Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
15.02.2005

Развод и девичья фамилия - Google наше всё - Нелегкая это работа - Старый добрый mp3 - Невероятные приключения козы в Австралии - Мечта в клетке - Ждем не дождемся! - Пять лет в обед - Свет мой, зеркальце, скажи… - Стоять, бояться! - Где мои семнадцать лет? - Здесь был Вася - Ненаглядное пособие - Крайним будешь? - Родственные души

Развод и девичья фамилия

О новостях подобного рода обычно говорят «как гром среди ясного неба». Карли Фиорина (Carleton S. Fiorina), руководитель Hewlett-Packard, неожиданно для всех рассталась с корпорацией, которую возглавляла последние шесть лет. Возглавляла, нельзя не признать, ярко, в полной мере оправдывая титул наиболее влиятельной в ИТ-индустрии женщины и одновременно порождая противоречивые отклики своей подчеркнуто агрессивной и нередко авторитарной манерой ведения дел.

Не исключено, что и нынешний «стремительный развод» Фиорины с советом директоров Hewlett-Packard отчасти объясняется личными качествами этой резкой в словах и решительной в поступках женщины. По давно установившимся в мире большого бизнеса правилам главу корпорации не меняют посреди оговоренного контрактом срока, если это не продиктовано экстраординарными обстоятельствами (каковых в случае с HP что-то не видно). И уж тем более странно, по мнению наблюдателей, что с генеральным директором решили расстаться, даже не дожидаясь собрания акционеров компании.

Функции Фиорины временно поделили между собой два человека: финансовый директор Роберт Уэйман (Robert Wayman) взял на себя обязанности CEO, а председателем правления компании назначена Патриция Данн (Patricia C. Dunn), ранее один из членов совета директоров. Объявлено также о поиске человека, который возглавит Hewlett-Packard на постоянной основе.

Конкретные причины ухода Фиорины не раскрываются, известно лишь, что она резко разошлась с правлением во мнении о методах реализации избранной бизнес-стратегии. Когда разногласия стали очевидны, «совет директоров попросил Фиорину оставить свой пост, и она с этим согласилась». Формулировка, надо признать, весьма туманная, поскольку все шесть лет работы Карли Фиорины в Hewlett-Packard — это и есть, по сути дела, реализация в корне иной бизнес-стратегии. Именно при ней HP превратилась из успешной, но несколько «старомодной» компании, специализировавшейся на принтерах и других средствах вывода изображения, в мощную ИТ-корпорацию широчайшего профиля. Апофеозом этих перемен, как многие помнят, стало проведенное по инициативе Фиорины мегаслияние с Compaq, воспринятое в HP неоднозначно и породившее затяжной конфликт в руководстве.

Несмотря на то что Hewlett-Packard действительно удалось превратить в гигантскую компанию с доходом (по итогам 2004 финансового года) без малого в 80 млрд. долларов, способную предоставить любые ИТ-услуги заказчику любого размера, положение HP нельзя назвать блестящим. Больших успехов на корпоративном рынке не достигнуто, стоимость акций не растет, акционеры нервничают, конкуренты поджимают... В итоге совет директоров все чаще стал обсуждать вопрос, а не поделить ли компанию на две. Поскольку продавать «через одну дверь» всякую бытовую мелочевку, вроде плейеров iPod, а через другую помогать гиганту Procter & Gamble в управлении его ИТ-инфраструктурой — это, при нынешних раскладах на рынке, может, и не слишком разумно... Так, во всяком случае, решили в той же IBM, более четко сконцентрировавшись на определенных рыночных нишах. Но дирекция Hewlett-Packard и после расставания с Фиориной продолжает настаивать, что избранная бизнес-стратегия будет сохранена и вопрос о расчленении компании не стоит.

Ну а что же будет теперь делать сама Карли Фиорина? Тихая уединенная жизнь вряд ли соблазнит энергичную пятидесятилетнюю бизнес-вумэн. Большинство аналитиков пророчит ей новый этап карьеры — но теперь уже на политическом поприще, ибо за последние годы Фиорина успела проявить себя в целом ряде мероприятий Республиканской партии США. — Б.К.

