Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Искатели потерянного ковчега

Архив
автор : Сергей Вильянов   15.02.2005

В рядах ценителей качественных и в то же время дешевых DVD воцарилась паника. Причиной тому послужила ситуация, когда конкурентная борьба, обычно идущая потребителям только на пользу, существенно навредила интересам солидной части последних. Впрочем, обо всем по порядку.

В рядах ценителей качественных и в то же время дешевых DVD воцарилась паника. Причиной тому послужила ситуация, когда конкурентная борьба, обычно идущая потребителям только на пользу, существенно навредила интересам солидной части последних. Впрочем, обо всем по порядку.

Осенью 2004 года в очередной раз снизились цены на пиратские DVD, в результате чего даже в не самых «дешевых» местах диски стали продавать по 100–120 рублей (а если не жалеть ног, можно было найти DVD рублей по 70–80). Но радость некоторых покупателей пиратской продукции длилась недолго: обнаружилось, что абсолютное большинство «новоделов» стало однослойными (DVD-5), и все фильмы продолжительностью более двух часов, которые раньше записывались на «двуслойки» (DVD-9), теперь подвергаются безжалостному пережатию, наносящему непоправимый вред качеству картинки и звуковой дорожке. Самое обидное, что такой процедуре подвергаются не только экранки и ролл-сканы (так называемые оцифровки с кинопленки), но и копии с фирменных дисков, изначально выпущенных на DVD-9. Если на ухудшение качества звука большинство зрителей вряд ли обратит внимание по причине использования очень дешевых комплектов акустики (а то и вовсе динамиков, встроенных в 14-дюймовый телевизор), то изъяны картинки заметны невооруженным глазом, — на пережатом в полтора раза фильме изображение в динамичных сценах начинает судорожно дергаться, и удовольствие от просмотра может получить только совсем непритязательный человек.

Но и эта беда вскоре показалась мелочью по сравнению с новой тенденцией — выпуском новинок на двусторонних носителях с четырьмя, шестью и даже восемью фильмами на каждом, то есть по 2–4 наименования на одной стороне. О каком-то качестве в этих случаях говорить вообще не приходится: артефакты от пережатия картинки видны на экране любых размеров, включая 7-дюймовые экраны мобильных плейеров, а от многоканального звука остается только пара в формате Dolby Digital 2.0 сомнительного происхождения. Казалось бы, нет проблем — можно купить диск с одним записанным фильмом и, пусть и морщась время от времени, смотреть именно его, но не тут-то было! Многие новинки, среди которых «Рэй» (номинированная на «Оскар» биография Рэя Чарльза) или долгожданный «Властелин колец: Возвращение Бомжа» в переводе Гоблина, продаются только на сборниках, и найти более или менее нормальный диск — задачка не из простых.

Каждому, кто хотя бы раз читал детективы, известно: происходит что-то непонятное и нехорошее — ищи, кому это выгодно. В данном случае нам помог разобраться человек, известный каждому любителю домашнего видео (он просил не упоминать своего имени; сказал, что ему пока не нужны лишние отверстия в черепе).

Итак, себестоимость печати двустороннего диска (по одному слою на каждой стороне) составляет около 20 центов. Односторонняя «двуслойка» на целых 5 центов дороже. Прилагательное «целых» здесь употребляется без тени иронии: только первый тираж мало-мальски приличного фильма составляет, как правило, 300 тысяч экземпляров. Крупным оптовикам диски продают в среднем по 70 центов, причем независимо от того, сколько слоев и сторон у носителя. Количество фильмов на цену диска тоже не влияет — как вы понимаете, пиратам они достаются бесплатно. Итого только на первом тираже одного фильма пиратский издатель имеет экономию (читай — дополнительную прибыль) в 15 тысяч долларов. Десять фильмов — 150 тысяч. Сто — полтора миллиона. Согласитесь, когда идет речь о таких суммах, заниматься выделкой грубой овчины согласится даже убеленный сединами доктор философских наук из столичного университета. Кстати, зная оптовую цену носителя, можете себе представить навар пиратов в ближайшей палатке: даже с полиграфией и пластиковой коробочкой диск обходится им не дороже одного евро, а вам они продают его как минимум за сотню рублей. Это же двести процентов прибыли! За нее, если верить товарищу Марксу, любой капиталист продаст половину собственной матери (Мать целиком, по словам того же Маркса, продается за трехсотпроцентную прибыль).

Вы спросите — а почему тогда двусторонние «однослойки», а не односторонние? Ведь их себестоимость еще ниже! Действительно ниже, но, по данным того же источника, незначительно — еще на пару центов. На такой диск можно записать не больше двух фильмов в относительно приличном качестве — получается не рыба и не мясо. А вот на двусторонний можно упихать все части «Терминатора», да еще «Шестой день», где тоже играет губернатор Калифорнии. Или, к примеру, три части «Крестного отца» и в качестве мегабонуса — «Однажды в Америке» (Хотя, честно говоря, я даже представить не могу — КАК пираты смогли записать 764 минуты видеоинформации на носитель, предназначенный максимум для двухсот сорока…). Или шесть «Полицейских академий» с парочкой комедийных мелодрам про американскую любовь пубертатного периода. Таким образом, убивается сразу много зайцев: подобный мегасборник приобретет каждый, кто ищет один из записанных на нем фильмов; желающий иметь в коллекции все части известного сериала; непритязательный обладатель коллекции этих самых частей на нескольких дисках, который хочет освободить дополнительное пространство на полке, да мало ли кто еще…

И самое обидное, что сами потребители пиратской продукции вполне довольны. А что? Картинка на телевизоре все равно лучше, чем с пиратской видеокассеты, речь недоделанных переводчиков, которым платят по 50 долларов за фильм, вполне различима, музычка тоже вроде играет — чего ж еще желать? А уж если за сто рублей можно купить целых шесть, а то и восемь фильмов, — так это ж счастье! Надо брать, пока дают!

Вывод неутешителен: время качественных и дешевых DVD, кажется, ушло, и ушло безвозвратно. Любители дешевизны торжествуют, любители качества переходят на «лицензию» и усиленно учат иностранные языки, потому что высокооплачиваемые господа переводчики, работающие над локализацией легальных копий, часто выдают результат гораздо худший, чем студенты-недоучки, вкалывающие на пиратов. Самый яркий пример — мюзикл «Чикаго», который с пиратским переводом вполне можно смотреть, а вот «лицензию» (с Киркоровым на подпевках) нормальный человек не выдержит больше пяти минут из-за омерзительных стихотворных версий музыкальных номеров.
Вот в таком акцепте…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.