Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вы не поверите, но — о софте!

Архив
автор : Сергей Голубицкий   26.05.2005

Всё! В Таганрог путешествия — будем писать за компьютерные программы. Тем более что скоро эти путешествия начнутся по новой, и бог знает, когда до софта руки дойдут.

Всё! В Таганрог путешествия — будем писать за компьютерные программы. Тем более что скоро эти путешествия начнутся по новой, и бог знает, когда до софта руки дойдут. Место культурологического повидла сегодня займет шустренькая такая пенетрация в таинства художественного стиля. Поводом служит поток писем читателей, в которых «Голубятни» по непонятной причине растеребили глист графомании. Вроде я такой задачи не ставил, но раз уж случилось, будем спасать положение. Ни критиковать, ни хвалить своих корреспондентов не буду, лишь дам скромные советы, которые, надеюсь, помогут начинающим графоманам со временем превратиться в реально пишущих людей. Сразу оговорюсь: мы тут разбираем так называемый непрозрачный текст, а не потную журналистику — ремесло, доступное при интенсивном рукоблудии любому сантехнику.

Непрозрачный текст — это когда форма выражения несет такую же (а иногда — и бОльшую) смысловую нагрузку, что и содержание. Итак, первая и самая главная заповедь: во взрослом непрозрачном тексте форма выражения никогда не является самоцелью! Как только исчезает естественность, литература заканчивается и начинается графомания. К сожалению, 99 % «непрозрачных» потуг, присланных мне читателями, страдают именно такой самоцельной грыжей. Опять же никого не буду цитировать (мы своих пацанов не сдаем), лишь приведу отрывок из чужого поста на одном варезном форуме (да знаю-знаю: божилась мышка не заглядывать в кладовку!): «Понял тебя. Не дурак значит. Но пымашь… у меня эта… хе-хе… зима и лета… Ну пачимута не лежит моя душа в направлении Гетрайта. Я пытался было их свести, пазнакомить, приручить — ан нет. Хрен в сетку и вон из очереди. Вопчем есть между маёй душой и Гетрайдиной вапиющая психологичная несавмистимость. А посему, зачитав до дыр ваш совет, я тиха пашёл, незатно стянул, и па сикретному паставил РеГет паследней ревии. И?.. И как думаешь чё палучилось?.. хе-хе… пади не дагадываешься?.. Хе-хе… но не ссы… я тебе скажу… Я тебя палюбил — я тебе расскажу».

Приведенный пост не единичен: конкретный чел выражается в описанной манере на форуме постоянно (не поленился — проследил). Чувствуется, что для него важно не столько, что сказать, но и как сказать. Отсюда сознательное (головное!) надругательство над синтаксисом и орфографией, смешение стилей, платонкаратаевские прибаутки. Сами по себе — приемы вполне достойные, однако в конкретном случае смотрятся полной мракотой и ко,шмаром. Почему? Потому, что нарушена главная заповедь: «непрозрачность» приведенного текста деланая (к тому же — пальцем). Она неестественна, и потому она есть стёб. Стёб же — это смерть любого творчества. Почему невыносимый для меня лично Владимир Сорокин безусловно является настоящим писателем? Потому, что свое калоедство и «делание по вате» он описывает без малейшего признака стёба, с внутренней серьезностью, я бы даже сказал, страстной убежденностью. Думаю, понятно, что в личной жизни Володя экскрементами не питается (как ни печально это слышать «Идущим Вместо»), однако степень его художественной мимикрии потрясает. Омерзительный писатель, но настоящий, чего уж там душой кривить.

При виде же стебалова у мыслящего читателя может возникнуть единственное желание: взять сковородку и звездануть придурка по кумполу, чтобы тот заткнулся навеки. Делать этого, правда, не рекомендуется, потому что у писателей-стебателей комплекс графомании обычно совмещен с мазоховым позывом, поэтому сковородка для них — тот самый вожделенный катарсис, ради которого, собственно, они и берутся за перо.

