Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Идеальный любитель

Архив
автор : Сергей Озеров   22.09.2005

Что нужно для полного счастья обычному фотолюбителю? Нужно, чтобы с фотоаппаратом было просто обращаться, нужно, чтобы он позволял легко искать и компоновать кадр, быстро подправлять вручную некоторые основные настройки, а главное - чтобы по приложении минимума усилий делал красивые снимки.

Что нужно для полного счастья обычному фотолюбителю? Нужно, чтобы с фотоаппаратом было просто обращаться, нужно, чтобы он позволял легко искать и компоновать кадр, быстро подправлять вручную некоторые основные настройки, а главное - чтобы по приложении минимума усилий делал красивые снимки.

Казалось бы: бери буквально первую попавшуюся современную цифровую камеру - и вперед, запечатлевать красоту окружающего мира и неповторимость каждого момента жизни. Благо сейчас даже скромная четырехмегапиксельная "мыльница" за 200 долларов в хороших руках выдаст фотографию, которую не стыдно распечатать в формате A4, вставить в рамку и повесить на стенку. Зачем переплачивать в три-четыре раза, покупая дорогой навороченный аппарат?

Тот, кто увлекается цифровой фотографией, без сомнения, знает ответ на этот вопрос. Высокая скорость фокусировки и съемки без всяких лагов; низкий уровень шумов; возможности "творческой" настройки параметров кадра и степень удобства этих настроек; хороший видоискатель; хорошая оптика. Правда, длительное время единственными радикально лучшими по всем этим параметрам были исключительно зеркалки, со всеми присущими им достоинствами и недостатками и, разумеется, очень дорогие. Увы, эти полупрофессиональные устройства не так-то просто заставить "раскрыться" и показать все свои возможности. Купленная за 5 тысяч долларов EOS 1D mark II в руках дилетанта - все равно что микроскоп, которым забивают гвозди. И это одна из причин, почему DSLR-камеры до сих пор сравнительно непопулярны: они попросту слишком сложны для повседневного использования. Обычному пользователю нужно что-то, с одной стороны, похожее на зеркалку, а с другой - гораздо более простое. И мой рассказ - о, пожалуй, лучшем на сегодня аппарате такого рода.

Удобство съемки

Panasonic DMC-FZ30 буквально влюбляет в себя с первых же секунд включения: более удобного и "очевидного" фотоаппарата я в жизни не встречал. Хорошо продуманное, красивое русифицированное меню с кучей подсказок; интуитивно понятные, очень удобно и функционально расположенные кнопки; ухватистая рукоятка. На кнопки зачастую "повешено" по нескольку действий, но они так замечательно подобраны, что затруднений при их использовании не возникает, скорее наоборот - очень удобно, когда одной и той же кнопкой можно задавать экспокоррекцию кадра, экспокоррекцию вспышки и брекетинг по экспозиции - группировка логична, а подсказки, сопровождающие каждое действие, ни за что не дадут запутаться. И никаких рычажков, кнопок и переключателей там, где это не нужно, - зум и фокусировка реализованы широкими кольцами на объективе. Трансфокатор - чисто механический, очень мягкий, плавный и точный. Кольцо фокусировки с объективом механически не связано, но все равно ручная наводка на резкость у FZ30 - заслуживает всяческих похвал["Ручной" сугубо механический трансфокатор для камер Panasonic - новинка, а вот великолепная ручная фокусировка была и у FZ10/FZ20]. Переключение между ручным и автофокусом осуществляется расположенным на объективе переключателем; в "ручном" режиме можно в любой момент прибегнуть к услугам автоматики, нажав расположенную чуть ниже этого переключателя кнопку.

