Архивы: по дате | по разделам | по авторам

«Креатифф» и BitTorrent

Архив
автор : Сергей Голубицкий   09.06.2005

Мой старый добрый знакомый Евгений Цепретнюк, чьими усилиями по большей части родилась прошлым летом тема номера о японском аниме, просветил меня, отставшего от жизни, по части современных веяний в рунетическом словотворчестве.

Мой старый добрый знакомый Евгений Цепретнюк, чьими усилиями по большей части родилась прошлым летом тема номера о японском аниме, просветил меня, отставшего от жизни, по части современных веяний в рунетическом словотворчестве. Недоумение по поводу безвкусного и нарочитого стёба развеивается таким комментарием: «Что до процитированного вами форумного «барзаписца» — так это ж новейшая мегамодная тенденция Рунета! Аффтары. И их «креативы», которые нужно не читать, а «фтыкать». И оценивать, не по старинке, а с употреблением выражений «гламурно», «готично», «зачот» или же, напротив, «КГ/АМ», «афтар выпей йаду», «в Бобруйск жывотное» и т. п… вплоть до монументального «аффтар, учи албанский!»

Расставил все точки Дмитрий Кравчик: «По поводу приведенного вами примера сознательного издевательства над орфографией. Мне кажется, я знаю, откуда там ноги растут. Дело в том, что в последнее время в Рунете дико популярен сайт некого Удава. Местечко весьма своеобразное — вам как филологу, возможно, будет небезынтересно. «Статьи» тамошние написаны точь-в-точь в таком стиле, да плюс изрядно приправленные матом. Люди называют себя «падонки», а публикуемые материалы — «криатиффы». Темы — о жизни вообще, истории из детства, и, конечно, роль и предназначение женского пола».

Я, как порядочный, не поленился — потратил часок на внимательную вивисекцию помянутого сайта, но, увы, разочаровался: рунетический «креатифф» на поверку оказался банальной пубертатной сублимацией. Поясню, в чем дело. В определенном возрасте дети испытывают непреодолимое желание выделиться из общей массы любыми правдами и неправдами. Так называемый синдром «Доживем до понедельника» — когда «все вы толстокожие дураки», «меня, тонкого, не понимаете» и «тьфу на вас». В подавляющем большинстве случаев сублимация отливается в любительское творчество: в годы моей юности писались стихи (желательно на иностранных языках, дабы подчеркнуть особость и элитарность потуг), сегодня вот — «креатифф». Все это, правда, относится к отпрыскам гнилой интеллигенции. Детишки из семей попроще графоманией не заморачиваются, а непосредственно «фтыкают» в репу одноклассникам (тем самым, что из мо,згов нации), шмонают деньги на переменке, шмалят в школьном подвале и надувают лягушек через трубочку.

Что касается «падоночно-гламурно-готичных зачотофф», то выбор художественного языка целиком определяется принципом постмодернистского эпатажа, сформулированным двадцать лет назад Умберто Эко. Вот как действует этот механизм. Предположим, молодой человек хочет признаться в любви девушке, причем все свои чувства он мечтает выразить только фразой: «Я люблю тебя безумно». В любое другое время молодой человек так бы и сказал, но только не в эпоху постмодернизма, поскольку именно эта фраза уже была произнесена одним из героев Лилиан Хеллман. Самое ужасное, что девушка, в которую влюблен молодой человек, попалась образованная и Лилиан Хеллман читала. И молодой человек об этом знает. И она знает, что он знает. Как же ему поступить в ситуации полной высказанности? Эко утверждает, что в эпоху постмодернизма для молодого человека есть только один способ адекватной передачи своих чувств без того, чтобы оказаться в роли эпигона, — произнести фразу: «Как сказала бы Лилиан Хеллман, я люблю тебя безумно!»

