Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
05.05.2005

«Окна» в деревянной раме - Макро против Микро - Надежда умирает последней - Твой номер шестнадцатый - Google против склероза - Опера — не воробей! - Закат, рассвет - Мастерам разговорного жанра - Ленивый винчестер - Свободное творчество в рамках формата - А шрифты-то не простые - Туземный вопрос - Кому помойка, а кому и ренессанс - И компьютер бывает прав - CD на закуску

«Окна» в деревянной раме

На крупнейшем в мире софтверном судне — новый лоцман: 9 мая место финансового управляющего Microsoft занял 47-летний Крис Лидделл (Chris Liddell). На третьем по значению посту в компании он заменил Джона Коннорса (John Connors), верой и правдой отработавшего на благо редмондской фирмы долгие шестнадцать лет.

По неписаным микрософтовским правилам, на ключевые посты обычно назначаются ветераны компании. Похоже, времена меняются: новый финансовый директор прибыл в Редмонд не просто со стороны — но из другого полушария. Почти всю свою жизнь Лидделл провел в Новой Зеландии, где успел поработать управляющим нескольких крупных компаний, в том числе — второй по размеру новозеландской фирмы Carter Holt Harvey (индустрия деревообработки). Последним же местом работы Криса стал пост финдиректора в крупнейшей в мире американской деревообрабатывающей компании International Paper (входит в список Fortune 100).

По признанию новозеландского «легионера», до недавнего времени с Microsoft ему доводилось сталкиваться только лишь как пользователю ПО. Впрочем, отсутствие опыта работы в софтверной отрасли Лидделла не тревожит: по его убеждению, руководство финансами и стратегическое планирование отнюдь не является специфической задачей, привязанной к какой-то определенной индустрии. Похоже, его оптимизм разделяет и управляющий Microsoft Стив Балмер, в письме к сотрудникам компании назвавший своего нового подчиненного весьма многообещающим работником.

Несмотря на заверения Лидделла в том, что с его приходом нынешний финансовый курс компании не претерпит серьезных изменений, многие биржевые аналитики с этим не согласны. По их мнению, новое назначение знаменует собой окончательное превращение Microsoft из мобильной, высокотехнологичной компании в стандартного рыночного тяжеловеса, предпочитающего разработке оригинальных инноваций проверенные временем маркетинговые приемы. Лишнее тому подтверждение — стартовавшая в середине апреля рекламная кампания Microsoft, призванная стать одной из самых щедрых в истории хайтека (ее бюджет держится за семью печатями). Цель сей масштабной затеи — отнюдь не реклама принципиально нового продукта, а привлечение взоров потребителей к старой доброй Windows XP, продажи которой в последнее время заметно упали. Симптом тревожный — злые языки уже судачат о том, что с приходом в Microsoft финансиста с «деревянным» прошлым корпорация может окончательно скатиться к снабжению своих пользователей из года в год одними и теми же «дровами». — Д.К.

Макро против Микро

Свободное плавание Macromedia — одной из самых ярких инновационных софтверных фирм — завершено. За 3,4 млрд. долларов создателя суперпопулярной технологии Flash покупает законодатель PDF-мод Adobe Systems. Сделка будет полностью оплачена акциями покупателя, в итоге акционеры Macromedia получат 18% ценных бумаг объединенной компании. Ожидается, что все формальности будут улажены осенью, после чего Macromedia окончательно войдет в состав Adobe.

Это поглощение нельзя назвать неожиданным. Упорные слухи о слиянии ходили последние несколько лет, однако его цели по-прежнему не до конца ясны. Продуктовые семейства Adobe и Macromedia пересекаются лишь отчасти, у обеих фирм есть инструменты, предназначенные для веб-дизайна и работы с графикой, но общее направление деятельности гораздо шире, поэтому ожидать заметной экономии от сокращения штатов после объединения не приходится.

Adobe утверждает, что ее главная задача — вывести Macromedia на новые рынки (в частности, мобильной электроники) и укрепить позиции объединенной компании. Еще одной задачей станет интеграция наиболее успешных технологий и инструментов обеих компаний (например, Flash Player и Adobe Reader) на единой платформе (правда, многие пользователи второстепенных продуктов Macromedia опасаются, что новому гиганту будет не до мелочевки и часть проектов просто закроют). В отдаленной же перспективе целью Adobe Systems может стать противостояние Microsoft, которая тоже надеется стать игроком номер один на рынке средств для создания, распространения и воспроизведения медиаконтента. — Е.З.

