Митник проник в Москву
АрхивФевраль 1995 года, Лос-Анджелес. Кевин Митник входит в ворота тюрьмы, откуда он выберется только через пять лет. Февраль 2005 года, Москва. Кевин Митник входит в гостиницу «Рэдиссон-Славянская», чтобы принять участие в респектабельной конференции по информационной безопасности.
Февраль 1995 года, Лос-Анджелес. Кевин Митник входит в ворота тюрьмы, откуда он выберется только через пять лет.
Февраль 2005 года, Москва. Кевин Митник входит в гостиницу «Рэдиссон-Славянская», чтобы принять участие в респектабельной конференции по информационной безопасности.
Подтянутый, улыбчивый, безусловно харизматичный и в свои сорок лет не похожий на зверского вида подростка в архивной листовке Wanted («Разыскивается»), Кевин отвечает на вопросы российских журналистов. На многие — не в первый раз. Но он приветлив и терпелив, потому что теперь его профессия — эксперт по информационной безопасности. Восемь лет ему нельзя было пользоваться компьютером и Интернетом, а когда стало можно (в 2003 году) — выход Кевина в Сеть превратили в телешоу с участием Стива Возняка и Шона Фэннинга (если кто не помнит — это основатель Napster). Вскоре Митник создал собственную компанию, которая стала заниматься информационной безопасностью.
Два часто употребляемых ныне Кевином слова — «социальная инженерия». Не он этот термин придумал, но благодаря ему эти слова теперь можно услышать не реже, чем «пароль», «файрволл» или «троян». Митник — один из первых, кто понял и доказал на практике, что самым слабым звеном в любой системе защиты является человек. Именно человека, который боится показаться недоверчивым или невежливым, можно ввести в заблуждение и заставить сообщить пароль по телефону или отключить защиту. Когда юный Митник начинал хакерские экзерциции, персональных компьютеров еще не было. Были телефонные сети, переходившие на прогрессивную электронную начинку, и шиком телефонных хакеров (то есть фрикеров) — было сделать бесплатный звонок в дальний город. Первый взлом Кевин совершил в шестнадцать лет, дальше — больше, а с развитием Интернета, в котором тогда еще не видели особых угроз, работы прибавилось.
Кевин Митник в совершенстве овладел искусством, давшим название его книге: «Искусство обмана». В списке инкриминированных Митнику в конце 80-х преступлений — несанкционированный доступ к корпоративной информации компаний Motorola, Nokia, Novell, Sun Microsystems. Возможно, бывшие жертвы теперь привлекают Кевина в качестве консультанта. Так же как и органы правопорядка: известный хакер на пресс-конференции признался, что он как минимум дважды помогал властям получить доступ к скрываемой преступниками информации, а однажды навел мичиганскую полицию на след телефонного террориста. Любимое дело, наконец, стало источником дохода (впрочем, и до заключения Митник нанимался под чужими именами в американские компании экспертом по безопасности).
Вопреки всем обвинениям, Кевин никогда не извлекал прибыли из своей хакерской деятельности, кроме халявных телефонных звонков. Выйдя из тюрьмы, он даже продал несколько личных вещей с аукциона, чтобы расплатиться с адвокатом. Миллионы долларов заработал только Джон Маркофф, который написал против воли Митника книгу «Хакеры», а его статья в «Нью-Йорк Таймс» стала отправной точкой в травле Великого Хакера. Кстати, по попранию всех писанных и неписанных норм «дело Митника» чем-то напоминает «дело ЮКОСа». Оно и понятно — если власть идет на принцип, тут уж не до презумпции невиновности и освобождения под залог.
Митник признает, что у каждой нации есть свои особенности менталитета, которые могут быть учтены хакерами. Например, японцы и американцы поразительно доверчивы и готовы выполнить любую просьбу «хорошего человека». Немцы хоть и не такие простаки, но в приверженности раз и навсегда заведенному порядку могут не заметить, как их обманули. Русских Кевин в этом смысле выделяет: их обманывали уже столько раз, что должен был выработаться иммунитет. Впрочем, большинство и наших соотечественников, получая электронное письмо или факс, до сих пор свято уверены, что в поле «От:» стоит имя истинного отправителя.
На вопрос одного из журналистов: «Можете ли вы взломать наш сайт?», Митник поинтересовался: «А какой у вас IP-адрес?» Кевин шутит.
Москва, 2005 год. Мир стал взрослее.