Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Первый Бастион

Архив
автор : Владимир Гуриев   12.04.2005

На ежегодной конференции разработчиков компьютерных игр (КРИ-2005) компания Nival Interactive была признана лучшим разработчиком, а ее новая игра —лучшей игрой КРИ 2005 (и это, между прочим, не просто игра, а пятая часть Heroes of Might and Magic).

На ежегодной конференции разработчиков компьютерных игр (КРИ-2005) компания Nival Interactive была признана лучшим разработчиком, а ее новая игра —лучшей игрой КРИ 2005 (и это, между прочим, не просто игра, а пятая часть Heroes of Might and Magic). Любое из этих событий само по себе является достойным информационным поводом, однако настоящая сенсация — заставляющая забыть о только что полученных премиях — содержалась в следующем пресс-релизе. В нем сообщалось, что компанию Nival Interactive приобрел американский холдинг Ener1 Group (www.ener1group.com). Причем непонятных моментов в этой сделке довольно много: с одной стороны, Nival Interactive уверенно стоит на ногах и острой необходимости во внешнем финансировании, на первый взгляд, не испытывает. С другой стороны, необычен выбор инвестора, потому что до сих пор Ener1 Group на этом поле не играла, и более логичным выбором была бы продажа Nival издателю, который поделится со своим новым активом не только финансовыми потоками, но и опытом работы на западном рынке. Поэтому первый вопрос, который мы задали основателю и руководителю Nival Сергею Орловскому, вполне предсказуем.

Зачем? Чего вам не хватало?

(Орловский смеется. Видимо, с этого вопроса теперь начинается каждое интервью.)

— Развития. На мировом рынке уже назрел (на российском, правда, только назревает) некоторый перелом. И кризисная точка — это выход новых платформ и, соответственно, перераспределение сил всех игроков на рынке.

Я имею в виду консоли, мобильные консоли и наладонники. То есть всё, что не имеет прямого отношения к ПК. Рынок игр для ПК — хороший, стабильный, замечательный, но он не развивается и по сравнению с остальными игровыми рынками невелик. А вся российская индустрия компьютерных игр исторически жила именно на ПК-рынке. Но дальше — после этой точки водораздела — существовать по старым правилам будет очень сложно. Поэтому, проанализировав ситуацию, мы решились на такой достаточно радикальный шаг.

Но Ener1 никакого отношения к игровому рынку не имеет.

— Ну, есть некоторый риск — и для них, и для нас. В принципе, было три варианта развития событий. Первый — плыть по течению, не замечать изменений и надеяться, что все само собой рассосется. Очевидно, что это проигрышный вариант, хотя многие придерживаются такой тактики до последнего. Второй вариант: уйти под крыло к крупному западному издателю. Российские издатели тоже сейчас поднимают голову, но все-таки соотношение по ресурсам несопоставимое. У нас было несколько предложений, мы над ними долго думали, но решили от этого пути отказаться. Отказались потому, что, так или иначе, это путь одной из студий в рамках большого издательского бизнеса. Это уход в какую-то нишу и, возможно, дальнейшая успешная работа в этой нише, но не более того. Никто и никогда за поставленные рамки разработчика не выпустит. Так что это, может, не совсем тупиковый, но, скажем так, полутупиковый путь. И третий вариант, который мы и выбрали, — получение инвестиций от независимого инвестора, не завязанного напрямую на кого-то из сильных игроков.

И в данном случае это позволит нам руководствоваться собственными идеями в отношении развития компании. Сохранить брэнд. Сохранить идентичность компании с творческой точки зрения. И при этом перейти на один или два уровня вверх с точки зрения открывающихся перспектив. То есть это самостоятельная игра с учетом новых возможностей, которые перед нами открываются.

Не станет ли инвестор диктовать вам…

— Я осуществляю полное стратегическое и оперативное управление компанией. Это одно из условий сделки.

А Ener1 каким образом заинтересован в Nival?

— Им интересен этот рынок. Руководители Ener1 считают, что он дозрел до серьезных инвестиций и хотят — вместе с нами — стать серьезными игроками на этом рынке.

Как? Вы же не получали инвестиции под честное слово? Есть какой-то инвестиционный бизнес-план, в котором прописаны поставленные задачи и сроки их решения.

— Естественно, я не могу открывать все нюансы, но такой план, конечно, есть. В черновом варианте — мы сейчас активно работаем над деталями бизнес-плана. На данном этапе в него заложены следующие идеи. Выход напрямую — в существенной степени напрямую — на основные рынки. Это — в порядке убывания привлекательности — США, Япония и Западная Европа. Дальше: использование потенциала московского офиса для разработки наиболее высокотехнологичных и высокорентабельных проектов. То есть всего, что связано с консолями нового поколения, включая мобильные платформы. Параллельно это активная программа по обучению потенциального персонала. Покупка и создание региональных студий для того, чтобы поддерживать разработки на ПК-рынке, с которого мы не собираемся уходить. В Москве этим заниматься не слишком рентабельно, а в регионах и на Украине их еще можно делать достаточно долго, а у нас наработок в этой области хватает. Это если совсем вкратце.

Хорошо, но как Ener1 может помочь в выходе, допустим, на американский рынок?

— Мы не собираемся делать собственную дистрибуцию, в смысле «ритейл». Я бы не стал мыслить столь прямолинейно. У нас есть определенные планы, на мой взгляд, совершенно реальные, но я не готов сейчас об этом говорить.

Что изменится во внутренней логистике компании? Вы переедете в штаб-квартиру во Флориде?

— Я буду находиться между двумя офисами. Каких-то радикальных изменений в работе московского офиса не будет, хотя штат может быть существенно расширен. Небольшой штат разработчиков будет и в Америке, но в основном мы планируем привлекать американских специалистов именно в тех областях, в которых у нас определенные «просады»: сценаристов, режиссеров, продюсеров. Но и они будут часто приезжать в Россию.

Нам всем очень не хватает умения создавать игры в соответствии с маркетинговыми «гайдлайнами». Работая с UbiSoft, мы это хорошо осознали. Их маркетинг радикально сильнее, чем у других издательств, с которыми мы работали. И мы сейчас хотим научиться делать это сами.

Если вы об этом задумываетесь, значит, видите себя не только в роли разработчика, но и в роли издателя?

— Без комментариев.

ОК, и в какую же сумму обошлась Ener1 эта сделка?

— Я не готов это обсуждать даже на уровне порядков. Это конфиденциальная информация.

Тогда хотя бы расскажите о критериях оценки стоимости Nival Interactive.

— Оценивается, скорее, не интеллектуальная собственность, а творческий потенциал коллектива. Я бы сформулировал это так.

Обыкновенно стоимость компании определяется не столь поэтичным образом и привязана к финансовым показателям компании и общим оценкам перспективности рынка. «Коммерсантъ» оценивает совершенную сделку в 10 млн. долларов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.