Google наше всё

Google продолжает удивлять. Финансовый отчет за последний квартал 2004 года стал сюрпризом даже для рыночных аналитиков. Компания сумела увеличить доход вдвое (до миллиарда долларов), а чистую прибыль аж в семь (!) раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Заработок в 71 цент на акцию (204 млн. долларов) превзошел самые смелые ожидания, за что Google была немедленно вознаграждена: курс ее акций, последние три месяца топтавшийся у отметки 200 долларов, на несколько дней пересек заветную черту (напомним, что во время августовского IPO акции стоили 85 долларов). Основную часть доходов принес рекламный бизнес, причем половина поступила от рекламы, показанной на принадлежащих Google сайтах. Комментируя отчет, CEO Эрик Шмидт (Eric Schmidt), скромно заметил: «Модель, которую мы построили, работает очень и очень хорошо».

Основатели Google предупреждают, что они продолжат инвестировать значительные суммы в инновационные разработки, что может стать причиной заметного уменьшения прибыли в краткосрочной перспективе. Но и останавливаться на достигнутом компания явно не собирается. В начале февраля общественность с удивлением узнала, что Google теперь еще и регистратор доменных имен. Полученная в ICANN аккредитация позволяет поисковому гиганту продавать имена в семи доменных зонах (в том числе .com, .net и .org), причем по минимально возможным ценам. Как именно поведет компания свой новый бизнес, пока неизвестно, однако аналитики предполагают, что в первую очередь Google попытается заинтересовать дешевыми доменами пользователей ее же собственного блог-сервиса Blogger.

Готовятся к открытию и другие фронты. 8 февраля запущена бета-версия картографического сервиса Google Maps (maps.google.com), охватившего всю территорию США и часть Канады. Функционально новинка схожа с аналогичными конкурирующими системами (например, maps.yahoo.com); она предоставляет дорожные карты разной детализации и позволяет искать организации по имени и профилю деятельности. Но есть и особенности — так, карты в Google Maps можно мягко «прокручивать» в нужную сторону.

Кроме того, похоже, Google готовится к официальному открытию своего почтового сервиса Gmail. Пока Gmail пребывает в состоянии тестирования, и получить там ящик можно лишь через приглашение от того, кто уже владеет аккаунтом. В начале февраля многие пользователи Gmail обнаружили, что теперь могут разослать сразу пятьдесят приглашений (до того было лишь пять). Пресс-служба компании осторожно называет это шагом к расширению аудитории, но многочисленные комментаторы видят в сём признак скорого окончания испытаний Gmail и открытия сервиса для всех желающих. — Е.З.

Нелегкая это работа

Государственный департамент США официально признал, что соблюсти и второй крайний срок, установленный Вашингтоном для ввода новых загранпаспортов с биометрической информацией, не удается. Ранее Конгресс уже сдвигал на один год первоначальную дату (26.10.2004), к которой 27 дружественных государств, для граждан которых не требуется американская виза при въезде на срок менее 90 дней, должны были ввести паспорта нового образца. Теперь ясно, что и к октябрю 2005 года завершить столь большую работу не представляется возможным, о чем практически все крупные страны из этой группы — Великобритания, Германия, Франция, Япония — уже известили США.

Напомним, что идея о встраивании в загранпаспорт чипа с биометрическими данными владельца — цифровой фотографией, отпечатками пальцев, снимком радужки или сетчатки глаза — была выдвинута Конгрессом США вскоре после терактов 11 сентября 2001 года. Хотя в целом она получила одобрение мирового сообщества, стандарты на паспорта нового вида были установлены ICAO, Международной организацией гражданской авиации, лишь в мае 2003 года. Уже тогда стало ясно, что паспорта с биометрией не удастся ввести так быстро, как хотелось бы, и сроки поползли.

Кроме того, поскольку в «передовой» группе из 27 стран, по взаимному соглашению с США практикующих безвизовый въезд, основную часть составляют государства Европы, то одновременно был запущен и процесс стандартизации биометрических паспортов для Евросоюза. Сейчас этим вопросом занимается организация BioSec (www.biosec.org), в декабре прошлого года выработавшая рекомендации по обеспечению «программно-аппаратной» совместимости европейских паспортов. Согласно принятой директиве, всем членам Евросоюза дано полтора года на встраивание в паспорт цифровой фотографии и внедрение соответствующей технологии распознавания лица и три года — на «дополнительные биометрические улучшения», вроде добавления двух цифровых отпечатков пальцев. С «дополнительными улучшениями», кстати, нет ясности и в США, где дальше включения в паспорт цифровой фотографии пока тоже не пошли. Россия (хоть и не входящая в упомянутую группу государств) обещала начать переход к новым загранпаспортам в 2006 году.

