Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Открытая DEMOкратия

Архив
автор : Левон Амдилян   15.03.2005

Мы представляем первую из планируемой серии колонок Левона Амдиляна, посвященных новостям инновационного бизнеса в области ИТ.

Мы представляем первую из планируемой серии колонок Левона Амдиляна, посвященных новостям инновационного бизнеса в области ИТ. Президент Международного компьютерного клуба, Левон хорошо известен в среде лидеров отечественного и мирового рынка ИТ, он регулярно участвует в работе важнейших форумов отрасли. Сегодня Левон Амдилян поделится впечатлениями о недавней конференции DEMO@15.

Те, кто уже достаточно долго наблюдают за российским рынком компьютерных технологий, помнят приливы оптимизма и гордости, вызванные предчувствием его стремительной интеграции в «цивилизованное мировое сообщество». Начиналось все с фраз типа «они просто не знают, чего мы достигли». Позже появился лозунг «мы можем не хуже, чем они».

Я находился у самих истоков этого рынка. Еще в советское время (1989 г.) Международный компьютерный клуб впервые вывозил отечественных программистов, работавших в оборонных отраслях, в самое сердце Силиконовой Долины (города Сан-Хосе, Пало-Альто, Купертино и др.). Могу по праву утверждать, что воочию видел и «приливы», и «отливы». Каковы же итоги пятнадцатилетнего развития российского ИТ-рынка?

Сегодня на нем присутствует большинство ведущих мировых производителей, но велика роль и российских компаний. Создана разветвленная система поставщиков по всей стране. Рынок ИТ в России внес большой вклад в развитие всего народно-хозяйственного комплекса (даже в период кризиса). Ряд наших компаний добился впечатляющих результатов на международной арене — например, «Параграф», IBS (Luxoft, PressDisplay), «Лаборатория Касперского», Abbyy Software, Spirit. Были и неудачи (проекты Cybiko, TrustWorks), но в целом прогресс очень велик.

Тем не менее, многое мешает с оптимизмом смотреть в будущее. Одна из главных проблем — отсутствие нормальной информационной среды, в которую должны быть погружены разработчики, чтобы создавать продукты и предоставлять услуги мирового уровня (а других критериев качества сегодня просто нет [Конечно, можно творить и в условиях «закрытой демократии» (как сейчас говорят про Россию), но, за редким исключением (вроде успешного и вполне заслуженного «захвата» своего сегмента российского рынка компанией «1С»), это сводится в основном к борьбе за бюджетные деньги]). На международных встречах, которые определяют тенденции в развитии мирового рынка ИТ, российские разработчики представлены крайне несистемно. Инновационная деятельность в России носит фрагментарный и тоже несистемный характер.

Взглянем для примера на важнейший для ИТ сектор — новые коммуникационные среды. Широкополосные сети, 3G-инфраструктура, различные варианты беспроводных сетей (Wi-Fi, WiMax, ZigBee, MobileFi, Ultrawideband и др.) и их «бесшовная» интеграция составляют технологическую основу одной из самых ярких современных революций в информационных системах — переход от архитектуры «клиент-сервер» к сервисно-ориентированной архитектуре. Очевиден курс на создание устройств, которые позволят помещать в «один флакон» все больше услуг. И масштабы технологического рывка, совершенного странами-лидерами, впечатляют.

В этом можно убедиться, оценив уровень использования мобильных 3G-телефонов в ряде стран (см. табл.). Например, в Англии за 2004 г. число пользователей сетей третьего поколения возросло в десять раз — с 250 тысяч в январе до 2,5 млн. в конце года. Как показывает прогноз роста рынка WCDMA до 2008 г., высокие темпы «внедрения» телефонов третьего поколения сохранятся и в дальнейшем (в мире сейчас два основных стандарта таких телефонов: cdma2000 [«лагерь CDMA»] и WCDMA [GSM]) (см. круговую диаграмму; Business Week, Feb. 21, 2005). В США широкополосный доступ в Интернет к 2008 г. получат 56% домохозяйств (см. столбчатую диаграмму; eMarketer Inc., Feb. 24, 2005). Южная Корея преодолела 70-процентный рубеж еще в 2003 г., а через пять лет планирует добиться 90–95-процентного охвата населения «бродбандом»!

Что все это дает рынку? Прежде всего — гигантское расширение. По прогнозу английской исследовательской фирмы ARC, глобальный рынок мобильных услуг данных (баз данных) для предприятий составит в 2009 г. $177 млрд. Объем доходов от информационных услуг и развлечений в мобильных сетях вырастет с $16,7 млрд. в 2003 г. до $77,8 млрд. в 2007 г.

Делаются ли в России действительно крупномасштабные вложения в широкополосные сети, беспроводные сети, в 3G-инфраструктуру? Сегодня таких вложений нет — ни государственных, ни частных. Впрочем, ни усилия частных компаний, ни ограниченная по задачам и возможностям ФЦП «Электронная Россия» не смогут заменить целенаправленную политику государства. Именно государство должно взять на себя капиталовложения в развитие информационной инфраструктуры, в первую очередь широкополосного Интернета. Правительство Фрадкова должно понять, что опыт Южной Кореи для нас сегодня гораздо важнее, чем опыт Индии.