Иными словами, эпоха постмодернизма предполагает две вещи: полную невозможность изобрести что-то новое плюс обреченность на цитирование. Рунетовский «креатифф» рождается из трагедии осознания убогости своего бытия — с одной стороны, и страстного желания красиво самовыразиться — с другой. Отсюда и растут ноги ироничного станса: виртуальный Печорин принимает позу зашкаливающего понта и начинает стебаться на уровне измывательства над языком. Ну а что вы хотите?! Рассказать же не о чем! Вот и приходится завязываться в лингвистический узел да эпатировать матом (как в «креатиффе Удаффа»). Старо как мир. Да что там: задолго до Умберто Эко эту галиматью заклеймил вождь пролетариата В. И. Ленин, отметив неуемное стремление каждой амебы оставить хоть какой-то след в жизни(Интересно, изучают ли сегодня в институтах ленинскую «теорию отражения»?). Ну и славненько — нехай детишки тешатся: «фтыкание креатиффа» во всех отношениях лучше измывательств над кошками и одноклассниками.

Теперь культурологическая аудитория «Голубятен» поднимается и выходит из аудитории, а ее место занимают «софтонутые», потому как мы начинаем мусолить программулины.

Время от времени в «Голубятнях» возникает тема поиска альтернативных кладовых вареза и прочей ценной информации, близкой отечественным бакунианцам. Пару лет назад мы изучали клиентские программы Kazaa, eDonkey и eMule для работы в файлообменных сетях p2p. Зимой 2004 года вышла серия колонок «Нас не догонят», посвященная протоколу IRC. Сегодня добрую традицию продолжим разговором о набирающем популярность протоколе BitTorrent и его лучших клиентах.
Если не изменяет память, BitTorrent появился в 2003 году во фриварном формате с легкой руки бакунианца Брама Коена (надо полагать — псевдоним, производный от Абрама Когана). Поначалу BitTorrent использовался для варезного распространения пиндосских телевизионных мыльных опер, затем расползся по всему миру, да так, что сегодня больше 40% всего пирингового трафика приходится именно на эту сеть нового поколения.

Первая волна популярности протокола захлебнулась после ударной диффузии «The Matrix: Reloaded», из-за которой кинокоммерсанты пошли недетской войной на централизованные серверы BitTorrent и добились их закрытия. Кстати, трафик в BitTorrent управляется централизованными серверами, в чем, безусловно, сказывается уязвимость протокола перед натиском варезоборцев. C другой стороны, эта же централизованная структура обеспечивает сетям BitTorrent беспрецедентную популярность. Сейчас поясню.

Конек протокола — раздача больших либо очень больших файлов. В первую голову — свежих фильмов в формате DivX/Xvid (и DVD, конечно, тоже, но редко) и дисковых образов (ISO) софтверных программ. Раздача осуществляется с помощью центрального сервера, который называется трэкером. Сам по себе трэкер никакую информацию о файле не содержит и лишь управляет соединениями. Пользователи с помощью клиентских программ присасываются телятами к трэкеру и начинают одновременно закачивать и отдавать блоки файла. Телят называют пирами (от «peer» — равноправный клиент) или более эмоционально — личерами (от «to leech» — сосать пиявкой). Как только пир скачал файл целиком, он превращается в сида (от «seed» — семя, зерно) при условии, что не отключается от сети и продолжает отдавать файл. Чем больше сидов, тем быстрее идет раздача, поэтому в этике BitTorrent считается западло отключаться от сети сразу после справления собственных нужд.
Поскольку в BitTorrent все пиры принимают и отдают один и тот же файл (поделенный на кусочки, разумеется), скорость раздачи на порядок выше, чем в стареньких пиринговых сетях (Коза и Осёл): на жирных каналах (типа тарифа «Стрим-Турбо») она легко достигает 300 кбит/с. Собственно, вот вам и причина популярности BitTorrent.

Теперь медленно спустимся с гор и начнем осваивать территорию.

