Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мелодии и биты

Архив
автор : Сергей Вильянов   26.05.2005

Любая реклама, если она маячит перед глазами достаточно долго, вызывает интерес к ее предмету — пусть и не всегда доброжелательный.

Любая реклама, если она маячит перед глазами достаточно долго, вызывает интерес к ее предмету — пусть и не всегда доброжелательный. Я, правда, искренне верил, что обладаю иммунитетом к рекламным флюидам, но, полюбовавшись почти год на рекламу службы SMS-знакомств, обильно развешанную в московском метро, не удержался и решил с кем-нибудь познакомиться.

Не потому, что одиноко: просто никак не мог представить сам механизм знакомства. Нет, ну серьезно — как можно вычислить правильного человека, свою половину, партнера на всю жизнь (или хотя бы на пару дней), когда каждое послание ограничено 160 символами (или в три раза меньше, если не переключаться на транслит) и цена его, мягко говоря, кусается. Как-никак, 15 центов без НДС — это почти 5 рублей за штучку, и даже невинный разговор о погоде может запросто вылиться в полтинник, а то и сотню.

Однако, чтобы не быть голословным, я запер свою жабу в несгораемый шкаф вместе с остатками сбережений и приступил к охоте на девушек. Технология охоты проста: на короткий номер отправляешь SMS со своими техническими характеристиками (имя, пол, возраст, рост), а потом заказываешь системе поиск по параметрам искомой собеседницы. Еще раз подчеркну — за все эти действия снимается по 15 центов плюс НДС. Получив системные имена девушек (один поиск дает два имени), пишешь им письмо: дескать, меня очень заинтересовал твой рост, а кликуха — так и вовсе поразила, так что давай это… знакомиться…

По идее, девушка должна тут же прислать адрес своей квартиры на Арбате, но на практике обладательницы кличек типа Lena1234 или Nastya5678 предпочитали молчать. К счастью, хозяин сервиса не дает пропасть и сам пишет (входящие SMS бесплатны), что, мол, стоит лишь отправить страстное «DA» на тот же короткий номер, как система сама найдет тебе подходящую собеседницу, которая уж обязательно с тобой свяжется. Попробовал — и впрямь тут же получил письмо от 24-летней Эльвиры, которая бодро начала рассказывать о себе, своей фигуре, университете, где она учится на инженера связи, — и задавать кучу вопросов. Я четыре раза ответил, а потом поинтересовался — нет ли у прекрасной собеседницы ICQ, мэйла или другого более удобного средства общения, после чего дама тут же замолчала и на дальнейшие послания не реагировала. Правда, почти сразу пришло письмо от другой, которой бесстрастная система посоветовала меня в качестве идеального партнера. К сожалению, и здесь беседа не сложилась: при попытке вывести ее за пределы 15-центовой системы, Natasha212 испуганно умолкла.

Дальше стало еще скучнее, потому что дважды от обладательниц совершенно разных ников пришли одинаковые тексты с предложением поболтать. Почуяв робота, я решил, что потраченные четыре с лишним доллара — вполне приемлемая плата за новый опыт, и временно приостановил эксперименты. Тем не менее, когда настало время беседы с Антоном Рыбаковым, основателем компании JoyBits, я первым делом решил расспросить его именно о технологиях SMS-знакомств. Строго говоря, такими службами JoyBits не занимается, но, благодаря трехлетнему стажу компании на отечественном рынке VAS (Учитывая, что этому рынку всего года три с половиной, на официальном сайте написано, что «JoyBits не только был у истоков, но и принимал самое активное участие в становлении рынка мобильного контента в России»), мой вопрос не застал Антона врасплох.

Антон, а как вообще работают эти службы?

— Технически любая SMS-услуга, будь то игра, рассылка анекдотов или служба знакомств, организована по общей схеме. На сервере контент-провайдера работает некий софт — обычно демон под *nix, — который по SMPP-протоколу соединяется с сервером оператора и периодически получает пользовательские эсэмэски. В данном случае по заданным в SMS параметрам программа выбирает из базы несколько анкет и формирует ответную эсэмэску, которая отсылается на сервер оператора и далее — абоненту.