Надежда умирает последней

Процесс параллельного внедрения двух конкурирующих и несовместимых форматов оптодисков нового поколения — Blu-ray Disc и HD-DVD — зашел, казалось бы, так далеко, что надежд на единый стандарт почти ни у кого не осталось. И вдруг два инфотехнологических гиганта, компании Sony и Toshiba, стоящие за каждым из форматов, неожиданно признаются, что с конца февраля в тайне от всех ведут переговоры для отыскания компромисса и возможностей создания гибрида, объединяющего разработки обоих враждующих лагерей.

Формат HD-DVD (емкость 15–20 Гбайт на один слой), напомним, продвигают Toshiba, NEC и Sanyo, а также находящийся под их влиянием консорциум DVD Forum. Альтернативный, более емкий (25 Гбайт на слой), но и более дорогой в производстве формат Blu-ray помимо главных разработчиков — Sony и Philips — поддерживает также внушительный ряд фирм, включая Hewlett-Packard, Samsung, Apple, Dell, Matsushita (Panasonic). Вдобавок на два лагеря раскололись и ведущие студии Голливуда, от выбора которых в первую очередь будет зависеть успех того или иного формата. Впрочем, склонная к компромиссам киноиндустрия уже выразила готовность работать с обеими технологиями, раз уж получается такой безрадостный расклад.

Согласно же последним известиям, разброд, влекущий за собой тучу лишних сложностей — от более дорогого оборудования до болезненных проблем с несовместимостью дисков/плейеров, ныне представляется уже не столь неизбежным. Случайно или нет, но в последние месяцы в двух ключевых корпорациях-конкурентах — Sony и Toshiba — объявлено о смене первых лиц в руководстве. Новые генеральные директоры, как сообщают сведущие источники, не имеют личной заинтересованности в продвижении форматов своих фирм, а потому более отзывчивы к идее компромиссного оптодиска нового поколения. Вся картина вокруг Blu-ray Disc и HD-DVD, конечно, намного сложнее и запутаннее, однако другие участники противостояния — в частности, Panasonic и Philips — уже выразили готовность содействовать в отыскании взаимоприемлемого единого стандарта. — Б.К.

Твой номер шестнадцатый

Трудно сказать наперед, что принесет католикам воцарение на ватиканском престоле нового Папы Бенедикта XVI (в миру Йозефа Ратцингера), но похоже, его назначение уже вызвало бурю на сетевых просторах.

Сразу после избрания очередного понтифика онлайновые христиане узнали адрес электронной почты своего пастыря — benedictxvi@vatican.va. Таким образом, новый Папа оказался пионером среди первосвященников, с первых же дней использующим e-mail (его предшественник Иоанн Павел II прибегал к этому сервису лишь последние четыре года за двадцать шесть лет правления). От своего духовного отца решили не отставать и прихожане: бесплатные серверы электронной почты по всему миру затопили потоки заявок на заведение адресов, включающих имя «Бенедикт». На сетевых аукционах тем временем шла оживленная торговля «папскими» доменами. Одной из самых громких сделок стала продажа имени PopeBenedictXVI.com, принесшая оборотистому жителю канадской провинции Онтарио больше тысячи долларов.

Не обошлось и без эксцессов. Через считанные часы после того, как бывший кардинал был избран главой Ватикана, официальный веб-сервер его поклонников Ratzingerfanclub.com не выдержал напора сотен тысяч желающих узнать биографию святого отца и впал в ступор. Впрочем, куда большее разочарование испытали сетевые паломники, отправившиеся на сайт понтифика BenedictXVI.com: к их изумлению, вместо лика Папы они обнаружили блог некоего Роджерса Кэйденхеда (Rogers Cadenhead) из Флориды, зарегистрировавшего на себя популярное ныне сетевое имя. В прозорливости заокеанскому самозванцу не откажешь: права на «папский» домен он умудрился получить 1 апреля — за две с лишним недели до того, как состоялись выборы понтифика.

По признанию матерого киберсквоттера, в том, что лакомый сетевой трофей достался именно ему, нет ничего сверхъестественного: сказался многолетний опыт. Стоило новостным агентствам разнести весть об ухудшении самочувствия Иоанна Павла II, хитрый американец тут же взялся вычислять имя нового понтифика. В итоге он зарегистрировал сразу шесть доменов — помимо Бенедикта XVI, воспользовавшись именами Клемента XV, Иннокентия XIV, Лео XIV, Павла VII и Пия XIII. Как признался Роджерс, задачу облегчало то, что некоторые домены (в частности, вотчина гипотетического Иоанна Павла III) к тому времени уже были разобраны его «коллегами» по ремеслу. С той самой минуты, как католики всего мира узнали имя своего нового пастыря, принадлежащий Кэйденхеду сайт начал принимать до ста посетителей в минуту — лучшего «промоушна» трудно придумать.

