Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кое-что про Золушек

Архив
автор : Юрий Романов   10.03.2005

Мой собеседник — Василий Андреевич Турок, кандидат философских наук, работает ведущим психологом-консультантом кадрового агентства.

Мой собеседник — Василий Андреевич Турок, кандидат философских наук, работает ведущим психологом-консультантом кадрового агентства.

Мужчины и женщины действительно мыслят по-разному?

— О да! Я не специалист по физиологическим особенностям мозговой деятельности, но как психолог-практик могу утверждать — существенные различия налицо. Мужчины привычно и легко анализируют события, они способны далеко прослеживать причинно-следственные цепочки. Женщинам это дается значительно труднее. Но! Женщины — прирожденные синтетики. В отличие от мужчин — аналитиков.

На фирмах, занимающихся тем, что вы называете высокими технологиями, почти не осталось женщин-программистов… Женщины редко встречаются в коллективах разработчиков, конструкторов. По моим прикидкам — их не более 3%. В биотехнологии — на порядок больше! Знаете почему? Они там ничего не проектируют. Они синтезируют новое из блоков-заготовок, поставляемых природой.

В лаборатории, где я когда-то работал, был целый сектор, целиком состоявший из женщин-программистов. Мужчины разрабатывали алгоритмы, а девчата программировали.

— Программирование — типично женская работа. Но тут есть особенность — программы нужно отлаживать, а эта фаза требует сильного аналитического ума, чтобы отыскивать причины сбоев по их внешним проявлениям. Тут нужен мужской ум.

Женщины способны очень аккуратно и быстро программировать, но с отладкой у них — беда. Им это очень тяжело. Кто у вас в лаборатории занимался отладкой?

Алгоритмисты. Каждый вместе со «своей» программисткой.

— Что и требовалось доказать. Вообще-то, у вас, на мой взгляд, было практически оптимальное разделение труда. Или сотрудничество. Зависит от того, как на это посмотреть.

По опыту вашей работы, женщины в хайтеке — кто они?

— В нижнем звене — конечно же, секретари. Суть их работы — связывание источников и потребителей деловой информации; перераспределение и организация информационных потоков.

В среднем звене — менеджеры. «Тактическое» связывание элементов бизнес-проектов, маркетологи, специалисты по продвижению товаров и услуг, организаторы маркетинговых мероприятий, конференций, выставок…

Высшее звено — руководители фирм, топ-менеджеры по продажам, директора по персоналу. Женщины способны великолепно справляться с работой на этом уровне. Особенно если в момент принятия стратегических решений под рукой оказываются вспомогательные материалы, подготовленные мужчинами-аналитиками.

Готовящаяся тема номера в нашем журнале называется «Женская доля высоких технологий». Как вы оцениваете размер этой доли «хайтек-пирога»?

— Кусок, может быть, и невелик, но самый вкусный. А в биотехнологии, которая считается самым перспективным из высокотехнологических направлений, и «размеры» женской доли будут расти.

Но, говорят, женщин не интересует хайтек. Проблема мотивации…

— Да, есть такая проблема… Мужчины, в абсолютном большинстве, не знают женщин, их мотивации… Из-за этого возникают конфликты. Собственно, как показывают наши исследования, главная ошибка мужчин в том, что они подсознательно строят отношения с противоположным полом как с мужчинами — начинают состязаться за власть, учиняют раздел зон влияния. В общем, всячески начинают «меряться силами». Это все очень глупо!

В числе женских особенностей — отсутствие ярко выраженного карьеризма, как спланированной последовательности действий, направленных на продвижение по службе. Но есть готовность инстинктивно, практически мгновенно воспользоваться совокупностью сложившихся обстоятельств. И нужно помнить, что женщина видит в сотруднике мужского пола лишь одну из составляющих этих обстоятельств, а вовсе не соперника. И уж тем более не «ухажера», как думают многие мужчины с явно завышенным уровнем самооценки.

Неготовность так же легко и непринужденно связывать — синтезировать! — предоставляющиеся возможности приводит в бешенство и замешательство мужчин, воспринимающих происходящее на их глазах как некую магию или «женское колдовство».

С другой стороны, женщины более уязвимы для обмана и хитрости. Они попросту «не видят» многих мужских недостатков и «плохо различают» коварные замыслы — ведь все это требует анализа, сопоставления… Поэтому они менее конфликтны и более коммуникабельны, но их ослабленная способность разгадывать козни воспринимается мужчинами как проявление слабости ума. В общем — женской глупости.

То есть «женская глупость» — опасное мужское заблуждение?

