Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Печатные пряники

Архив
автор : Андрей Сокольников   02.02.2005

На сайте компании Epson можно встретить статью, которая доверительно делится с нами фундаментальной трудностью, с которой сталкиваются пользователи цифровых фотокамер: «готовые распечатанные изображения отличаются от желаемых».

На сайте компании Epson можно встретить статью, которая доверительно делится с нами фундаментальной трудностью, с которой сталкиваются пользователи цифровых фотокамер: «готовые распечатанные изображения отличаются от желаемых». Вряд ли технологии, о которых повествуется ниже, наилучшим образом и навечно избавляют от этого рака головы, но заметно ослабить головную боль у любителей художественной ловли фотонов они способны.

Современные цифровые камеры и фотопринтеры за последние годы обросли броскими наклейками логотипов Exif Print, Print Image Matching, PictBridge, DPOF и т. п., однако опыт общения как с бывалыми, так и с едва оперившимися владельцами цифровых камер показывает, что первые, даже если понимают, о чем идет речь, зачастую высокомерно недооценивают эти технологии, а вторые так и не постигли их сущность и не представляют себе сценариев применения. Итак, поговорим о родственных технологиях EXIF и PIM, расширяющих возможности автоматизированной корректной обработки цифровых фотографий при выводе на печать. Нелегко выбрать, с какой из них начать, а говорить сразу о нескольких чересчур сложно. Поэтому, следуя морали известного анекдота, мы начнем резать серого гуся, а белый пусть пока поскучает.

EXIF 2.2/EXIF Print

Аномальная аббревиатура EXIF (EXchangeable Image File) должна быть знакома большинству цифрографов — без мала все современные цифровые камеры могут включать в файлы изображений данные, оговоренные этим стандартом. К тому же в Windows XP встроено средство распознания его тегов. EXIF выпорхнул из-под крылышка JEITA (Japan Electronics and Information Technology Industries Association) в 1996 году (версия 1.0), когда назрела необходимость в едином стандарте для производителей цифровых камер. Хотя формально стандарт японский, в условиях глобализации и засилья ТНК его можно считать общемировым. Едва возникнув, EXIF стал прытко эволюционировать и уже через два года достиг версии 2.1, в которой здравствовал вплоть до 2002 года. Эта версия получила широчайшую поддержку индустрии и стала основой для современного варианта стандарта.

Файл, сохраненный в EXIF 2.1, может содержать основную картинку как в сжатом виде (JPEG), так и в несжатом (TIFF), или в обоих одновременно. Вся дополнительная информация хранится в заголовке файла: это могут быть аудиоданные (например, речевой комментарий к фотографии, который позволяют записывать многие камеры) и уменьшенные копии картинки («thumbnails» в формате JPEG). Кроме того, файл может содержать теги, описывающие условия съемки (выдержка, светосила, присутствие вспышки и т. д.), а также другую информацию — например, производителя и модель камеры, дату и время съемки.

В начале этого века возник повод усложнить формат — дабы открыть дорогу качественной автоматической обработке снимков для печати. В 2002 году JEITA приняла стандарт EXIF 2.2 (известный также под названием EXIF Print). Он представляет собой расширение предыдущей версии, ориентированное на печать и содержащее в связи с этим дополнительные теги, которые описывают настройки камеры при захвате изображения. Радости новой версии в документах JEITA объясняются следующим образом. Принтеры обычно подразумевают некоторые усредненные условия съемки. После анализа изображения принтеры обрабатывают его в соответствии с такой условной точкой отсчета. К сожалению, это не всегда позволяет добиваться хорошего качества отпечатков. К примеру, ночной снимок принтер может счесть недодержанным и попытается скорректировать экспозицию, что, разумеется, приведет к плачевному результату. Файл формата EXIF Print камеры пичкают огромным количеством информации о том, как был произведен захват снимка. И на основе анализа этих данных принтер может варьировать алгоритм обработки от снимка к снимку, учитывая их уникальность (возвращаясь к нашему примеру: узнав, что снимок делался в режиме «Night Scene», принтер избежит ошибки с компенсацией «недостаточной» выдержки).