Впрочем, первосвященники явно не оценили сей «первоапрельский розыгрыш» и требуют вернуть назад вожделенное имя. К чести Кэйденхеда, он вовсе не намерен шантажировать власти Ватикана, вымогая у них крупные суммы. Нынешнюю весеннюю охоту он рассматривает скорее как спортивное развлечение. «В конце концов, если бы не я, то кто-то другой обязательно бы это сделал», — признается бывалый киберсквоттер. Может, новому Папе стоит подумать над тем, чтобы взять американца к себе на работу? Пожалуй, с таким сотрудником из рук католических первосвященников уже не ускользнет ни один «святой» домен. — Д.К.

Google против склероза

Google успешно примеряет на себя сюртук архивариуса: компания, которая на протяжении последних лет пишет историю Интернета, отныне предлагает свои услуги и обычным пользователям. Ни один ваш запрос «поисковику номер один» не пропадет втуне, если в роли личного «биографа» выступает новый сервис My Search History (www.google.com/searchhistory).

С момента регистрации в системе (обладатели почтового ящика на GMail могут воспользоваться своим почтовым логином) все ваши запросы фиксируются в базе данных, откуда они могут быть извлечены в любое удобное для вас время. Для этой цели в помощь кнопке «Search Web» отряжена еще одна — «Search History», вытаскивающая из архивной пыли когда-то сделанный запрос с теми же ключевыми словами. Что особенно ценно, «историк» хранит не только запросы, но и адреса некогда посещенных вами сайтов из выдаваемого списка. Так что, «отматывая назад» свою историю, зачастую можно избежать поисковой рутины и сразу попасть на нужный ресурс. Нетрудно также найти запрос, сделанный «после дождичка в четверг»: для этого достаточно щелкнуть на нужной дате в календаре.

Новая «историческая» инициатива Google с энтузиазмом была встречена ведущими веб-экспертами, считающими, что возможность хранить в памяти не мертвые адреса веб-страниц, а образцы своего собственного поискового поведения окончательно сведет в могилу старые добрые закладки в браузерах. Справедливости ради следует сказать, что на поле «персонального поиска» Google отнюдь не «один в поле воин»: до него подобной фичей уже обзавелись Yahoo!, Ask Jeeves и A9, так что новой системе еще предстоит отвоевать место под солнцем.

О деньгах гугловцы тоже не забывают — свидетельством тому новое рекламное начинание компании. Испокон веку основным источником дохода Google была контекстная текстовая реклама, размещаемая на сайтах многочисленных партнеров. Как видно, ныне поисковый гигант решил откусить другой кусок от рекламного пирога, выкатив на передовую «тяжелую артиллерию» — анимированные рекламные баннеры. Помимо набора ключевых слов, рекламодателям дается возможность выбирать сайты, на которых будут размещены их «живые щиты». При этом в довесок к традиционной схеме оплаты за каждый клик вводится и другая — за число показов, знакомая менеджерам рекламных телесетей и более удобная для крупных рекламодателей.

Нынешний рекламный дебют Google вызвал настоящую панику у владельцев баннерных сетей, работающих с «бизнес-акулами»: схватка с поисковым гигантом, вооруженным букетом лакомых сервисов, может стать для них смертельной. Пожалуй, у «двигателей торговли», которых сживет со свету Google-рекламист, есть одно слабое утешение: их историю заботливо сохранит для будущих поколений Google-архивариус. — Д.К.

Опера — не воробей!

В середине апреля глава Opera Software Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner) опрометчиво пообещал, что если за четыре дня с момента релиза количество загрузок новой восьмой версии браузера Opera достигнет отметки в один миллион, то он отправится в плавание через Атлантику — из Норвегии к побережью США.

Слово пришлось держать. Популярность «восьмерки» превзошла все ожидания: серверы компании не выдержали нагрузки и ушли на несколько часов в даун. Техникам пришлось срочно расширять коммуникационные каналы и уменьшать «вес» странички загрузки. Востребованность новинки вполне закономерна, если учесть количество полезных нововведений — в браузере появился подавитель всплывающих окон, информатор о сертификатах просматриваемого веб-сайта, технология подстройки ширины страницы под разрешение экрана монитора (о полосе горизонтальной прокрутки можно забыть) и функция голосового управления (в Windows-версии).

