Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
22.02.2005

Семерка без рогов - Только синему коту и не везет - Возьмите видео в дорогу - Антивирус для вируса для антивирусов - Все в сад! - Имя им — легион - Фиговая биометрия - Тело как улика - Аки в ясный день - Шарика к трубочке пригласите! - Рассеянный с улицы PC’ейной - Под прикрытием лицензии - Степень жестокости - На медленном огне - Напечатанный пряник - Рок-н-ролл и жадность - Свет на дне колодца - Не дави

Семерка без рогов

Следующая версия самого популярного браузера — Internet Explorer 7 — будет доступна не только пользователям Windows Longhorn. Такое заявление сделал Билл Гейтс, выступая на форуме RSA Conference 2005 в Сан-Франциско.

Напомним, что раньше представители Microsoft говорили о бессмысленности выпуска новых версий браузера в виде самостоятельного продукта, связывая это прежде всего с необходимостью тесной интеграции программы с ОС, что потребовало бы слишком глубоких изменений в существующих системах. Поэтому все будущие версии IE должны были появляться только вместе с новыми Windows. То есть «семерка», по идее, вышла бы лишь в составе Longhorn, которая ожидается в лучшем случае в середине следующего года. Правда, после выхода второго сервис-пака для Windows XP заявления официальных лиц Microsoft стали менее категоричными. И вот теперь стало известно, что пользователи Windows XP SP2 тоже смогут вкусить блага IE7. Бета-версия браузера должна появиться уже этим летом, о дате финального релиза пока ничего не известно.

Почему же софтверный гигант вдруг передумал? В трогательную заботу о пользователях устаревающей Windows XP как-то не верится. Возможно, Microsoft боится утратить лидерство в «хит-параде» браузеров, завоеванное еще в конце 90-х. Если раньше главными конкурентами были полумертвый Netscape и не слишком популярная Opera, то сейчас назревает новая битва за пользователя, а противники так и норовят переманить в свой стан сёрферов, многие годы хранивших верность IE. У Firefox счет приверженцам пошел на миллионы. Google хоть и не объявила официально о разработке собственного инструмента для веб-серфинга, но бурная кампания по переманиванию сотрудников из браузерных фирм, развернутая главной «ищейкой» Сети, не похожа на случайность. Даже Netscape, благодаря усилиям AOL, собирается возродиться, пусть и в несколько странном виде (опираясь сразу на два движка рендеринга страниц). Все эти конкуренты потенциально способны потеснить Internet Explorer на браузерном олимпе, и задержка с выходом новой версии может обойтись Microsoft слишком дорого.

Упор в IE7, очевидно, будет сделан на повышение безопасности. Но поскольку всем известна сомнительная слава продуктов Microsoft в этом отношении, в дежурные слова о новых технологиях защиты от вирусов и полном отсутствии дыр мало кто поверит. Что ж, чтобы все стало ясно, остается дождаться выхода окончательной версии. Если, конечно, в Microsoft снова не передумают. — А.З.

Только синему коту и не везет

Napster, недавно вернувшийся на музыкальный рынок из небытия, оказался в весьма непростом положении. Виной тому стали пытливые умы пользователей, желающих во что бы то ни стало заполучить вожделенные композиции задарма.

Недавно в одном из сетевых блогов появилось описание уловки, позволяющей пополнить свою фонотеку за счет архивов Napster’а (а заявлено там, ни много ни мало, миллион треков), не платя при этом ни цента, а главное — не преступая закона. Стоит ли говорить, как отреагировала на это американская публика, которую приводит в восторг одна только мысль «чуть-чуть» нарушить правила легальным способом. Инструкция по оболваниванию «котенка» (традиционный символ Napster’a, доставшийся в наследство от еще некоммерческого предка) мигом разлетелась по Сети.

В действительности никакого особого ноу-хау тут нет. Пользователю, желающему почувствовать себя в роли борца за свободу контента, перво-наперво предлагается скачать и зарегистрировать программу-клиент с официального сайта Napster. Поскольку компания пришла на рынок онлайн-дистрибуции музыки «второй волной», ей просто необходимо чем-то заинтересовать уже избалованных клиентов. Поэтому им, помимо других заманчивых предложений (например, нелимитированного доступа к архиву в течение месяца за 15 долларов), дозволяется две недели «щупать» систему бесплатно.