Надеюсь, я не запудрил окончательно читателям баки, потому как мысль моя лежит на поверхности: если человек решает испытать себя на литературном поприще, следует относиться к этому занятию предельно серьезно и уважительно. Без всяких там нах и пох. Иначе вместо достойного непрозрачного текста получится позорный тошнотворный стёб. Capishi? Замечательно. Можно дерзать дальше!

Разговор о софте начну с одного, судя по имени, узбекского программиста — Ернара Шамбаева, чью позицию не разделяю, но готов понять. Только не подумайте, что топик возник на волне весенней моды на все самаркандское. Просто Ернар Шамбаев — автор линейки известных конверторов ABC Amber. Всего плодовитый Ернар настрогал 42 шаревары, среди которых наиболее известны Text Converter, PDF Converter и CHM Converter. Скажу честно, Ернар — гений пиара! Такого блестящего описания софтверных возможностей утилит я не встречал ни раньше, ни позже. Судите сами: на странице ABC Amber Text Converter без лишних обиняков сказано, что программа осуществляет пакетное двустороннее преобразование форматов PDF, HTML, CHM, RTF, HLP, TXT (ANSI и Unicode), DOC, XLS, MCW, WRI, WPD, WK4, WPS, SAM, RFT, WSD, PWI, PSW, PWD и многих других. Нехило так, неправда ли? Примерно на таком же универсальном уровне заявлены и остальные утилиты из линейки ABC Amber.

Однако не спешите проверять — все равно не получится! Дело в том, что официальный линк Ернара ведет не на домашнюю страницу утилит ABC Amber, а на сайт какого-то «Лисьего Хвоста», где нашему вниманию представляется мультимедийный фуфел под названием «Битлз навсегда» — «электронная энциклопедия по творчеству феномена 20 века». Разумеется, я не мог пройти мимо такого круто заваренного худанита и не распутать загадочный клубок до конца, тем более что с Ернаром знаком заочно: пару лет назад он любезно предоставил мне на тестирование программу ABC Amber TheBat! Converter, которая, правда, меня сильно разочаровала, и по негласному правилу я ничего в «Голубятне» о ней не написал (никогда не критикую программы, подаренные мне авторами).

Поначалу — прости господи! — я грешным делом подумал, что Ернар преставился. Уж больно все выглядело подозрительным: был программист, делал популярные утилиты, а потом — хлобысь! — и нет программиста. Вместо сайта — туфта (чего стоят двести песен Beatles в формате MIDI — я вас умоляю!), линк из программы на покупку ведет на несуществующую страницу моего дорогого «Софткея» (не ко сну будет помянут). Короче, написал я Ернару письмо и узнал, что он жив здоров! Более того: по усам у него все течет и — главное — попадает в рот, потому как, цитирую, «программы из линейки ABC Amber (на текущий момент 42 шареварные и 2 бесплатные) продаются только на Запад. Софткей дерет жуткий процент (для меня получалось свыше 60 процентов), и поэтому там все закончено. С сайта идет переадресация на мой старый проект (для СНГэшных IP-адресов). Тот, кто очень желает, покупает по кредиткам».

Итак, что мы имеем в остатке? Программерскую позицию, которая диаметрально противоположна позиции Макса Саутина, создавшего специальную бесплатную версию своего конвертера HTMLtoRTF для бакунианствующих соотечественников. Ернар Шамбаев не просто отгородился от мерзких «эсэнгэшников» IP-забором, но и вытравил русский язык как класс: скажем, в утилите ABC Amber PDF Converter конвертация PDF-файлов с русскими символами вообще отключена к чертовой матери. Моя личная оценка такого подхода? Целиком умещается в выразительное французское словечко merde! Но! Есть одно большое НО: позицию Шамбаева я понимаю. Ни в каком виде не принимаю, но понимаю. И даже уважаю, как уважаю всякого достойного врага. Знаете, это вообще в традиции белых людей — уважать своих врагов. Не потешаться над ними, не ёрничать, не поливать грязью (особенно за глаза), не принижать достоинства, храбрость и боевой дух, а отдавать должное. Белый человек всегда понимал: принижая противника, принижаешь самого себя, потому как если твой враг труслив и убог, то чего стоит твоя победа над ним?