23 апреля заветная отметка в один миллион была преодолена, так что через три дня глава Opera Software размялся в холодной ванне, чтобы привыкнуть к атлантической водичке, поплескался пару часов в бассейне и, натянув гидрокостюм, бесстрашно полез в воду. В шуточном заплыве Течнера сопровождал PR-менеджер компании Эскил Сиверстен (Eskil Sivertsen), который плыл рядом на надувной лодке под двумя флагами (американским и норвежским). У путешественников был мобильный телефон, карты, еда, вода и книга о приключениях викингов. Однако фортуна положила конец трансатлантическому заплыву во славу браузера. На второй день у южного побережья Норвегии лодка PR-менеджера дала течь (opera.com/swim). — Т.Б.

Закат, рассвет

Число загрузок популярного клиента интернет-телефонии Skype превысило сто миллионов. Знаменательная цифра была отмечена запуском бета-версий новых сервисов — SkypeIn и Skype Voicemail. Подписчик SkypeIn получает обычный телефонный номер (пока только в США, Великобритании, Франции, Дании, Финляндии, Швеции и Гонконге), звонки на который переадресовываются в Интернет — на аккаунт Skype. Второй сервис представляет собой обычную голосовую почту — если абонент Skype пребывает в офлайне, другие пользователи сети или люди, звонящие с обычных телефонов на номер SkypeIn, могут оставлять сообщения длительностью до десяти минут. Сервисы стоят 30 и 15 евро в год соответственно (при подписке на SkypeIn услуга голосовой почты предоставляется бесплатно).

Чем большую популярность завоевывает интернет-телефония, тем громче звучат призывы различных инициативных групп (по большей части крупных операторов, у которых отбирают хлеб с маслом) о необходимости взимания с VoIP-провайдеров налогов и введения в этой сфере строгого контроля. Государственных «регулировщиков», в свою очередь, заботят необходимость введения средств отслеживания абонентов и сложности с интернет-звонками на телефоны экстренных служб вроде 911.

На состоявшемся в конце апреля в Сиднее круглом столе, в котором приняли участие представители коммуникационных гигантов и провайдеры интернет-услуг, «отец Интернета» и глава ICANN Винтон Сёрф (Vinton Cerf) заявил, что все попытки регулирования VoIP абсурдны и ни к чему не приведут — уж слишком разнообразны стандарты и широка география деятельности альтернативных операторов. Интернет не имеет границ, и, по словам Сёрфа, VoIP нужно рассматривать лишь как один из сетевых сервисов и никак иначе. Но, разумеется, люди должны иметь возможность любыми доступными средствами позвонить в 911 и другие экстренные службы. — Т.Б.

Мастерам разговорного жанра

В конце апреля Nokia анонсировала новое «развлекательное» семейство смартфонов Nseries, которое, по-видимому, станет одной из самых ярких линий в спектре продукции финской компании. Три телефона, построенные на базе платформы Series 60, поддерживают работу как в GSM/GPRS-, так и в WCDMA-сетях третьего поколения и оснащены двухмегапиксельными камерами.

Флагман серии, слайдер в стальном корпусе Nokia N91, выделяется встроенным жестким диском емкостью 4 Гбайт (до этого такие аппараты были лишь у Samsung), что позволяет использовать его в качестве полноценного аудиоплейера. Аккумулятор обеспечивает 12 часов непрерывного «музицирования», а перенести музыку на N91 можно либо с компьютера через USB- или Bluetooth-интерфейс, либо скачав композицию из онлайнового интернет-магазина (его Nokia совместно с Microsoft планирует запустить в четвертом квартале этого года, одновременно с появлением в продаже N91). 160-граммовый аппарат поддерживает также работу в Wi-Fi сетях (802.11b/g).

Если в N91 главное звук, то в модели N90 упор сделан на фото- и видеофункции. Здесь использована камера с более качественным автофокусным объективом Carl Zeiss со стеклянными линзами. Отсюда и своеобразный дизайн раскладушки с поворотным экраном и отдельным поворотным блоком камеры (внушительный объектив просто не поместился в корпус), и приличные габариты — 112x51x24 мм, вес 173 г. Помимо вспышки с подключаемым режимом подавления красных глаз, есть возможность выбора из нескольких предустановленных режимов съемки (портрет, спорт, ночной кадр и т. д.), 20-кратный цифровой зум (впрочем, все это доступно и в двух других моделях Nseries). Фотографии записываются с разрешением 1600x1200, а MPEG4-видео — 352x288. N90 оснащен парой дисплеев; главный неплохо приспособлен для демонстрации изображений (352х416, 262 тысячи оттенков, автоматическая подстройка яркости), а вспомогательный может служить видоискателем. Сохранить отснятое можно как в собственной памяти телефона (31 Мбайт), так и на подключаемой флэш-карточке формата RS-MMC. N90 должен появиться в продаже в середине лета.