За эти халявные дни автор трюка предлагает скачать столько музыки, сколько позволит совесть и пропускная способность канала. Полученные файлы формата WMA, естественно, имеют DRM-защиту, что резко ограничивает их использование. Но тут на помощь приходит проигрыватель WinAMP с плагином Output Stacker, позволяющим записать звуковой поток в WAV-файл на жесткий диск. На выходе защищенные песни превращаются в изрядно прибавившие в весе «вавы», которые можно, например, скинуть на болванки и слушать на CD-плейере. Время, ушедшее на «перекодировку» (а она производится в «реальном времени», в ходе проигрывания композиции), вполне окупается чувством удовлетворения от собственной «ловкости». Доброхоты даже подсчитали теоретически возможный предел: 252 восьмидесятиминутных диска за две недели.

В принципе, подобная схема юридически почти чиста. Все ПО бесплатно, запись на диски производится для личного пользования. Правда, такие игры с защитниками копирайта интересны только в тех странах, где человек, хоть раз скачавший песенку из пиринговой сети, вздрагивает, услышав аббревиатуру RIAA. У большинства же наших соотечественников все это вызовет лишь усмешку. — А.З.

Возьмите видео в дорогу

Sony Computer Entertainment (SCE) старается сделать все, чтобы превратить портативную развлекательную систему PSP в мечту любителей высокотехнологичных гаджетов. В середине февраля компания заявила: PSP сделает с видео то же самое, что некогда Walkman сотворил с музыкой! Заявление, конечно, громкое, но не беспочвенное. С апреля Sony Pictures Entertainment (SPE) начинает выпуск своих блокбастеров и классических картин в специальном формате для PSP — на оптических UMD-дисках.

Напомним, что консоль появится в продаже в США и Канаде 24 марта, одновременно выходит и первый UMD-диск с картиной «Человек-паук 2». Пополнить мобильную видеотеку еще четырьмя фильмами владельцы PSP смогут уже 19 апреля — к выпуску готовы «Хеллбой», «Обитель Зла 2», «Три Икса» и «Однажды в Мексике». По последнему, кстати, SCE готовит одноименную игру жанра экшн, которая выйдет исключительно на PSP. По слухам, в работе над игрой примет участие режиссер картины Роберт Родригес.

В Японии и Европе UMD-видео появится в начале мая. SPE заявила, что ее платформой заинтересовался ряд крупнейших анимэ-студий. Не случайно в Японии на новом носителе первой выйдет именно анимэ-картина — Final Fantasy VII: Advent Children («Последняя Фантазия VII: Дети Пришествия») от студии Square Enix (www.Square-Enix.co.jp).

Мощный интегрированный декодер h.264, отличный угол обзора TFT-дисплея, поддержка 24-разрядного цвета, диагональ в 4,3 дюйма, разрешение 480x272 пиксела и соотношение сторон 16:9 позволяет рассматривать PSP не только как игровое устройство, но и как идеальную платформу для мобильного широкоформатного видео. Фильмы будут записываться в формате MPEG-4 AVC (H.264), благодаря эффективной компрессии на дисках емкостью 1,8 Гбайт можно размещать полнометражные картины. Формат UMD-видео поддерживает все основные функции, доступные в DVD, — субтитры, несколько звуковых и видеодорожек, анимированное меню с возможностью выбора глав картины, ускоренный поиск, замедленное воспроизведение и т. д. Не обойдут UMD стороной и различные бонусы, уже столь привычные в DVD-релизах, — от саундтреков до альтернативных концовок фильмов, наборов фотографий и даже небольших игрушек. Бесспорное достоинство UMD заключается в компактности (диаметр носителей 60 мм) и защищенности от царапин и пыли (диски поставляются в специальных пластиковых картриджах).

Формат UMD в ближайшее время будет открыт всем поставщикам видео- и аудиоконтента, но вот что касается производителей бытовой техники, тут о намерениях SCE судить трудно. Хотя выпуск видеоплейеров с поддержкой UMD наверняка помог бы в продвижении платформы.

Sony Pictures Entertainment пока не называет цены на новинку. Учитывая намерения компании захватить рынок портативного видео и то, что предстоящие четыре релиза не очень свежи (хоть и вполне успешны), можно предположить, что цена одного диска не превысит 15 долларов (игры будут стоить 40–50 долларов). Продаваться UMD-видео в США будет не в магазинах аудио- и видеопродукции, а через те же торговые сети, где будет представлена PSP. Мягко говоря, странное решение — необычные видеорелизы в привычных магазинах смогли бы привлечь внимание многих потенциальных покупателей… — Т.Б.

