История одного суперадвенчера. Часть первая
АрхивИ вот родилась идея: «А что, если попытаться отыскать программу, которая бы умела обойти запрет на закачку файла real audio целиком, затем найти другую волшебницу для конвертации формата real audio в mp3, прожечь файлы на болванке и слушать передачи на улице в моменты хоть и немногочисленных, но все равно скучных перебежек?»
Откинься в кресле, читатель, и закайфуй: сегодня я в ударе, поэтому расскажу потрясающую историю, утяжеленную чрезвычайно полезными ссылками на редкие программы, глубокими революционными обобщениями, бакунианскими призывами и черт те чем еще. Итак, по коням!
Мне иногда в голову приходят безумные идеи. На самом деле идеи очень даже разумные, хотя и вызывают сомнение по части их общественной пользы. Судите сами: чуть больше года назад я написал «Голубятню» про радиопрограммы американского человека Арта Белла («Coast To Coast AM», «КТ» #417 от 21.10.01). Тогда же признался, что для меня шоу «От океана до океана глубокой ночью» стало чем-то вроде наркотика, с которым не расстаюсь уже шесть лет. За всеми подробностями передачи отсылаю читателей к архиву моих колонок, скажу только, что объединяющей канвой шоу Арта Белла служат таинственные аспекты жизни. Скажем, одна из последних программ была целиком посвящена феномену повторного рождения умерших родственников в своих семьях. Допускаю, что любителям астрономии это, может, и не интересно, ну а мне, как апологету астрологии, любопытно до безобразия. В той самой «Голубятне» я рассказал, что программы Арта Белла доступны не только по радио FM на территории Америки, но и через Интернет в форматах WMA (для Windows Media Player) и Real Audio (для одноименного плейера).
Надо сказать, я человек терпеливый, поэтому мучился с этим real audio до самых до недавних пор, когда терпение мое все-таки иссякло. Если кто не в теме, поясню: формат real audio позволяет прослушивать звукозапись только в режиме реального времени - записать впрок невозможно никак. Каждая программа Арта Белла продолжается четыре часа, и, как вы понимаете, просидеть в Интернете столько времени просто нереально, поэтому приходилось слушать урывками, постоянно теряя нить повествования и целостность общей картины.
И вот родилась идея: «А что, если попытаться отыскать программу, которая бы умела обойти запрет на закачку файла real audio целиком, затем найти другую волшебницу для конвертации формата real audio в mp3, прожечь файлы на болванке и слушать передачи на улице в моменты хоть и немногочисленных, но все равно скучных перебежек?» Идея тем более привлекательна, что цены на mp3-плейеры упали до неприличия (Thomson PDP 2050 с 200-секундным антишоком, поддержкой ID-тегов, воспроизведением обычных CD, а также CD-R/RW с битрейтом до 320 kbps продается за 79 у.е. - как вам такое чудо? Правда, я выбрал все-таки iRiver iMP-250).
Сказано - сделано, и я с головой ушел в прочесывание Сети по одному мне ведомым тропкам и закоулкам. Эх, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота! Особенно если роль болота выполняет Интернет. Где, как известно, все есть, но только вот где это где?
Тем не менее, удалось найти все! С самого начала мне крупно повезло, и я вышел на след чуть ли не единственной в мире программы, умеющей преодолевать заслоны RealServer’ов. Представляю читателю чудо реверсивной инженерии: StreamBox VCR 1.0 Beta 3.1 (рис. 1).
В состоянии вечно зеленой беты программа заморозилась более трех лет назад и, кажется, навсегда. Более того: на сайте изготовителя StreamBox VCR даже не анонсирован! Причина: чудовищный наезд компании RealNetworks, добившейся 12 июля 1999 года судебного запрета на продажу программы. В результате StreamBox VCR так никогда коммерчески и не распространялся, поэтому достать его можно только на специализированных mp3-сайтах сурово бакунианского закоса.