Наконец, модель N70 представляет собой усовершенствованный вариант Nokia 6680 и преподносится как самый компактный 3G-смартфон на Series 60 (109х53х17,5 мм, 126 г). В дополнение к основной двухмегапиксельной камере он снабжен еще одной — для видеотелефонии, а также FM-тюнером и слотом RS-MMC.

Порадовав публику точными техническими характеристиками, представители Nokia неохотно и даже вразнобой отвечали на вопросы о цене. Что, впрочем, неудивительно, учитывая, что в моделях Nseries сошлись самые дорогие составляющие — имиджевая и высокотехнологичная. Вероятно, N91 будет стоить около 700 евро, N90 и N70 — на сотню-полторы меньше. Недешево, что и говорить, однако финны, кажется, настроены по-боевому. Семейство Nseries, по задумке Nokia, должно сыграть важную роль, захватив часть смежных рынков. Так, N91 прямо нацелен на конкуренцию с iPod, а N90 — с цифровыми мыльницами. — Е.З.

Ленивый винчестер

Компания Samsung представила на конференции Microsoft WinHEC прототип гибридного винчестера, призванного существенно снизить энергопотребление портативных компьютеров. Не секрет, что большую часть времени жесткий диск работает вхолостую и тратит энергию лишь для поддержания потенциальной готовности к работе с данными. И если такое поведение можно простить не ограниченным в энергоресурсах настольным компьютерам, то для лэптопов подобная расточительность непозволительна.

Трюк, используемый в новинке, достаточно прост: в роли буфера выступает объемистый гигабитный модуль флэш-памяти OneNAND (эта недавняя разработка Samsung позволяет уменьшить время считывания традиционной NAND-памяти за счет интеграции в той же микросхеме SRAM-ячеек и управляющей логики). Вся поступающая на запись информация временно складируется на встроенной флэшке, а после заполнения буфера сбрасывается на винчестер. По заверениям представителей Samsung, подобному жесткому диску будет достаточно «просыпаться» лишь на 30–45 секунд каждые полчаса. Конечно, это время будет зависеть от характера работы, для которой используется ноутбук. Наиболее заметный выигрыш от применения новой технологии вероятен в обычных офисных приложениях, когда большую часть времени редактируются относительно небольшие файлы.

Помимо увеличения времени автономной работы (по оптимистичным прикидкам, на 10-15%) побочным плюсом может стать уменьшение износа винчестера. Всем известно пагубное действие вибрации на работающий HDD; в случае же использования ноутбука с гибридным драйвом, например в поезде, обращений к диску наберется лишь несколько минут за многие часы.

В принципе, с появлением высокоскоростной и дешевой флэш-памяти можно ожидать, что она полностью вытеснит традиционные винчестеры из портативных устройств. Пока же прослеживается скорее обратная тенденция: достаточно вспомнить HDD-мобильники (от Samsung, теперь вот и Nokia) или циркулирующие в Сети слухи о новом КПК от PalmOne, в котором, возможно, будет установлен микровинчестер. Предполагается, что ноутбуки с гибридным диском дойдут до потребителя в 2006 году. — А.З.

Свободное творчество в рамках формата

Забавная дискуссия развернулась в последние недели в Интернете вокруг сомнительной инициативы компании Nikon с шифрованием данных в своих цифровых фотоаппаратах.

Начало спорам положил сайт PhotoshopNews.com, аккумулирующий новости, так или иначе связанные с пакетом Adobe Photoshop. Там процитировали письмо Томаса Нолла (Thomas Knoll), одного из авторов первых версий «Фотошопа», а ныне главы проекта Camera Raw, сосредоточенного на обработке «сырых» файлов съемки в RAW-формате. Нолл выражал озабоченность тем, что Nikon предприняла необычный шаг и теперь в новых профессиональных камерах D2X и D2Hs шифрует информацию о балансе белого в своем проприетарном RAW-формате, именуемом NEF (Nikon Electronic Format). По мнению Нолла, это означает, что для полноценной работы с NEF Photoshop теперь должен иметь встроенное средство взлома шифрования. Задача эта в общем-то нехитрая (алгоритм известен, а ключ скрыт в теле самого файла), более того, хакерами-энтузиастами формат уже взломан. Тем не менее Adobe опасается, что за подобные вещи Nikon может привлечь ее к суду на основании пресловутого закона DMCA, запрещающего, среди прочего, обратную инженерную разработку систем защиты контента. (Читатели, наверное, помнят, как несколько лет назад сама Adobe на основании этого же закона пыталась засадить в тюрьму Дмитрия Склярова, вскрывшего защиту ее формата электронных книг.)