Антивирус для вируса для антивирусов

К уязвимостям в обычных программах все уже привыкли, но и программное обеспечение для защиты компьютера тоже не заговоренное. Эту печальную истину подтвердила в начале февраля компания Symantec, признав, что в значительной части ее продуктов имеется опасная недоработка. Ошибка, обнаруженная специалистами сторонней фирмы (Internet Security Systems), прячется в модуле DEC2EXE, который программы Symantec используют для чтения исполняемых файлов, упакованных с помощью популярной утилиты UPX. Предложив DEC2EXE особым образом искаженный исполняемый файл, в тело которого внедрен зловредный код, можно добиться ошибки переполнения буфера и перехватить управление системой.

Проблема усугубляется тем, что библиотека Symantec AntiVirus Library, в состав которой входит DEC2EXE, используется во множестве пакетов для персоналок и серверов на нескольких платформах. Пользователи Norton AntiVirus, Symantec Mail Security, Symantec BrightMail и многих других продуктов для Windows, Linux, Mac OS X, Solaris и AIX оказались под угрозой атак. Ведь фактически всё, что нужно злоумышленнику для успешного взлома, это отослать жертве по электронной почте модифицированный UPX-файл с внедренным в него вирусным кодом. Остальное антивирус сделает сам: попытается проверить письмо и нечаянно запустит вирус.

По данным Symantec, попыток эксплуатации уязвимости пока не зафиксировано, но всем пользователям настоятельно рекомендуется установить соответствующие патчи или самый свежий софт. Также можно отключить модуль DEC2EXE, если настройки конкретного пакета это позволяют. На случай, если вирус, использующий эту дыру, все же появится, антивирусы ISS и Symantec уже оснащены эвристическими алгоритмами его обнаружения. — Е.З.

Все в сад!

«Вау! Мы завоевали Grammy!!!» Этот восторженный возглас с недавних пор украшает веб-сайт композитора Марии Шнайдер (www.mariaschneider.com), чей альбом «Concert in the Garden» («Концерт в саду») признан лучшим среди записей, сделанных с участием большого джаз-ансамбля. Наряду с автором повод для радости есть и у интернетчиков: как-никак, на сорок седьмом году жизни главной музыкальной награды ее впервые удостоился «альбом-виртуал», ни одной копии которого не было продано через обычный магазин.

Как с восторгом отмечает 44-летняя джазистка, Сеть позволила ей полностью сконцентрироваться на музыке, забыв об изматывающих переговорах с фирмами звукозаписи и дирекциями музыкальных магазинов. Собрать необходимую сумму на осуществление проекта Марии помог онлайновый сервис ArtistShare, при помощи которого ей удалось достучаться до сердец преданных поклонников джаза. Благодаря пожертвованиям интернетчиков, с финансовой стороной дела удалось покончить задолго до того, как собравшийся в студии оркестр взял первую ноту, — такое в музыкальном мире случается, увы, нечасто. Общение с поклонниками продолжилось и во время работы над альбомом — на сайте своего кумира они в любую минуту могли узнать, «что творится в саду», а также поделиться мыслями по поводу будущего опуса. «Поистине, это новый способ быть ближе друг к другу для фанов и исполнителей», — говорит счастливая джазистка, намеренная и дальше не терять интернет-контакт со своими слушателями.

Сразу по окончании записи альбом был издан тиражом в 10 тысяч экземпляров. Тысяча была продана с молотка на аукционе ArtistShare, а остальные диски осели в коллекциях добровольных спонсоров и участников проекта. Благодаря такой оперативности, затраченные на запись 87 тысяч долларов Мария с лихвой возместила в первые же недели после выхода в свет своего сочинения. К тому же ей не пришлось отстегивать солидную долю гонорара прожорливым посредникам, а также — сюрприз! — удалось полностью сохранить за собой авторские права на альбом. Что ж, если почин Марии Шнайдер подхватят ее коллеги по цеху, то лет через десять колонка «реализованный в магазинах тираж» в информации о номинантах на Grammy умрет окончательно: представлять интересы тружеников прилавка будет уже некому. — Д.К.