Интересно, насколько это эффективное занятие…

— Не знаю, были ли свадьбы, но встречи в реале после таких знакомств происходят постоянно. Кстати, один из наших программистов познакомился со своей будущей женой именно благодаря SMS, — правда, в чате, который он сам же и написал. Просто два года назад SMS-знакомств в России, насколько я знаю, еще не существовало. Если не ошибаюсь, первой подобную услугу предложила компания «Никита» в начале прошлого года. Потом и другие контент-провайдеры начали открывать свои службы, причем сейчас намечается тенденция к их объединению с уже раскрученными веб-сайтами. Вот недавно PlayFon совместно с порталом Damochka.ru запустил свои SMS-знакомства.

Наверное, мне просто не повезло. Или недостаточно красноречиво общался: набирать тексты на клавиатуре телефона — то еще занятие…

— В плане удобства, это, конечно, «на любителя», как и любая SMS-услуга. Разработчики SMS-служб все прекрасно понимают и ищут способы обойти ограничения телефонов. Один из способов — в создании Java-оболочки для SMS-сервиса. Телефонов с поддержкой Java сейчас много, поэтому решение получается достаточно универсальным. Такая программа-оболочка позволяет упростить ввод запросов для поиска, организовать вывод подробностей анкет (фотографии и прочее), сохранять результаты поиска. Можно также встроить в программу чат как еще одну возможность завести знакомство. Сейчас мы сами работаем над аналогичной Java-оболочкой и постараемся продумать ее эргономику, насколько это возможно для современных телефонов.

А вообще — какие мобильные платформы лучше других подходят для использования развлекательного контента?

— Из игровых платформ в мире GSM первое место, конечно, у J2ME (MIDP). Не могу сказать, что мобильная Java идеально подходит для разработки и распространения игр и приложений, но до недавнего времени для российских абонентов ничего лучшего на рынке просто не было.

Буквально пару месяцев назад МТС запустила — пока в тестовом режиме — платформу i-mode. По идее, это как раз универсальная платформа для распространения любого контента. Точнее, это набор технологий (i-mode, i-appli и т. п.), который объединяет функции привычных SMS, WAP, J2ME. Но до широкого распространения, похоже, далеко, так как i-mode доступна только в специальных телефонах, которых у нас пока немного. Также пока не совсем понятно, насколько эта платформа удобна для разработчиков контента и как обстоит дело с совместимостью ее компонентов.

Насколько я знаю, вы работаете со многими операторами связи. Но если мы ограничимся «большой тройкой» — кто из них наиболее открыт для сотрудничества с производителями контента?

— По опыту нашей работы, самые выгодные условия сотрудничества и лучшая оперативность у «Билайна». У него есть также собственный развлекательный портал, BeOnLine, на котором представлены практически все виды развлекательного и информационного контента.

А чем, кстати, вызваны большие различия в цене одной и той же услуги (или продукта) в разных сетях? Этими самыми условиями сотрудничества?

— Стоимость услуги для конечного пользователя зависит от нескольких факторов. Во-первых, разные операторы берут разный процент за использования коротких номеров — так называемую premium-тарификацию. Например, если пользователю SMS обходится в 2 доллара, то контент-провайдер, предлагающий ту или иную услугу, отдает оператору от 30 до 60%, в зависимости от оператора. Причем процент этот может меняться в зависимости от конечной стоимости услуги.

Кроме того, разработка и поддержка похожих услуг могут сильно различаться. Скажем, упомянутая вами служба SMS-знакомств — в зависимости от величины и качества клиентской базы, затрат на рекламу, наличия службы поддержки — будет, разумеется, стоить по-разному.

Давайте перейдем к техническим вопросам. В чем, на ваш взгляд, главные сложности программирования для мобильных телефонов? Мы в других статьях темы номера говорили, что одна и та же Java-игра, написанная для двух разных телефонов, — это две большие разницы…

— Вы правы. Если игра или бизнес-приложение на Java были сделаны качественно — скажем, под телефон Nokia, то, скорее всего, на Alcatel они даже не запустятся. И вот почему.

С одной стороны, стандарты у мобильной «Явы» есть. Но их реализация у разных производителей немного отличается. Отличия, правда, мелкие, но это мелочи всплывают буквально во всем. Например, банальная вещь — так называемые softkey, дополнительные кнопки под экраном. Их названия практически у всех производителей разные, то есть игра, настроенная на названия Nokia, не будет полноценно работать на Alcatel. И нет универсального способа с этим бороться. Или, допустим, шрифты. В стандарте есть три размера, а в телефонах где-то доступен только один, а где-то все три. В общем, шрифты приходится делать свои, да еще и под каждый язык. И есть множество системных вещей, связанных с памятью, сборкой мусора, потоками, которые тоже работают не так, как написано в документации.