Среди данных, которые становятся доступными принтеру, — выдержка, баланс белого и условия освещения, яркость объекта, расстояние до объекта и многое другое. Скажем, если снимок сделан со вспышкой, принтер может скорректировать экспозицию для случая, когда свет вспышки не достал до объекта съемки. Если на камере был выбран тип сцены «Портрет», то принтер может подправить контраст для достижения естественности телесного цвета, в случае ночной сцены — включить подавление шума и усиление мягких тонов, а для пейзажа увеличить контрастность, резкость и насыщенность цветов. Если экспозиция или баланс белого при съемке были автоматическими, то они могут быть скорректированы перед печатью (а если выставлены вручную — корректировка не производится; то есть принтер ведет себя по-разному, оценивая степень вмешательства пользователя в процесс съемки).

Следует упомянуть об одной проблемке, связанной со всеми этими данными. Когда файлы изменяются (или просто открываются и сохраняются) при помощи программ-редакторов, вспомогательная информация может потеряться, поскольку она предназначена для печати без участия человека. В последнее время, правда, здесь наметился кое-какой прогресс — появляются соответствующие плагины для Photoshop и т. д.

Epson PIM II/III

Идея автоматически оптимизировать фотографии с учетом условий съемки родилась не на пустом месте. До принятия стандарта EXIF 2.2 она уже успешно опробовалась на практике — в камерах и принтерах Epson. Именно этот производитель в 2001 году представил технологию PIM (PRINT Image Matching), а другие фирмы подхватили почин и лицензировали ее. Среди них на данный момент пятнадцать компаний (Casio, Konica Minolta, Nikon, Olympus и другие не менее громкие имена), то есть большинство ведущих производителей цифровых фотоаппаратов.

И PIM, и EXIF Print призваны решать одни и те же задачи, но первая является собственной разработкой Epson, а вторая — всеобщим стандартом (кстати, вся информация PIM сохраняется в тегах EXIF). По существу, появление EXIF Print было обусловлено успехом PIM и вожделением индустрии заиметь «такое же, как у Epson». Обе технологии в настоящее время сосуществуют, а PIM совсем недавно (30 июля) обновилась до версии PIM III. PIM ориентирована на «интеллект» камеры (и, наверное, на некоторое увеличение цены) и дает ей возможность контролировать обработку снимков в соответствии со своими индивидуальными качествами. То есть именно камеры задают цветовое пространство, гамму, контраст, яркость, цветовой баланс и прочее. Стандарт EXIF Print, напротив, ориентирован на «сообразительность» принтера (или его драйвера) и позволяет ему (исходя уже из своих особенностей) корректировать изображения на основе данных об условиях съемки. Человек при использовании любой из этих технологий (или обеих одновременно, что также возможно) должен делать одно и то же — отдыхать.

Сильной стороной PIM является концентрация на таком параметре, как цветопередача. Качество фотографии определяется множеством параметров, и адекватность цветопередачи — один из самых критических. Цифровая фотография здесь особенно уязвима; проблема эта давняя и, возможно, некоторым уже набившая оскомину, однако ее суть стоит повторить. Контроль над снимком осуществляется посредством монитора, а его цветовое пространство (sRGB) — более узкое по сравнению как с возможностями камеры при захвате изображения (YCbCr), так и с возможностями принтера при печати этого изображения (CMYK). В результате пересчета часть цветовой информации «сжимается», теряется (особенно в зеленой и сине-зеленой областях). И это заставляет пользователей пытаться хоть как-то подправить изображение, что при отсутствии должной сноровки может привести к дальнейшей деградации картинки. PIM решает эту проблему, автоматически совмещая цветовое пространство камеры и принтера, минуя ограничивающий «трафарет» и тем самым сохраняя цвета, недоступные в пространстве sRGB. Есть и другая загвоздка, решаемая PIM: технология позволяет совместить уровень гаммы принтера с уровнем гаммы камеры, что гарантирует сохранность при печати изначальной яркости изображения.

Если говорить о различиях версий, то в PIM II добавилось два новых параметра — регулировка подавления шума и средство для создания новых сцен (чтобы не заставлять камеры ограничиваться предопределенным набором, заложенным разработчиками технологии). Появилась также поддержка несжатого изображения в формате RGB-TIFF. В следующей версии, PIM III, были усовершенствованы функции цветовой коррекции, а также появилась команда, позволяющая печатать качественные монохромные снимки.