Имя им — легион

Эпохальное детище Blizzard Entertainment — многопользовательская онлайновая ролевая игра World of Warcraft — победной поступью шагает по Старому Свету. 11 февраля, в первый день продаж, европейцы раскупили половину всего тиража — 280 тысяч копий, а за уик-энд армия любителей ролевых игр пополнилась еще сотней тысяч фанатов WoW. За первые три дня создали и активировали игровые аккаунты 290 тысяч человек. Фантастический успех, учитывая высокие цены — 50 евро за стандартное издание, 70 евро за коллекционное и ежемесячную подписку в 11–13 евро (в зависимости от количества оплачиваемых вперед месяцев). Ожидается, что весь европейский тираж World of Warcraft будет продан до конца февраля.

В России продажи WoW начались в день Святого Валентина — 14 февраля. Цена стандартной редакции в интернет-магазинах зашкалила за 2500 рублей, так что лучше не торопиться и поискать WoW в обычных торговых сетях. Традиционное издание продается в двух вариантах — «Альянс» (на коробке изображена ночная эльфийка) и «Орда» (здесь красуется орк), но играть, конечно, можно за любую из сторон, вне зависимости от картинки на коробке. Пока новинку трудно найти даже в обеих столицах, но издатели обещают, что стандартных копий хватит всем желающим (а вот коллекционное издание достанется не всем — его к нам в страну завезено слишком мало).

Для обслуживания Европы (и России в том числе) Blizzard Entertainment установила восемьдесят серверов в Париже и Франкфурте. Дополнительные системы будут вводиться в строй по мере появления новых игроков.

По данным сайта WoWcensus.com, на 16 февраля мировое «население» игры составляло 1,445 млн. геймеров. За Альянс выступает 871 тысяча человек (самый популярный класс — Night Elf), за Орду — 574 тысячи (самый популярный класс — Hunter). Ежедневно прибавляется 5–7 тысяч, так что полуторамиллионного игрока следует ждать к концу февраля. Для сравнения — онлайновая популяция Sony EverQuest II составляет лишь 300 тысяч человек. — Т.Б.

Фиговая биометрия

Израильская компания i-Mature разработала новую, сравнительно недорогую технологию для быстрого биометрического определения «взрослости» человека. Технология, названная AGR (от Age-Group Recognition — распознавание возрастной группы), построена на ультразвуковом сканировании пальца руки и предназначена для эффективного ограждения детей от интернет-сайтов с содержанием для взрослых.

По законам многих стран, «взрослые» сайты требуют от посетителей подтверждения, что они достигли совершеннолетия. Если система AGR, установленная на компьютере, распознает такой сайт, она подвергает пользователя процедуре возрастной аутентификации, предлагая поднести к сканеру сжатую в кулак руку. С помощью ультразвука прибор измеряет плотность самой длинной фаланги среднего пальца, тем самым позволяя отличать детей от взрослых (у детей, в частности, в костях меньше кальция). О характеристиках прибора пока не сообщается, однако, по свидетельству разработчиков, AGR надежно определяет детей в возрасте до тринадцати лет и взрослых старше восемнадцати лет.

Для доведения прототипа до коммерческого образца i-Mature заключила партнерское соглашение с известной американской фирмой RSA Security. Ориентировочная цена сканера — около 25 долларов, его можно встраивать в компьютерную клавиатуру или использовать как отдельное устройство. Разработку планируется полностью завершить к лету, а устанавливать продукт будут в первую очередь на компьютеры в общественных местах — в библиотеках, школах, аэропортах. — Б.К.

Тело как улика

Индустрия развлечений давно следует по сомнительной дорожке тотального контроля за действиями потребителей. Нет ни одного покупателя и ни одной фирмы, производящей электронику, которым хоть с какого-то боку было нужно, например, региональное кодирование фильмов на дисках DVD. Заинтересованы в этом лишь могущественные голливудские киностудии. Они-то и заставили подчиниться своей прихоти всю индустрию, явив миру образец того, как, располагая большими деньгами, можно всем и каждому навязать совершенно нежизнеспособную идею. А недавно пример аналогичной деятельности подал и бизнес видеоигр, — пример куда более абсурдный, пусть и помельче масштабом.

Американская фирма Tecmo (дочернее предприятие одноименной японской корпорации видеоигр) решила засудить всех, кто изготавливает и распространяет скины (графические оболочки) для персонажей популярных игр Tecmo под приставку Xbox (Ninja Gaiden, Dead or Alive 3, Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball, Dead or Alive Ultimate). Судебный иск подан в Чикаго на двух организаторов сайта Ninjahacker.net (имена которых известны) и на сотню анонимных, скрытых за псевдонимами участников форума, осмелившихся воспользоваться выложенным на сайте инструментарием и изготовить собственные скины к игрушкам (а затем предложить свои художества другим посетителям).