Госдепартамент США еще не решил, что делать дальше. Поскольку давление на дружественные государства здесь вряд ли поможет, то, скорее всего, придется вновь обращаться к Конгрессу с просьбой об очередном переносе «крайнего срока». Тем более что уже не впервой. — Б.К.

Старый добрый mp3

Основатель сайта MP3.com, а ныне CEO компании Linspire Майкл Робертсон (Michael Robertson) возвращается в музыкальный бизнес. Новое детище Майкла, которое называется MP3tunes, на первый взгляд преследует ту же цель, что и конкурирующие проекты, — продавать музыку в онлайне. Но с одним отличием: MP3tunes не будет защищать музыкальные файлы средствами DRM. В адрес этих технологий Робертсон высказался предельно жестко, отметив, что DRM «наказывает потребителей», и сравнив средства защиты копирайта с парой наручников.

Впрочем, отсутствие DRM-защиты будет не единственным отличием MP3tunes от других онлайновых магазинов. В новом сервисе Робертсон намерен воспользоваться опытом, который он получил, работая с MP3.com. Одной из «фишек» последнего была система рейтингов и голосований, позволявшая малоизвестным, но талантливым музыкантам пробиться в Top-100 и продавать свою музыку, а то и ухватить за хвост «синюю птицу», заключив контракт с лейблом. Нечто подобное, вероятно, будет реализовано и в MP3tunes.

К моменту запуска новый дистрибьютор музыки намерен предложить несколько сотен тысяч композиций от независимых лейблов и исполнителей. С крупными же лейблами еще придется договариваться, и не факт, что они согласятся. Один трек на MP3tunes будет стоить 88 центов, а загрузка всего альбома обойдется примерно в 9 долларов (что, конечно, чуть дешевле, чем у конкурентов, но на ценовой прорыв не похоже). Впрочем, о своей стратегии Майкл собирается рассказать подробнее на грядущей конференции Linspire Desktop Summit. Так что еще посмотрим. — А.Ш.

Невероятные приключения козы в Австралии

Начало февраля ознаменовалось очередным скандалом в судебном процессе над Sharman Networks, владеющей P2P-сетью Kazaa, и ее партнерами из фирмы Altnet. Австралийский суд, где слушается дело, предал гласности документы, которые могут сильно ослабить позиции Sharman и Altnet. Главная линия защиты ответчиков состоит в том, что владельцы файлообменной сети в принципе не могут отслеживать циркулирующий в системе нелегальный контент. Однако из новых документов, среди которых планируемые спецификации одной из версий Kazaa Media Desktop (KMD) и переписка разработчиков, следует обратное.

Фокус в том, что в Kazaa распространяются и легальные, DRM-защищенные файлы. Как правило, последние поступают из сети Altnet, но находит их пользователь при помощи той же KMD. Поскольку распространение защищенного («золотого») контента нужно контролировать, руководство Altnet потребовало от эстонских разработчиков KMD внедрить в программу механизм, позволяющий отследить загрузки файлов, снабженных DRM. Один из разработчиков ответил на это: «Тогда нам могут указать, что мы владеем информацией о легальном контенте, который распространяется в нашей сети, и обязаны отфильтровывать остальное. Если мы отслеживаем «золотые» файлы, то технически можем сделать то же самое с любым другим файлом».

Хотя некоторые журналисты уже поспешили объявить о безвременной кончине Kazaa, в этой истории все не так просто. С одной стороны, никто не доказал, что эти планы были реализованы хоть в одной версии KMD. С другой — переписка косвенно подтверждает, что теоретически Sharman и Altnet функцию отслеживания и фильтрации нелегального материала внедрить могли. Более вдумчивые комментаторы обратили внимание на то, что загрузку «золотых» файлов в сети Kazaa можно контролировать только через компьютеры, работающие в режиме Supernode. Это временно назначаемые сетью машины, которые регулярно проводят индексацию файлов на физически близко находящихся ПК. В обычном клиенте KMD функцию Supernode можно отключить, а на взломанных версиях типа Kazaa Lite она не работает изначально.

