или какое-то менее автономное образование на бирже. Зато другие направления дискуссии были значительно ближе к нашим обычным, технарско-инновационным интересам.

Почему среди быстрорастущих компаний так мало инновационных и как сделать, чтобы они там были? Надо ли вообще к этому стремиться? Если да, то как? Все эти популярные - до полной риторичности! - вопросы обыгрывались участниками дискуссии совершенно по-разному. Внутреннего рынка для таких компаний нет, и это очень плохо. Внешний рынок - весь мир! - безусловно, есть. Но попасть туда, не становясь тоже внешней (по отношению к нашей стране) компанией, крайне трудно - и это опять-таки плохо. На фоне таких констатаций замечательно выступил Борис Салтыков, президент Фонда международного сотрудничества, в прошлом министр науки РФ. По его словам, инновационных компаний у нас все-таки много (хотя уже раза в два меньше тех десятков тысяч, что насчитывала статистика в конце 90-х, а из них многие не компании вовсе, а одно название). Их много, они работают - но не хотят расти! Ученые и инженеры, которые их создают, обычно довольствуются достижением более или менее пристойного уровня жизни для себя и своих сотрудников. Мы никогда не узнаем, способны ли эти фирмы превратиться в гуглы, интелы и майкрософты - потому что они совершенно сознательно отказываются от любых шагов в этом направлении. Обращаю внимание читателей на параллель этого наблюдения Салтыкова с наблюдениями Анатолия Шалыто ("КТ" #640) о потере студентами интереса к исследовательской работе.

На том же заседании Юрий Аммосов, завотделом частно-государственного партнерства МЭРТ, сделал сенсационное на тот момент сообщение: принято решение о создании Российской венчурной компании. Это должно произойти до конца 2006 года, капитал составит 15 млрд. рублей, которые будут инвестироваться в десяток (тоже новых) венчурных фондов. А уж эти фонды станут финансировать технологические стартапы, на паритетных началах с частным бизнесом (то есть предстоит привлечь еще столько же частных денег).

Несомненно, реализация этой программы может оказаться серьезным событием, которое изменит ситуацию и с инновационным бизнесом, и экономическую ситуацию в целом - так считают многие наблюдатели. Но пока российские технологические стартапы не попадут в "зоопарк экспоненциальных компаний", пока их стоимость не начнет расти быстрее стоимости земли, недвижимости и других скучных источников хороших денег - восторг мы выражать погодим. Здесь как с квантовым компьютером - как мне недавно объяснили, работает он на самом деле или нет, можно установить только по факту получения результата.

Игра с экспонентами (графиками взрывного роста) остается гвоздем сезона. Экспонента завораживает - особенно когда начинаешь думать о ее неизбежном столкновении с линейной реальностью и о том, что будет потом. (Отсюда, кстати, бешеный успех у публики всевозможных "сингулярностей", вплоть до вульгарного мальтузианства.) Единственным из приглашенных докладчиков, сорвавшим аплодисменты в столь представительной аудитории, оказался Андрей Юданов, успевший многое рассказать в своей быстрой и энергичной презентации о "зоопарке быстрорастущих". Он объяснил как причины появления экспонент в нашей экономике, так и факторы, от которых зависит их дальнейшая судьба.

Ну а сообщение еще одного участника заседания пролило неожиданный (а скорее, слишком ожидаемый!) свет на реалии российского хайтека. Представьте ситуацию, когда вдруг оказывается, что австралийская компания стоимостью в десятки миллионов долларов, производящая уникальный продукт биотеха, фактически принадлежит руководству некоего российского НИИ (на вид, естественно, еле живого), как раз и разработавшего соответствующую технологию; или другую, когда суперинновационный продукт российской фирмы полностью закупается у рядового, никому не известного китайского производителя, а здесь лишь раскладывается в красивые коробочки… в детали не углубляемся, так как надеемся вскоре подробнее рассказать о невидимой стороне российского иннобизнеса.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.