На что надеется Tecmo, одному богу известно: ответчиков никоим образом нельзя наказать за столь модное ныне «пиратство» и «хищение интеллектуальной собственности», никто здесь ничего не воровал и не предлагал игр для обмена. Единственное, что делали эти люди, — добавляли, как могли, развлечения к уже купленным играм. Все претензии фирмы-изготовителя сводятся к тому, что ей не понравилось, КАК пользователи развлекались. Судя по всему, главной причиной подачи иска послужило то, что некоторые из самодельных скинов стали «кожей» в буквальном смысле слова, а именно: сексапильные пляжные волейболистки из игры Xtreme Beach Volleyball, прежде облаченные в весьма откровенные бикини, в результате творческого вмешательства геймеров разделись окончательно.

Подобный трюк с «раздевающими» скинами, как известно, отнюдь не новое слово в играх для PC, где подобраться к коду программы гораздо легче, чем в закрытых игровых платформах вроде Xbox. В принципе, появление новых скинов лишь добавляет всякой игре поклонников и, в отличие от пиратства, вряд ли может привести к снижению продаж программного продукта. Однако руководство Tecmo, обнаружив в конце прошлого года на Ninjahacker.net «голые» скины для своих волейболисток, почему-то сочло себя оскорбленным. В том, что сотворили несознательные подростки, компания усмотрела взлом защиты программы и посягательство на целомудрие своих девочек… пардон, на интеллектуальную собственность. А потому на свет был извлечен пресловутый закон DMCA об охране копирайта в цифровую эпоху, и генеральный директор Tecmo Джон Инада (John Inada) заявил «от имени всей игровой индустрии, от имени геймеров и всех будущих инноваций в играх», что «защита интеллектуальной собственности — это серьезный вопрос, затрагивающий каждого, и более игнорировать его нельзя».

Подобное разбирательство затеяно в США впервые, и чем закончится дело, пока сказать трудно. Но в любом случае новых покупателей продукции Tecmo эта история вряд ли добавит. — Б.К.

Аки в ясный день

В одном из последних номеров журнала Displays опубликована статья («Colorizing single band intensified nightvision images» by Alexander Toet, vol. 26, pp. 15-21) об интересной работе голландских инженеров, сконструировавших систему ночного видения нового типа — с полноцветной картинкой, дающей гораздо лучшее представление о глубине сгенерированного изображения. Научно-исследовательский центр TNO в Сёстерберге, где создана эта система, работал по заданию нидерландских военных, безуспешно пытавшихся решить задачу самостоятельно.

Сегодняшние камеры ночного видения обычно делят на два типа. Одна технология повышает яркость тусклой картинки с помощью электронных схем, максимально усиливающих тот скудный свет видимого диапазона, что доступен сенсорам. Другая способна работать даже в полной темноте, поскольку использует инфракрасные датчики, выстраивающие картину на основе теплового излучения окружающих объектов. Несмотря на существенные различия, у технологий есть и кое-что общее. Первая действует в весьма ограниченном диапазоне длин световых волн, из-за чего не способна выстраивать цветные изображения. Камеры второго типа работают лишь в инфракрасном диапазоне и вообще не регистрируют информацию о цвете объектов. По этой причине монохромное изображение в подобных системах обычно строится в оттенках либо серого, либо зеленого цвета.

Такого рода монохромные картинки, конечно, лучше чем ничего, однако отсутствие цветов нередко затрудняет распознавание и интерпретацию наблюдаемых на экране объектов, мешает оценить расстояния — короче, не позволяет правильно ориентироваться в обстановке. Для служб спасения и военных это отнюдь не мелочи, поэтому полноцветные системы ночного видения пытаются разработать давно, но пока без особого успеха. Искусственное внесение цветности обычно порождает слишком резкие, «психоделические» сочетания красок, не только не помогающие зрению, но и вносящие еще большую путаницу в общую картину.

Новая система TNO работает на основе накопления в светлое время суток «цветовых образцов» (сэмплов), характерных для местности того же рода, какая будет обозреваться в темноте. Имея массив образцов, специальный алгоритм анализа в реальном масштабе времени накладывает цветовые сэмплы на монохромные картинки камеры ночного видения. Иными словами, слабо варьирующиеся оттенки серого заменяются на голубой для неба, темно-серый или коричневый для стволов деревьев, зеленый для листвы или травы и т. д. По свидетельству двенадцати испытателей от заказчика, проводивших предварительные тесты TNO, голландцам удалось достичь поразительного эффекта правдоподобия, существенно повысив способности человека к распознаванию объектов в темноте.