Вывод? Однозначный: Ернар Шамбаев шареварит в Пиндустане и правильно делает, потому что это единственное место на земле, где программист может заработать на хлебушко с маслушком для себя любимого и домочадцев. Точно так же единственно правильным решением для «эсэнговских» соотечественников Ернара Шамбаева будет использование в хвост и гриву варезных версий конвертеров ABC Amber, тем более что рассыпаны они на каждом углу Рунета. Другое дело — нужны ли вам программы, из которых сознательно вытравлена поддержка русских файлов? Jedem das Seine.

Теперь о двух изумительных плагинах для проигрывателей MP3, которые, уверен, заинтересуют многих читателей. В самом деле, кто сегодня не эмпэтришничает по маленькой и по большой? Ну так вот. Первый плагин — древний, как портянка динозавра, однако попался мне под руку лишь вчера и уже успел произвести неизгладимое впечатление — это iZotope Ozone, представленный в версиях для WinAmp, Windows Media Player и QMD (есть такой модный плейер — Quintessential Media Player). «Озон» принадлежит к категории так называемых DSP — Digital Sound Processors — цифровых преобразователей звука. Наверняка многие читатели уже имели несчастье познакомиться с самым известным представителем DSP — DFX Audio Enhancer от Power Technology, — поэтому теперь в недоумении вытягивают брови домиком: «What the fuck is he talking about?!» Вполне разделяю ваше возмущение: подавляющее большинство цифровых преобразователей звука просто-напросто издеваются над оригиналом, гипертрофируя ту или иную составляющую, — то басы раздуют до уханья, то верхи отсиликонят до фальцета. Другой вариант мастырки — оригинальный звук искажается псевдо-«объемами» и псевдо-«сюрраундами» (типа SRS). Короче говоря, кто хоть раз попробовал DSP, больше этого делать не будет. И все же призываю — сделайте исключение для iZotope Ozone! Это удивительная штука, которая, бережно сохраняя в неприкосновенности оригинальный звук, насыщает его фантастическими натуральными эффектами. Единственная философия «Озона»: аналоговый звук лучше цифрового! На этом принципе все и строится: моделирование iZotope Ozone придает музыке знакомую по винилу теплоту, при которой басы не мочат в ухо цифровой кувалдой, а мягко обволакивают со всех сторон своей контрабасьей, пробирающей до самых костей глубиной. Описывать эффект iZotope Ozone словами — занятие неблагодарное, так что обязательно послушайте сами. Также не сочтите за труд чиркнуть пару строк о своих впечатлениях — самые тонкие наблюдения с удовольствием процитирую в одной из следующих «Голубятен».

Второй плагин для проигрывателей MP3, о котором хотелось бы помянуть сегодня, — это MiniLyrics. По ходу дела: фраза «проигрыватели MP3» вовсе не означает, что речь идет о прослушивании именно mp3-файлов! Нет, конечно. Я, кажется, уже писал, что давно перешел на формат Ogg Vorbis, в котором компрессия представляет несоизмеримо меньший компромисс с качеством, чем у MP3. Однако ogg, как и mp3, прекрасно проигрывается и WinAmp’ом, и QMD. Итак, MiniLyrics. Штука наипростейшая и в то же время наиполезнейшая: как только вы начинаете проигрывать звуковой файл, MiniLyrics соединяется со своим сервером и загружает текст песни, который затем прокручивается в автоматическом режиме на экране в реальном времени.

Для чего нужен MiniLyrics? Если кто не догадался, поясняю: есть множество музыкантов, чье творчество абсолютно лишено смысла без поэтической составляющей. Например, великий и гениальный Том Уэйтс. Пример показательный, поскольку без понимания текста музыка Тома Уэйтса — прямая дорога в сумасшедший дом. С другой стороны, понять Уэйтса на слух может только пиндосский урка-аутохтон, полжизни проведший в коробке под Бруклинским мостом. Тут-то и приходит на помощь MiniLyrics, любезно прокручивающий на экране такие вот шедевры, как на рисунке.

Линки, помянутые в «Голубятне», вы найдете на домашней странице internettrading.net/guru.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.