Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Счастье всем детям, практически даром

Архив
автор : Киви Берд   13.10.2005

Николас Негропонте, один из сооснователей и бессменный руководитель знаменитого центра MIT Media Labs, представил миру то, что называет "важнейшим делом всей своей жизни", - сверхдешевый, всего за 100 долларов или меньше, компьютер-лэптоп для детей всей планеты.

Николас Негропонте (Nicholas Negroponte, на фото), один из сооснователей и бессменный руководитель знаменитого центра MIT Media Labs, представил миру то, что называет "важнейшим делом всей своей жизни", - сверхдешевый, всего за 100 долларов или меньше, компьютер-лэптоп для детей всей планеты.

Мысль о том, что самое главное для ребенка (после того, как он накормлен-обут-одет) - это доступ к образованию благодаря собственному компьютеру, пришла к Негропонте после посещения деревень в джунглях Камбоджи.

Для реализации этой идеи в Media Labs была создана специальная группа разработчиков OLPC (от One Laptop Per Child - "по одному лэптопу на ребенка"), которая ныне наводит лоск на почти завершенный аппарат-прототип. Этот прототип впервые будет продемонстрирован публике 17–18 ноября в рамках программы WSIS на Всемирном саммите по информационному сообществу (Тунис). Начало массового производства лэптопов запланировано на следующий год. Программу OLPC поддерживают несколько солидных корпоративных спонсоров, включая AMD, Google и Red Hat. Среди первых покупателей, по свидетельству Негропонте, будут сотрудничающие с проектом Бразилия, Египет, Китай, Таиланд и Южная Африка. Живо интересуются ходом разработки и американские власти. Так, Мит Ромни (Mitt Romney), губернатор Массачусетса, где базируется Media Labs, намерен закупить эти компьютеры для всех 500 тысяч детей, обучающихся в средних и старших классах школ штата. Аналогичный проект готовится в штате Мэн. Всего же до конца 2006 года по программе OLPC планируется выпустить порядка 15 млн. (!) лэптопов. А еще через год, если все пойдет нормально, масштабы ежегодного производства, по оценкам Негропонте, реально довести и до 100–150 миллионов.

Что же представляет собой созданный в Media Labs лэптоп и почему он так дешев? Конструкцию компьютера вполне можно назвать спартанской. Он будет иметь усиленный, скорее всего резиновый, герметично закрывающийся корпус. Следует отметить ЖК-дисплей, на который приходится больше трети стоимости устройства и который может выступать в двух ипостасях: как цветной TFT-экран для "обычного" режима работы и как экономный черно-белый экран для энергосберегающих режимов вроде "электронной книги". Жесткий диск не предусмотрен, в качестве ЗУ выступает флэш-память объемом 1–2 Гбайт, в целом же аппарат по своей концепции является "тонким клиентом", ориентированным на хранение данных в Сети. Коммуникационные возможности - четыре порта USB и беспроводной адаптер Wi-Fi. Операционная система, естественно, Linux, и в сильно облегченном варианте. Одна из фишек - вытяжная ручка собственного электрогенератора, вращая которую, можно подпитывать компьютер энергией из расчета одна минута подкачки на десять минут работы.

Современные ноутбуки, по оценкам Негропонте, столь дороги потому, что около половины их цены составляют расходы на рекламу, маркетинг и прочие подобные вещи, не связанные с производством. Для лэптопа OLPC эта проблема вообще не стоит. Еще одна значительная доля расходов - поддержка всех, зачастую сильно избыточных возможностей современных ОС и стандартного на сегодня ПО (имеется в виду не только продукция Microsoft, но и других фирм, например Adobe). Поэтому использование открытой Linux, да еще в облегченном варианте, позволило, по оценкам разработчиков, снизить стоимость лэптопа более чем вдвое. Причем, по мере удешевления комплектующих, даже цену в 100 долларов вполне можно будет снижать и дальше.

Разумеется, речь идет о сугубо "гуманитарной" цене продукта, не предусматривающего коммерческое распространение. По этой причине одну из главных проблем, которая может осложнить красивую жизнь лэптопам в детских руках, Негропонте видит в полулегальном сером рынке, занимающемся перепродажами. По опыту бедных стран хорошо известно, что родители в неимущих семьях зачастую отбирают у детей товары, полученные в качестве гуманитарной помощи, и продают их. Чтобы бороться с массовыми перепродажами "детских" лэптопов, Media Labs, возможно, прибегнет к лицензированию технологии для коммерческих продаж. Если крупные компании станут официально продавать тот же продукт по 150–200 долларов, то серому и черному рынкам ловить будет нечего. Пока, правда, неясно, сочтут ли компьютерные гиганты подобный бизнес выгодным для себя. 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.