В настоящее время на основе созданной технологии разрабатывается прибор для маневров вертолета на низкой высоте в ночное время. Другое направление исследований — индивидуальные очки ночного видения с комплектом сэмплов-предустановок, например, для сельской или городской местности, для пустыни или морской прибрежной зоны. В будущем же, по мнению разработчиков, вполне реально создать и более продвинутую систему — автоматически подбирающую нужные цветовые гаммы специально для той местности, координаты которой поступают от встроенного или подключенного к камере GPS-приемника. — Б.К.

Шарика к трубочке пригласите!

Возможно, сотовые операторы, которые в иных городах вылавливают последних неподключившихся двуногих, скоро начнут рекламировать свои услуги и для братьев наших меньших. Канадский изобретатель Кэмерон Робб (Cameron Robb), возглавляющий американскую компанию PetsMobility, обещает в этом году начать продажи в Великобритании и США сотового телефона для собак.

Устройство PetsCell с размерами 12,5х7,5 см предлагается крепить на ошейнике, а связь при входящем звонке будет устанавливаться автоматически (об исходящих ничего не говорится). Далее хозяин, окликнув своего пса, может услышать в ответ лай, тем самым удостоверившись, что его любимец жив и здоров. Если же собака потеряется, найти ее помогут довольно распространенные сервисы определения координат все тех же сотовых операторов.

Мобильник для четвероногих собираются продавать примерно за двести долларов, уже поступили заказы от спасателей и охотничьих клубов. Надо полагать, следующая разработка Робба будет ориентирована на пернатых. Попугаи, скажем, не в пример собакам, гораздо разговорчивее. — А.Б.

Рассеянный с улицы PC’ейной

Всплывающие окна сообщений, «пузырьки» с весточками о пополнении почтового ящика, верещание «аськи»… В какой-то момент программы-напоминалки полностью переключают на себя внимание, и сконцентрироваться на работе уже невозможно. Знакомая ситуация, не правда ли? Но в этом вы отнюдь не одиноки: синдром перманентного отвлечения внимания стал подлинным бичом компьютеризированных офисов XXI века.

«Эра высоких технологий предоставляет потрясающие возможности для того, чтобы заниматься чем угодно… кроме повседневной работы», — заявляет многоголосый хор психологов, чьим непосредственным объектом исследований является человеческое внимание. Так, по мнению профессора медицинской школы Гарварда Джона Рейти (John Ratey), «компьютерная рассеянность» в наши дни представляет собой массовый синдром, нуждающийся в тщательном исследовании. Ему вторит профессор кафедры computer science Вашингтонского университета Алон Хэйлеви (Alon Halevy), который считает корнем зла «оповещалки», докладывающие о приходе почты и нещадно эксплуатирующие свойственное каждому из нас любопытство.

Свое решение проблемы предлагает Бен Бедерсон (Ben Bederson), директор лаборатории взаимодействия человека и компьютера Мэрилендского университета. По его мнению, насущной необходимостью является создание компьютерного интерфейса, способствующего максимальной концентрации пользователя на текущей задаче. Впрочем, убежден Бедерсон, запретом на внешние раздражители дела не поправить: по вредоносному эффекту им сто очков вперед могут дать досадные мелочи, присущие нынешним оконным интерфейсам. Так, одной из самых больших оплошностей проектировщиков Бен считает ситуацию, когда страница документа на экране прокручивается рывками, «подпрыгивая» сразу на целую строку. При этом читателю приходится напрягать глаза, дабы проследить, куда девался только что прочтенный отрывок.

Мнение Бедерсона уже взяла на карандаш компания Microsoft, в исследовательских лабораториях которой зреет проект Attentional User Interface («внимательный пользовательский интерфейс»). Его цель — создать программный агент, способный чутко улавливать степень загруженности пользователя, дабы оградить его от назойливых сообщений в минуту «мозгового штурма». Похоже, на смену набившему оскомину «скрепышу» в MS Office скоро придет виртуальный секретарь, самостоятельно тушащий «аську» и телеграфирующий всем, что «шеф занят».