Возможно, этот довод позволит Kazaa отвести часть обвинений. Однако тот факт, что операторы сети теоретически могут отслеживать не только легальный контент, но и некоторую долю пиратского, Sharman и Altnet отрицать уже не смогут и тем самым косвенно признают, что по крайней мере часть нелегальных транзакций проходит с ведома владельцев файлообменника. А значит, у правообладателей появятся новые рычаги давления на P2P-сообщество. — А.Ш.

Мечта в клетке

IBM, Sony и Toshiba наконец показали революционный процессор Cell. Эпохальная разработка, интерес к которой умело подогревается уже в течение четырех лет, «вышла в люди» 7 февраля на форуме International Solid State Circuits Conference (ISSCC) в Сан-Франциско.

Основные характеристики Cell были описаны в прошлом номере «КТ», здесь же мы остановимся на подробностях, которые стали известны в ходе ISSCC. Представленный на выставке прототип изготовлен с использованием 90-нанометрового техпроцесса (SOI), хотя к началу массового производства планируется переход на 65-нм топологические нормы. Cell содержит 234 млн. транзисторов, которые уместились на подложке площадью 221 кв. мм (обе цифры примерно вдвое превосходят аналогичные показатели 90-нанометрового Pentium 4 3,6 ГГц).

Заявленная тактовая частота «более 4 ГГц» в текущих образцах, по-видимому, еще не достигнута, однако разработчики уверяют, что на многих задачах производительность Cell окажется в десять раз выше, чем у современных ПК-процессоров. Информации об энергопотреблении нет; по неофициальным данным, процессор будет рассеивать аж 130 Вт. Сетевые комментаторы по этому поводу уже шутят, что игровая консоль PlayStation 3 (первый продукт, в котором должен использоваться новый чип) станет очень хорошим подарком на Рождество — не нужно будет тратиться на отопление дома.

Cell содержит восемь «ядер», выполненных на базе 64-разрядной архитектуры IBM Power. Ядра, названные «синергетическими процессорами» (Synergistic Processor Units, SPU), могут обслуживать различные вычислительные задачи и процессы как независимо друг от друга, так и совместно, достигая синергетического эффекта (отсюда и название). Емкость кэша второго уровня — 2,5 Мбайт (512 Кбайт «коллективной» памяти и 256 Кбайт кэша у каждого SPU). Роль системной памяти играет основанная на интерфейсе Rambus XDR (eXtreme Data Rate) DRAM (кстати, недавно Samsung приступил к производству ее 256-мегабитных модулей). Производительность этой памяти на порядок выше, чем у распространенной ныне DDR DRAM.

IBM утверждает, что на компьютере с Cell можно будет одновременно запускать несколько операционных систем различных семейств — например, ОС реального времени в паре с Linux. Кроме того, каждый SPU можно запрограммировать под отдельный процесс, что очень важно для задач, связанных с обеспечением безопасности и конфиденциальности.

Процессоры Cell будут изготавливаться на фабрике IBM, расположенной в Ист-Фишкилле (штат Нью-Йорк), а также на фабрике Sony в Нагасаки. Тестовое производство начнется уже в конце этого года, тогда же, видимо, следует ждать и образцы PlayStation 3. Разработчики Cell явно прочат своему детищу гораздо более широкий спектр применений, нежели только игры: от обслуживания всех элементов «цифрового дома» до серверов. Впрочем, говорить об этом еще рано; сердцу второй PlayStation — Emotion Engine — тоже предрекали завидное будущее в бытовой электронике и даже ПК. Однако не сложилось. Может, на сей раз повезет? — Т.Б.

Ждем не дождемся!

Похоже, европейский релиз карманной консоли Playstation Portable задержится — витавшие с января слухи теперь подтвердили в самой Sony Computer Entertainment. Компания отстает от графика — европейцы (и жители нашей страны) увидят PSP лишь в апреле. А вот американцы и канадцы смогут купить приставку, как и было намечено, уже 24 марта. В Штатах консоль будет подороже, чем в Японии, — 250 долларов, но охотников наверняка найдется предостаточно — самые нетерпеливые американские геймеры выкладывают сейчас по 400 долларов, чтобы заполучить вожделенную машинку из Страны восходящего солнца (кстати, у главного конкурента — Nintendo DS — дела в США пока идут не блестяще).