PictBridge

И EXIF Print, и PIM подразумевают всё большее отчуждение компьютера (да и пользователя тоже) от посредничества в цифровой печати. Поэтому разумно вывести его за скобки, оставив ему только транспортировочные функции (от порта камеры к порту принтера), а то и вовсе исключить за ненадобностью. В последнем случае пригодится один сравнительно недавно появившийся стандарт PictBridge (CIPA DC-001-2003), позволяющий напрямую соединить принтер и камеру. Сразу скажем, что PictBridge — это в первую очередь средство не улучшения качества печати, а удобный транспорт, вспомогательный механизм для ее осуществления на принтерах, например, не имеющих собственного цветного дисплея.

PictBridge вышел на сцену в 2003 году. Он обязан своим появлением усилиям шести компаний (Canon, Fuji, HP, Olympus, Epson и Sony), обратившихся в CIPA (Camera & Imaging Products Association) со спецификацией, изначально названной DPS (Digital Photo Solutions), чтобы стандартизовать ее. Движущей силой здесь послужило стремление унифицировать связь цифровых камер и принтеров, поскольку у разных компаний уже начали появляться свои наработки и даже коммерческие продукты на их основе, разумеется, несовместимые между собой. С принятием стандарта стало возможным распечатывать фотографии с любых цифровых камер на любых фотопринтерах, если они поддерживают PictBridge, вне зависимости от производителя.

Используя PictBridge, можно управлять печатью через камеру: выбирать один или несколько снимков для печати, печатать лист с набором уменьшенных снимков (индекс), печатать выделенную часть изображения, указывать точные размеры отпечатка, а также получать на дисплее информацию о ходе печати, статусе и ошибках. В настоящее время PictBridge стойко ассоциируется с USB (что неудивительно из-за его широкого распространения в качестве интерфейса как для принтеров, так и камер), однако базовой идеей спецификации является независимость от физического интерфейса, поэтому со временем его можно будет использовать с другими интерфейсами. В случае с USB хостом является принтер, а подключенным устройством — камера (кстати, это может быть не только камера, а вообще любая вещица, способная работать с цифровыми изображениями, — скажем, КПК или сотовый телефон).

Несмотря на молодость PictBridge был воспринят производителями на ура, и теперь редко встретишь анонс новой камеры, которая не поддерживает этот стандарт (то же можно сказать и о фотопринтерах). Ввиду софтверной сущности стандарта некоторые производители предлагают обновления прошивки для своих старых продуктов, дабы придать им совместимость с PictBridge. Это касается в основном камер (Canon, Olympus, Fuji, Ricoh и другие), однако и некоторые производители принтеров предоставляют такую возможность (например, тот же Canon).

DPOF

Печать снимков с цифровой камеры без участия компьютера может оказаться неудобной при большом количестве фотографий, когда пользователю не нужны они все. Выбор снимков и параметров печати вручную отнимает много времени. Он становится особенно дискомфортным при обращении в фотолаборатории: как и в случае традиционной фотографии, там обязательно что-нибудь напутают, сделают не так, да и самому заказчику ошибиться проще простого. Для решения этой проблемы объединились четыре ведущие компании — Canon, Kodak, Fuji и Matsushita. В результате появился стандарт DPOF (Digital Print Order Format), который позволяет выбирать фотографии для печати прямо на камере, а вся информация сохраняется на носителе вместе со снимками. Впоследствии эта информация может использоваться при печати на совместимом принтере или в фотолаборатории без участия фотографа.

