Если у вас нету денег…
АрхивШестая Международная выставка Tele-Radio Broadcast Expo 2002, проходившая в Москве в начале ноября, сенсацией, увы, не стала. Впрочем, ничего сверхъестественного от нее и не ждали. Единственной заслуживающей внимания новостью стала полученная впервые официальная поддержка американской National Association of Broadcasters, которой принадлежит главное ежегодное шоу мировой телевизионной индустрии.
Шестая Международная выставка Tele-Radio Broadcast Expo 2002 (TRBE), проходившая в Москве в начале ноября, сенсацией, увы, не стала. Впрочем, ничего сверхъестественного от нее и не ждали. Единственной заслуживающей внимания новостью стала полученная впервые официальная поддержка американской National Association of Broadcasters, которой принадлежит главное ежегодное шоу мировой телевизионной индустрии.
В целом же спустя год выставка почти не изменилась. Именно «почти» - потому что кое-что изменилось к худшему. Помимо скромных масштабов, отсутствия стендов ведущих мировых производителей и минимального количества сделок, заключенных в дни работы экспозиции, у отечественного аналога шоу NAB и IBC появилась еще одна незавидная особенность: исчезло ощущение праздника. Этому поспособствовал и переезд TRBE из Гостиного Двора в Экспоцентр на Красной Пресне: если раньше выставку можно было сравнить с милой светской дамой, то теперь скорее - с суетливой и бесцеремонной торговкой.
Впрочем, несмотря ни на что, TRBE по-прежнему пытается уследить за тенденциями развития радио и телевидения. Телекомпании все больше обрастают цифровыми системами, освобождаясь от аналоговых. Цифровую съемочную аппаратуру, комплексы для нелинейного монтажа, компьютерные системы автоматизированного теле- и радиопроизводства, титрования, распределения рекламных блоков и вставок, - все это можно было увидеть на выставке в изобилии. Попадают сюда и последние новинки от лидеров мировой промышленности (прежде, конечно, побывав на более престижных шоу). В России их представляют местные представительства или дилеры компаний-производителей.
Итак, что новенького было на этот раз?
Sony показала несколько свежих моделей формата DVCAM. Одна из них - компактный мегапиксельный профессиональный камкордер DSR-PDX10P. При работе в условиях низкой освещенности он немного уступает лидеру продаж Sony - камере DSR-150P, зато дает лучшее качество записи в режиме 16:9 и при съемке статичных изображений. Другая новинка от Sony - портативный дисковый рекордер DSR-DU1, работающий с камкордерами DVCAM и Sony DV, оснащенными интерфейсом i.Link. Он обеспечивает до трех часов записи видео и позволяет использовать при записи кэш-память (8 секунд). Эта функция полезна, когда важно не пропустить начало действия, движения, фразы и в то же время сэкономить место на диске. В рабочем состоянии рекордер всегда «помнит» последние 8 секунд видео, попадающие в объектив, и при активации записи позволяет записать и эти пропущенные кадры (вместе со звуком). Завершает «композицию» студийный дисковый рекордер DSR-DR1000P со временем записи более шести часов. Изюминка аппарата - возможность одновременной записи и воспроизведения: записываемый с одного источника материал становится сразу доступным для воспроизведения. Все три модели были выпущены в начале года и впервые продемонстрированы на апрельском шоу NAB-2002.
Panasonic тоже привезла на TRBE модель, уже блеснувшую в Соединенных Штатах. За день до открытия выставки в просмотровом зале киноконцерна «Мосфильм» состоялась презентация камеры для цифрового кинематографа Panasonic Varicam AJ-HDC27FE, пользующейся в Японии большой популярностью. Это именно электронная кинокамера, а не видеокамера. Благодаря функции «кино-гамма» аппарат может оптимально передавать полутона при последующем переводе изображения на кинопленку с помощью системы ArriLaser. Интересно, что стоимость десятиминутного исходного материала, отснятого камерой AJ-HDC27FE, составляет 20 долларов, тогда как те же десять минут при 35-мм кинопроизводстве обходятся примерно в 3000 долларов (с учетом стоимости проявки). В Японии с помощью Panasonic Varicam уже снято десять полнометражных фильмов.
Были новинки и от фирмы JVC, которая продемонстрировала новое поколение оборудования для профессионалов: камкордер GY-DV5000 и видеомагнитофоны BR-DV6000 и BR-DV3000.
К сожалению, презентации отечественных промышленников показали, что нам пока похвастаться нечем. Кое-что, конечно, существует на бумаге и ежегодно анонсируется (с некоторыми изменениями) на конгрессе Национальной Ассоциации телерадиовещателей (НАТ), проходящем в рамках выставки. Однако главные мировые тенденции - переход на цифровое вещание, развитие электронного кино и интерактивного телевидения, комплексная автоматизация производства программ и вещания - в России пока чувствуются лишь в бесчисленных исследованиях и малоубедительных экспериментах, на воплощение которых порой банально нет денег. Многие доклады, сделанные на Конгрессе, можно отнести к категории вечных тем, например «Информационные модели интерактивных приложений в цифровом спутниковом телевидении» (компания «Рикор») или «Опыт создания отечественного гибридного телевизора» (МНИТИ). До внедрения же этих проектов в жизнь дело пока не дошло.
И еще один неутешительный итог TRBE-2002. Немало нынешних экспонентов хотят отказаться от участия в следующем году, справедливо полагая, что это себя не оправдывает. Здесь, правда, постаралась английская компания ITE Group, партнер НАТ по организации выставки, резко повысив арендную плату за стенды. Если к осени 2003-го ITE не умерит аппетиты, делать на TRBE будет нечего.