Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Заключительная вводка

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   23.06.2005

Редактор, готовящий в «КТ» тему номера, обычно предваряет ее краткой вводкой. В данном случае вводка уместнее в конце. Ибо те явления и процессы, о которых шла речь в материалах темы, больше связаны с будущим, чем с настоящим.

Редактор, готовящий в "КТ" тему номера, обычно предваряет ее краткой вводкой. В данном случае вводка уместнее в конце. Ибо те явления и процессы, о которых шла речь в материалах темы, больше связаны с будущим, чем с настоящим.

Основной вопрос сейчас - как пойдет дело дальше. Ясно, что ответ зависит отнюдь не только от ситуации в ИТ-бизнесе и даже экономике в целом. Образование - очень деликатная сфера, не сводящаяся, как справедливо замечает Максим Отставнов, к подготовке кадров. А сейчас на все накопившиеся проблемы российской образовательной сферы накладываются еще два фактора. Первый - начало реформ, план которых толком не сформулирован, не проэкспертирован и не обсужден. Второй (возможно, еще более серьезный) - связан с происходящим в последние десятилетия в мире кардинальным изменением положения и роли университета как такового.

Как это делают в ВШЭ

В 2003 году Минобр утвердил новое направление подготовки бакалавров и магистров - направление 523100 "Бизнес-информатика". Инициатором этого шага стал факультет бизнес-информатики (bi.hse.ru/bim) Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ).

Об этом факультете мы уже писали в #588, посвященном созданию инновационных компаний (см. также стр. 46 в текущем номере). Он должен заполнить ту кадровую нишу, о которой в первую очередь вспоминают при перечислении проблем нашего инновационного сектора; его выпускники, призванные "организовывать информационные системы в бизнесе и госуправлении" (в США эта специальность называется IT Governance), должны, по идее, уметь организовать и сам инновационный ИТ-бизнес, по крайней мере одна из магистерских программ называется "Инновации и бизнес в сфере ИТ".
Обучение на факультете построено по "физтеховскому методу" - только вместо базовых кафедр в крупнейших научных центрах здесь студентов ждет полноценная, долговременная стажировка в крупнейших ИТ-корпорациях. Из них в первую очередь следует назвать Microsoft, сотрудником которой по-прежнему остается декан факультета Виктор Никитин. Но - "мы не факультет Microsoft!" - подчеркивает Виктор. Действительно, среди "базовых компаний" факультета - IBS, SAP, "Крок", "Ланит", "1С". В этом списке скоро могут появиться IBM, Accenture, Внешторгбанк.

Требования к поступающим очень высоки. "По математике наши экзамены сложнее, чем в Физтехе", - утверждает Виктор Никитин. Ежегодно на факультет зачисляются 50–60 медалистов. Бюджетных мест - 100, коммерческих - 70. Виктор, будучи деканом, заведует на факультете кафедрой "Инновации и бизнес в сфере ИТ", что тоже подчеркивает ориентацию на превращение факультета в ядро инновационного кластера (на 2006 год запланировано строительство кампуса в Троицке).
На факультете пока не было еще ни одного выпуска - ни бакалавров, ни магистров. Пока неясно, будут ли выпускники востребованы на российском рынке.

Но в любом случае такая концентрация мощнейших ИТ-компаний, в том числе международных гигантов, вокруг образовательного проекта одной из лучших экономических школ страны производит сильное впечатление и вселяет большие надежды.

Масштабы бизнеса на исследовательской и экспертной деятельности, в совокупности с бизнесом на собственно обучении, впечатляют. Университеты превращаются (многие уже превратились) в крупные корпорации, оперирующие огромными средствами. Сегодня у более чем сорока американских университетов фонд endowment (средства, которые университет может инвестировать, в том числе и в венчурные проекты) превышает 1 млрд. долларов. Процесс приватизации университетов усиливается в Европе, которая стала постепенно отставать в рейтингах от американских частных университетов. Все это следует иметь в виду, чтобы реально оценивать и наши перспективы - ведь теперь мы работаем в точно таких же рыночных условиях, что и Запад. Вполне возможно, что и нашим университетам придется идти по тому же пути, включающему приватизацию. В этом случае место бесплатного образования займут банковские кредиты на образование, нас ждет возникновение нового крупного рынка и масса других перемен.