Наиболее правдоподобное объяснение «шифровальной инициативы» Nikon заключается в существовании фирменного программного обеспечения Nikon Capture, предназначенного для обработки RAW-фотографий и продаваемого компанией по круглой цене в сто долларов. Разумеется, и у фотографов, и у независимых разработчиков ПО вся эта деятельность Nikon вызвала лишь недовольство. Так что американский программист Дэйв Коффин (Dave Coffin), автор популярной утилиты Dcraw, транслирующей многочисленные фирменные RAW-реализации в единый формат, тут же выложил на своем сайте (www.cybercom.net/~dcoffin) код снятия шифрования в NEF, сделав формат «открытым де-факто».

Крупные компании далеко не всегда реагируют на подобного рода пересуды в дискуссионных форумах Интернета, однако Nikon сочла себя опороченной и выдала специальный пресс-релиз — с отповедью «клеветникам». С точки зрения фирмы, ее формат вовсе не является таким уж закрытым, поскольку для работы с ним имеется специальный программный пакет разработчика (SDK), на основе индивидуального соглашения бесплатно предоставляемый «добросовестным (bona fide) софтверным компаниям». Но самое яркое место в пресс-релизе — то, где разъясняются причины, побудившие фирму прибегнуть к жесткой связке «камера — NEF — Nikon Capture» и к шифрованию информации в файлах. Дословно это звучит так: «Защита структуры формата сделана для блага самого фотографа и призвана обеспечить подлинную реализацию творческих намерений фотографа посредством согласованной обработки и воспроизведения изображения. Все дискуссии, развернутые в Интернете и предполагающие обратное, неправильно информированы об уникальной структуре NEF»…

Таким образом, Adobe (как «добросовестной компании», чтущей интеллектуальную собственность) беспокоиться было не о чем, а вот сторонники свободного ПО сошлись во мнении, что с камер Nikon пора переходить на что-нибудь другое. Программы с открытым кодом у этой фирмы явно не в фаворе. — Б.К.

А шрифты-то не простые

Дискуссии вокруг open-source-продуктов порой приводят к поразительным результатам. В последнюю декаду апреля подписчики популярного списка рассылки Scribus сделали удивительное открытие: оказывается, документ, набранный шрифтом, который распространяется по лицензии GNU GPL, тоже должен подпадать под действие лицензии со всеми вытекающими последствиями. Текст, отформатированный «свободным» шрифтом, по мнению авторов открытия, является работой, производной от шрифта, и поэтому переходит в «режим open-source».

Некоторые комментаторы поспешили возвестить, что если все сказанное — правда, то корпоративный и частный документооборот ждут серьезные изменения, а от использования GPL-шрифтов лучше воздержаться. Однако сенсация оказалась мнимой. Во-первых, как заметили некоторые участники дискуссии на Slashdot.org, речь идет вовсе не о любом тексте, который набран соответствующим шрифтом, — в конце концов, форматирование-то можно и поменять. Потенциальная проблема касается лишь тех документов, в тело которых внедрен «свободный шрифт» (в большинстве текстовых редакторов есть такая возможность). Во-вторых, действие GPL не отменяет копирайт на содержание документа, каковой остается за автором. Так что владелец документа, желающий распространять его с внедренными шрифтами, должен лишь соблюдать требования GPL. А в этом ничего необычного нет.

Несмотря на незначительность проблемы, Free Software Foundation поспешила избавиться от двусмысленности. В официальном FAQ на FSF.org появился раздел «Как следует применять GPL к шрифтам», где приведен текст рекомендованного «экспериментального» исключения из правил лицензии. В нем оговаривается, что внедрение защищенного лицензией шрифта в тело документа не распространяет действие GPL на его содержание. Решение об использовании этого рекомендованного фрагмента остается, впрочем, на совести разработчиков шрифтов. В общем, ситуация вроде бы прояснилась. Хотя, как говорится, осадок остался. — А.Ш.

Туземный вопрос

Интересный исследовательский проект Genographic, который должен дать возможность каждому желающему выяснить происхождение своих отдаленных предков (см. «КТ» #588), столкнулся с неожиданным сопротивлением. Инициаторами протеста стали правозащитные организации, выступающие от имени аборигенов. Так, американский Совет туземных народов по биоколониализму призвал бойкотировать продукцию IBM (одного из спонсоров Genographic); с резкой критикой выступила и еще одна правозащитная ассоциация — ETC Group. Скептическое отношение к исследованию выразили также некоторые представители австралийских аборигенов.