Видоискатель - электронный, быстрый, большой, яркий… и, конечно же, тоже удобный. Яркий 2-дюймовый LCD-дисплей на 260 тысяч пикселов имеет две степени свободы и позволяет гибко регулировать свое положение. И дисплей, и видоискатель полностью взаимозаменяемы - то есть последний, к примеру, может запросто продемонстрировать вам меню DMC-FZ30; они могут работать в пяти режимах. Можно вывести на экран вспомогательную сетку; "живую" гистограмму при съемке; информацию в "стиле зеркалок" (значки и цифры вокруг кадра) или "компактов" (прямо внутри кадра); можно все отключить, оставив видоискателю только его основную задачу (то есть компоновку кадра). Есть небольшой пластиковый наглазник; есть подстройка диоптрий (+1…–3).

Великолепно работает автофокус. Поддерживаются самые сложные и точные способы фокусировки (до девяти зон автофокуса); причем даже в "медленном и точном" режиме скорость его срабатывания находится на уровне лучших незеркалок. В "быстром" режиме фокусировка у FZ30 вообще становится практически мгновенной - как у недорогих объективов зеркалок. Время включения - меньше секунды[Раньше у FZ20 оно доходило до 4–5 секунд]; лаг между нажатием спуска и снятием кадра отсутствует как класс (заявлено менее 0,01 с). Приплюсуйте сюда высокую скорость серийной съемки (три режима - "быстрый", "медленный", "бесконечный") до 3 кадров в секунду. То есть DMC-FZ30 по всем важнейшим "эргономическим" параметрам ничуть не уступает зеркалкам, но в отличие от последних позволяет сразу при съемке хорошо видеть выбранный баланс белого и экспозицию. Кстати, баланс белого у камеры - тоже едва ли не самый лучший из всех существующих: и "холодный" телевизор, и "очень теплый" свет от ламп накаливания она обрабатывает с одинаковой легкостью.

Оптический стабилизатор заметно упрощает съемку с рук и с большой выдержкой. Конечно, сделать хороший снимок на "длинном", 420-мм конце объектива с выдержкой порядка секунды вам не удастся; однако для выдержек ~1/10 и не столь больших зумов дрожь рук сглаживается замечательно. Только учтите, что оптический стабилизатор именно сглаживает движение оптической оси объектива, и если фотоаппарат в процессе съемки кадра, скажем, совершал поворот на 10 градусов, то никакой стабилизатор, даже на маленькой выдержке, от смазанности не спасет. Проще говоря, в условиях плохого освещения снимать "на ходу" все-таки нельзя. А вот крепко держа камеру в руках - можно запросто.

Замеченных недостатков три. Самый большой - то, что камера имеет солидные крупные размеры и вес, а держать ее на 90% приходится правой рукой. Дело в том, что кольцо фокусировки занимает столько места, что браться левой рукой за объектив нужно буквально "двумя пальчиками", дабы не зацепить вместе с зумом фокусировку или наоборот. В общем-то, скорее чисто психологическая проблема (как правильно взяться за объектив); однако после первого дня, проведенного в обнимку с FZ30, мое правое запястье ощутимо болело. На второй день я к камере привык, и рука перестала сильно напрягаться. Второй недостаток: обратной стороной идеальной функциональности видоискателя, является то, что на очень ярком солнце и в почти полной темноте работать с фотоаппаратом становится некомфортно. В первом случае даже очень яркие по обычным меркам EVF-видоискатель и LCD-экран все равно блекнут; во втором - уже не справляется оптический сенсор камеры, и там, где человеческий глаз видит вполне приемлемую картину, - выдает синий шум, нежели снимаемое изображение. Ну и, наконец, хотелось бы, чтобы TFT-экранчик камеры откидывался не вниз, а вбок, как у многих компактных фотоаппаратов Canon - что во многих случаях гораздо удобнее.

Технические характеристики

Фотоаппарат оснащен 12-кратным оптическим ультразумом Leica - не слишком "светлым" (1:2,8–1:3,7), но зато с хорошим оптическим стабилизатором изображения. Правда, на широком угле (35 экв. мм.), несмотря на примененные в объективе три асферические линзы, заметна слабая бочкообразная дисторсия; однако в целом - очень достойный (насколько это вообще возможно для ультразумов) объектив. Видимых хроматических аберраций и виньетирования нет; бликов при съемке тоже замечено не было. Объектив "жесткий", своих размеров при зуммировании и фокусировке не меняет; передняя линза при фокусировке не вращается. Есть резьба под 55-мм фильтры или оптические насадки (теле- или широкоугольные конверторы). При желании можно прикрутить к объективу комплектную фигурную бленду (фиксируется как в "прямом", так и "надетом на объектив" состоянии).