Шаг первый: выбор клиента BitTorrent. Сложность двоякая. Во-первых, клиентов этих как грязи. Во-вторых, все они какие-то разные и неоднозначные. По большому счету работа с BitTorrent — чистой воды no-brainer, поэтому безразлично, каким клиентом пользоваться. Соответственно, выбор приходится делать по вторичным качествам: эстетика интерфейса, любовь/нелюбовь к определенному языку программирования (например, к Java), предпочтение plain vanilla либо навороченному ЦУПу(ЦУП — центр управления полетами. А вы что подумали?). Посему вопреки традиции «Голубятен» однозначных и безапелляционных рекомендаций по выбору клиентской программы BitTorrent давать не буду — лишь назову основные варианты, а дальше: сами грузите, тестируйте и подбирайте на вкус и цвет. Главное, помнить, что в функциональном отношении особой разницы между программами нет.

Итак, самые популярные клиенты BitTorrent — это: Shad0w, Azureus, BitComet, BitSpirit, BitTornado, MainLine, ABC и Experimental Client. Существует еще десятка три других поделок, только — вам это надо?

Самым распространенным клиентом является Shad0w. Никто, ясное дело, не подсчитывал, но говорят, что им пользуется больше половины участников пиринговой сети. Я попробовал — не впечатлила. Так что решайте сами. Мой выбор — Azureus, при том что терпеть не могу Java, на которой написана эта программа. Однако Azureus столь мастерски сочетает в себе ненавязчивый интерфейс с обилием настроек в духе ЦУП, что я просто не устоял. Меньше других понравился ABC, хотя почему-то именно этот клиент находится в фаворе (судя по высказываниям на форумах). Наверное, из-за доведения идеи no-brainer до совершенства: установил и поехал!

Шаг второй: поиск торрентов. Прежде чем грузить варезяку, необходимо найти его конфигурационный файл. В BitTorrent этот файл имеет расширение *.torrent и весит от 40 до 200 Кбайт. Искать нужно на специальных поисковых BitTorrent-серверах, коих легион. Неплохой и постоянно обновляющийся список есть на сайте BitTorrents Top Sites. Можно начать и с легендарного SuprNova, который периодически то прикрывают, то снова открывают, что лишний раз подтверждает мою давнюю догадку о заинтересованности самих контент-производителей в существовании пиринговых сетей, чей рекламный эффект, как правило, перекрывает материальный ущерб. Остальные линки — на beritut.

Поисковый сервер выдает после запроса линк на нужный конфигурационный файл, вы его скачиваете на свой компьютер — и можно приступать к раздаче.

Шаг третий: закачка. Кликаете на файл с расширением *.torrent, и он автоматически загружается в заблаговременно установленную клиентскую программу. Дальше все пойдет само по себе и по маслу. Единственное, о чем надлежит помнить: соотношение скорости приема и отдачи. Как всякий нормальный человек, поначалу я пытался ограничить раздачу, тем более что клиент Azureus в отличие, скажем, от ABC позволяет это сделать, однако потом осознал, что палка о двух концах, и жмотиться перестал. Дело в том, что скорость закачки файлов в BitTorrent целиком зависит от так называемого рейтинга отдачи (share rating): чем больше и быстрее мы отдаем, тем больше и быстрее принимаем (как, впрочем, и в остальных пиринговых сетях). Поэтому искусственное ограничение исходящего трафика выделки не стоит, тем более что большинство провайдеров исходящий трафик не тарифицирует.

Что еще? Разумеется, BitTorrent поддерживает докачку, поэтому в любой момент можно разорвать соединение, а затем продолжить с того же места, где вы остановились. Последнее напутствие: будьте джентльменами и после полной загрузки файла поработайте сидом — это позволит поправить карму, которую вы слегка попортили (типа, нехорошо брать чужое и т. д.).

Линки, помянутые в «Голубятне», вы найдете на домашней странице internettrading.net/guru.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.