Что же делает StreamBox VCR? Великое и полезное дело, товарищи: этот рекордер отслеживает местоположение файлов real audio, которые нельзя записать, а только слушать в режиме реального времени, декодирует их, соединяется с замаскированными RealServer’ами и дает команду на получение файла целиком, который затем и сохраняет на вашем жестком диске.
Есть, правда, один паскудный нюанс: всякий раз, как вы пытаетесь сохранить файл real audio, StreamBoxVCR соединяется с сервером компании-изготовителя для подтверждения вашего права на загрузку. Нормально, да? Особенно с учетом того, что права на загрузку файлов real audio (именно загрузку, а не прослушивание в реальном времени!) RealNetworks не дает никому!
Однако усилиями добрых людей все эти несуразности удаляются простым патчем. Равно как и активируется возможность записывать потоки по протоколу rtsp/pnm, чего не делается по умолчанию: в «коробочном» виде StreamBoxVCR позволяет загружать только звуковые файлы по протоколу ftp/http с расширениями rm и ra. Ограничение, надо сказать, полностью обессмысливающее всю целиковую затею: по протоколам ftp/http можно загружать только те файлы, что хранятся на веб-сервере, а таковых практически не существует. Тогда как протокол rtsp:// служит для передачи файлов с расширением ram, хранящихся на специальных RealServer’ах. Именно эти ram-файлы и подаются в поточном режиме реального времени - они нам и нужны.
Маленькое философское отступление: лично я считаю, что группа Flying Raichu, распространяющая некоммерческий вариант программы вместе с собственным патчем, поступила принципиально и справедливо, удалив ограничения в функциональности StreamBoxVCR (продиктованные, в свою очередь, не политикой компании StreamBox, а беспардонным нажимом со стороны RealNetworks). Поскольку то, чем занимается RealNetworks, иначе как выкручиванием рук и оскорблением назвать невозможно. В самом деле: когда мы платим деньги и покупаем музыкальный компакт-диск, видеокассету или мини-диск, мы получаем в обмен продукт, который готов к автономному использованию (речь идет именно об использовании, а не банальном копировании). Продукт в формате real audio принципиально неавтономен, поскольку мы привязаны к предельно некомфортным условиям его потребления: обязательно здесь и сейчас. Если аудиофайл достаточно велик (как записи программ Арта Белла), то мы вынуждены пребывать в Интернете все четыре часа, которые требуются для передачи звукового потока в реальном времени. Интересно, кто оплатит наши расходы на сверхурочное сиденье в Сети? Неужели RealNetworks? Но и это еще не все. В случае с программами Арта Белла, записанными в формате real audio, происходит еще и дискриминация по территориальному признаку: ведь передача «Coast To Coast AM» доступна для свободного и неограниченного приема практически на всей территории США в радиодиапазоне FM. Разумеется, у радиопотока также нет никаких ограничений на запись, и если у меня нет возможности прослушать передачу в прямом эфире (тем более что идет она глубокой ночью: с 23 до 3 часов!), я могу ее записать и прослушать в удобное время. Однако, если слушатель находится за пределами территории США, его откровенно дискриминируют через ограничения, налагаемые форматом real audio. Да еще и за деньги: если прослушивание радиопрограмм не стоит ни копейки, то месячная подписка в Интернете обходится в 7 долларов.
Только поймите меня правильно: я еще не сошел с ума, чтобы вослед маргинальным кибер-большевикам отказывать авторам в праве каким угодно способом защищать то, что они полагают своей собственностью. Однако я убежден, что и у пользователя есть права, которые он обязан отстаивать каким угодно способом, хотя бы и с помощью добрых людей из группы Flying Raichu. Думаю, что для всякого человека, не одурманенного либерально-феминизирующей заразой (в понимании Отто Вайнингера), такое положение дел очевидно. И это не апология пиратства, а признание факта чудовищного нарушения традиционного авторского права, которое творится в электронном пространстве. В реальном мире, после того как я покупаю автомобиль «Таврия» 1, на который у его создателей есть несомненное авторское право, я делаю с ним что хочу: вечно чиню на подъемнике либо посыпаю дустом и сжигаю. Потому что за авторское право автомашины заплачено! В реальном мире я покупаю книгу поэта Хрюнделя Муркинштейна и тоже делаю что хочу: читаю перед сном либо сдаю скаутам (или Кащавцеву) на макулатуру. Потому что за авторское право Муркинштейну я уплатил. И только в безумном мире электронных носителей мириадам демиургов спится и видится, как бы получить денег за свое авторское право и при этом не поделиться собственностью. Прочтите любое лицензионное софтверное соглашение и узнаете, что даже после того, как вы уплатили деньги, программа по-прежнему остается собственностью ее создателей. На мой радикальный взгляд (а сегодня я под воздействием Урана!), это даже не хамство, а неслыханная наглость. Поэтому мне нравится то, что делает Flying Raichu.