Макросъемка - более чем приличная. То есть понятно, что объектив под нее не "заточен", но в разумных пределах ограничений на съемку он не накладывает. Минимальная дистанция фокусировки - 5 см.

Матрица - восьмимегапиксельная, формата 4:3 и максимального для современных незеркальных камер размера 1/1,8”. При желании в меню можно выбрать съемку в формат "пленочные" 3:2 или "широкоформатный" 16:9 - при этом фотоаппарат пропорционально "обрезает" у кадра верхнее и нижнее поля. "Широкоугольный" режим хорош для съемки пейзажей (вдобавок экономится место на флэшке, ибо в этом случае кадр получается меньшего размера (5,3 Мп вместо 8 Мп). Съемка в формат 3:2 удобна тем, что именно в таком формате печатается сейчас подавляющее большинство бумажных фотографий и, так или иначе, перед печатью "обрезку" из полных 4:3 кто-нибудь обязательно проводит.

Качество снимков - более чем достойное. Матрица довольно сильно шумит (некоторая "зернистость" проявляется даже на ISO 80), но довольно уверенно справляется с большими (пара секунд) выдержками, так что при наличии штатива снимать приемлемые кадры можно и ночью. Блюминга за матрицей тоже не замечено - снимки "против света" получились отлично. А вот на ISO 200 и ISO 400 шум начинает немного раздражать, хотя и остается в рамках терпимого[Для сравнения, у Canon PowerShot G5, одной из удачнейших камер двухлетней давности, матрица шумит на ISO 200/400 на порядок сильнее. На ISO 400 снятые кадры обычно непригодны даже для публикации в Интернете. Добавьте сюда блюминг и получите представление о том, насколько лучше снимает FZ30 по сравнению с G5].

Много ручных настроек. Можно настраивать насыщенность, контраст, резкость, шумоподавление; задавать и сохранять баланс белого; сохранять изображения в форматы RAW и TIFF. Отснятый материал можно просматривать и редактировать (поворот, изменение размеров, обрезка). Если вы предпочитаете ручным настройкам предустановленные "сценарии" (съемка портрета, спорт, ночное небо и т. д.) - к вашим услугам любой из четырнадцати зашитых вариантов, которые можно назначать двум позициям на селекторе режимов съемки.

Великолепно реализована возможность видеосъемки. Длительность видеоролика 640x480@30 Гц со звуком в формате MJPEG (MOV) ограничивается только количеством свободного места во флэш-памяти. При съемке можно пользоваться зумом (чего не позволяют большинство других камер), а камера непрерывно отслеживает фокусировку и экспозицию и корректирует их по мере необходимости. Приплюсуйте сюда тот же оптический стабилизатор - и получится, что FZ30 вполне способен заменить неплохую цифровую видеокамеру. Была бы только флэшка побольше.

Послесловие

FZ30 - превосходный фотоаппарат с широчайшими возможностями по вполне доступной (700–800 долларов) цене. Для идеала ему не хватает лишь оптического видоискателя (который, на самом деле, палка о двух концах), возможности сменить объектив (нужно далеко не всем) и менее шумной матрицы (95% потребителей работают с куда худшими матрицами). Да и стоит ли ради этого самого идеала жертвовать поразительным удобством и многофункциональностью - это еще вопрос. О главном недостатке FZ30 я уже сказал: при таких габаритах без кофра для переноски не обойтись. В остальном это идеальный фотоаппарат для непрофессионалов.

Благодарим компанию Panasonic и агентство PRIOR за предоставленный на тестирование фотоаппарат DMC-FZ30.  

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.