 

Вернемся к вопросу о создании современной информационной среды для разработчиков. В качестве примера для подражания можно привести конференцию DEMO (www.demo.com). DEMO@15, пятнадцатая по счету встреча из этой серии, недавно завершилась в Аризоне. У истоков этого крайне интересного мероприятия стоял Стюарт Элсоп (Stuart Alsop), одна из самых ярких фигур американского компьютерного рынка [Кстати, Элсоп был одним из первых американцев, которых серьезно заинтересовал потенциал российского (тогда еще советского) компьютерного рынка. Он участвовал еще в первом Международном компьютерном форуме, который МКК провел в Москве в июне 1990 г. Тогда в гости к МКК приехали звезды: президент Borland Филипп Канн (Phillip Kahn), председатель корпорации WordPerfect Алан Эштон (Alan Ashton), Джон Уорнок (John Warnok), глава Adobe Systems, и многие другие. «Мегазвезда» российского ИТ-рынка Эстер Дайсон (Esther Dyson) в первый раз побывала в России еще в 1988 г. (также по приглашению Международного компьютерного клуба)]. Идея DEMO родилась у Элсопа на конференции Agenda. Он заметил, что многие участники даже во время интересных выступлений выходили в коридор и с удовольствием демонстрировали друг другу свои новые разработки. Таким образом, очень эффективно использовался высокий уровень участников конференции с целью обмена идеями, привлечения инвесторов и т. п. В результате было принято решение о проведении ежегодных конференций с акцентом именно на демонстрации (С 2005 г. объявлено о проведении и осеннего «демо» — в DEMO FALL перепрофилировали DEMO-mobile).

Эффективность DEMO определяется тщательной подготовкой. Команда организаторов DEMO@15 во главе с Крис Шипли (Chris Shipley, поистине героическая женщина) просмотрела за несколько месяцев около семисот продуктов и решений от разных компаний. Для показа отобрали 73. В течение двух насыщенных рабочих дней в жестком режиме пяти-шестиминутного выступления компании имели возможность продемонстрировать эти продукты (небольшую часть фирм «поджарили» в формате одноминутного выступления). Демонстрации перемежались выступлениями и интервью «гуру», визионеров компьютерного рынка. В специально отведенном зале все 73 компании имели возможность еще раз продемонстрировать свои достижения всем тем, кто хотел получить больше информации, «пощупать» руками.

Большинство участников представляли Соединенные Штаты, из Австралии приехали целых четыре команды, были фирмы из Канады, Израиля, Ирландии, Франции. Половина компаний вкладывала в разработки свои собственные средства (От сотен тысяч до десятков миллионов долларов), другие использовали деньги инвесторов. Некоторые решения поразили меня своей элегантностью и простотой.

История подтверждает, что показанные на DEMO продукты часто становились определяющими для развития целых отраслей ИТ. На первом DEMO в 1991 г. Говард Элиас (Howard Elias) продемонстрировал самый первый мультимедийный PC. Во время «демо-перестрелки» в 1994 г. между компаниями Novell и Lotus была впервые показана групповая технология работы в сети. Премьерные показы VoIP-решений в 1996 г., ASP в 1997 г., чипсета WiFi в 1999 г. свидетельствуют о «предсказательной способности» DEMO. Поэтому в заключение — несколько интересных решений, увиденных на DEMO@15. Они дают представление о том, что предлагают бизнесу современные ИТ-инноваторы.

  • BTVKB (Bluetooth Virtual Keyboard, www.vkb-tech.com) — позволяет подключить «виртуальную» клавиатуру к устройству, снабженному Bluetooth (почти любую поверхность можно использовать для ввода знаков и символов; фото внизу слева, источник www.vkb-tech.com);
  • Teleo (www.teleo.com) — очень удачная разработка для интернет-телефонии (VoIP); легко интегрируется в Internet Explorer и Outlook;
  • In the Chair — программный комплекс, позволяющий музыканту любого уровня играть с виртуальным сопровождением лучших оркестров мира (www.inthechair.com);
  • Jigsaw RFP Engine (www.jigsaw.com) — электронный рынок бизнес-контактов;
  • Ice Camera и Instant Scene Modeler — две разработки MDA (www.mdrobotics.ca); камера для обнаружения льда на любых поверхностях и программно-аппаратный комплекс для трехмерной реконструкции сцен в помещении;
  • iRadio (www.motorola.com) — радиосервис для повсеместного доступа к сотням музыкальных каналов и личным mp3-коллекциям;
  • TriCaster (веб-вещание) (www.newtek.com);
  • NanoChromics Displays (NCD) (www.ntera.com) — новая дисплейная технология, дающая изображение в стиле «чернила на бумаге»;
  • T3-QCP Explosive Detection System (www.qrsciences.com) — система обнаружения пластических взрывчатых веществ;
  • Novint.com (www.novint.com) — трехмерные интерфейсные устройства (вверху, фото автора).
  • Большинство этих продуктов не требуют сложной технологической базы. Подобные проекты — успешно, как показывает DEMO, претендующие на серьезные инвестиции, — вполне могли быть реализованы российскими разработчиками.

    © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.