Интернет, который всегда с тобой
АрхивНебольшой зал в гостинице «Националь», в котором 17 декабря прошлого года проходила торжественная церемония подписания договора между крупнейшим японским сотовым провайдером NTT DoCoMo и российским оператором МТС оказался переполнен — одних телекамер присутствовало аж четыре штуки.
Небольшой зал в гостинице «Националь», в котором 17 декабря прошлого года проходила торжественная церемония подписания договора между крупнейшим японским сотовым провайдером NTT DoCoMo и российским оператором МТС оказался переполнен — одних телекамер присутствовало аж четыре штуки.
Интерес пишущей и показывающей братии к этому событию не случаен — с приобретением лицензии на технологию i-mode у МТС появляется шанс стать первым GSM-оператором в России, оказывающим услуги мобильной связи третьего поколения.
I-mode — это японская альтернатива WAP, не получившей особого развития технологии доставки интернет-контента на сотовые телефоны. Отличие i-mode в том, что сайты, сделанные по этой технологии, являются самостоятельным продуктом творчества дизайнеров, а не просто усеченным вариантом обычного WWW, рассчитанным на куцые возможности экранов мобильников. Но на этом различия между WAP и i-mode не заканчиваются: последняя еще и интегрирует в себе такие услуги, как электронная почта (с возможностью ее получения и отправки как с мобильников, так и с обычных компьютеров), специфические виды посланий (например, i-motion mail, то есть отправка видеоклипа, снятого встроенной видеокамерой) и даже теле- и видеоконференции.
Об успехах i-mode у себя дома может говорить тот факт, что из 49 млн. абонентов NTT DoCoMo на нее подписаны 42 млн., что составляет больше половины вообще всех пользователей сотовой связи в Японии (77 млн.). Сейчас японцы заключили договора с большинством крупнейших европейских операторов, причем российский рынок потенциально считается самым перспективным. Услуга начнет работать в конце 2005 года, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, затем, в период до 2008 года, охватит крупные города-миллионники. МТС прогнозирует в случае успеха вовлечь до 5–7% российских пользователей.
Интересна модель привлечения контент-провайдеров, без усилий которых, естественно, ничего развиваться не будет: МТС не планирует создавать контент сама, но предлагает поделиться прибылью от продажи услуги с теми, кто возьмет на себя обязанность создания информационных и развлекательных i-mode сайтов. В Японии у DoCoMo таких партнеров больше двух тысяч, создавших в общей сложности четыре с половиной тысячи сайтов, предоставляющих новости, прогнозы погоды, интернет-магазины (или их нужно назвать мобильными?), карты местности и много всего другого, включая даже специальную систему электронных платежей.
Для того чтобы воспользоваться услугой, необходим специальный аппарат. До сих пор такие телефоны выпускали только азиатские производители (Mitsubishi, Panasonic, NEC, LG и некоторые другие), причем среди 16 имеющихся на данный момент GSM-моделей разных производителей подозрительно много аппаратов с одинаковыми цифровыми индексами (341i и 342i), что наводит на мысль об общем происхождении базовой начинки. Европейский аппарат с поддержкой i-mode пока только один (SG321i от малоизвестной у нас фирмы Sagem), однако в наступившем году выпуск таких телефонов, по заявлениям представителей NTT DoCoMo, будет налажен в Nokia, Siemens, Motorola и некоторых других компаниях. На российском рынке пока вообще нет ни одной модели с поддержкой i-mode, но президент ОАО МТС Василий Сидоров заверил собравшихся, что некоторые аппараты сейчас находятся в стадии сертификации и к моменту появления услуги будут в продаже. Немаловажно, что, по его словам, ценовой диапазон не выйдет за пределы разумного — аппарат i-mode должен стоить у нас от 150 до 300 долларов.
И все же энтузиазм докладчиков (эмоциональное выступление управляющего директора NTT DoCoMo Такеши Напуно даже вызвало аплодисменты) не сумел полностью развеять общий скептический настрой аудитории. Как заметил один из журналистов, в России половина пользователей сотовой связи ни разу не отправила ни одной эсэмэски. Не особенно приживаются у нас и мобильники с фотокамерами. Что ж, поживем — увидим, насколько японской технологии удастся переломить общий настрой отечественного пользователя на то, что «телефон существует для того, чтобы разговаривать».