Критика ведется по нескольким направлениям. С одной стороны, утверждают недовольные, туземцы не хотят знать ту историю, которую им расскажут исследователи. Выживание сохранившихся туземных племен зависит от прочности их культурных традиций, которые Genographic вполне может поставить под вопрос. Есть и конкретные опасения: отдельные аборигены считают, что результаты исследования можно использовать в суде, чтобы лишить их статуса национальных меньшинств и ограничить территориальные права. Самое серьезное (и самое неправдоподобное) обвинение заключается в том, что обнаруженные ДНК-последовательности по завершении проекта попадут в частные банки данных и даже могут быть запатентованы.

Руководитель Genographic Спенсер Уэллс (Spencer Wells) надеется, что диалог с оппонентами все же состоится. Он заверяет, что вся генетическая информация, полученная исследователями, будет находиться в открытом доступе, а о ее патентовании речи не идет. Уэллс даже предложил вместе с представителями аборигенов скорректировать основные исследовательские вопросы. Готовность к уступкам вполне понятна; по словам Уэллса, гены относительно замкнутых сообществ — ключ к расшифровке истории человечества как биологического вида. Однако прогнозы делать рано, так как переговоры только начинаются. — А.Ш.

Кому помойка, а кому и ренессанс

Группе исследователей Оксфордского университета удалось чрезвычайно удачно приложить современные космические технологии к восстановлению текстов древних, не поддававшихся прочтению папирусных манускриптов Оксиринха. В частности, метод мультиспектральной съемки, применяемый в спутниковой видовой разведке, уже позволил обнаружить на папирусах неизвестные прежде фрагменты из произведений таких гигантов древнегреческой культуры, как Софокл, Еврипид и Гесиод. Своей очереди ждут еще многие тысячи манускриптов из богатейшего оксиринхского собрания. А их исследователи, оценивая первые итоги применения новой технологии, предполагают, что если дело пойдет так и дальше, то доступное нам литературное наследие античной эпохи расширится еще процентов на двадцать. То есть наступает своего рода «новый ренессанс».

Колоссальное собрание папирусов Оксиринха насчитывает больше 400 тысяч фрагментов и занимает в истории особое место благодаря сочетанию целого ряда уникальных обстоятельств. Если говорить совсем грубо, то это дожившие до наших дней хлам и макулатура со свалок древнего египетского города Оксиринха, переживавшего расцвет в эпоху Александра Македонского, Древнего Рима и раннего христианства. Город расположен вдали от Нила, примерно в полутора сотнях километров к юго-западу от Каира, и существовал в пустыне лишь благодаря каналу, когда-то соединявшему Нил и озеро Мерис. Во времена Птолемея здесь появились многочисленные иммигранты-греки, так что захолустный Оксиринх стал не только очагом эллинской культуры, но и третьим по значению городом Египта. Семь с лишним веков в городе активно работали всевозможные бюрократические структуры, в больших количествах плодившие указы, эдикты, описи, отчеты и т. п. А поскольку папирус был недешев, его нередко использовали повторно. Так, на оборотной стороне документов в изобилии обнаруживаются фрагменты из классики древнегреческой литературы, на основе которой строилась учебная программа в эллинских школах.

Ненужную документацию и прочий хлам в Оксиринхе упаковывали в корзины и уносили на свалки, расположенные за пределами города. Там мусор понемногу заносило песком, а сухой климат пустыни сохранил манускрипты в течение тысячелетий. Многие из документов за века сильно потемнели, чернила, напротив, выцвели, но вся информация о жизни людей тех времен продолжала храниться. И когда в конце XIX века на свалки Оксиринха случайно наткнулись два оксфордских египтолога, Бернард Гренфелл и Артур Хант (Bernard Grenfell, Arthur Hunt), они обнаружили там подлинные сокровища — от считавшихся утраченными произведений Софокла до неизвестных текстов евангелий раннего христианства. С тех пор раскопки и восстановление манускриптов Оксиринха идут постоянно, выпущено около семидесяти больших томов с результатами исследований и готовится еще по меньшей мере сорок. Среди изобилия документов литературные памятники составляют порядка 10%, но и это немало, принимая во внимание общий объем коллекции (да и остальной «мусор» дает ученым-историкам ценнейшие, можно сказать из первых рук, материалы о быте людей далекой эпохи). Новые же технологии восстановления текстов, несомненно, помогут сделать еще много интересных открытий. — Б.К.