В настоящее время спецификация существует в версии 1.10, причем уже довольно давно — с июля 2000 года, так что, видимо, развиваться ей особо некуда. В основные функции входит собственно выбор снимков для печати. В процессе предварительного просмотра на экране камеры пользователь отмечает фотографии, которые нужно распечатать, и указывает количество копий (кроме того, можно «заказать» печать индексной страницы со всеми выбранными снимками). Эта информация (а также информация о формате файлов, аннотации к снимкам) сохраняется на носителе в специальном файле autoprint.mrk в папке MISC. Впоследствии — например, при печати на принтерах, не имеющих ЖК-экрана для просмотра, — вам не придется вспоминать имена файлов — процесс печати полностью автоматизирован. Никаких интеллектуальных коррекций DPOF не предусматривает — будут использоваться настройки и метод обработки (PIM, Exif Print или полное отключение коррекций), заранее выбранные для того или иного печатающего устройства. Кроме того, существует набор дополнительных функций (всё, что отличает версию 1.10 от 1.0). Из них к печати относятся возможности размещения нескольких снимков на одном листе и указание размера отпечатка. Еще два дополнения связаны с другими устройствами, которые помимо принтера могут использоваться с цифровой камерой. Автопередача по Интернету или факсу позволяет задать для снимка сообщение и адрес электронной почты (номер факса). Список автовоспроизведения позволяет использовать носитель при демонстрации слайд-шоу, например, на мультимедийных проекторах.

Многие производители цифрового фотооборудования откликнулись на инициативу, и теперь в камерах различных фирм (Sony, Epson, Casio и др.) имеется поддержка этого стандарта. Использование DPOF активно приветствуется цифровыми фотолабораториями, поскольку существенно ускоряет принятие и выполнение заказа, но, увы, такой сервис по-настоящему работает только на Западе. В России нам не удалось найти ни одну цифровую мини-лабораторию, принимающую заказы, так сказать, непосредственно с флэшки. При использовании DPOF, вероятно, оставалось бы только письменно подтвердить, что претензий к выборке не будет — но в наших палестинах по-прежнему зачастую требуют указать номера файлов на бумажном бланке…

Можно констатировать, что тотальное отделение цифровой фотографии от компьютера не только перспектива, но уже и данность. Технологии EXIF Print и PIM близки к тому, чтобы навсегда снять вопрос сложности цифровой фотографии для любителей (профи неизлечимы и все равно будут заниматься коррекцией вручную, однако и в этом случае Exif и PIM не бесполезны), а PictBridge позволяет печатать снимки напрямую. Продвинутые современные принтеры имеют разъемы для флэш-карт и ЖК-экраны, так что камеру можно вообще никуда не подключать. Но у стандарта PictBridge, учитывая его безотносительность к физическому интерфейсу, неплохой потенциал. Здесь особенно красивые ракурсы рисуются, если вспомнить беспроводную связь.

В теории — радужные краски пресс-релизов и четкие линии стандартов. Но есть уже и большая практика, показывающая, чему можно верить, что действительно полезно использовать и на что лучше даже не тратить времени. Еще раз напомним, что PictBridge и DPOF непосредственно на качество фотоизображений не влияют, а служат лишь транспортными инструментами, переносящими в том числе теги технологий EXIF Print и PIM. При этом важно помнить, что PictBridge и совместимые с DPOF печатные устройства вовсе не принимают снимки в проприетарных RAW-форматах, а способность обрабатывать записанные камерами TIFF-файлы — большая редкость.

Сценарии применения EXIF Print и PIM, на наш взгляд, требуют дополнительных пояснений. Возьмем для примера камеры Canon EOS 300D, Nikon D70 и Sony CyberShot F828. Все они пишут файлы в EXIF 2.2, а F828 приписывает еще и PIM-данные (PIM II). Все три поддерживают стандарт PictBridge. А для вывода возьмем принтеры Canon Pixma i6000D, Epson Stylus Photo R300 и Epson PictureMate. Предельный и абсолютно прогнозируемый по возможностям и качеству случай — списывание снимков на жесткий диск компьютера и последующая обработка и печать в/из Adobe Photoshop (ей-богу, ну не придумано и не документировано в этой жизни ничего лучше, чем этот легендарный пакет). Лишний раз подчеркнем, что для максимальной отдачи в качестве рабочего цветового пространства желательно установить Adobe RGB 1998, а файлы с фотокамер надо открывать, игнорируя встроенный профиль sRGB. Снимки, записанные продвинутыми камерами, например Canon EOS 300D или Nikon D70, в расширенных пространствах (на языке программы Exifer это строка «Сolor Space — Uncalibrated», см. скриншоты) по умолчанию откроются без потери информации. Далее — любые коррективы на ваш вкус и управление печатью вплоть до указания профилей фотобумаги. PIM- и EXIF-теги чистым «Фотошопом» полностью игнорируются. Любые автокоррекции (Auto Levels/Contrast/Color) опираются на сложные алгоритмы, распоряжающиеся всеми доступными вычислительными ресурсами компьютера, и хотя далеко не всегда приводят к желаемому результату, в отдельных несложных случаях могут почти безупречно (если отыщется серое поле) исправить даже неправильно выбранный камерой баланс белого.