Впрочем, есть и другие взгляды на животрепещущую проблему. Так, некоторые психологи, напротив, убеждены, что кратковременные отвлечения от задачи идут только на пользу, «прочищая мозги и освобождая от чересчур прямолинейного хода мыслей». Не по этой ли причине в компании Google пятую часть офисного времени работники могут тратить по личному усмотрению? Ведь насильно, как говорится, мил не будешь… — Д.К.

Под прикрытием лицензии

Германская ассоциация потребителей решила нанести удар компаниям Valve Software и Vivendi — разработчику и издателю игры Half-Life 2. Эксперты ассоциации считают, что лицензионное соглашение к игре нарушает законы о правах потребителей и вводит их в заблуждение. В частности, среди системных требований на коробке с диском указано «наличие интернет-соединения». Однако за этим кратким упоминанием скрывается уйма неудобств, о которых пользователей никто не предупреждает. Например, чтобы начать игру, надо зарегистрироваться на сервере Valve и перед каждым запуском подключаться к Сети для сверки ключа; помимо этого в HL2 есть еще и механизм принудительного скачивания апдейтов, о возможности отключения которого мало кто знает. Возможность играть в офлайновом режиме, в принципе, есть, но о ней мало кто знает, а многие пользователи этот режим задействовать просто не могут. Ассоциация официально требует от Vivendi изменить надпись на коробке, в противном случае угрожая наложить штраф.

О других юридических сложностях с Half-Life 2 пишет британское издание The Inquirer. Первая из них состоит в том, что покупателю может случайно достаться экземпляр игры с уже «хакнутым» ключом. Ждать его замены придется около двух недель, а магазины, как правило, отказываются принимать обратно уже вскрытые коробки с программными продуктами, хотя, утверждает автор заметки, по британским законам продавец обязан вернуть деньги.

Еще одна проблема связана с ограничениями, которые Valve/Vivendi налагают на пользователя. Обычно покупатель может продать или передать свой экземпляр игры кому угодно без всяких последствий. Но в случае с HL2 это не так: новый пользователь должен завести на сервере свой аккаунт, что обойдется в 10 долларов. Впрочем, и здесь находится лазейка. Лицензионное соглашение к игре разрешает передавать ее другому пользователю при условии, что все компоненты игры вместе с ключом будут удалены с компьютера прежнего владельца. Ни о какой плате там не упоминается — этот пункт оговорен лишь в отдельном соглашении для сервиса Steam, который в числе прочего отвечает за регистрацию и хранение пользовательских профилей. А значит, заключает The Inquirer, покупатель вправе сослаться на лицензионное соглашение HL2 и потребовать бесплатной перерегистрации игры.

Конечно, ни разработчик, ни издатель такие требования по доброй воле не удовлетворят, поэтому статья призывает обращаться за помощью в местные союзы потребителей. Что ж, может быть, и удастся кого-то на это дело сагитировать. А вот российские игроки точно знают, куда нужно идти, чтобы проблем с любимой игрушкой не было. — А.Ш.

Степень жестокости

К неутешительным выводам пришли математики из Университета штата Нью-Мексико в Альбукерке. По их расчетам, в ближайшие годы миру следует готовиться к еще более жестоким атакам террористов.

Ученые проанализировали без малого двадцать тысяч террористических актов, произошедших в 187 странах с 1968 по 2004 год. Эти сведения хранятся в базе данных Национального мемориального института предотвращения терроризма США. Хотя политический террор — очень древнее изобретение, в последние десятилетия его роль неуклонно возрастает. Среднее время между терактами за эти годы постоянно снижалось. И в более чем семи тысячах инцидентов по крайней мере один человек был ранен или убит.

Удивительно, но неожиданные, планирующиеся в глубокой тайне теракты, произошедшие в разных странах и очень непохожие друг на друга выбором оружия, количеством участников и их политическими мотивами, все подчиняются очень простой статистической закономерности. Если количественно оценить жестокость теракта числом раненых и убитых, то окажется, что она подчиняется степенному закону с показателем степени чуть меньше двух. Причем даже самые крупные теракты не являются чем-то необычным, как считалось ранее, а вполне описываются общей закономерностью. К ним относятся и газовая атака в токийском метро 20 марта 1995 года, в которой пострадало более 5000 человек, и взрыв в Найроби 7 августа 1998 года с 5200 убитыми и ранеными, и самая известная атака на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года, унесшая 2823 жизни.

Степенной закон жестокости, природа которого пока остается неясной, свидетельствует о масштабной инвариантности террористических атак. А то, что показатель степени лежит около двойки, предостерегает, что число жертв в самом кровавом теракте будет только расти. По оценке авторов исследования, трагедии, которая по масштабу будет не меньше нью-йоркской, можно ожидать уже в ближайшие семь лет. — Г.А.