Одновременно с североамериканским запуском консоли в продаже появятся 24 игры, примерно по 40 долларов каждая. Приличная цена тайтлов, несомненно, станет хорошей приманкой для пиратов, но на них надежда пока слабая — в PSP используется довольно серьезная защита: и консоли, и носители информации снабжены уникальными идентификаторами, а игровой контент шифруется с применением стойкого алгоритма AES. Игры же распространяются на UMD-дисках, производство которых контролирует сама Sony. Напомним, что о поддержке PSP объявили более сотни крупнейших разработчиков и издателей игр — включая Activision, Capcom, Eidos Interactive, Electronic Arts, Koei, Konami и Namco.

Для повышения популярности консоли Sony уже готовит онлайновые музыкальные сервисы для PSP. Композиции в формате ATRAC3 можно будет или загружать напрямую из Интернета (по Wi-Fi), или копировать уже купленную в онлайне музыку с жесткого диска ПК (контент будет храниться на карте памяти MS Duo). Кстати, первый миллион приставок, проданных в Северной Америке, будет комплектоваться фильмом «Человек-паук 2» от Sony Pictures Entertainment. Это, видимо, должно подчеркнуть, что консоль предназначена не только для игр, но гораздо более широкого круга развлечений. Компания также планирует открыть дополнительные онлайновые сервисы для PSP — через них будут распространяться демонстрационные версии игр, а также продаваться коммерческое программное обеспечение, видео и прочий контент. — Т.Б.

Пять лет в обед

The Sims празднует пятилетний юбилей: первая часть игрового сериала увидела свет в феврале 2000 года. С тех пор вышло семь дополнений, версии для игровых консолей, онлайновая игра The Sims Online и аркадное ответвление The Urbz: Sims in the City. «Симы» ныне переведены на семнадцать языков и разошлись тиражом в 52 млн. копий (из них 16 миллионов приходятся на оригинальную игру), серия получила больше двух десятков высших наград престижных игровых изданий и выставок.

Вторая часть сериала, появившаяся в сентябре прошлого года, уже распродана тиражом в 4,5 млн. экземпляров. На восьмой ежегодной церемонии вручения наград Академии интерактивных искусств и наук (Academy of Interactive Arts & Sciences, AIAS) The Sims 2 была названа лучшей игрой 2004 года в жанре симуляция/стратегия. Автор серии The Sims Уилл Райт (Will Wright) удостоился чести быть увековеченным в Зале славы AIAS, среди «обитателей» которого Джон Кармак из id Software, автор игры Final Fantasy Хиронобу Сакагуши, создатель «Цивилизации» Сид Мейер и другие титаны мира интерактивных развлечений. — Т.Б.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Все большую популярность в области прикладной информатики завоевывает так называемый всепроникающий (или повсеместный) компьютинг (pervasive, ubiquitous computing). В лабораториях таких гигантов, как IBM, Intel, и ведущих университетах год за годом пытаются выстроить, по сути дела, модели нашего будущего, пронизанного бесчисленными компьютерными устройствами. Одно из направлений этой труднейшей задачи, именуемое разумным окружением (Intelligent Environments), активно разрабатывается в Accenture Technology, научно-исследовательском подразделении компании Accenture (прежде известной как Andersen Consulting и сменившей вывеску после скандала с Enron).

В европейском отделении Accenture Technology под Ниццей, в частности, создан экспериментальный компьютерный комплекс, который условно можно назвать цифровым зеркалом. Если формулировать суть разработки в двух словах, то система выстраивает на экране компьютера наиболее вероятный внешний вид конкретного человека в будущем — в зависимости от того, какой образ жизни он или она ведет.

Для начала формируется точка отсчета — цифровой портрет «объекта» в настоящее время. Затем компьютер начинает накапливать информацию, поступающую от телекамер и сенсоров, размещенных по всему дому. Система способна распознавать различные формы поведения — к примеру, упражнения на спортивном тренажере или отдых на диване. Аналогичным образом регистрируются визиты на кухню и к холодильнику, причем для уточнения информации о том, что именно человек ест и пьет, программа может задавать вопросы. Собрав данные такого рода, система экстраполирует их и пытается оценить, как нынешний образ жизни повлияет на облик испытуемого через несколько лет.

Вычисленная информация преобразуется в портрет, отражающийся в «цифровом зеркале». Чрезмерно обильное питание или недостаток подвижности соответственно отразятся на комплекции, увлечение алкоголем — на лице. Программа имеет несколько режимов визуальной оценки, давая пользователю возможность подробнее рассмотреть, как образ жизни сказывается на развитии полноты или на появлении нездоровых теней под глазами.

