Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Glasperlenspiel1: начало борьбы

Архив
автор : Сергей Голубицкий   21.02.2006

Гессе писал свою великую книгу в 30–40-е годы прошлого века, отчего у искалеченной историческими катаклизмами общественности создалось превратное впечатление, что метафора игры в бисер - очередной вариант эскапизма а-ля Средиземье Джона Толкиена, который в те годы как раз скрывался в оксфордском колледже Пемброк от удушающей атмосферы материального мира.

Гессе писал свою великую книгу в 30–40-е годы прошлого века, отчего у искалеченной историческими катаклизмами общественности создалось превратное впечатление, что метафора игры в бисер - очередной вариант эскапизма а-ля Средиземье Джона Толкиена, который в те годы как раз скрывался в оксфордском колледже Пемброк от удушающей атмосферы материального мира. В агрессивном отрицании реальности Германом Гессе даже усмотрели высокую степень гражданского героизма, за что и вручили писателю в 1946 году Нобелевскую премию по литературе.

Без всякого сомнения, Гессе, как и Томас Манн с Бертольдом Брехтом, Гитлера не любили, однако все же представляется, что самозабвенный уход в загадочную Glasperlenspiel, подменяющую реальность героям одноименного романа, обусловлен и иными, более глубинными переживаниями немецкого мыслителя. А именно: ужасом перед лицом убогих культов индивидуализма и Мамоны, поработивших Европу нового времени, а заодно и разочарованием в христианской и восточной религиозности, с коими, как известно, Герман Гессе был знаком не понаслышке. Думаю, "Игра в бисер" явилась одной из первых попыток современной философской мысли вывести человека из "личностного" уровня, однако не вниз - на уровень биологический или социально-культурный, а вверх - к неким новым надличностным ценностям. Пройдет четверть века, и идеи Германа Гессе усилиями астролога Дейна Радьяра, медика Станислава Грофа и психолога Кена Уилбера отольются в блестящую концепцию трансперсонализма - на мой скромный взгляд, самое многообещающее направление современной метафизики.

Сегодняшний культур-повидловый замес возник не столько из отчаяния, время от времени охватывающего гуманитарного Лаокоона, изнывающего в путах технологических тривиальностей (хотя и не без того!), сколько из удивительного открытия, которое я по случайному стечению обстоятельств совершил, ковыряясь в компьютерных железяках и софтяшках: в мире IT, оказывается, существует полный аналог Glasperlenspiel - это операционная система Unix! Обратите внимание: аналог трансперсонального подхода к жизни, а не эскапистского бегства из нее. Последнее, конечно, тоже представлено во всем величии своей бессмысленности - в компьютерных играх, в первую голову тех самых дурацких толкиеновских ММРПГ типа Lineage II.

Бог с ним, с эскапизмом - штука это тоскливая, зато Glasperlenspiel с Юниксом - сущее откровение, невероятное и потрясающее! О том, как докатился я до жизни такой, расскажу в ближайших "Голубятнях", пока же завершим рассказ о lossless-кодеках.
Неделю назад мы остановились на том, как с помощью незамысловатой утилиты oggdropXPd можно единым кликом мыши превратить APE-файл сперва в WAV, а затем и в компрессированный формат высшего качества Ogg Vorbis. Ну да не для того боги горшки обжигали: ясен перец, lossless-формат Monkey’s Audio задуман не для последующего ухудшения качества путем хоть и благородного, но сжимания, а в первую очередь для восстановления оригинального диска CD Audio. Из-за чего тогда весь сыр-бор? Ну разумеется, из-за объема скачиваемых файлов. Стандартный компакт-диск в некомпрессированном WAV-формате занимает 650–700 мегабайт, APE-файл - половину, а то и треть!

На бакунианских коллективных блогах все чаще появляются публикации в виде так называемых APE+QUE. Дабы далеко не ходить за примером - не далее как вчера разжился на портале капитана Немо изумительной пластинкой норвежского композитора и пианиста Кетиля Бьорнстада и гениального американского виолончелиста Дэвида Дарлинга "Эпиграфы" (рис. 1). Мои комплименты DraXtoR!

После загрузки с Rapidshare и распаковки архива получил два файла: CDImage.ape и CD-Image.cue. Первый - непосредственно аудиозапись в lossless Monkey’s Audio, второй - так называемая индексная карта, которая легко просматривается любым текстовым редактором:

PERFORMER "Ketil Bjoernstad, David Darling"
ISRC DEB339868402
INDEX 00 03:01:65
INDEX 01 03:04:62

Как видите, перед нами простая информационная разметка, позволяющая специальным программам по восстановлению CD Audio разбить монолитный APE-файл на треки, соответствующие оригиналу.

Самое время представить и саму "спецпрограмму" - изумительную Exact Audio Copy (EAC), вышедшую из-под пера Андре Витхоффа (русский перевод интерфейса - Дмитрия Ерохина) (рис. 2).

В первую очередь EAC - стопроцентно лучший на планете "риппер", позволяющий с помощью уникальной технологии Secure Mode добиваться звукового потока, идентичного оригиналу с точностью 99,5%. Феноменальный результат достигается путем повторного считывания каждого аудиосектора компакт-диска (минимум два раза). Как только программа обнаруживает неидентичные сектора, возникшие в результате ошибки считывания или сбоя синхронизации, она прогоняет подозрительное место снова и снова, до тех пор пока восемь из шестнадцати последовательных попыток не оказываются идентичными. В самом запущенном случае плохие сектора считываются до восьмидесяти двух раз! Если же и после таких усилий не удается добиться идентичного звучания участка записи, EAC помечает это место в логе, позволяя впоследствии прослушать его на предмет окончательного решения о приемлемости звукового артефакта для нашего слуха.