И компьютер бывает прав

То, что некоторые математические гипотезы лучшим умам не удается доказать по нескольку столетий, — дело обычное. Но ситуация, когда проверка корректности предложенного доказательства длится уже почти три десятилетия, неординарна даже для царицы всех наук.

Так получилось с теоремой о четырех красках, которая гласит, что любую карту на плоскости можно раскрасить всего четырьмя цветами так, чтобы любая пара стран с общей границей имела разный цвет. Благодаря наглядности и простоте формулировки эта теорема лишь немногим менее знаменита, чем теорема Ферма. Впервые ее записал математик Френсис Гатри (Francis Guthrie) в письме своему брату студенту еще в 1852 году.

В 1976 году американские математики Кеннет Эппланд и Вольфганг Хакен (Kenneth Appeland, Wolfgang Haken) предложили весьма необычное доказательство теоремы, которое до сих пор не признано. Дело в том, что в их доказательстве цепь логический рассуждений сводилась к прямой проверке возможности раскраски 1936 карт с огромным количеством стран. Эта проверка заняла более тысячи часов работы суперкомпьютера, и в результате опубликованное формальное доказательство заняло несколько сотен страниц (тогда как доказательство аналогичной теоремы о пяти красках занимает всего пару страниц). Такое длинное доказательство, разумеется, никто не смог проверить. Математики просто не признали «машинную работу», справедливо допустив, что в программе может содержаться ошибка.

И лишь теперь Джорджу Гонтиру (Georges Gonthier) из исследовательской лаборатории Microsoft в Кембридже и Бенджамину Вернеру (Benjamin Werner) из французского института INRIA удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Они сообразили, что компьютерное доказательство сможет как следует проверить только другой компьютер. Ученые транслировали рассуждения американцев на специальный язык представлений логических высказываний Coq (coq.inria.fr) и написали программу, которая проверяет, имеет ли смысл каждый следующий шаг в доказательстве. Работа программы завершилась успешно, что подтверждает справедливость теоремы.

Коллеги высоко оценили успех Гонтира и Вернера. Подобным образом можно будет проверить массу других длинных теорем. Однако перевод их доказательств на Coq может оказаться делом не менее трудным, чем само доказательство.

Но дело не только в абстрактной математике. Специалисты Microsoft надеются использовать схожие принципы для создания системы, проверяющей корректность работы программ. Она сможет отлавливать в коде ошибки и должна заметно облегчить жизнь программистам, да и конечным пользователям.

Теперь дело за малым. Математическое сообщество должно признать, что подобный способ машинной проверки компьютерных доказательств сам не содержит ошибок… — Г.А.

CD на закуску

Современность, с ее бурным темпом жизни и информационными перегрузками, порождает стресс — и предлагает новые способы преодолевать его. В Великобритании, например, разрабатываются компьютерные средства самопомощи при булимии и анорексии.

Эти расстройства затрагивают 4–7% жительниц страны в возрасте 13–20 лет (у юношей они встречаются реже). В их основе может быть серьезное повреждение мозговых структур (в гипоталамусе есть и «центр голода», и «центр насыщения»). Но волчий голод, как и полный отказ от пищи, может быть и просто неврозом. Удел страдающих психогенным «пищевым разгулом» — грешить и каяться. Поглотив под влиянием сильнейшего нервного возбуждения гору продовольствия, они тут же принимают меры по его эвакуации. И вдобавок пригоршнями глотают слабительное, чтобы скрыть от окружающих прибавку в весе. Все это чревато язвой, желудочно-кишечными кровотечениями и другими болячками.

Компания Media Innovations, внедряющая в практику разрабатываемые в Университете Лидса идеи, выпустила компакт-диск «Преодолевая булимию» («Overcoming Bulimia»). Это курс когнитивно-поведенческой психотерапии, соединяющей работу по осмыслению проблем с созданием полезных стереотипов. Отзывы хорошие. Тинейджеры обычно скрывают свои страдания и стесняются обращаться за помощью, так что компакт-диск представляет собой удачную возможность расправиться с проблемой «с глазу на глаз». Похожий диск есть и для борющихся с нервной анорексией, а скоро помощь будет доступна в онлайне — С.Б.

Новости подготовили

Галактион Андреев
[galaktion@computerra.ru]
Тимофей Бахвалов
[tbakhvalov@computerra.ru]
Артём Захаров
[azak@computerra.ru]
Евгений Золотов
[sentinel@computrra.ru]
Бёрд Киви
[kiwi@computerra.ru]
Денис Коновальчик
[dyukon@computerra.ru]
Сергей Синица
[titmouse@newmail.ru]
Антон Шириков
[shirikov@computerra.ru]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.