Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Деньги — понятие растяжимое

Архив
автор : Сергей Леонов   10.11.2005

Новость о том, что Microsoft кроме конечных продуктов теперь будет предоставлять и сервисы (читайте на первой же полосе новостей), можно было предугадать - недаром компания фактически объявила войну уже успевшему съесть на этом собаку Google.

Новость о том, что Microsoft кроме конечных продуктов теперь будет предоставлять и сервисы (читайте на первой же полосе новостей), можно было предугадать - недаром компания фактически объявила войну уже успевшему съесть на этом собаку Google. Но если в конкретном случае это скорее тактический ход Microsoft по выравниванию баланса позиций, то Google к этому бизнесу никто не подталкивал. Тем не менее в эту сторону движутся не только упомянутые компании.

В истории развития ИТ можно провести много параллелей с другими областями. Одна из них - переход от законченных продуктов к сервисам. Хороший пример законченных продуктов представляла собой советская военная техника 70-х годов, советские автомобили "ЗиЛ-131" или "Урал-375" (весьма совершенные в техническом плане, кстати). Кроме бензина и масла эти агрегаты не требовали ничего сверх того, что уже имелось в них: подкачка колес на ходу собственным компрессором через ось и скользящие уплотнения, центрифуга без всяких сменных элементов в качестве масляного фильтра, циклонный и пенный воздушные фильтры, которые достаточно промыть, и они снова готовы к работе, керамический моющийся фильтр топлива, тормозные колодки толщиной в сантиметр, рассчитанные на весь срок службы… Сегодня вряд ли найдется что-то подобное. Современным автомобилям такая автономность и не снилась, им нужны как минимум расходные элементы (срок службы которых на порядок меньше срока службы автомобиля), а точнее - регулярное обслуживание на сервисе. В столице даже колесо уже редко кто насосом подкачивает - шланг на каждой приличной заправке есть. Но любой сервис, разумеется, не бесплатен. Вы учли затраты на обслуживание, когда покупали авто?

ИТ и окружающая инфраструктура развиваются в том же направлении. С точки зрения бизнеса, сервис должен быть выгоднее, чем законченный продукт. По меньшей мере в том, что покупатель подсаживается на иглу регулярных затрат, привлеченный небольшой начальной ценой (иногда нулевой). Не открою секрета, сказав, что большую роль здесь играет момент психологический. Купить лазерный принтер за 300 долларов психологически труднее, чем струйный за 50. Покупатель при этом в общем-то представляет себе, что расходы на содержание при одинаковых объемах печати будут обратно пропорциональны цене, но будущие расходы, пока еще не актуальные, списываются по принципу "а может, я всего по два листа в месяц печатать буду". Увы, аппетит приходит во время еды.

Когда-то, попадая в автомобильные пробки, я от скуки прослушивал автоответчик мобильного оператора, докладывавший о зачисленных платежах в обратном хронологическом порядке. Суммирование в уме затрат двух прошедших лет приводило к однозначной мысли: "Если б сразу знал, во что обойдется…" Однако другой мысли - пойти и расторгнуть контракт - почему-то не возникало. Если два года мне это не мешало, то и дальше прорвемся. Точно таким же способом берут свое VAS-сервисы - SMS стоит несколько рублей, деньги на каждый конкретный момент времени непринципиальные. О сумме за месяц пользователь вспомнит потом.

Новомодный этап этого процесса - перевод софтверных решений в режим сервисов. Как минимум два положительных момента для бизнеса можно назвать уже сейчас. Первый - невозможность для пользователя купить программу и "уйти в тину", не меняя софт до тех пор, пока позволяют стандарты на формат данных. Второй - банальное исключение пиратства как понятия: если пользователю не давать ничего, кроме конечного результата, ему и воровать будет нечего. Среди плюсов для нас с вами, потребителей, - невидимый и не требующий вмешательства апгрейд и отсутствие забот о сохранности продукта, поскольку самого продукта как раз и нет. Минус же не вполне очевиден: тот же Google предоставляет сейчас сервисы бесплатно, но мы-то с вами понимаем, что альтруизма здесь быть не должно и в убыток себе работать никто не будет. Просто цепочка отъема денег у потребителя окажется значительно более длинной и неочевидной - оплата трафика, цены на товары, рекламируемые по принципу Adware… Законы сохранения еще никто не отменял. Но понятно это будет потребителю не сразу, а лишь когда он сведет собственный дебет/кредит за пару прошедших лет и поймет, что время - всего лишь еще одно измерение, в котором можно рассредоточить те же самые деньги. 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.