Стоит ли говорить, что на выходе этого мучительно медленного процесса (EAC может риппить один диск больше часа!) мы получаем WAV-файл, несопоставимый по качеству ни с какими аналогами? Далее мы вольны поступать по собственному усмотрению: прожечь идентичную копию компакт-диска не выходя из программы либо компрессировать материал в MP3, Ogg Vorbis, Monkey’s Audio или FLAC. Причем можете быть уверены: качество даже сжатого до 128 кбит/с "эмпега" окажется почти наверняка выше, чем у 256-килобитного аналога, основанного на рипп-материале какого-нибудь Audiograbber’а.

В последнем утверждении нет никакого противоречия: вам приходилось видеть "фирменные" DVD-фильмы, которые при потоке 4–5 Mбит/с выдают картинку несоизмеримо лучшую, чем у домашнего видео в 9,4 Mбит/с, собственноручно снятого вами цифровой камерой miniDV и затем кодированного в Adobe Premiere, да хоть бы и кодеками Canopus? Дело даже не в убожестве софтверной оцифровки по сравнению со студийными "железными" решениями, а в несопоставимо более высоком качестве исходного материала. Эффект EAC основан именно на этом принципе: исходники после риппинга, проведенного программой, на голову выше любых аналогов.

Теперь, когда вы поняли, что только что обрели в лице EAC идеальный "магнитофон" для копирования коллекции компакт-дисков своих знакомых, вернемся к нашей задаче - превращению тандема APE+QUE в оригинальный CD Audio. Разумеется, EAC легко справляется и с этой задачей реверсивной инженерии. По порядку.

1. Меню "Сервис" - опция "Записать CD-RW" (рис. 3).

2. Очутившись в редакторе макета CD, выбираем "Файл" - "Открыть индексную карту" и указываем путь, где лежит наш QUE-файл (рис. 4).

Программа мгновенно считывает информацию о расположении треков на диске и выводит ее в верхнем окне "Макета CD"
3. Если мы страдаем тягой к надругательству над чужими творениями либо - мирный вариант! - создаем собственную музыкальную компиляцию, EAC позволяет добавлять в макет диска сторонние файлы в качестве новых треков или удлинять ими уже существующие, редактировать индексную карту, создавать новую карту, а также тестировать объем будущего диска. Мы же ограничимся тривиальным решением - просто прожжем компакт-диск в том виде, в каком его задумали Бьорнстад и Дарлинг! Для этого - меню "Диск" - "Записать CD-RW".

4. Voila! Через несколько минут получаем оригинальный компакт-диск, который тут же вольны прослушать в EAC, предварительно загрузив из сетевой базы данных freedb всю необходимую информацию (рис. 5).

Что ж, поздравляю читателей с обретением поистине уникальной программы и перехожу к Glasperlenspiel и моему юниксову откровению! Начну издалека и вовсе даже не с Юникса. Начну с анекдота про мужика, неожиданно обнаруженного главврачом роддома при утреннем обходе:

- Это что еще за безобразие?! - молния раскаленного взгляда вонзается в переносицу медсестры.
- Да-да, Василий Андреевич, девятый месяц! Да что там - уже и воды отошли!

Василий Андреевич в ужасе склоняется над роженцем:

- Браток! Как же тебя угораздило?
- Эх, доктор, - горестно вздыхает мужик, - все началось с мытья посуды!

Мой Glasperlenspiel с Юниксом тоже начался с мытья посуды: Антонелло забил полные баки, живописуя достоинства сетевого файл-сервера DNS-300, изготовленного уважаемой мною компанией D-Link. Уважаемой искренне и неджинсово, поскольку ейный маршрутизатор DI-624+, сменив летально скопытившийся на первом месяце работы Linksys, уже третий год бронебойно и бессбойно обслуживает мою домашнюю ADSL-сетёнку.

Забил, значится, Антонелло баки, застращал доступной ценой, ну я и повесил язык на плечо: поскакал в офис Tayle, дистрибьютора D-Link, не глядя покупать загадочное устройство. Зачем купил, а не взял сперва на тестирование, не знаю, но догадываюсь: так мастерски умеет Антонелло подавлять волю и забивать баки.

Похоже, лимит журнального пространства у "Голубятни" вышел, так что вынужденно сворачиваю манатки. Прежде, однако, чем раскланяться на неделю, закидываю спойлер, дабы российское представительство D-Link и Tayle не хватил кондратий от ужаса неопределенности и мучительного ожидания возможных гадостей, кои вероломный голубец припас в рукаве для торгуемого ими устройства. Итак, спешу успокоить замечательных людей: у моей Glasperlenspiel самый что ни на есть happy end, а DNS-300 поныне красуется на почетном месте в моем кабинете. Хотя кривить душой не стану - пару-тройку микроинсультов пережить пришлось. Каких - скоро узнаете!

Линки, помянутые в "Голубятне", вы найдете на домашней странице internettrading.net/guru.


1 Игра в бисер (нем.).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.