— Конечно! И именно — опасное. Мужчины отталкивают от себя по-настоящему ценных сотрудников. Надежно строить что бы то ни было — семью, дом, бизнес — мужчина может лишь с женщиной. Мужчина с мужчиной эффективно могут лишь побеждать конкурентов, разрабатывать новые изделия и… всё, пожалуй… Могут еще успешно перессориться и все построенное разрушить. Это — запросто. Кроме того, мужчины слишком серьезно относятся к работе.

А женщины?

— Совсем по-другому. Мужчины этого не понимают. Не способны понять! Из-за этого они требуют от сотрудниц совершенно нереальной самоотдачи делу, чего быть не может — психологически. Женщина не живет работой, понимаете? Она работает, чтобы иметь возможность делать покупки для дома, одевать детей, да мало ли… Стремления накапливать деньги для чего-то у нее нет… Отсюда — отношение к работе как к чему-то второстепенному, при высокой, впрочем, личной ответственности. Все это воспринимается мужчинами-руководителями как проявления поверхностности и несерьезности. Сами мужчины обычно погружаются в работу с головой — копаются, что-то анализируют…

Для женщин важны возможности общения… Возможность ухаживать за мужчиной (или мужчинами) как за большими детьми. И никуда от этого не денешься. Женщинам свойственно больше отдавать работе, чем брать от нее. Мужчинам — наоборот, брать — деньгами, удовольствием, признанием заслуг… Зачастую пугающая самоотверженность женщин тяжело переносится сотрудниками-мужчинами, обычно, по статистике, более эгоистичными. Вот вам и почва для конфликтов…

Но вернемся к хайтеку. Получается, что дефицит женщин здесь имеет в основном психологические причины?

— Не только. Огромная проблема — дефекты образования. Еще в школе девочки обычно лучше ребят учатся гуманитарным предметам — литература, история, искусства им даются легче. Мальчики лучше успевают по точным (аналитическим!) наукам. В общем, уже в школе закладывается дифференциация багажа знаний за счет инстинктивного ухода от трудностей. Когда-нибудь это придется как-то преодолевать… Вообще говоря, математику и физику нужно преподавать по-разному для парней и девушек. С разных позиций… Мальчишкам — так, как сейчас принято, а вот девчатам — на основе синтеза понятий. Тут должна быть совершенно другая методика, которую создавать, кстати говоря, должны педагоги-женщины.

А для работы в хайтеке нужны знания об элементарных «кирпичиках» этого хайтека, нужны технические, инженерные знания, которых сегодня женщинам не хватает. Отсюда дефицит женщин среди разработчиков новой техники. Хотя именно как разработчики женщины могли бы оказаться более успешными и изобретательными, чем мужчины. Гарантирую! Тут же синтез — профиль женской психологии. Так что кадровый перекос, который мы наблюдаем в технических фирмах, — не заслуги мужского таланта, а в значительной мере нехватка знающих, технически образованных женщин.

Исследователи в хайтеке — конечно же, мужики. Настройщики, отладчики… Конструктора — уже вопрос… А технологами лучше быть женщинам, да где же их взять?..

Вообще, нужно думать над общественной и государственной мотивацией. Несколько лет назад появилась интересная работа С. Ю. Барсуковой (С. Ю. Барсукова «Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество», www.vvsu.ru/grc/e-library/files/modeli_uspeha.doc), в которой автор приводит «образ Золушки» в качестве модели социальной мобильности женщин; не просто как притягательный женский образ, но символ жизненного успеха, принципиально доступный всем женщинам данного общества. В разные времена «Золушками» становились Паша Ангелина, Валентина Терешкова и другие, демонстрируя привлекательный пример востребованности на государственном уровне. В последние годы «в роли Золушек» выступают по большей части женщины, вышедшие замуж за состоятельных мужчин («У каждого времени свои Золушки… Но по тому, каков женский кумир данного общества, можно сказать, что это за общество, каковы его цели и какими средствами оно пытается их реализовать» (цитата из работы С. Ю. Барсуковой). — Ю.Р.). Увы… Увы — потому, что следование такому примеру не создает достаточной мотивации для учебы (Можно сказать и проще: «Не хочу учиться, а хочу замуж». — Ю.Р.).

Пару слов в качестве пожеланий женщинам…

— Скорее мужчинам… Вообще, «женщины и высокие технологии» — это не проблема женщин или мужчин. Это вершина огромного айсберга, который называется «гендерное противостояние в социуме». Ужасная вещь! Прямое следствие общей неграмотности… нет — невежества в основах психологии. И мужского эгоизма.

Пожелание мужчинам: хотите, чтобы ваш бизнес расцвел, ищите руководителя-женщину. Если чувствуете в себе неготовность передать часть своих полномочий в руки «слабой женщины» — утверждаю как психолог — вам нужно серьезно заняться собой. Прогрессирующие гендерные амбиции — не лучшее подспорье в делах. В любых делах.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.