Вернемся к баранам. Следующей остановкой на пути к поставленной цели стал поиск достойного конвертера для перевода формата real audio в mp3. Вот тут-то и нашла коса на камень. Казалось бы, задача конвертации форматов не идет ни в какое сравнение по сложности с преобразованием и записью потока real audio, а накося-выкуси!
Сперва косяком пошли огромные слоноподобные и столь же безвкусные поделки на потребу диких тинэйджеров. Закачал OSS Media Converter на 13 мегабайт… Я уже старый человек и давно считаю не просто каждую минуту, но и каждую секунду. Поэтому у меня нет времени на всякие глупости типа установки программы в папку, которая называется не так, как сама программа, а как доморощенная компания-изготовитель. Ну нет у меня ни малейшего желания запоминать, как тебя зовут, неведомый ты мой программер! А тем более вспоминать потом, куда запихнулась программа, под каким провинциальным именем на псевдоанглийский лад скрывается контора Никанора. Это раз. Нет у меня времени и желания на устранение кривизны и дополнительные настройки: если после установки программа не запускается, я немедленно удаляю ее к чертовой матери и ни за что на свете не буду тратить драгоценное время на то, чтобы что-то там подкручивать и подстраивать, дабы ее величество соизволило приоткрыть личико. «Под паранджу, усатая!» - вот и весь разговор. Нормальная программа всегда запускается с установками по умолчанию, а уж потом по желанию (для озабоченных мазохистов и сверхпрофессионалов) позволяет произвести тонкую настройку и изменение исходных параметров. Это я к тому, что свежезагруженный OSS Media Converter уже при первом выпуске стал лопотать про истекший срок триала и предложил отправиться на сайт разработчика с пожеланием что-то там уяснить и прикупить по случаю. Поэтому был незамедлительно срыт на корню и предан пожизненной анафеме.
Другой пацан - NCT Media Converter (рис. 2) - установился замечательно, однако при первой же попытке конвертировать файл WMA в MP3 надолго завис и вывалился из системы. Ваше место на помойке, сэр!
Настал черед захваленному до асфиксии Blaze Media Pro и отдельно стоящей утилите Blaze MediaConvert 1.6 (рис. 3). Что и говорить - программы чудесные, но только для поставленной задачи не подходят: конвертация не работает ни с real audio, ни c asf.
Тут мне подфартило - почти попал в тютельку: UCF Real7ime Converter v1.1 умеет конвертировать real audio, но… только во все том же неприемлемом режиме - реального времени! То есть нужно четыре часа сидеть и прокручивать каждую передачу Арта Белла.
Поверите ли: на поиск правильного конвертера ушло четыре дня, но я победил! Заодно узнал, в чем весь сыр-бор: оказывается, RealNetworks, брызгая слюной, рассыпая угрозы и сутяжничая, таки придушила и загонобобила все живое - запретила сторонним компаниям производить какие-либо манипуляции над файлами real audio. Этой чести удостоился лишь собственный RealOne Player Plus. Ну и, конечно, те компании, которые плевать хотели на планетарные амбиции Пиндустана. Как наш герой, который сидит невесть где, притаившись за контактными координатами support, sales и info.
Как обычно, все линки, помянутые в «Голубятне», вы найдете на internettrading.net/beritut.
Окончание следует
1 (обратно к тексту) - Не приведи господи! Это так - художественная метафора.