И все это ошибки реализации стандарта, но у большинства производителей телефонов есть еще и дополнительные классы, которые помогают организовать быстрое рисование графики, проигрывание мелодий. То есть без использования этих расширений игра будет выглядеть убого, зато при их использовании мидлет гарантированно вылетит на телефоне другого производителя. В общем, знаменитый принцип Write Once, Run Anywhere на мобильной Java не работает. Причем попытки привести стандарт в порядок пока не помогли. На новых телефонах, поддерживающих MIDP-2, многие проблемы несовместимости остались нерешенными.

А есть примеры успешного преодоления трудностей?

— Конечно. Скажем, GameLoft недавно выпустила игру из серии SplinterCell. У нее получилось что-то около семисот различных билдов. Ведь игра была портирована на сто восемьдесят моделей Java-телефонов и на пять языков, вот и пришлось учитывать все указанные проблемы.

К сожалению, все это плохо поддается автоматизации. Сейчас уже появились компании, которые занимаются исключительно портированием чужих игр. Пожалуй, самая раскрученная — TiraWireless. Но ее услуги довольно дороги, и в любом случае портирование отнимает много времени. Например, упомянутая TiraWireless за перенос игры на основные модели — порядка ста телефонов — просит около 25 тысяч долларов. При этом понятно, что создание той же графики для всех размеров экрана все равно висит на разработчике. Так что большинство компаний портирует своими силами. И по списку поддерживаемых телефонов можно судить об опытности фирмы-разработчика. Так, JoyBits на сегодняшний день способен поддержать в новых релизах 90% всех Java-телефонов, продающихся в России. Но шли мы к этому два года.

Вы пробовали составить примерный рейтинг популярности различных VAS в сетях операторов «большой тройки»?

— По нашим оценкам, на первом месте, конечно, мелодии и картинки как самый доступный по цене и понятный вид контента. Раньше они приносили примерно 70% всех доходов. Сегодня новые услуги потихоньку отвоевывают свою долю на рынке. На втором месте всевозможные SMS-услуги (игры, знакомства, гороскопы). Здесь же различные SMS-голосования и PR-акции — так называемый мобильный маркетинг. В последние полгода резко возрос интерес и к Java-играм, теперь это около 10–15% от всего VAS, и многие контент-провайдеры начинают открывать игровые разделы на сайтах и продвигать их в рекламе. В будущем интерес к играм и бизнес-приложениям будет только расти.

Традиционные рекламные механизмы для продвижения VAS годятся?

— Из способов продвижения на первом месте TB-реклама — особенно на молодежных каналах. Например, на MTV мелодии предлагают параллельно с проигрыванием клипа, и это дает максимальный эффект, точно в десятку. Реклама в печатных СМИ тоже очень эффективна. А вот WEB- и WAP-сайты сами по себе дают небольшую долю прибыли, 5–10%, если, конечно, эти порталы не рекламируются по ТВ и в газетах.

Антон, все эти картинки, мелодии, игры — они… лицензионные? Авторские права в области VAS как-то защищаются?

— Вообще говоря, для любого контент-провайдера обязательно наличие лицензионного соглашения с разработчиками контента. Это жестко прописано в договоре с оператором, и без таких соглашений провайдер просто не получит короткие номера.

По рингтонам нужно заключать соглашение о передаче прав хотя бы с одной из компаний-правообладательниц. Если провайдер планирует продавать только российских исполнителей (что бывает редко), ему нужно договариваться с РОМС, Первым музыкальным издательством или Продюсерским центром Игоря Матвиенко. По западным исполнителям нужно обращаться в российские представительства BMG и Sony Music.

Картинки, как правило, рисуют штатные художники контент-провайдера либо фрилансеры, поэтому с авторскими правами проблем не возникает. Правообладателями Java-игр являются так называемые агрегаторы, которые, в свою очередь, договариваются с разработчиками. Например, в коллекции JoyBits — около шестисот игр, которые мы имеем право продавать в России и странах СНГ.