Разработчики системы надеются, что их «зеркало», столь наглядно воспроизводящее последствия нездорового образа жизни, наверняка должно помочь любому заглянувшему в него человеку (если, конечно, он или она озабочены благополучием собственного организма). Однако сторонние комментаторы сомневаются, что подобный продукт будет иметь большой спрос. Потому что ни один нормальный человек, надо думать, не получает никакого удовольствия от регулярного наблюдения за тем, как его сморщит или разнесет через 10-20-30 лет. А если учесть и явно немалую стоимость продукта…

Впрочем, компания Accenture имеет тесные связи с заказчиками из Пентагона и спецслужб США, где, как известно, проявляют повышенный интерес к любым аспектам будущего. А потому и данная разработка, вполне возможно, найдет применение в иных сферах. — Б.К.

Стоять, бояться!

Автомобильные погони на дорогах Лос-Анджелеса — это не только эффектные эпизоды из голливудских боевиков, но и постоянная головная боль местной полиции. Например, в прошлом году на каждый день в среднем приходилось две операции по отлову пытающихся уйти от преследования машин, что привело по меньшей мере к тремстам автомобильным столкновениям, не говоря уже о неизбежных пробках.

Именно поэтому полицейское управление Лос-Анджелеса с энтузиазмом отнеслось к идее оснащения патрулей новым прибором под названием «Электромагнитная система высокой энергии» (High Power Electromagnetic System), разработанным местной фирмой Eureka Aerospace и позволяющим дистанционно останавливать двигатель любого современного автомобиля. Вообще говоря, небольшая калифорнийская компания Eureka Aerospace по заказу военных занимается научно-исследовательскими разработками в области микроволновых радаров и излучателей: приборами для сканирования зданий сквозь стены; системами наблюдения для спутников, позволяющими проникать сквозь листву и ветви деревьев; аппаратурой для наведения интерференционных помех в электронном оборудовании противника. Последняя из упомянутых разработок и вызвала интерес полиции, поскольку начиная с середины 1980-х годов практически все продаваемые в США машины оснащены микросхемами, управляющими, в частности, впрыском топлива.

Главные достоинства разработанного в Eureka Aerospace микроволнового излучателя — это малое потребление энергии и сравнительно небольшой (чуть больше метра в поперечнике) размер антенны, что позволяет устанавливать ее на полицейских машинах и вертолетах. Узкий конический луч на расстоянии до 100 м создает в микросхемах мощные наведенные токи. В зависимости от интенсивности излучения это может приводить либо к необратимому выходу электроники из строя, либо к временной потере работоспособности системы. В любом случае подача топлива прекращается, мотор глохнет, и машина поневоле останавливается.

Насколько работоспособна эта схема, покажут полевые испытания, намеченные на конец лета. Понятно, что в условиях оживленного дорожного движения побочные эффекты от применения оружия нового типа могут оказаться непредсказуемыми. Более же всего полиция уповает не столько на эффективность нового прибора в поимке строптивых автомобилистов, сколько на перемену в их психологии и поведении — когда они заранее будут знать, что скрыться от преследования не удастся. — Б.К.

Где мои семнадцать лет?

Парадоксальный факт установили психологи из университета штата Юта: по дорогам мира колесит внушительная армия пожилых водителей, чей возраст по паспорту не превышает и четверти века. Зловещим заклинанием, способным превратить пышущего здоровьем юнца в немощного старца, является обыкновенное «алло», произнесенное по мобильному телефону.

В ходе исследования группе молодых водителей в возрасте от 18 до 25 лет и ветеранов от 65 до 74 (в активе у каждого — водительская лицензия и отличное зрение) было предложено с ветерком прокатиться по виртуальному хайвею, вооружившись приборной доской седана Ford Crown Victoria. Скучать во время десятиминутного теста отнюдь не приходилось: согласно сценарию, виртуальные водители идущих впереди машин то и дело «давали по тормозам», так что каждый «зевок» со стороны испытуемых был чреват аварией.