Если понадобится увеличить цветовой охват снимка и/или вывести его на печать на принтере, поддерживающем PIM, с максимальным (по теории Epson) качеством, есть еще один метод — файл можно импортировать в Photoshop при помощи плагина PIM (в данный момент доступна версия PIM II) с сохранением назначаемого им специального профиля Epson RGB 2001, а далее уже распорядиться как душе угодно. Возможны три варианта использования этого плагина: Color Extensions Only (задействование цветового пространства с большим охватом), EXIF Print (см. скриншот) и Print Image Matching II. Второй и третий случаи, теоретически, предназначены главным образом для вывода на печать на соответствующих принтерах (EXIF Print сейчас поддерживают все производители), ибо при выборе этих пунктов снимок дополнительно подвергается психовизуальному прихорашиванию, которое наверняка не всем понравится — по чуть-чуть усиливаются резкость, контрастность, иногда насыщенность.

Если Photoshop недоступен (по деньгам или уму), для более или менее автоматизированной печати на означенных выше принтерах можно использовать поставляемые с ними программы Epson PhotoQuicker и Canon Easy-PhotoPrint. Первая умеет считывать и анализировать как специфические PIM-теги, так и универсальные для EXIF 2.2, предварительно отображая вектор коррекции изображения (всей системы: принтер—драйвер—PhotoQuicker). Easy-PhotoPrint проще и поддерживает только EXIF-печать.

Без участия компьютера с большинства современных камер на подавляющей массе фотопринтеров можно печатать через PictBridge или, что встречается значительно реже (выше для примера указаны как раз такие модели), прямым считыванием снимков с карт памяти в принтере. Здесь подход такой: техника Epson может анализировать как PIM-, так и EXIF-данные; все остальные — только EXIF. На этом сценарии действительно прямой печати исчерпываются, далее можно только уточнять, какие настройки в камере и принтере какому подходу соответствуют — PIM-коррекция, EXIF-коррекция, без обработки, с обработкой собственными алгоритмами (встречается в принтерах HP и Canon).

Переходим, наконец, к главному вопросу — что все это реально дает? (Photoshop, понятное дело, не обсуждаем.) Согласно стандарту, анализ большинства EXIF-полей для принтеров (или их управляющего софта при выводе с компьютера) факультативен, то есть чем меньше принтер внесет отсебятины, тем не хуже. Но отсебятина есть, причем не всегда предсказуемая. Самый яркий и актуальный пример: по стандарту, когда принтер видит, что снимок был сделан с автобалансом белого, ему позволено поправить решение камеры, если та явно ошиблась (если баланс был выставлен вручную — принтер палец о палец не ударит, уважая ваш художественный замысел). Многочисленные натуральные варианты уже не умещаются в журнальную площадь, поэтому выдам краткий вербальный итог: ни PIM-, ни EXIF-процесс, ни тем более всевозможные «улучшайзинги» (опции Vivid, PhotoEnchance и иже с ними) не способны унять багровый оттенок от ламп накаливания; с зимней синевой PIM-процесс справляется относительно удачно, а у EXIF-анализа раз на раз не приходится. Одним словом, у камеры с принтером даже на двоих никогда не хватит мозгов отыскать серое поле, как делает Auto Levels в «Фотошопе». Специализированные процессоры принтеров весьма смекалисты в специфических расчетах, но оперативной памяти им выдается с гулькин нос: например, в Epson Stylus Photo R300, который может печатать с флэш-карт напрямую, ее, по самым оптимистическим оценкам, всего 48 Мбайт (для справки, 6-мегапиксельный снимок — это битмап на 17 Мбайт). С другой стороны, алгоритмы принтеров никогда не ошибаются радикально, дабы не тратить расходные материалы пользователя. В итоге снимки, как правило, выглядят не точно, а сочно.

Илья Хрупалов
[khi@computerra.ru]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.