Пробовали ли вы набросать портрет среднестатистического пользователя VAS? Учитывая, что на топовых позициях стоят игры и другой контент эротического содержания, создается впечатление, словно большинству виртуальных клиентов от 12 до 16…

— Мы занимаемся в основном играми, поэтому в свое время пытались определить нашу целевую аудиторию и с удивлением обнаружили, что мобильные игры покупают отнюдь не только заядлые PC-геймеры. Скорее, среднестатистический пользователь — это молодой человек 20–30 лет, у которого есть пара лишних долларов на счете и который хочет себя чем-нибудь занять по дороге с работы домой. Причем вполне вероятно, что у него вообще нет компьютера и на PC он не играет.

Интересно, что и девушки, и люди старшего возраста обоих полов тоже не прочь попробовать что-то новое. Сам несколько раз видел в метро женщин лет 40–50, которые с удовольствием играли на телефоне в одну из многочисленных логических игр…

А вот эротические игры далеко не всегда увидишь в TOP’ах. Другое дело — эротическое слайд-шоу и отдельные картинки. Но надолго они все равно не задерживаются. Видимо, одно и то же быстро надоедает..

Да их и делать гораздо легче… Кстати, об эротике. Как вы отслеживаете — и отслеживаете ли — удовлетворенность пользователей полученными услугами?

— Обычно в рекламе контент-провайдеры указывают только e-mail, и то лишь потому, что этого требуют договора с операторами. Более или менее серьезные компании организуют поддержку пользователей по телефону, а у некоторых провайдеров, например у I-Free, служба поддержки вообще работает круглосуточно.

Нас, разработчиков контента, информируют о проблеме уже после того, как провайдер убедится, что пользователь сделал правильный заказ (не ошибся с набором номера или кода услуги) и что сеть оператора работала в момент заказа нормально. Далее мы начинаем угадывать возможные действия пользователя, которые привели к сбою, потому что очень редко пользователи могут четко и грамотно сформулировать проблему.

Давайте заглянем в будущее. Какие VAS, на ваш взгляд, будут пользоваться наибольшим спросом и какие технологии будут применяться для их продвижения?

— Думаю, в перспективе немалую долю VAS будут составлять сервисы на основе технологии потокового видео: всевозможные TV-каналы, видеоконференции и т. п. Также будет увеличиваться доля неразвлекательных услуг — например, мобильный банкинг, когда телефон становится аналогом кредитных карт, цифровым кошельком (подробнее об этом мы писали в предыдущей статье. — Прим. ред.). Наверняка будет активно развиваться мобильный маркетинг, реклама товаров и услуг через SMS и WAP, а также будут создаваться брэндовые игры — в качестве поддержки рекламных кампаний. Вряд ли на картинки и мелодии в ближайшее время исчезнет спрос, просто они будут становиться все сложнее и интереснее для покупателя. Место монофонических мелодий займут mp3 или более продвинутые форматы, фоновые картинки заменит качественное видео…

Уже после того, как интервью закончилось, произошло два важных события. Во-первых, южнокорейский оператор KTF буквально открыл новую эру в истории VAS, предложив владельцам собак заставить своих питомцев погавкать в трубку, после чего — всего за 75 евроцентов — хозяева получат SMS, сообщающее, счастлива ли собачка или, напротив, чем-то опечалена. Надеюсь, и у нас вскоре появится подобная услуга, потому что очень многие, несомненно, предпочтут отдать рублей тридцать, вместо того чтобы посмотреть на хвост любимого пса.

Во-вторых, я отправил еще одно твердое «DA» в службу знакомств, и тут же некая vredina26 прислала мне свой реальный номер телефона с предложением не тратить попусту деньги и общаться напрямую. Правда, идея взять у нее интервью не увенчалась успехом: отвечая на SMS, девушка упорно не отвечала на звонки… Тем не менее, появилось ощущение, что в службу действительно обращаются люди, и за 15 центов есть шанс поговорить не только с роботами и наемным работником компании, должность которого называется “автоответчик”, но и вполне реальной врединой 26 лет от роду или просто 26-й по счету…

Итак, VAS — это неплохое развлечение и, судя по всему, выгодный бизнес. И не смотрите, что вы и ваш круг общения относится к ним равнодушно, — просто пока производители контента делают не слишком сложные продукты, которые вряд ли заинтересуют людей, съевших не одну собаку на персональных компьютерах. Но они подрастут, наберутся сил, и тогда…

А пока «Компьютерра» предупреждает: если VAS «зажигают», значит, это кому-то нужно…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.