Первоначально по быстроте реакции юные лихачи заметно превосходили своих пожилых коллег. Впрочем, стоило заставить «молодняк» болтать по мобильнику во время закладывания виражей, как среднее время реакции снизилось с 0,78 до 0,91 секунды, скатившись до среднего показателя водителей из «ветеранской» группы. Дабы компенсировать возникающий в связи с этим риск, болтунам пришлось в среднем на 12% увеличить дистанцию до идущей впереди машины. Увы, это им не помогло: как зафиксировал неумолимый тренажер, число виртуальных аварий во время разговоров выросло в два раза! Столь неутешительный показатель не улучшили даже головные телефонные гарнитуры, позволявшие крутить баранку обеими руками. Как резюмировал руководитель группы профессор Дэвид Стрэйер (David Strayer), необходимость ведения беседы заставляет водителя «распараллеливать мозговые ресурсы», повышая тем самым риск ДТП (интересно, а как насчет разговоров с пассажирами авто?). Увы, устройства hands-free пока явно не дотягивают до уровня «heads-free».

Это не первое исследование психологов из Юты, доказывающее пагубность телефонной болтовни за рулем. Например, пару лет назад в ходе похожего эксперимента удалось доказать, что риск аварии у любителей мобильных бесед за рулем выше, чем у пьяных водителей с содержанием алкоголя в крови выше 0,8 промилле. Накопленные на сегодняшний день результаты представляют собой серьезный козырь в руках американских дорожных служб, уже объявивших войну водителям-мобиломанам в нескольких штатах. Не иначе, скоро запретят использовать на ходу навигационные автомобильные компьютеры. — Д.К.

Здесь был Вася

Компания Siemens, в сотрудничестве с университетом германского города Линц, разработала инновационную технологию digital graffiti для мобильных телефонов. Принцип ее действия схож с работой SMS, но вместо отправки сообщения конкретному адресату предлагается привязывать послание к текущим географическим координатам отправителя (определяются сотовым оператором) — получается своеобразный электронный аналог листочков Post-it. Сообщения хранятся на сервере оператора и отсылаются всем абонентам, оказавшимся в заданном радиусе (и согласившимся получать подобные послания).

Например, владелец магазина может разместить сообщение о распродаже: его получит любой человек, проходящий мимо входа. Туристы получат возможность безнаказанно «размалевывать» памятники архитектуры своими памятными записками и т. п. Проблему спама разработчики надеются решить, создав гибкую систему настроек для приема/отклонения сообщений. Довести сервис до ума и предложить его рынку планируется в ближайшие два года. — А.З.

Ненаглядное пособие

Все больше храмов искусств обзаводится в наши дни компьютерным «алтарем» — интерактивными сервисами для посетителей. Недавно ленточку перед входом в свои электронные апартаменты перерезала и Лондонская Национальная галерея (www.nationalgallery.org.uk) — один из крупнейших художественных музеев мира. Отныне наряду с прогулкой по запутанным коридорам любители живописи могут прошвырнуться и по виртуальным залам галереи в компании всезнающего электронного гида. В его роли выступает интерактивный сервис с громким именем ArtStart, разработанный при технической поддержке фирмы Nykris.

По объему виртуальная экспозиция не уступает реальным анналам музея: к услугам посетителей более 2300 экспонатов, тщательно переснятых специальной 100-мегапиксельной камерой и снабженных исчерпывающим комментарием искусствоведов. Особая честь выпала на долю тридцати самых значительных шедевров — пользуясь ArtStart, можно не только полюбоваться полотном, но и проникнуться духом той эпохи, когда оно было создано: его сполна воссоздают многочисленные архивные документы и воспоминания современников. Впрочем, углубившись вместе с вами в толщу веков, электронный гид не даст забыть и о современности: система содержит исчерпывающую информацию о повседневной жизни музея, помогая не пропустить ни одной значимой выставки или лекции. На текущий момент ArtStart взирает на посетителей дюжиной дисплеев, к концу года их число планируется увеличить втрое.

Быть может, в век КПК и мобильных телефонов идея стационарных информационных киосков выглядит несколько устаревшей, но консервативные британцы явно убеждены в обратном. По утверждению создателей, новый сервис намеренно спланирован так, чтобы не отвлекать посетителей от просмотра подлинников картин. «Нашей самой большой мечтой было, чтобы посетитель, ознакомившись с картиной на мониторе, загорелся желанием взглянуть на ее подлинник», — признается руководитель галерейной медиа-службы Стив Дейл (Steve Dale). Все, чего добивались технические мужи, — это позволить каждому посетителю выжать максимум из своего визита, и эта цель достигнута. По той же самой причине онлайновый путь в залы галереи, увы, заказан. А жаль — кто подскажет, почем нынче билетик до Лондона? — Д.К.