На медленном огне

Специалисты NASA из Института Космических исследований им. Годдарда получили очередные свидетельства в пользу неспешного, но неуклонного разогрева Земли. По их данным, минувший 2004 год стал четвертым из числа самых теплых с начала ведущихся более сотни лет регулярных наблюдений за глобальным климатом. Первые три места занимают соответственно 1998, 2002 и 2003 годы.

Аномалии климата последних лет связывают в основном с двумя причинами. Главным виновником считают человека, все увеличивающего выбросы углекислоты в атмосферу, что постоянно усиливает парниковый эффект. Вторым важным фактором считается течение Эль-Ниньо, нерегулярно возникающее в тропических широтах Тихого океана (рекорд 1998 года обусловлен именно влиянием необычно мощного течения). Эль-Ниньо нынешнего года, как предполагается, закончится месяца через три, но его (вкупе с основной причиной, конечно), вероятно, хватит на то, чтобы поменять расклад в двойке лидеров самых жарких лет по итогам 2005-го.

Справедливости ради стоит, однако, напомнить о множестве публикаций, в которых высказывается мысль о естественности идущего сейчас на Земле потепления. К сожалению, современная наука не может похвастаться глубоким и всесторонним пониманием климатических процессов. — А.Б.

Напечатанный пряник

Вам никогда не приходилось пробовать порцию суши, приготовленную на струйном принтере? Если нет, то не упустите свой шанс: будучи в Чикаго, обязательно загляните в местный ресторан Moto, где при помощи электронного помощника по имени Canon i560 дешево и сердито готовятся экзотические бумажные блюда, снискавшие громкую славу этому заведению.

«Посетителю нужно предложить что-то помимо извечных яиц и бифштексов», — с 28-летним шеф-поваром Омаро Канту (Homaro Cantu), избравшим эту фразу своим манифестом, и впрямь не соскучишься. Солидную часть меню его ресторана составляют бумажные блюда, каких не отведаешь больше нигде в мире. Для их «распечатки» используется съедобная бумага, изготовленная из соевых бобов и кукурузного крахмала. Из тех же продуктов сделано и меню, которым завсегдатаи заведения любят похрустеть в ожидании официанта. Состав «чернил» также необычен: его образуют разнообразные пищевые специи, многие из которых являются личным ноу-хау молодого повара. Фирменное блюдо заведения — цветные фотографии, чье художественное содержание подчеркивается вкусовыми особенностями: так, «пищевой кадр» с изображением коровы имеет вкус говяжьего филе. Впрочем, одними отпечатками сыт не будешь, и повару-экспериментатору, скрепя сердце, приходится наряду с новомодными блюдами вносить в меню привычные супы и салаты.

К чести своей, молодой шеф-повар отнюдь не почивает на лаврах — стремясь шагать в ногу с прогрессом, он развивает и совершенствует свой кулинарный метод, не чураясь смелых экспериментов, в связи с чем местные газетчики прозвали его «Сальвадором Дали на кухне». На сегодняшний день Омаро является автором трех с лишним десятков изобретений, в их числе — прозрачный сосуд для копчения рыбы, позволяющий клиентам наблюдать за этим захватывающим процессом через веб-камеру. Ряд идей храбрый кулинар позаимствовал у местных гуру инженерной мысли из компании DeepLabs, избравших его ресторан излюбленным местом для своих «мозговых штурмов». Может быть, этим объясняется столь горячая увлеченность повара новинками науки и техники? Во всяком случае, пока его коллеги заботятся о приобретении новых жаровен и холодильников, глава Moto мечтает купить 3D-принтер, способный придать его талантам новое измерение, а также хирургический лазер, при помощи которого он надеется освоить выпуск блюд в виде съедобных филигранных кружев. — Д.К.

Новости подготовили

Галактион Андреев
[galaktion@computerra.ru]
Тимофей Бахвалов
[tbakhvalov@computerra.ru]
Александр Бумагин
[dost_sir@mail.ru]
Артем Захаров
[azak@rbcmail.ru]
Евгений Золотов
[sentinel@computrra.ru]
Бёрд Киви
[kiwi@computerra.ru]
Денис Коновальчик
[dyukon@computerra.ru]
Дмитрий Шабанов
[bio_news@list.ru]
Антон Шириков
[empiria@mail.ru] 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.