Роль студента как потребителя продукта, поставляемого университетом-корпорацией, тоже непривычна для наших традиций. Судя по письмам Student’a, давшим импульс созданию этой темы номера, она сегодня воспринимается нашими студентами уж слишком буквально: такой-то курс нам дали, а такой - не дали. Между тем на мехмате МГУ, например, всегда было аксиомой: образование здесь получают в "коридорных разговорах". Это означало: учить вас никто не будет (это только в армии "не можешь - научим! не хочешь - заставим!"), зато есть среда, в которой действительно можно научиться тому, что нужно, и надо уметь ею воспользоваться. К этому близка и "физтеховская система", а в пределе и классика, когда ученик работает подмастерьем у учителя.

Эта схема, похоже, остается сегодня единственной жизнеспособной. Вопрос в среде - как ее оживить и усилить. Поэтому описанные во врезках примеры "конвергенции" ИТ-индустрии и образования - хоть и очень разные по всем параметрам - мне весьма симпатичны. Единственный реальный вектор развития ИТ-образования я лично усматриваю именно в такой конвергенции. Если, разумеется, пренебречь вероятностью того, что завтра инопланетяне склонируют нам всех этих замечательных профессоров - уехавших, ушедших от преподавания, доросших до своего нынешнего ранга уже после отъезда (а также тех, кто дорос бы, если б не бросил это дело), - и создадут клонам, а заодно и всем нам, идеальные условия для процветания наук.

Как это делают в МИРЭА

Вот одна из схем взаимодействия с ИТ-индустрией, реализуемая сейчас в Московском Государственном институте радиотехники, электроники и автоматики [ТУ МИРЭА]). Крупная компания - в данном случае НКК, Национальная компьютерная корпорация (www.ncc.ru), то есть даже самая крупная из российских компьютерных компаний, согласно рейтингу "Эксперта" за 2004 год, - нуждается в инженерах, знакомых с ее проблематикой и умеющих решать ее задачи. На нашем плохо оборудованном и тускло освещенном рынке труда найти нужных специалистов нелегко (и весьма вероятно, что их там просто нет). Поэтому компания приходит в вуз и договаривается о совместном образовательном проекте. Ее вклад компании - техническое оснащение, делегирование своих специалистов для проведения занятий, участие в разработке учебных планов и методических материалов; вклад вуза - организация и проведение дополнительных занятий по профилю компании.

Однако сводить к такой несложной прагматике концепцию Академии НКК на базе МИРЭА, создание которой началось в 2005 году, - слишком большое упрощение. Концепция проекта предполагает куда более значимые результаты, чем решение кадровых проблем одной компании и проблем трудоустройства нескольких десятков выпускников.

МИРЭА был создан в 1960-е годы как фабрика инженеров-электронщиков с ориентацией в основном на предприятия высокотехнологичного сектора ВПК. На многих из этих предприятий были базовые кафедры, где студенты по-настоящему осваивали профессию. В случае Академии НКК похожий механизм начинает работать на более раннем этапе - старшекурсники Академии уже преподают в Лицее информационных технологий №1525 "Воробьевы горы" (его курирует МИРЭА). Следующий уровень - студенческий (в этом году начала работу пилотная группа Академии, в которую по конкурсу зачислено пятнадцать студентов МИРЭА). Наконец, третий уровень обучения - "диссертанты", ведущие совместные проекты МИРЭА и НКК, в том числе исследовательские.

НКК уже передала институту и лицею оборудование; компания выплачивает стипендии лучшим студентам ИТ-специальностей. Реализация остальных этапов идет активно и с энтузиазмом. В этом меня убедила длительная беседа в институте с Ольгой Литвиновой (куратором Академии со стороны НКК и одновременно - помощником ректора МИРЭА) и Алексеем Филиновым (студентом 5-го курса, программистом Центра новых инфотехнологий МИРЭА, руководителем ИТ-сектора бывшего Дворца пионеров, где работает лицей). Координирует же проект со стороны МИРЭА его проректор Владимир Мордвинов.

Ну а кроме того, в МИРЭА второй год работает Сетевая Академия Cisco, где можно получить квалификацию сертифицированного специалиста по ряду сетевых технологий - полезное для трудоустройства дополнение к основному диплому. Две академии сейчас тесно сотрудничают. В целом все это производит впечатление вполне продуктивного партнерства ИТ-бизнеса с ИТ-образованием. Точнее - начальной стадии такого партнерства.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.