Крайним будешь?

Физикам из Национального института стандартов и технологий США в Боулдере впервые удалось «пощупать» электронные свойства атома золота на конце атомной цепочки. Эти эксперименты позволят ученым лучше понять необычные свойства одномерных атомных структур, так необходимые для развития наноэлектроники.

Давно известно, что свойства атомов на двумерной поверхности любого материала сильно отличаются от свойств тех же атомов внутри трехмерного образца. Теория предсказывает, что с понижением размерности атомной структуры эти отличия становятся еще разительнее. Самым странным образом должны вести себя крайние атомы на концах одномерной атомной цепочки, которые могут играть роль проводников в нанокомпьютерах будущего. Однако экспериментально проверить предсказания теоретиков крайне сложно. Такую цепочку недостаточно вырастить, ее ведь как-то нужно еще и держать, чтобы окружение мало влияло на результат.

В новых экспериментах ученым удалось осадить цепочки из трех-девяти атомов золота на специально подготовленную поверхность кремния. Полупроводник служил подложкой и отводил слабый ток туннельного сканирующего микроскопа или спектрометра. В микроскопе туннельный ток от иголки к образцу поддерживают постоянным, меняя расстояние от образца до иголки, что позволяет сканировать форму атомной цепочки. В спектрометре, наоборот, расстояние до интересного атома фиксируется, а меняется туннельный ток за счет изменения напряжения на иголке, благодаря чему можно «прощупать» электронную структуру атома.

Эксперименты с этими нежными структурами пока только в самом начале, но уже первые результаты показали, что электроны у крайних атомов обладают меньшей энергией, чем у средних. Это хорошо согласуется с теорией и вдохновляет ученых на продолжение исследований. — Г.А.

Родственные души

Как бы нам ни хотелось чувствовать себя высшими существами — мы одни из приматов, и многие особенности нашего социального поведения проявляются и у ближайших родственников по эволюционной лестнице. Достаточно вспомнить один пример, доказывающий важность для культурного прогресса форм поведения, основанных на простых биологических механизмах. Своим нынешним успехам Сеть в изрядной степени обязана эротике и порнографии. Для того чтобы Интернет мог стать зародышем ноосферы, ему нужно было достичь определенного уровня развития. Распространение порнонаркомании — плата (к сожалению, не единственная) за достижение такого уровня. Но является ли интерес к рассматриванию интимных частей тела сородичей чисто человеческой особенностью? Конечно, нет.

Нейробиологам из Duke University Medical Center (штат Северная Каролина) удалось разработать удачный метод для оценки интереса, который у макак резусов вызывают изображения их сородичей. Макак научили «расплачиваться» порциями вишневого сока за возможность рассматривать интересные для них фотографии. Количество сока, с которым готова расстаться обезьяна, служило мерой привлекательности соответствующей картинки.

Выше всего у самцов резусов котировались изображения ягодиц самок, а также фотографии иерархически вышестоящих самцов. Рассматривать изображение подчиненных самцов обезьян удавалось заставить только с помощью «доплаты» (тоже в виде сока).

Общность механизмов, проявляющихся в интересе самцов Macaca mulatta и Homo sapiens к ягодицам сородичей, не вызывает сомнения. Кстати, как показывает анализ движений глаз, даже если на рассудочном уровне мужчина вовсе не проявляет эротической заинтересованности в женщине, его взгляд едва ли не в первую очередь «сканирует» округлости фигуры представительницы противоположного пола. Таким образом, читатели журналов светских сплетен и потребители фотографий звезд, добытых удачливыми папарацци, тешат ту же часть своей психики, что и расстававшиеся с порцией сока макаки. Интересно, а «по какой статье» проходят размещаемые в общественных местах портреты лидеров социальных групп? — Д.Ш.

Новости подготовили

Галактион Андреев
[galaktion@computerra.ru]
Тимофей Бахвалов
[tbakhvalov@computerra.ru]
Артем Захаров
[azak@rbcmail.ru]
Евгений Золотов
[sentinel@computrra.ru]
Виктор Каплунов
[victor@yoshkar-ola.ru]
Бёрд Киви
[kiwi@computerra.ru]
Денис Коновальчик
[dyukon@computerra.ru]
Дмитрий Шабанов
[bio_news@list.ru]
Антон Шириков
[empiria@mail.ru]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.